Спортивная история Maserati: все или ничего

Поделиться:

Прелесть узнавать любую длительную историю – будь то история одного человека, большой компании либо огромной страны – состоит в возможности понять, как они оказались там, где есть сегодня, и что их ждет завтра. Исполненный харизмы бренд Maserati – образцовый тому пример.

Эмблема в виде трезубца MaseratiЭмблема в виде трезубца Maserati

Совсем недавно InfoCar побывал на презентации нового суперкара c эмблемой в виде трезубца – MC20. Суперкара, который сегодня является квинтэссенцией бренда. И абсолютно все в этом автомобиле – от названия до причин его появления - начинает играть новыми красками, если посмотреть на него с перспективы спортивной истории компании Maserati. Эту оптику мы сегодня и применим.

Становление компании

Давным-давно, сто лет назад, жили в Италии шесть родных братьев по фамилии Мазерати. Пять были одаренными инженерами, а трое из них – Карло, Эрнесто и Альфьери – еще и успешными гонщиками. Шестой же – Марио – был художником. И именно он нарисовал для их семейной компании, основанной в 1914 году, ту самую эмблему, изобразив на ней трезубец со статуи Нептуна в Болонье.

Maserati Tipo 26 1926 годаMaserati Tipo 26 1926 года

В годы Первой мировой войны мастерская братьев производила свечи зажигания для военной техники. Первый же спорткар с именем Maserati появился только в 1926 году и, соответственно, был назван Tipo 26.

В основе всего одиннадцати произведенных тогда в Болонье болидов Tipo 26 располагался очень необычный и технологичный на то время 1.5-литровый рядный восьмицилиндровый мотор с компрессором Roots, выдававший 120 л. с.

Maserati Tipo 26 двигательMaserati Tipo 26 двигатель

На одной из таких машин, алого цвета под счастливым номером «5», в том же году Альфьери Мазерати побеждает в знаменитой гонке Targa Florio на Сицилии, а его брат Эрнесто – в заезде на один километр в Болонье. Эти победы ознаменовали старт феерической автоспортивной истории Maserati.

Новые высоты

Братья активно взялись за производство спорткаров, которые в то время стали настоящей мечтой большинства итальянских автогонщиков, а также мощных спортивных двигателей, среди которых был даже V-образный 16-цилиндровый.

В 1929 году Maserati Tipo V4 с таким мотором, выдававшим 280 л. c., устанавливает мировой рекорд скорости в классе «С», который никому не удавалось побить следующие восемь лет. Десять километров пути этот болид пролетел со средней скоростью 246 км/ч.

Maserati Tipo V4 1929 годаMaserati Tipo V4 1929 года

А в 1930-м в Gran Prix Monza сразу три автомобиля Maserati занимают все три первых места, оставив позади бывших фаворитов: Bugatti, Alfa Romeo и Mercedes-Benz.

В те годы болиды от Maserati становятся настоящим символом итальянского автоспорта, а участие в гонках в составе заводской команды с трезубцем – почетной привилегий для лучших.

Впрочем, победы и успехи компании, так стремительно взошедшей на множество пьедесталов, чередовались с утратами. Гонки того времени были невероятно опасным спортом. В 1932 году от последствий травм, полученных в старой аварии, умирает старший из братьев, Альфьери. А в 1933-м, во время гонки в Monza, поскользнувшись в повороте на луже разлитого масла, буквально один за другим насмерть разбиваются еще два знаменитых гонщика Maserati: Борзаччини и Кампари.

Еще одним тяжелым ударом стало усиление на спортивной арене немецких заводских команд Mercedes и Auto Union, получающих спонсорскую помощь от немецкого правительства. Они начали побеждать все чаще.

При этом важно понимать, что в то время Maserati, несмотря на известность, все еще была небольшой мастерской с ограниченным бюджетом и производила фактически штучные экземпляры исключительно для автоспорта. А это дело совсем неприбыльное.

В итоге противостоять в технологическом плане уже сформировавшимся в то время немецким автомобильным гигантам этой итальянской компании было очень непросто. Все эти события отразились на моральном настрое семьи Мазерати, но в итоге привели их к правильному, как показала история, решению.

Смена владельца, рост и развитие

В 1939 году, накануне войны, братья продали свои доли известному в то время бизнесмену-промышленнику Адольфо Орси, сразу же возглавившему управление компанией. А сами – уже в роли технических консультантов – занялись тем, что умели делать лучше всего – продолжили создавать легендарный спорткар, получив полную свободу действий и финансирование.

Продажа своей доли Maserati известному в то время бизнесмену-промышленнику Адольфо ОрсиПродажа своей доли Maserati известному в то время бизнесмену-промышленнику Адольфо Орси

Буквально в тот же год судьба, как будто поддерживая решение братьев, дарит им огромную победу. Болид Maserati 8CTF под управлением гонщика Уилбура Шоу побеждает в самой престижной гонке Америки – Indianapolis 500, А через год Maserati повторяет это достижение, став первой (и пока последней) итальянской командой, одержавшей победу в США. Средняя скорость, на которой болид 8CTF прошел трассу, составила 185 км/ч!

Во время Второй мировой войны завод Maserati, как и большинство конкурентов, берется за военные заказы, производя все те же свечи зажигания, аккумуляторы и даже грузовики. Параллельно с этим компания участвует в своего рода тендере на разработку городского автомобиля для Бенито Муссолини. У которого, впрочем, в итоге что-то пошло не так, и он остановил свой выбор на Alfa Romeo.

Болид Maserati 8CTF 1939 годаБолид Maserati 8CTF 1939 года

Но для Maserati, судя по всему, это стало толчком к новому этапу развития – созданию первого для них дорожного автомобиля. Им стала модель А6 в кузове berlinetta, по сути являвшимся купе от знаменитого ателье Баттисты «Пинина» Фарины.

Maserati А6 в кузове berlinettaMaserati А6 в кузове berlinetta

От пика славы к прекращению соревнований

После войны очень быстро возвращается в автоспорт и заводская команда Maserati, сразу же одержав первую победу в Ницце благодаря припрятанному от фашистов болиду 4СL. К счастью итальянских производителей, конкуренция с Mercedes и Audi тогда им уже не грозила, ведь пока немцы еще воевали, терпя поражение, итальянцы уже вовсю готовились к соревнованиям. Это дало им фору на много лет вперед и усилило внутреннюю конкуренцию.

В послевоенные годы на арену мирового автоспорта выходит Scuderia Ferrari, надолго став главным конкурентом для Maserati, в том числе и в Формуле-1. Одним из символов побед Maserati в этих сражениях, несомненно, стало имя легендарного аргентинского гонщика Хуана Мануэля Фанхио, который в 1950-х успел поучаствовать в гонках Формулы-1 в составе команд Alfa Romeo, Merсedes и Ferrari. Но в итоге в 1957 году Фанхио стал чемпионом мира именно за рулем болида Maserati 250F в составе заводской команды, в том числе одержав и великолепную победу дома у немцев – на сложнейшей трассе Нюрбургринг.

Под капотом модели 250F тогда работал шестицилиндровый мотор объемом 2.5 л, выдававший 220 л. с., который потом заменили на 270-сильный V12. Механическая коробка имела четыре ступени, а вес автомобиля составлял всего 670 кг. В 1950-х этот болид стал настоящей легендой Формулы-1 и, несомненно, является самым успешным спорткаром Maserati в истории.

Но здесь нельзя не вспомнить еще один очень интересный факт. В 1950-е вместе с победами Maserati уверенно зарабатывает еще один статус – одной из самых ненадежных марок в автоспорте. Если в каких-то соревнованиях их болиды не приходили первыми, то только потому что сходили с дистанции из-за поломок. Но даже осведомленные об этой проблеме, гонщики со всего мира продолжали покупать именно Maserati, ведь управляемость этих авто была на недостижимом для других брендов уровне.

Maserati 250F 1950-х годовMaserati 250F 1950-х годов

Одним из тех, кому особенно часто не везло с надежностью Maserati, был еще один легендарный гонщик – британец Стирлинг Мосс. Тем не менее по прошествии времени Мосс назвал болид 250F лучшим из всех автомобилей F1 с передним расположением двигателя, на которых он ездил.

Но, несмотря на феерический успех в Формуле-1, в том же 1957 году спортивная история Maserati резко замирает. Причиной тому стала трагедия, произошедшая во время гонки Mille Miglia в Италии.

У одного из автомобилей команды Ferrari на высокой скорости внезапно лопнула шина. Потерявший управление болид сначала вылетел в толпу беспечных болельщиков, а затем врезался в телефонный столб. Оба пилота Scuderia Ferrari, а также десять зрителей погибли. Среди них было пятеро детей. Еще 20 человек получили травмы и увечья.

Как бы цинично это ни звучало, но трагедия на Mille Miglia не была самой ужасной аварией тех времен. Но, похоже, именно она стала последней каплей, вынудившей правительство Италии запретить гонки на открытых дорогах, а компанию Maserati – по-другому посмотреть на автоспорт.

Заводская команда с трезубцем на логотипе прекращает участие в больших соревнованиях. Начинается новый виток ее истории: Maserati фокусируется на производстве не менее успешных, супербыстрых и суперроскошных дорожных автомобилей.

Сотрудничество с Маранелло

Но это уже совсем другая история, и однажды мы ее обязательно расскажем. Сейчас же нас интересует прежде всего автоспорт. Поэтому здесь нужно умышленно опустить отрезок в несколько десятков лет, за которые бренд, переживая новые взлеты и падения, успел сменить нескольких владельцев, включая Сitroen, De Tomaso, Fiat. За это время Maserati успела произвести десятки великолепнейших моделей, многие из которых становились настоящими иконами автомобилестроения своего времени – как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения технических характеристик.

1997 год: Fiat решает продать купленную им еще в 1993 году компанию Maserati другому производителю спортивных автомобилей – Ferrari, в то время также входившей в состав концерна.

Конечно, такое решение может показаться странным. Зачем Ferrari покупать своего конкурента, у которого к тому же дела в то время шли уже не так хорошо, как раньше?

Но причина была. Дело в том, что стабильно высокий спрос на автомобили Ferrari в то время уперся в определенный искусственный лимит, который в Маранелло не хотели переступать, дабы не потерять статус одного из самых эксклюзивных в мире брендов. И именно Maserati, по их плану, должна была помочь Ferrari выйти на новый уровень продаж, предложив рынку свой «более доступный» аналог в «более гражданских» нишах.

Maserati мотор F154 от FerrariMaserati мотор F154 от Ferrari

Слияние марок стало настолько тесным, что даже кузова некоторых моделей Maserati, включая Quattroporte, производились на заводе Ferrari, а под капотом топовых версий авто с трезубцем появились адаптированные под переднемоторную компоновку двигатели Testarossa (с ит. «красная голова») – моторы F154 от Ferrari, хоть и слегка дефорсированные, чтобы отличаться по крайней мере на формальном уровне.

Сработало ли это? Безусловно. Если в 1998 году, перед окончательным слиянием с Ferrari, было продано и произведено всего 500 автомобилей, то в 2015-м – уже 36 тыс., а в 2017-м, после презентации кроссовера Levante, продажи перешагнули порог в 50 тыс. авто!..

Но мы опять отвлекаемся от темы соревнований, а именно в этом контексте сейчас важна кооперация брендов из Маранелло и Модены.

MC12

В 2004 году, уже с помощью Ferrari, Maserati снова приходит в автоспорт, причем с большим размахом. Взяв за основу гиперкар Ferrari Enzo c 6-литровым V12 под капотом, команда инженеров создала еще более эксклюзивный и сугубо гоночный автомобиль – Maserati MC12.

Разработан он был специально для участия в гонках серии GT, а 50 автомобилей, адаптированных для дорог общего пользования, были выпущены и проданы лишь для того, чтобы получить формальный статус серийного автомобиля и допуск к соревнованиям.

Огромный среднемоторный гиперкар стал самым быстрым Maserati в истории. Благодаря доработанному 630-сильному атмосферному двигателю Ferrari он разгонялся до 100 км/ч за 3.7 с, а до 200 км/ч – за 9.9 с. Максимальная скорость составляла 330 км/ч.

Maserati MC12Maserati MC12

С 2005 по 2010 год MC12 шесть раз подряд побеждал в классе GT, выигрывая как общее зачеты, так и Кубки конструкторов, неоднократно оставляя позади даже Ferrari. Дорожная же его версия Stradale стала один из самых дорогих и редких автомобилей в истории.

В 2004-м Maserati просили за нее больше миллиона евро. Сейчас же на аукционах время от времени можно встретить ценник в 2 млн.

(Впрочем, за те же деньги MC12 есть интересная альтернатива – тот самый любимый болид Стирлинга Мосса, 250F 1954 года. Такие исторические версии очень часто покупают, чтобы поучаствовать на них во всяких ретроралли типа Goodwood.)

15 лет сотрудничества Maserati и Ferrari точно нельзя назвать худшим периодом в истории Maserati. Тем не менее в компании из Модены, похоже, очень рады тому, что он уже в прошлом.

Вольное плавание

В 2014 году концерн Fiat принимает решение сделать Ferrari полностью независимым брендом, продав 10 % ее акций на IPO, а остальное разделив между совладельцами концерна. Maserati же переоформили в прямое подчинение Fiat, что, безусловно, означало для нее своего рода независимость. Хотя техническое сотрудничество с Ferrari, конечно же, сохранилась, в том числе и поставки тех самых двигателей.

И лишь относительно недавно, в мае 2019 года, всплыло заявление, что вскоре сотрудничество должно прекратиться. Инициатором разрыва стала Ferrari, а названной причиной – якобы снижающиеся объемы продаж Maserati. А возможно, Ferrari просто снова видит в Maserati потенциального конкурента, ведь недавнее слияние Fiat с очень успешным в последнее время концерном Peugeot Citroen и образования на их основе нового глобального холдинга Stellantis сулит новые перспективы.

Maserati MC20Maserati MC20

Так чем же в Maserati отвечают на такое «эмбарго»? Тогда, в 2019-м, казалось, что ничем. Казалось.

К тому времени внутри компании уже был принят ряд ключевых решений, главная цель которых, судя по всему – напомнить всему миру, что означает трезубец на этой эмблеме. А в так называемой Лаборатории инновации Maserati уже полным ходом шла работа над абсолютно новым, собственным двигателем и автомобилем, который призван вернуть бренду былую спортивную славу и почетное место в классе суперкаров.

Так родился Maserati MC20, самый быстрый серийный автомобиль в истории бренда.

Оцените статьюtable=infocar_main2.mats__mats&id=11266 (оценок - 3, средний бал - 5) ужасно плохо так себе хорошо супер

Обсуждение статьи

Коментариев пока никто не оставил. Станьте первым!
Вход | Регистрация


Читайте также:
  • SEAT – пробег 70 лет!SEAT – пробег 70 лет!

    К сожалению, в нашей стране марка SEAT незаслуженно не очень известна и распространена. Однако в Европе дела обстоят по-другому. На самом «тяжелом» европейском автомобильном рынке Германии SEAT на протяжении многих лет у ...

  • Все автомобили Папы Римского - от микролитражки до грузовикаВсе автомобили Папы Римского - от микролитражки до грузовика

    Недавно у папы Франциска появилась новая машина, ему презентовали бюджетный кроссовер Dacia Duster (у нас это Renault Duster). Естественно, Дастер этот не простой, а специально подготовленный для того, чтобы стать следую ...

  • История марки RAVON – долгий путь к собственному брендуИстория марки RAVON – долгий путь к собственному бренду

    Сразу стоит отметить, что история марки RAVON насчитывает всего 5 лет, поэтому богатой на события её пока назвать нельзя. Но, в то же время тот путь, который RAVON преодолел прежде чем от стал тем, кем есть сей час требу ...

  • 20 любопытных исторических фактов о компании SsangYong Motor Company20 любопытных исторических фактов о компании SsangYong Motor Company

    SsangYong Motor Company на сегодняшний день является третьим по величине южнокорейским автопроизводителем после супергигантов Hyundai и KIA. Конечно, компания находится несколько в тени своих более успешных конкурентов,  ...

  • От Амулетов, до партнерства с Jaguar Land Rover: история китайской марки CheryОт Амулетов, до партнерства с Jaguar Land Rover: история китайской марки Chery

    О китайской марке Chery у нас знают многие: в былые годы она пользовалась заслуженной популярностью в Украине благодаря своей скандальной модели Amulet, а позже и кроссовером Tiggo, повторявший во многом бестселлер Toyot ...