Welcome to Hell! Самый северный полигон для испытаний шин

Поделиться:

Welcome to Hell! White Hell! Такими словами приветствуют журналистов сотрудники Nokian Tyres у ворот знаменитого испытательного полигона «Белый ад» в Ивало. И добавляют: «Tervetuloa!» (Добро пожаловать!) Нам и раньше доводилось бывать в финской Лапландии, далеко за Северным полярным кругом, но прежде цели наших визитов были напрямую связаны с тестами новых моделей шин. На этот же раз мы привезли с собой рассказ о том удивительно живописном месте, где эти самые шины доводятся до готовности, подвергаясь изнурительным по своей сложности и длительности испытаниям. И повод есть подходящий – в 2016 году полигону White Hell исполняется 30 лет.

Прозвище «Белый ад» на самом деле придумали теплолюбивые европейские журналисты, ежегодно приезжающие в Ивало тестировать зимние шины. Однако со временем компания Nokian Tyres превратила устоявшееся «White Hell» во вполне официальное название полигона. Царящие здесь суровые климатические условия его более чем оправдывают. «Белый ад» находится примерно в трех сотнях километров за Северным полярным кругом и в двух сотнях километров от Северного ледовитого океана. Крепкие морозы здесь – дело не просто привычное, но и обыденное. И хотя нам с температурой повезло (всего-то 7-8 градусов ниже нуля), двумя неделями раньше термометр в Ивало уверенно опускался ниже 30 градусов.

Впрочем, не только сам факт низких температур характеризует особенности работы в «Белом аду». Во время полярной ночи в середине зимы целый комплекс проблем инженерам и тест-пилотам создает темнота, а весной, когда ночи становятся морозными, а дни солнечными, им приходится бороться с большими перепадами температур. За сутки термометр может менять свои показания в пределах 40 градусов. Тем не менее, работа здесь кипит с ноября по май, и за это время финны успевают испытать до 20 тысяч шин. Причем, не только своих, но и конкурентов. Куда же без этого!


Осмотреть весь «Белый ад» за несколько часов практически невозможно, потому что общая площадь полигона составляет почти 700 гектаров. На этой территории оборудовано более 20 треков различных конфигураций, совместная протяженность которых составляет более 100 километров. Каждую шину тестируют многократно, испытывая все ее свойства, включая торможение, разгон, вождение по дуге, слалом, крутые подъемы по снегу и льду. С момента, когда первый прототип новой модели шин попадает в распоряжение тест-пилотов и до решения начать ее серийное производство, обычно проходит четыре года, а иногда и пять лет. За это время проводят тысячи тестов и проезжают сотни тысяч километров на автомобилях разных моделей и марок, обкатывая множество типоразмеров.


В распоряжении тест-пилотов Nokian Tyres внушительный парк автомобилей – от бюджетных хэтчбеков до премиальных внедорожников и спорткаров. От Volkswagen Golf до Porsche Cayenne и Audi RS5. Часть автопарка принадлежит Nokian Tyres, остальные – арендованные. А недавно в Ивало привезли несколько экземпляров новой иконы российского автопрома – Lada Vesta. Что не удивительно, потому как Россия для Nokian Tyres – рынок важный, и на этом рынке Vesta сейчас имеет большие перспективы. Соответственно, некоторые модели шин целесообразно тестировать именно на этом автомобиле. Было даже любопытно прокатиться на нем по ледяному треку, но возможности такой не представилось.

Откровенно говоря, цейтнот позволил нам детально познакомиться только с треком №6. Он расположен на замерзшем озере (одном из трех, использующихся здесь для испытаний) и состоит из двух секторов – извилистого пилотажного кольца и прямого участка для отработки экстренного торможения. Ни о каких перепадах высот речи в данном случае не идет, а вот на треках по соседству они есть. Причем, не только продольные, но и поперечные (что-то вроде бэнкинга), для исследования поведения шин при движении под уклоном.

Об особенностях упомянутого выше экстренного торможения на заснеженном покрытии мы поговорим отдельно. Нам удалось поработать над этим элементом на разных автомобилях и разных шинах – новых и изношенных. Результаты получились очень интересными. Не пропустите!

Помимо пилотажных, линейных и круглых треков, в «Белом аду» есть и крытый павильон с гладким, как стекло ледяным покрытием. Его финны построили для того, чтобы не зависеть от перепадов температуры. Длина павильона – 900 с лишним метров, ширина – метров 20. Здесь отрабатываются только разгоны и торможения. И сюда, к слову, не заходят олени, ведь в Лапландии их огромное количество, они не ограничены в своих передвижениях и могут внезапно появиться где угодно. Даже на испытательном треке. В этом случае нужно просто остановиться и ждать, пока олени уйдут с дороги...


...а потом снова наматывать километр за километром, изучая и анализируя поведение шин. Тут важен и человеческий фактор, и показания разнообразных датчиков, приборов и камер. Во время испытаний в «Белом аду» задействовано огромное количество специфического оборудования. Но это уже совсем другая история.

24 февраля 2016 года. , InfoCar.ua

Оцените статьюtable=infocar_main2.mats__mats&id=9684 (оценок - 9, средний бал - 5) ужасно плохо так себе хорошо супер

Обсуждение статьи

Коментариев пока никто не оставил. Станьте первым!
Вход | Регистрация


Читайте также:
  • Тест зимних шин Nokian Hakkapeliitta R2Тест зимних шин Nokian Hakkapeliitta R2

    Два с лишним года назад, осенью 2013-го, компания Nokian Tyres вывела на рынок шину Hakkapeliitta R2 и нанесла тем самым серьезный удар по конкурентам. После первых же испытаний эксперты в один голос заявили, что Hakkape ...

  • «Лысая» зима. Чем опасны изношенные шины?«Лысая» зима. Чем опасны изношенные шины?

    Редактор InfoCar.ua побывал в Лапландии, чтобы на самом северном полигоне для испытаний шин провести прямое сравнение новых и изношенных зимних шин, а также полноценных зимних и всесезонных шин на скользком покрытии. Рез ...

  • Зима пришла: Учимся «читать» маркировку шин и дисковЗима пришла: Учимся «читать» маркировку шин и дисков

    Межсезонье, особенно затянувшееся, как в этом году – время, когда вопрос замены шин стоит особенно остро. Оглянуться не успеем, как на дорогах прочно обоснуются гололедица и снег. К этому моменту (если по какой-то нелепо ...

  • Тест летних шин Nokian Hakka Green 2Тест летних шин Nokian Hakka Green 2

    Первое поколение летних шин Nokian Hakka Green пользовалось большим спросом. Что неудивительно, ведь при достаточно демократичной для шин премиального бренда цене, они обладали низким сопротивлением качению и вели себя н ...

  • Тест летних шин Nokian Hakka BlueТест летних шин Nokian Hakka Blue

    Летняя шина Nokian Hakka Blue вышла на рынок еще в 2012 году и с тех пор многократно принимала участие во всевозможных тестах. Причем, почти всегда она если не выигрывала, то занимала высокие места, на равных соперничая  ...