Обманывают ли нас на АЗС?

Поділитися:

Одной из самых горячих тем для обсуждения украинскими автомобилистами была и есть тема автозаправочных станций. Большинство водителей абсолютно уверены в том, что на АЗС их обманывают, разбавляют топливо, недоливают, обсчитывают и так далее. Но так ли это на самом деле? А может все не так страшно? Дабы найти ответы на эти и другие вопросы, InfoCar.ua собрал воедино самые распространенные претензии к заправщикам и отправился с “проверкой” на одну из столичных АЗС.

От редакции: То, что мы увидели и услышали, абсолютно не гарантирует, что именно так устроены и работают все заправки даже внутри одной конкретной сети. Поскольку визит на АЗС журналиста InfoCar.ua, как и журналистов других изданий, был запланированным, не исключено, что к нашей “проверке” специально готовились. С другой стороны, у нас нет никаких доказательств того, что это именно так.

Заправочная машина наливает меньше, чем показывает?

Пожалуй, это самая распространенная жалоба на заправщиков. Мол, машину калибруют так, что показывает она один литраж, а реально выдает другой, меньший. Как выяснилось, теоретически это возможно, однако, если такой мухлеж происходит, то это, скорее всего, дело рук не конкретного изворотливого заправщика, а сети АЗС в целом, поскольку после калибровки заправочная машина пломбируется. Следовательно, как-то изменить ее настройки, не повредив пломбу, нельзя.

Проверка правильности счетчика происходит следующим образом: берется специальный металлический мерный стакан, лицензированный и опломбированный Госпредприятием “Укрметртестстандарт” (в нашем эксперименте он был 20-литровый), в его горловину вставляется “пистолет” и наливается топливо. Расхождение в показаниях счетчика и реально вылитого в мерный стакан не должно превышать допустимую погрешность в 0,5%, то есть 100 мл на 20 л. В нашем случае заправочная машине не долила 60 мл, то есть 0,3%.

Думаете, журналистам показали специально откалиброванную колонку? Все может быть, но руководство АЗС заверило нас, что потребитель, если у него есть весомый аргумент полагать, что его обманывают, может потребовать индивидуальную проверку правильности счетчика. Вот только есть большие сомнения, что ее действительно проведут.

Как можно залить больше топлива, чем позволяет объем бака?

В принципе, это претензия почти из той же оперы, что и первая. Мол, попросил залить полный бак, а мне, в мой 45-литровый, якобы залили 47 литров. Значит, врет счетчик?

Вовсе не обязательно! Некоторые водители не знают или забывают о том, что топливная система автомобиля состоит не только из бака. В нее входят и топливопроводы, которые, по сути, увеличивают объем бензина/дизтоплива в автомобиле. Также ошибочно считать, что щелчок заправочного пистолета означает, что бак полон. Пистолет отстреливает, когда в баке увеличивается давление. По факту же в него можно залить еще некоторое количество топлива. В зависимости от модели автомобиля, превышение заявленного в характеристиках объема бака может составлять до 5-10%. Дабы наглядно продемонстрировать состоятельность вышесказанного, на глазах журналистов в 80-литровый бак Nissan Pathfinder залили 83,5 литра дизельного топлива. Из той же откалиброванной колонки, о которой мы рассказывали, так что цифра соответствует действительности.

Берут 200, а заправляют на 199 грн?

Когда я слышу подобные жалобы, я вспоминаю “Признание“ Пушкина: “Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!” Нет, ну в самом-то деле... Фискальный чек - это документ. Сумма, указанная в нем с точностью до копейки, это и есть та сумма, которую вы должны заплатить. Принципиальны копейки - требуйте сдачу. Не принципиальны - тогда и жаловаться не на что.

Но почему нельзя заправить автомобиль ровно на 100, 200 гривен или любую другую круглую сумму? Начальник IT-департамента сети АЗС WOG Олег Кушиль объяснил: «В современном мире продажей топлива управляет не человек, а кассовый аппарат. Через него проходят все расчеты: какое количество топлива оплатил - такое и получил. Технически невозможно продать большее или меньшее количество бензина, чем было проведено через кассовый аппарат. Однако специфика заключается в том, что невозможно заправиться, как того часто хотят клиенты, на круглую сумму - например, 200 грн. Минимальная единица количества топлива, которую учитывает счетчик - 10 миллилитров, а цена порции, например А-95, стоит 12 копеек. То есть возможно заправиться либо на 199,92 грн, либо на 200,04 грн».

Таким образом, пути у АЗС всего два - заливать на пару миллилитров меньше или больше. Дабы заработать лояльность клиентов, некоторые сети выбирают второй вариант, пусть даже в крошечный убыток себе.

«Около двух месяцев назад мы приняли решение автоматически заправлять на большую сумму, - говорит директор по маркетингу компании WOG Виталий Леончук. - То есть клиент заказывает бензин на 200 грн, а получает на 200,04. В среднем недостача от этого на одной АЗС составляет 15-20 грн, что, учитывая объемы продаж, не вредит компании».

Вернувшись в редакцию, автор этих строк пересмотрел чеки на бензин, хранящиеся для отчетности, и в самом деле обнаружил несколько таких, где АЗС брали круглую сумму, а топлива заливали на пару копеек больше. Подтверждение тому можно увидеть на фото выше.

Топливо разбавляют водой?

Откровенно говоря, мне слабо верится в то, что крупные сети идут на такие махинации. Мелкие, вполне возможно, но крупным, учитывая их обороты, это просто не нужно. Более того, они пытаются бороться (или создают видимость?) с возможной халатностью и недобросовестностью своих сотрудников и поставщиков, проверяя топливо на наличие посторонних жидкостей еще до того, как оно попадет в подземный резервуар. Причем, делается это, как оказалось, элементарно.


Во время нашей “проверки” на АЗС прибыл бензовоз, из которого в специальные капсулы взяли контрольные пробы каждого вида топлива (хранятся 10 дней). Кроме того, с помощью метроштока и нанесенной на нее водочувствительной пасты топливо легко и быстро проверяется на наличие воды. Метрошток опускают в емкость и, если в составе жидкости есть вода, паста моментально обретает ярко-розовый цвет. Нет воды - остается светло-коричневой. А еще нас заверили, что сотрудники АЗС ежедневно инспектируют топливо в подземных резервуарах. Проверили при нас - воды нет и, говорят, быть не может, поскольку резервуар очень прочный, может выдержать даже стихийные бедствия. И даже если каким-то немыслимым образом вода в топливе все же окажется, до бака автомобиля она не дойдет. Путь ей преградят фильтры. Всего их три - на месте входа топлива в резервуар, на месте выхода из него и на выходе из пистолета.


Еще один способ контроля качества топлива - мобильные лаборатории, которые курсируют между АЗС и, по идее, никто из сотрудников не знает, когда и куда эта лаборатория приедет. Есть такие и у WOG. Одну из них мы увидели в работе, сразу спросив лаборанта, высокая ли у него зарплата? Говорит, высокая, брать взятки смысла нет. Поверим на слово.

В мобильной лаборатории измеряется октановое число бензина по моторному принципу, фракционный состав, суммарное содержание бензола, содержание серы и так далее. Для дизтоплива это показатели цетанового числа, температуры вспышки в закрытом тигле, а также содержание серы, предельная температура фильтруемости, содержание воды, примесей, плотность и прочее. Специально для журналистов в мобильной лаборатории провели анализ того топлива, которое ранее при нас же брали в капсулы. Но, откровенно говоря, я не силен в химии, а потому дать какую-то оценку качеству топлива, глядя на показания приборов, не могу.


Кстати, мобильная лаборатория, да и весь процесс контроля качества - дело весьма затратное. Некоторые приборы стоят около 60 тысяч долларов, асе оборудование машины оценивается в 150 тысяч долларов. По словам директора по маркетингу компании WOG, Виталия Леончука, на контроль качества нефтепродуктов компания ежегодно тратит 18 миллионов гривен.

После слива топлива с бензовоза лучше не заправляться?

Последняя по списку, но не по значению, претензия, о которой мы сегодня поговорим. Вернее, это даже не претензия, а совет автомобилистов друг другу - не заправляйтесь после бензовоза, вместе с топливом в резервуар попадает мусор из цистерны. Нужно подождать, когда все это уляжется.

По словам заправщикм, попадание мусора в подземный резервуар исключено, если, конечно, на входе в него установлены фильтры. А вот если их нет - тут уж, как говорится, возможны варианты. Да, цистерны бензовоза герметично закрыты, да, возят в них только топливо, и еще много разных “да”. Но никаких гарантий того, что это именно так, у нас с вами нет, особенно в случае с не сетевыми, а одиночными АЗС. И вряд ли простому клиенту станут показывать, есть ли фильтры на входе в резервуары. Отсюда вывод - в некоторых ситуациях действительно лучше не заправляться после слива топлива из бензовоза в резервуар, а доехать до следующей АЗС.

Вот, собственно, и все на сегодня. Однако тему бензина InfoCar.ua не закрывает. В комментариях мы ждем от вас новые вопросы, истории и претензии к заправщимкам. Самые острые и наболевшие темы мы обязательно раскроем в следующих статьях.

28 августа 2013 года. , InfoCar.ua

Оцініть статтюtable=infocar_main2.mats__mats&id=9058 (оцінок - 31, середній бал - 5) жах погано так собі добре супер

Обговорення статті

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація
Вадим  

Я работаю водителем на "Toyota Land Cruiser 200 и Audi Q7" WOG терпеть не могу для меня лутше заправки ОККО нету.

+1-2ВІДПОВІСТИ  
Андрей  

Согласен с Вадимом, а может те же ОККО не приглашают журналистов, потому что потребности в рекламе просто нету... Мне качество бензина заправок ОККО нравится и в чеках они тоже пишут больше сумму. Вот вчера заправился на 120 грн, в чеке 120.09. Кстати очередя на их заправках постоянно, чего же не видил на воге (моё личное наблюдение).

+1-1ВІДПОВІСТИ  
оттто  

У нас в місті теж черги на окко, а на вог нема. Правда розгадка проста окко - одна заправка, а вог - три.

+1-1ВІДПОВІСТИ  
Олегович  

А почему просто не взять канистру и поездить по заправкам, узнать, насколько правильно наливают? Для этого ведь приглашений не требутеся. А отчет бы опубликовали. Интресно. ВОГ, ОККО - в этих более менее уверен, должно быть все ок. На счет других сомневаюсь.

+2ВІДПОВІСТИ  
Sergiy.ko  

Я бы не был так уверен ... С удовольсвием бы посмотрел результат проверки заправки ОККО на выезде из Киева в сторону Броваров. Не знаю как у них там все настроено, но не доливают... причем существенно... хотя на других (тех которые посещал), вроде, все в пределах нормы...

+2ВІДПОВІСТИ  
lotus 4000  

Підтримую на всі 100. Я недавно писав про серйозний недолив - брали бензин нагідроцикл, у дві 20 літрових канистри набирали 95-й, вийшло 45 л з копійками . За статтю однозначно + автору і написано легко і нового багато дізнався, але , дійсно, заміряйте якусь одну каністру, поїзьдьте по різних заправках в регіонах включно,нехай ця процедура розтягнеться в часі на місяць-другий, не треба спішити, потім давайте вердикт.

+2ВІДПОВІСТИ  
Саша  

ВОГ не боится проверок, ибо уверены в результате, я так думаю. Да и лишний +сик в их сторону им уж точно не помешает. Хотя я сам на ВОГе не заправляюсь, удобно на БРСМ "тариться". Лью 95й премиум (эко) или 95 евро.

+1ВІДПОВІСТИ  
Toyota77  

Если смотреть внимательно на фото (тест на содержание воды в топливе) то хорошо видно что паста изменила свой цвет с серо-желтого на пурпурно-фиолетовый, а это говорит о содержании воды в топливе и еще в большом количестве... Развод на дурака...

+1ВІДПОВІСТИ  
Sergiy.ko  

Правильно, на мероприятии специально окунули конец палки в воду, чтобы показать, что паста меняет цвет.

+1ВІДПОВІСТИ  
mishapk  

Водой не обязательно бензин разбавлять. Она там сама может образоваться в результате конденсата. Есть такое понятие как "Подтоварная вода". Подтоварная вода накапливается на дне, осаждаясь из обводненных нефтепродуктов. На фото работники демонстрирую как они определяют ее наличие, при помощи специальной пасты намазонной на метршток.

+1ВІДПОВІСТИ  
Показати ще 1
Mike 29  

было хорошо если бы вы проверили ещё температуру продаваемого бензина в разное время суток, ведь бензин под влиянием температуры может как расширяться, так и сжиматься... а это влияет на объем продаваемого топлива

+1ВІДПОВІСТИ  
Kyiv-City-Driver  

Цистерна закопана в земле, и топливо практически одной температуры круглый год, в баке его подогревает бензонасос (он в нем купается и охлаждается за счет объема топлива).

+1ВІДПОВІСТИ  
Oven  

Запрвлялся одно время только на Вог заправке 95 Мустангом. Заправлялся до полного бака, и как-то так получалось, что заежал на заправку примерно на одной и той же отметки уровня топлива в баке (ну, так получалось) и заливали до полного (заливали примерно 45-47 литров)... Так вот, точно такакя же ситуация... но... в Одессе... заправка Вог на вьезде со стороны Николаева... та же отметка уровня, как и всегда (на панели)... заливают до полного, в чеке указано 47 литров... НО... по показанию уровня бака - он очень явно не дотягивает до полного... такого, кроме Одессы, больше не встречал (что бы такая разница получалась)... Год назад перешёл на бензин ОККО... на прошлой неделе снова решил заправиться Вогом... на ОККОвском бензине машинка бежит шустрее, и это заметно... На воговском бензине расход немного больше чем на ОККО... А в Николаеве, на одной из Вог заправок есть полностью женская смена... когда там заправлялся - всегда им шокаладку покупал)) прикольно...

+2ВІДПОВІСТИ  
jok  

Лучше пусть укрнафту проверят, там точный недолив, видно по баку в отличии от других заправок, либо мешают с чем-то.

+1ВІДПОВІСТИ  
evro.nafta  

Мешают с газовым конденсатом, прямогоном или бензином с коксозима и еще много с чем. Приватоская Приднепровская нефтебаза получает газовый конденсат из Харьковской области - а с базы выезжает только бензин. Загадка - куда уходит конденсат?

+1ВІДПОВІСТИ  
evro.nafta  

Кстати, по поводу премиальных марок. На Лукойле ЭКТО производят очень просто. При наливе бензовоза на нефтебазе в 95-й доливают по литру присадки на 1000 л. топлива. Присадка такая едкая, что слезла краска на цистерне в месте пролива. Сам свидетель - наши машины возили топливо на заправки Лукойл. Но кроме топлива из России Лукойл одно время трговал 92-м из Кременчуга. На наших легковых это сразу заметили - не тянет так бодро.

+1ВІДПОВІСТИ  
Jack2012  

С интересом прочитал все мнения, спасибо журналистам за статью, видно ребята старались, приятно и то, что готовы к диалогу, хотят выслушать любое, даже не совсем объективное мнение. Попробую внести и свою лепту. Тезис первый - принципиальных отличий в работе АЗС любого бренда НЕТ. Недолив и "бадяжка" присуди всем, кому-то больше, кому меньше, поэтому вопрос о рекламе того или иного бренда отпадает сам собой. Тезис второй - "бадяжка", разбавляют бензин нефте продуктом (керосин, уайт-спирт, низкооктановый бензин) главное минимальная стоимость того, чем бадяжжим, и чтобы в резервуаре не осталось следов бадяжного продукта, поэтому вода не годится так как с бензином не смешивается и остается на дне резервуара, к тому же каждый раз при передаче смены уровень под товарной воды, указывается в журнале передачи смен операторами АЗС.Тезис третий- недолив. Мерный стакан (в простонародье мерник) имеет в верхней части цилиндр со стеклянной вставкой и риской норма по уровню бензина от этой риски можно определить вниз - недолив, выше риски пережив. Интересно есть ли хоть одна колонка, которая - ПЕРЕЛИВАЕТ , т.е. наливает выше риски "норма". Это к тому, что"мы пошли на встречу клиентам и про оплате 200грив. фактически наливаем на 4коп. больше, теряя на этом 15-20грив. за смену". Эта потеря легко компенсируется запрограммированным не доливом колонки в пределах "нормы". И кратенько о самом "недоливе" т.е. можно ли при оплате 20литров (и соответствующем показании на табло колонки 20л) фактически получить в бак 19 или18 или17, да легко "за ваши деньги ваш любой каприз". Но в этом "фокусе" ни колонка ни мерник ни фильтр ни пистолет, ни еще фиг знает шо значения не имеет, в этом "недоливе" только ловкость рук оператора АЗС и его искренняя дружба с пультом управления ТРК (коленкой). Как-то заехал на АЗС заправляю 20 литров (заправляю сам без "пистолетчика" и по работе ТРК слышу , что по факту получил литров 18, не больше. Подхожу к окошку оператора, говорю "долей пару литров и разойдемся красиво", он та ни за шо, та ни када. Идемте, говорит, достаним мерник и проверим точность налива. Я говорю, да легко. Тока одно условие (операторов было двое) я колонку включу САМ. Согласились. Поставили мерник, вставили пистолет, "недоливщик" его держит. Зашел в оператор скую со вторым, попросил на миг отвернуться и включил налив 20 литров. На пульте 20 на табло ТРК тоже 20, а вот в мернике почему-то всего 16 литров. После это уже моего " фокуса" ребята без разговоров долили мои "недолитые" ДВА литра и еще долго махали мне в след (возможно с матюками). Поэтому, как говорил герой одного анекдота "учите материальную часть, Шурочка, за не знание сильно бьют". Вот кратенько по этой теме. Хочу услышать Ваше мнение по теме применения бензинов с биоэтанолом в современных ДВС. Тема достаточно актуальная и как я убедился практически не изученная. Да и еще мелочевка пистолет - отсекатель не допускает перелива бензобака не потому, что меряет в нем избыточное давление, это сделать невозможно да и не нужно, он срабатывает от попадания в отверстие на краю пистолета бензина (можно даже капли) поэтому, когда пистолет сработал, можно повторно нажать на его рукоятку и малым напором долить еще до 5-ти литров (под завязку).

+2ВІДПОВІСТИ  
Jack2012  

О бензинах с добавкой биоэтанола, разработал целую систему проверки целесообразности их применения в ДВС.В систему планировал внести: 1- беседу на кафедре ДВС в ХПИ, сделать лабораторный анализ экобензина на нефтебазе, пере говорить на десятке " фирменных" СТО о мнении производителей авто о возможности работы их авто на этих бензинах и мнение самих СТО по этому вопросу, вобщем планы " космические". Но для начала просто залил полный бак 50 литров А/95 с добавкой 30% биоэтанола, выкатал бак- результат: при одном и том же стиле езды ( за городом пользовался круизом) расход увеличился - по трассе на 2л/100км - по городу на2,6л/100км. Покупал био по 8,99гр/л , а А-92 (заправляюсь постоянно) по 9,70гр/л. Экспериментировал на Subaru forester 2,5л расход по трассе при скорости 90км/час не а-92 был 8л стал на а-95(био) - 10 л/на сотню.Получается 8 на 9,7 - 77,6 гривен и соответственно 10 на 8,99 - 89,9 разница 12,3 не впользу "дешевого" бензина, т.е. при данных расходах мне выгоднее заправляться обычным, проверенным мной бензином А-92 ( степень сжатия в цилиндрах позволяет его использовать, да и "бадяжат" его меньше, чем А-95). Раз экономически использовать не выгодно, то все задуманные мной проверки и консультации стали бессмысленными.

+1ВІДПОВІСТИ  

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація

Також читайте:
  • Обзор автомобильного планшета Prestigio GeoVision 5850Обзор автомобильного планшета Prestigio GeoVision 5850

    Компания Prestigio решила не останавливаться на покорении рынка автомобильных навигаторов, регистраторов и устройств, совмещающих в себе эти две функции одновременно. Новая модель в этом сегменте GeoVision 5850HDDVR – эт ...

  • Обзор регистратора Livue Dual HD LCD Blackbox LB300LОбзор регистратора Livue Dual HD LCD Blackbox LB300L

    LB300L - автомобильный регистратор премиум класса от корейской компании Livue. Свою главную функцию устройство выполняет как во время движения авто, так и в моменты отсутствия водителя в нем. Он фиксирует дорожную обстан ...

  • Тест-обзор автомобильного регистратора Prestigio RoadRunner 540Тест-обзор автомобильного регистратора Prestigio RoadRunner 540

    После знакомства с весьма удачным в отношении «цена-качество» автомобильным регистратором Prestigio RoadRunner 530 к нам на тестирование попала более старшая по индексу модель RoadRunner 540 ...

  • Обзор автомобильного регистратора Prestigio RoadRunner 530Обзор автомобильного регистратора Prestigio RoadRunner 530

    Prestigio RoadRunner 530A5 - это простой в управлении автомобильный регистратор с возможность записи видео в Full HD разрешении. Исключительно хорошо ему это удается в ночное время, что является ключевым преимуществом эт ...

  • Тест бензина WOG 92 MustangТест бензина WOG 92 Mustang

    Когда сеть автозаправочных станций WOG обратилась в редакцию InfoCar.ua с предложением протестировать новый бензин 92 Mustang, мы, откровенно говоря, сомневались в возможности и целесообразности такого теста. Однако, взв ...