Птица - тройка

Рассказать друзьям:

Владимир, Суздаль, Кострома, Коломна, Углич, Муром… Даже при случайном упоминании этих городов сердце россиянина начинает биться чаще. Возможно, дело в характерных звукосочетаниях, от которых веет энергетикой старины. Или в культурно-историческом подтексте – коде, который способен считать лишь человек, выросший в России. Услышав о Переславле-Залесском или Сергиевом Посаде, мы представляем бескрайние просторы, где линия горизонта четко очерчена и не изуродована современным жилмассивом. Владимир и Ярославль заставляют вспомнить о великих русских князьях. Слова “Суздаль” и “Углич” попросту приятно произносить. Видимо, ученые не зря ломают копья, пытаясь установить их этимологию.

Совершенно естественно и то, что русского человека тянет в подобные места – подальше от прагматичных столиц, поближе к истокам. Все мы стремимся найти свой Китеж-град, взнуздать свою Птицу-тройку, разобраться в загадках фольклорных откровений и в каком-то смысле вернуть детство, когда деревянных домов и церквей было больше, а подавляющих психику небоскребов и эстакад – меньше.

Наше путешествие во Владимир и Суздаль именно такая попытка. Мы предприняли ее в разгар новогодних каникул, когда можно отправиться в “увольнительную” из поднадоевшего за год офиса. Мостиком между пространством и временем стала Skoda Осtavia Scout – машина славянского происхождения. Причем “чешка” досталась нам, по сути, экспериментальная. Компанию полноприводной трансмиссии и “роботу” DSG составил тяговитый и экономичный турбодизель, который тестируется российским представительством Skoda на способность “переваривать” отечественную солярку. Официальные продажи такой версии Octavia в России пока не начались, и тем интереснее наше предприятие.

Старый и новый

Путешествие – одно из самых действенных лекарств от каждодневной рутины, равно как и проверенный способ лучше разобраться в мире и в себе. Наконец, выяснить, на что способна Octavia Scout в заснеженном Замкадье, тоже интересно. И вот ранним утром загружаю в бездонные недра багажника семейный скарб и усаживаю на “галерку” жену и сына-первоклассника. В глубине души надеюсь, что путешествие захватит и его, но надежды тщетны – во время четырехчасового марш-броска из Москвы во Владимир он едва отрывается от своего любимого iPod. Впрочем, удивляться не стоит. Участок дороги от МКАД до Владимира на самом деле почти ничем не примечателен: асфальтовая прямая, лишь местами расчищенная от снега, и белые деревья по флангам.

Зато есть возможность понаблюдать за дизельной “чешкой”. Она, как я и предполагал, оказалась на высоте. Во-первых, расход топлива при крейсерских 110 км/ч не поднимался выше 6 л/100 км. Во-вторых, автомобиль порадовал плавностью хода и по-немецки точным управлением. Полный привод облегчал старты на наледи и добавлял уверенности в виражах. Лишь к настройкам рулевого управления возникли некоторые нарекания. Реактивное усилие на руле на высокой скорости показалось недостаточным, не понравилось также отсутствие четкого “нуля” на ободе. Привод настроен с явным акцентом на комфорт, зато на малых и парковочных скоростях “баранку” можно крутить хоть мизинцем.

Тахометр у дизельной Skoda Octavia Scout, как и у бензиновой машины, слева.

Однако не успеваю я “запротоколировать” свои наблюдения, как мы уже в центре Владимира. Селимся в небольшой частной гостинице на тихой улочке имени Подбельского и отправляемся знакомиться с достопримечательностями. Первый притягательный объект обнаруживается прямо напротив отеля на улице Большая Московская. Это Рождественский монастырь, заложенный в 1191 г. при князе Всеволоде Большое Гнездо. До 1723 г. здесь покоились останки святого князя Александра Невского. Но… дело сделали пожары, войны, а затем и воинствующий атеизм советских властей. С 1918 по 1991 г. на территории обители размещались ГПУ, НКВД, затем КГБ. Во времена репрессий у монастырских стен приводились в исполнение расстрельные приговоры. Много построек, имеющих историческую ценность, разобрали. Возрождение обители началось лишь в 1991 г. Отреставрировали Рождественский собор, возобновил свою деятельность монастырь. Сегодня здесь живут и молятся десять братьев, есть епархиальное училище.

Проделываем пару сотен шагов в сторону от монастырских стен и оказываемся у величественного Успенского собора, внутри которого хорошо сохранились настенные фрески Андрея Рублева и Даниила Черного. Быстро вечереет, детали современного быта будто скрываются под маской, связь времен усиливается. Я наблюдаю за вечерней игрой света. Затем спускаюсь от храма в парк Пушкина и оказываюсь у бронзового памятника основателю города князю Владимиру Красное Солнышко и святителю Федору, крестителю Владимирской земли. У монумента, построенного в 2007 г., всегда людно. Туристы спешат сфотографироваться у символа победы христианской веры над язычеством.

Панорама, открывающаяся с соборных высот, величественна. Город с подсвеченными домами и храмами как на ладони. То и дело слышится цокот копыт – по площади снуют конные экипажи с лихими извозчиками. В этот момент я остро осознаю, насколько мощна энергетика этого исторически сложившегося центра Владимира.

Сильное впечатление оставляет и еще один символ города – Золотые ворота, открывающие путь в старую часть Владимира. Построенные в 1164 г. при князе Андрее Боголюбском, ворота много раз перестраивались, но и сейчас передают дух былых времен, когда понятия “Бог” и “Родина” в сознании наших соотечественников существовали неразрывно. На такую мысль наводит сама конструкция уникального сооружения. Над арочной перемычкой ворот настилался помост, с которого в случае необходимости велась оборона. А прямо над боевой площадкой возвышалась надвратная церковь: обороняющиеся владимирцы в буквальном смысле ходили под Богом. Функцию фортификации выполняли и земляные насыпи, продолжающие высокие белокаменные стены. Они по-прежнему величественны, хотя их высота уменьшилась до шести метров, тогда как в былые времена достигала девяти. К тому же сейчас насыпи отрезаны от ворот довольно хаотичным движением, точно как вокруг Триумфальной арки в Париже.

Город-музей

Несмотря на притягательность Владимира, я намеренно отвел ему роль перевалочного пункта. Главной целью нашего путешествия мыслился Суздаль – город, в котором временные горизонты истории растворились в гипертрофированно колоритном, пусть отчасти и немного лубочном настоящем.

Выезжая из Владимира, мы решили поколесить по окраинам областного центра, находящимся, увы, в большом запустении. Деревянные дома покосились, каждый десятый подперт железными поперечинами, некоторые подверглись кустарному ремонту, после которого на месте резных рам и створок появились “ширпотребные” доски или того хуже – пластиковый сайдинг. На улице Владимирский спуск, ведущей к реке Клязьма, Octavia Scout пришлось потрудиться. Универсал карабкался на совершенно не расчищенные от снега подъемы и продирался через такие же нечищеные дворы. Однако хватило и клиренса (он на 16 мм больше, чем у моноприводной Octavia Combi, и составляет 180 мм), и возможностей полноприводной трансмиссии, и 140 “лошадей” под капотом. Мы не только не сели на брюхо, но даже ни разу не забуксовали. Так что я рассыпаюсь в комплиментах туристическому потенциалу “чешки”. Впрочем, местные жители научились преодолевать подобные препятствия и на моноприводных моделях. Проблемные участки на Владимирском спуске проходятся с разгона, и мне приходилось постоянно уворачиваться от идущих на штурм заснеженных высот “камикадзе”.

Skoda Octavia Scout позволила уверенно передвигаться по нечищеным дорогам.

Почти 30-километровый участок от Владимира до Суздаля – маршрут довольно интригующий. На владимирской окраине замечаем химзавод, который (видимо, по советской традиции) любят упоминать в путеводителях. Предприятие, появившееся на волне индустриализации в 1932 г., впечатляет смесью унылости и аккуратности. Сегодня завод специализируется на выпуске – только не пугайтесь – поливинилхлоридных пластикатов. В окрестностях Владимира, в селе Павловское, останавливаемся, чтобы запечатлеть чудище – огромного Змея Горыныча, высовывающегося из-за забора гостиничного комплекса.

И вот мы наконец вырываемся на оперативный простор – любуемся заснеженными полями, едва различимыми на горизонте деревеньками и незаметно для себя въезжаем в Суздаль. Улица Ленина традиционно ведет в центр с решимостью вождя пролетариата, но мы отклоняемся от генеральной линии, чтобы помыть машину на одной из двух имеющихся в городе автомоек. Сильные впечатления обеспечены и здесь. Мойщики расположились внутри… деревянного сруба. На соседней пристройке красуется гигантская надпись: “Кабак” – и тебе чисто, и пьяно. В довершение всего конструкция облеплена по периметру видеокамерами. Когда я объясняю местным людям, что снимаю для московского автомобильного журнала, они выдают гостеприимное, но в то же время хозяйское: “Фотографируйте!”

Но вот машина чиста, а мы сыты (в “Кабаке” подают вкусные блины и горячий чай), и самое время отправиться на основную фотосессию. Проводим ее на Старой улице на фоне Антипьевской и Лазаревской церквей. Колокольня, расположенная рядом с Антипьевским храмом, вызывает благостную улыбку своей нехарактерно цветастой окраской и интригует типичным для Суздаля вогнутым шатром, получившим у архитекторов название “суздальской дудки”. Лазаревская церковь интересна тем, что это первый каменный посадский храм в Суздале и принадлежит к редкому типу двухстолпных храмов.

“Проскакав галопом” по суздальскому Кремлю, отправляемся в Музей деревянного зодчества и крестьянского быта, расположившийся на пересечении улиц Пушкарской и Толстого. Проект создания такой экспозиции возник еще в 60-х годах прошлого века. Тогда из разных сел Суздальского района сюда начали свозить уцелевшие деревянные строения: церкви, жилые избы, хозяйственные постройки. В результате на месте, где в старину стоял Дмитриевский монастырь, возник целый нежилой поселок из артефактов. Ветряные мельницы из села Мошок Судогодского района (их верхняя часть с крыльями поворачивалась к ветру с помощью длинных жердей – воротил), “ступальный” колодец XIX века из села Кольцово Селивановского района (ступенчатое колесо колодца вращали ногами), швейные машины и ткацкие станки в избах – все это чрезвычайно познавательно, но воссозданная деревня холодна. Экспонаты не “обжиты”, в них не чувствуется энергетики, и гиды в народных костюмах не спасают ситуацию.

Другое дело – живые приметы времени. Маковки церквей, грациозно возвышающиеся над холмами, кирпичные стены оборонительных сооружений, да и простые жилые постройки пленяют. Надо сказать, что частные деревянные дома в Суздале находятся в куда лучшем состоянии, нежели во Владимире. Хотя мы видели несколько заброшенных и неухоженных зданий, в целом картина вполне приятная: дома с резными наличниками и балясинами, такие же затейливые заборчики, лавочки, дверки. Как видно, суздальцы понимают, что зависимы от туристических потоков.

Багажник универсала оптимален для путешествий.

Столь же колоритна рыночная площадь, где бабушки торгуют разносолами и медом, где приходится пробираться сквозь гирлянды из валенок и платков, где на прилавках разложены оригинальные изделия из бересты, глины и дерева. К слову, по версии авторитетного филолога, академика О.Н. Трубачева, название города Суздаль происходит от старославянского глагола “съзьдати”, одно из значений которого – “слепить из глины”. Впрочем, ряд ученых слышат в этом магическом звукосочетании целый сонм обертонов. Для многих Суздаль – это и “даль неоглядная” и “удаль необузданная”.

Как бы то ни было, изделий из дерева и глины на местном рынке в избытке, причем их изготовлением занимаются настоящие мастера. Например, местный путеводитель настойчиво отсылал нас в село Ивановское, расположенное на выезде из города-музея. Здесь находится известная и популярная в округе гончарная мастерская “Дымовская керамика”. Все сувениры тут делают вручную по старинной рецептуре, беря за основу музейные экспонаты. Здесь же проходят мастер-классы, на которые, увы, нужно записываться заранее, иначе мы непременно привезли бы из Суздаля горшки и чашки, вылепленные собственноручно. Хотя не меньше впечатляют гигантские зубастые щуки, лапти и рога изобилия, сделанные из бересты. Запомнились и массивные прилавки с суздальской медовухой всевозможных разновидностей. Этот напиток, напоминающий по вкусу смесь шампанского, кваса и пива, пользуется спросом у туристов. Но, поскольку я был за рулем, мне оставалось лишь вспомнить фольклорное: “И я там был, мед-пиво пил. По усам текло, да в рот не попало”.

Пора домой

Возвращаться в Москву не хотелось. Во-первых, знакомство с Суздалем показалось скоротечным, во-вторых, начинался припротивнейший снег с дождем, который сулил сложности с обзором. И они действительно возникли. Skoda Octavia Scout оказалась настоящей замарашкой – уже через полчаса пути грязная жижа покрыла практически все стекла машины, так что приходилось постоянно останавливаться, чтобы хоть чуть-чуть “прозреть”.

Нельзя не упомянуть и о досадном эргономическом просчете, хорошо известном владельцам Octavia: щетки стеклоочистителей здесь нельзя поднять, например, на ночь – мешает кромка капота. Отсюда проблемы с очисткой лобового стекла в морозы. Владельцы, правда, нашли выход из ситуации, загодя переводя стеклоочистители в верхнее – так называемое сервисное – положение. Однако сани летом в России, как известно, мало кто готовит.

В остальном “чешка” достойна комплиментов. Она умеет быть резвой, экономичной и настырной, может продираться через ямы и буераки земли русской и радовать комфортом на скоростной трассе. Ну чем не птица-тройка? Вполне подходящий автомобиль, чтобы добраться до исторических мест российской глубинки.

Автор: Василий Сергеев
Фото: Фото автора

Источник: Motor Page
  • Тест-драйв Skoda Octavia: Хочу быть взрослой Хочу быть взрослой

    “Шкода-Октавия” привлекает солидной внешностью и кровным родством с концерном “Фольксваген”. ...
    Купи Авто

  • Тест-драйв Skoda Octavia: Только для своих Только для своих

    Достойна ли трех-пятилетняя "Октавия" того, чтобы переходить из рук в руки по наследству? ...
    Купи Авто

  • Тест-драйв Skoda Octavia: Время определиться Время определиться

    На первый взгляд, это "Шкода-Октавия". И на второй, кстати, тоже. ...
    Купи Авто


Отзывы про Skoda Octavia

Дмитрий
Украина, Днепр
23.02.2010

Машиной очень доволен!!! На трассе, да и вообще по городу машина просто зверь, когда первый раз садишся (за руль или как пассажир), то не вериш, что 1.6 литровый движок на такое способен. Зимой, по не читать отзыв

Дима
Украина, Киев
26.10.2017

Skoda Octavia A7 2016 г. 1.6 бензин 6 АКПП 1. Бензин надо заливать по цене не меньше одного евро. 2. Коробка зависает на 3800т. оборотов прошивка помогает до первого ТО 3. Пинок коробки на в читать отзыв

Автобазар InfoCar.ua

Продажа б/у Skoda Octavia

Skoda Octavia 2019 Skoda Octavia 14999$ 2019