Беспилотные авто: с 1925 года до наших дней

Поделиться:

Еще вчера беспилотные автомобили были выдумкой писателей-фантастов, а уже сегодня – это будущее, которое вот-вот наступит. В наши дни практически все крупные мировые автопроизводители занимаются созданием машин, которым не нужен водитель. Может показаться, что автопилот – это такая себе современная тенденция. На самом деле о создании автопилотируемых авто начали задумываться чуть ли не на заре автомобилестроения.

Чтобы уместить все системы радиоуправления, пришлось придать трициклу довольно странный видЧтобы уместить все системы радиоуправления, пришлось придать трициклу довольно странный вид

Формально первая попытка создания беспилотной машины произошла, вы только вдумайтесь, в 1925 году. Началось все с того, что 5 августа 1921 года инженеры радиослужбы испытательной военной базы в городе Дейтон штата Огайо представили радиоуправляемый трицикл, который, честно говоря, смахивал на «гроб на колесах». Как бы то ни было, странный вид этой повозки не помешал продолжить исследовать «радиоуправляемость». И спустя 4 года, летом 1925-го, подобная система была установлена на настоящий автомобиль.

Эксперимент провели прямо на улицах Нью-ЙоркаЭксперимент провели прямо на улицах Нью-Йорка

Компания Houdina Radio Control Co., основанная бывшим армейским инженером Френсисом П. Гудиной, разработала прототип радиоуправляемой машины на базе 1926 Chandler. С помощью огромной антенны, команды управления передавались на электродвигатели, которые через специальные механизмы поворачивали рулевое колесо, нажимали на педали и переключали передачи. А само управление осуществлялось из соседнего автомобиля. Первый экспериментальный выезд решили провести прямо не улицах Нью-Йорка – очевидно, раньше гораздо меньше внимания уделяли безопасности. В автомобиль сел сам Френсис, с тем чтобы в случае чего перехватить управление машиной. Управлял же ею из соседнего авто его помощник. Как и следовало ожидать, испытания прошли не совсем гладко. Несколько раз радиоуправляемый автомобиль чуть было не зацепил другие машины, и один раз Френсису пришлось брать управление на себя, чтобы избежать контакта с припаркованным у тротуара авто. Тем не менее, даже несмотря на эти огрехи, демонстрация выглядела впечатляюще. Позже подобные автомобили демонстрировались на Парадах безопасности, проводимых капитаном Джей Джей Линчем.

В этом концепте были применены самые современные на тот момент технологииВ этом концепте были применены самые современные на тот момент технологии

В начале двадцатого века радиоуправляемые машины были удивительным зрелищем, но управлял-то ими человек, и беспилотные они были только «в кавычках». Гораздо более близким к «беспилотности» экспериментом стал концепт GM Firebird II, вышедший в 1956 году. Он был сделан из титана без использования сварки, в движение приводился газотурбинным двигателем на 200 л.с, а в его салоне устанавливался даже телевизор. Да, инженеры оторвались на той машине по полной, и, кажется, установили туда все самое инновационное, что у них только было. Нам же интересно то, что на Firebird II впервые была применена система, ставшая прародителем современного круиз-контроля. Эта система с помощью датчиков, взаимодействовавших с «умной» дорогой «Safety Autoway», могла самостоятельно поддерживать скорость и направление движения. С учетом тогдашних технологий, это было настоящим прорывом. К сожалению, те машины так и остались концептами. Сегодня они выставлены в GM Heritage Center как примеры того, каким люди прошлого выдели будущее.

«Стэнфордская тележка» внесла огромный вклад не только в развитие автомобильного автопилота, но и в робототехнику.«Стэнфордская тележка» внесла огромный вклад не только в развитие автомобильного автопилота, но и в робототехнику.

Следующим важным моментом на пути к беспилотному будущему стала научная робота студента Стэнфордского университета Джеймса Адамса. В 1961 году он создал самоуправляемую тележку, которую так и назвали «Стэнфордская тележка». Сначала она управлялась через провод, позже - с помощью радиоуправления. Все это даже в те годы сложно было назвать каким-то прорывом, но вот в начале 70-х математик и физик Джон Маккарти модернизировал ее, оснастив четырьмя камерами, дальномером, системой технического зрения, и научил самостоятельно передвигаться, ориентируясь на белую линию. Конечно, с этой системой на ней даже напитки по офису было бы опасно развозить, но это уже был достаточно серьезный шаг в создании автомобильного автопилота.

Модель Vario была выбрана, потому что ее кузов позволял вместить громоздкую систему автопилотаМодель Vario была выбрана, потому что ее кузов позволял вместить громоздкую систему автопилота

А мы двигаемся дальше, в 1980 год, когда группой ученных из Германии был создан первый полностью автономный автомобиль на базе Mercedes-Benz Vario. Руководил проектом Эрнст Дикманс. Это тот случай, когда разработка сильно опередила время. В ней применялись системы, имитирующие движение человеческих глаз и огромное количество новейших, на то время, вычислительных машин. Успехи Дикманса сподвигли концерн Daimler-Benz AG запустить проект «Eureka PROMETHEUS» (Эврика Прометей), на который было потрачено около 750 миллионов евро. В результате всех исследований, удалось создать беспилотный автомобиль на базе Mercedes-Benz S-Class W140, который в 1994 году выехал на улицы Парижа, и несколько часов успешно колесил по ним, а в 1995 смог проехать расстояние в 1678 км от Мюнхена до Копенгагена практически без вмешательства водителя. Он разгонялся до 185 км/ч, следил за разметкой и другими автомобилями и сам выполнял обгоны. Проект «Прометей» продлился 8 лет, а его результаты легли в основу создания систем безопасности и помощи водителю Mercedes-Benz.

Системы автопилота установили в один из самых передовых автомобилей того времениСистемы автопилота установили в один из самых передовых автомобилей того времени

Современный же этап развития беспилотных технологий начался в 2004 году, когда агентство передовых оборонных разработок Пентагона DARPA организовало соревнование автомобилей-роботов DARPA Grand Challenge, проходившее в пустыне Мохаве. В нем приняли участие 15 машин, которые должны были проехать 230 км самостоятельно, без управления какими-либо живыми существами. Однако ни один автомобиль так до финиша и не доехал. Через год соревнования повторили и тогда уже победитель был определен. Им стал автомобиль Stanley Стэнфордского университета. Руководил его разработкой Себастьян Трун. Второй его беспилотный проект – машина Junior также участвовал в DARPA Grand Challenge только 2007 года, и там занял втрое место. Позже Трун присоединился к Google и возглавил их проект по созданию беспилотных автомобилей. Сегодня этот проект превратился в дочернюю компания Waymo, беспилотники которой намотали уже свыше 16 миллионов километров по дорогам общего пользования.

Автомобиль Stanley Стэнфордского университетаАвтомобиль Stanley Стэнфордского университета

Посмотрев на успехи Google, многие мировые автопроизводители стали вести разработки по созданию автомобильного автопилота. Заметных успехов на этом поприще достигла компания Tesla, которая с октября 2015 года начала предоставлять своим водителям функции адаптивного круиз-контроля «Autopilot-Autosteer». Это значит, что водители Tesla уже сейчас могут передвигаться на своих авто в беспилотном режиме.

За рулем Tesla уже сегодня можно ощутить, каково это ездить в машине с автопилотомЗа рулем Tesla уже сегодня можно ощутить, каково это ездить в машине с автопилотом

Безусловно, беспилотные технологии все глубже внедряются в нашу жизнь. Запускаются сервисы автопилотируемых такси и систем беспилотных автоперевозок. И все же, даже сегодня, спустя столько лет исследований, к беспилотным авто остается куча вопросов, на многие из которых они пока не в состоянии ответить. Для полноценного внедрения таких машин одними только технологиями не обойтись. Необходимо провести серьезные изменения в инфраструктуре, законодательстве и, что важнее всего, умах людей. Искусственный интеллект абсолютно точно способен облегчить жизнь человеку. Только для этого нам придется довериться ему. Вопрос в том, сможем ли мы.

15 октября 2019 года. Евгений Тхор, специально для InfoCar.ua

Оцените статьюtable=infocar_main2.mats__mats&id=10461 (оценок - 11, средний бал - 5) ужасно плохо так себе хорошо супер

Обсуждение статьи

Коментариев пока никто не оставил. Станьте первым!
Вход | Регистрация


Читайте также: