«Лысая» зима. Чем опасны изношенные шины?

Поделиться:

В конце февраля InfoCar.ua рассказывал о самом северном полигоне для испытания шин. Так вот, в Ивало мы летали не только для того, чтобы поглазеть на «Белый ад». Одним из ключевых пунктов программы нашего пребывания в Лапландии было прямое сравнение новых и изношенных, а также полноценных зимних и всесезонных шин на скользком покрытии. Результаты получились весьма занимательными.

Местом эксперимента был трек №6, оборудованный на одном из трех использующихся в «Белом аду» замерзших озер. Трек состоит из двух участков – линейного для отработки экстренных торможений и пилотажного кольца. Конфигурация пилотажного кольца не сложная, но с парочкой коварных мест, где риск «потерять» автомобиль особенно велик. В одном случае это почти 180-градусная шпилька, перед которой следует сбросить скорость до минимума, в другом – вираж под 90 градусов, в третьем – торможение после скоростной дуги, где даже с учетом запорошенного снегом льда удается разогнаться до 80-90 км/час. В любом случае, скольжения гарантированы. Вопрос лишь в том, при какой скорости автомобиль теряет устойчивое сцепление, насколько возникшее скольжение поддается контролю и как быстро удастся остановить автомобиль в экстренной ситуации? В каждом из этих аспектов шины играют ключевую роль.

Первая пара дуэлянтов – новенький комплект шин Hakkapeliitta 8 и старые Hakkapeliitta 5 с глубиной канавок протектора примерно 4 мм. Обе модели шипованные и обе установлены на хэтчи Volkswagen Golf с механическими коробками передач. Сначала пробую «восьмерку» на пилотажной трассе. Первые круги прохожу осторожно - привыкаю к сколькому покрытию и изучаю повороты. На скорости до 30 км/час новые шипованные шины ведут Golf как по рельсам. Немного освоившись, начинаю прощупывать повороты один за другим - чуть позже торможу, чуть раньше открываю «газ». Скорость постепенно растет, а вместе с ней приходят и первые ошибки. К ним-то я для чистоты эксперимента и стремился! Достаточно небольшого перебора со скоростью, чтобы Golf стащило с траектории, но Hakkapeliitta 8 все еще обеспечивает контроль над машиной. До определенного порога, конечно. Стоило мне чуть переоценить ситуацию в шпильке, попробовать пройти ее быстрее, да еще и лихо крутанув руль, и тут уж никакие шины не спасут. Корма обогнала передок. Разворот.

В целом должен констатировать, что за рулем я чувствовал себя вполне уверенно и после десятка кругов с энтузиазмом свернул на линейный участок для замера тормозного пути. По инструкции мне нужно было разогнаться до 75 км/час и в строго обозначенном месте положить педаль тормоза «в пол». Делаю несколько попыток – 51-52 метра.


Интересно, как же в аналогичной ситуации поведут себя изношенные Hakkapeliitta 5? Тут же пересаживаюсь во второй Golf, разгоняюсь до 75 км/час, торможение и… 65 метров! Разница минимум в три корпуса – это очень много! Но еще веселей оказалось на пилотажном кольце. Веселей – в прямом смысле слова. Фактически любое движение рулем на скорости выше 30 км/час приводило к скольжению. И чем выше скорость, тем труднее с этим скольжением справиться. На закрытом ледяном треке такое поведение автомобиля приносит массу удовольствия, но я бы не хотел оказаться в подобной ситуации в городском потоке. Совершенно не горю желанием общаться ни с полицией, ни со страховщиками, ни с рихтовщиками.

Думаю, вы не удивитесь, если скажу, что примерно такая же разница в эффективности наблюдается между зимними шипованными шинами и «всесезонками». Чтобы почувствовать ее, я поочередно обкатал два полноприводных Audi Q5, «обутых» в Hakkapeliitta 8 и Rotiiva AT. Даже с учетом неотключаемого ESP и его непрерывного вмешательства в процесс управления автомобилем, всесезонные шины по всем статьям проиграли шипованным Hakkapeliitta 8, не обеспечив даже близкого уровеня сцепления, управляемости и тормозных свойств. Там, где финская «восьмерка» тормозит на льду с 75 км/час до полной остановки за 60 метров, не менее финская «всесезонка» едва справляется за 75 метров. И пусть более справедливым было бы сравнение всесезонных шин с фрикционными, а не шипованными зимними, выводы, тем не менее, очевидны.


Есть в жизни такие вещи, которые не терпят наплевательского отношения, потому что цена его может оказаться слишком высокой. Одна из таких вещей – шины вашего автомобиля. Конечно, времена нынче непростые, далеко не у всех есть возможность купить лучшие и самые дорогие модели, но это не значит, что можно махнуть рукой и ездить на чем попало, подвергая риску себя и окружающих. Всегда можно найти решение и выбрать шины с меньшим ценником, но подходящими характеристиками. Зимой на автомобиль должны быть установлены зимние шины, летом – летние. И всегда глубина их протектора должна быть достаточной для безопасного вождения – не меньше 4 мм. Ремонт автомобиля, как правило, дороже нового комплекта шин, жизнь и здоровье – бесценны.

Берегите себя!

23 марта 2016 года. , InfoCar.ua

Оцените статьюtable=infocar_main2.mats__mats&id=9693 (оценок - 8, средний бал - 5) ужасно плохо так себе хорошо супер

Обсуждение статьи

vittiv  

Я серьезно отношусь к вопросу замены шин по сезонам. Думаю статья будет полезна для тех несерьезных водителей, которые своей безответственностью могут создать аварийные ситуации на дорогах. Всегда слежу за состоянием резины на своем авто.

ОТВЕТИТЬ  
Вход | Регистрация


Читайте также:
  • Welcome to Hell! Самый северный полигон для испытаний шинWelcome to Hell! Самый северный полигон для испытаний шин

    Welcome to Hell! White Hell! Такими словами приветствуют журналистов сотрудники Nokian Tyres у ворот знаменитого испытательного полигона «Белый ад» в Ивало. ...

  • Тест зимних шин Nokian Hakkapeliitta R2Тест зимних шин Nokian Hakkapeliitta R2

    Два с лишним года назад, осенью 2013-го, компания Nokian Tyres вывела на рынок шину Hakkapeliitta R2 и нанесла тем самым серьезный удар по конкурентам. После первых же испытаний эксперты в один голос заявили, что Hakkape ...

  • Зима пришла: Учимся «читать» маркировку шин и дисковЗима пришла: Учимся «читать» маркировку шин и дисков

    Межсезонье, особенно затянувшееся, как в этом году – время, когда вопрос замены шин стоит особенно остро. Оглянуться не успеем, как на дорогах прочно обоснуются гололедица и снег. К этому моменту (если по какой-то нелепо ...

  • Тест летних шин Nokian Hakka Green 2Тест летних шин Nokian Hakka Green 2

    Первое поколение летних шин Nokian Hakka Green пользовалось большим спросом. Что неудивительно, ведь при достаточно демократичной для шин премиального бренда цене, они обладали низким сопротивлением качению и вели себя н ...

  • Тест летних шин Nokian Hakka BlueТест летних шин Nokian Hakka Blue

    Летняя шина Nokian Hakka Blue вышла на рынок еще в 2012 году и с тех пор многократно принимала участие во всевозможных тестах. Причем, почти всегда она если не выигрывала, то занимала высокие места, на равных соперничая  ...