Зима пришла: Учимся «читать» маркировку шин и дисков

Поділитися:

Межсезонье, особенно затянувшееся, как в этом году – время, когда вопрос замены шин стоит особенно остро. Оглянуться не успеем, как на дорогах прочно обоснуются гололедица и снег. К этому моменту (если по какой-то нелепой случайности вы до сих пор этого не сделали) нужно успеть «переобуть» автомобиль в зимние шины. Но прежде их нужно выбрать и купить. О том, какими бывают шины и чем они отличаются друг от друга, мы уже подробно рассказывали, поэтому сегодня остановимся на «чтении» маркировки, чтобы вы четко понимали, какая шина перед вами и подходит ли она вашему автомобилю. А поскольку часто автомобилисты предпочитают производить сезонную замену шин, заблаговременно бортированных на диски (так быстрей и дешевле), заодно разберем и маркировку колесных дисков, дабы и их выбор не ставил вас в тупик.

Для начала уточним, что параметры подходящих вашему автомобилю шин и дисков указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля. Их желательно придерживаться, но порой от правил можно и отступить. Для этого-то и нужно знать, что означают буквы и цифры маркировок, чтобы не выбросить деньги на ветер.

Итак, шины. Их сезонная принадлежность может быть обозначена банально снежинкой или надписью Winter (если речь о зимних), либо зашифрована аббревиатурами. Например, M&S или M+S означает Mud and Snow, то есть слякоть и снег. Такая маркировка наносится на зимние, всесезонные и летние внедорожные шины. Английские слова Rain, Aqua, Water, Aquatred и Aquacontact, как и просто нарисованный зонтик, говорят о том, что протектор шин оптимизирован для максимально эффективного отвода воды. Иными словами, так обозначаются шины для мокрых дорог. А буквы AS, R+W, AW и A.G.T. расшифровываются как All Seasons, Road+Winter, Any Weather и All Grip Traction соответственно, то есть говорят о том, что перед нами всесезонные шины.

Размерность же шин зашифрована в коде, который выглядит, например, так - 255/55 R16. В данном случае цифра 255 означает ширину профиля шины в миллиметрах, 55 – это процентное соотношение высоты профиля шины к ее ширине, буква R свидетельствует о радиальной конструкции шины, а следующая за ней цифра 16 говорит о посадочном диаметре шины в дюймах. В определенной степени эти параметры являются ключевыми, поскольку неправильный выбор размерности шин влечет за собой ряд последствий. Если шины больше, чем нужно, они могут касаться кузова или элементов шасси, а меньший диаметр приведет к уменьшению дорожного просвета. Кроме того, отклонения от рекомендованных размеров шин непременно сказываются на точности показаний спидометра, а от ширины профиля напрямую зависит уровень сцепления с дорогой (чем больше пятно контакта, тем лучше), сопротивление качению (читай – расход топлива) и способность противостоять аквапланированию. Не говоря уже о том, что высота профиля влияет на управляемость и комфорт. Причем, выбирать обычно приходится либо то, либо другое: высокий профиль – больше комфорта, низкий профиль – лучше управляемость.

Важными параметрами шин являются также индексы скорости (предельно допустимой) и нагрузки (грузоподъемности), имеющие буквенно-цифровое обозначение. Например, шифр 80H говорит нам о том, что шина выдерживает 450 кг массы при скорости не более 210 км/час. Правильно рассчитать эти значения поможет таблица индексов скорости и, соответственно, таблица индексов нагрузки.

Минимально необходимый индекс нагрузки для вашего автомобиля высчитывается исходя из максимальной нагрузки на ось при его полной массе. Поделите это значение на два и подберите в таблице ближайшее значение, округлив его в сторону увеличения. А еще лучше накиньте процентов 15-20 прозапас. То же касается и индекса скорости – желательно увеличить нужную вам цифру примерно на 10-15%, поскольку такая прибавка вполне возможна при движении на затяжном спуске или при сильном попутном ветре.

Некоторые специалисты утверждают, что для эксплуатации в сложных дорожных условиях желательно выбирать шины с большим, чем нужно, индексом нагрузки, связывая это с тем, что они прочнее и менее подвержены повреждениям. Логика в этом, безусловно, есть, но если уж на то пошло, то для бездорожья существуют специальные шины, которые маркируются символами SUV или 4х4. А если в маркировке встречается буква С, то это говорит о том, что шина предназначена для легкого коммерческого транспорта, то есть минивэнов, фургонов и небольших грузовиков.  У таких шин индекс грузоподъемности двойной. Например, 104/102Q, где первая цифра говорит о грузоподъемности колеса в односкатном варианте, а вторая – в двухскатном.

Теперь о Run Flat или RunOnFlat. Это шины, которые позволяют проехать какое-то расстояние даже при потере воздуха, избавляя от необходимости возить с собой запасное колесо. Технология очень интересная и требует отдельного разговора, а здесь отметим лишь, что у разных производителей подобные шины по-разному называются. У Michelin, например, это ZP (Zero Pressure), у Continental – SSR (Self Supporting Run Flat), у Goodyear – EMT (Extended Mobility Technology) и так далее.

Есть еще и потребительская информация о шинах, которая не влияет на технические нюансы подбора, но несет информацию об эксплуатационных свойствах продукта. Такая информация содержится на наклейках, уже несколько лет в обязательном порядке прилагающийся к шинам, поступающим на европейский рынок.  По ней легко сравнить те или иные параметры конкурирующих моделей от разных производителей.

В принципе, ничего сложного в понимании информации на наклейке нет. Надо лишь учитывать, что приведенные данные определяются по стандартной методике, ориентированной на летние условия эксплуатации, поэтому не удивляйтесь, что зимние шины, даже самые дорогие, выглядят по сравнению с летними не самым лучшим образом. Разработка методики для зимних шин пока только в планах.

И напоследок коротко, но по сути, о маркировке колесных дисков. Ключевых параметров не так уж много. Рассмотрим такой пример маркировки - 8.5Jx18 H2 5x120 ET45 d74.1, где:

  • 8.5 – посадочная ширина обода в дюймах. Несоответствие штатным размерам приводит к ухудшению ездовых характеристик шины, допустимое отклонение – от 0,5 до 1,0 дюйма;
  • Jх18 – монтажный диаметр обода в дюймах;
  • H2 – индекс конструкции хампов (служебная информация для специалистов);
  • 5x120 – количество крепежных отверстий и диаметр (в мм) их расположения относительно оси вращения колеса (отклонения не допускаются). Этот диаметр обозначают как PCD. В нашем случае количество посадочных болтов рано 5 и PCD равен 120 мм;
  • ET45 – вылет диска (в мм). Это расстояние между привалочной плоскостью колеса (плоскость, которой диск прижимается к ступице) и осью симметрии обода. В нашем случае вылет равен 45 мм. Уменьшение вылета допустимо в пределах 10 мм. Увеличение вылета недопустимо, поскольку диск может задевать расположенный внутри него тормозной механизм;
  • d74.1 - диаметр (в мм) центрального отверстия, которое измеряется со стороны привалочной плоскости. В нашем случае равен 74.1 мм. Многие производители легкосплавных дисков делают центральное отверстие большего диаметра, а для центровки на ступице используют переходные(центровочные) кольца, надежно фиксирующие диск, исключая возможность возникновения вибраций.

Какие диски подходят вашему автомобилю – смотрите в инструкции по эксплуатации. И, конечно же, не забудьте сопоставить размерность дисков и шин. Если самостоятельно сделать это вы не можете, лучше не экспериментировать и сразу обратиться за помощью к специалистам.  Да не откладывайте – лучше «переобуться» раньше времени, чем отмечать День жестянщика. Берегите себя!

8 декабря 2015 года. , InfoCar.ua

Оцініть статтюtable=infocar_main2.mats__mats&id=9652 (оцінок - 20, середній бал - 5) жах погано так собі добре супер

Обговорення статті

Коментарів поки ніхто не залишив. Станьте першим!

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація

Також читайте:
  • Тест зимних шин Nokian Hakkapeliitta R2Тест зимних шин Nokian Hakkapeliitta R2

    Два с лишним года назад, осенью 2013-го, компания Nokian Tyres вывела на рынок шину Hakkapeliitta R2 и нанесла тем самым серьезный удар по конкурентам. После первых же испытаний эксперты в один голос заявили, что Hakkape ...

  • Welcome to Hell! Самый северный полигон для испытаний шинWelcome to Hell! Самый северный полигон для испытаний шин

    Welcome to Hell! White Hell! Такими словами приветствуют журналистов сотрудники Nokian Tyres у ворот знаменитого испытательного полигона «Белый ад» в Ивало. ...

  • «Лысая» зима. Чем опасны изношенные шины?«Лысая» зима. Чем опасны изношенные шины?

    Редактор InfoCar.ua побывал в Лапландии, чтобы на самом северном полигоне для испытаний шин провести прямое сравнение новых и изношенных зимних шин, а также полноценных зимних и всесезонных шин на скользком покрытии. Рез ...

  • Тест летних шин Nokian Hakka BlueТест летних шин Nokian Hakka Blue

    Летняя шина Nokian Hakka Blue вышла на рынок еще в 2012 году и с тех пор многократно принимала участие во всевозможных тестах. Причем, почти всегда она если не выигрывала, то занимала высокие места, на равных соперничая  ...

  • Тест летних шин Nokian Hakka Green 2Тест летних шин Nokian Hakka Green 2

    Первое поколение летних шин Nokian Hakka Green пользовалось большим спросом. Что неудивительно, ведь при достаточно демократичной для шин премиального бренда цене, они обладали низким сопротивлением качению и вели себя н ...