Беспилотные авто: с 1925 года до наших днейЕще вчера беспилотные автомобили были выдумкой писателей-фантастов, а уже сегодня – это будущее, которое вот-вот наступит. В наши дни практически все крупные мировые автопроизводители занимаются созданием машин, которым не нужен водитель. Может показаться, что автопилот – это такая себе современная тенденция. На самом деле о создании автопилотируемых авто начали задумываться чуть ли не на заре автомобилестроения. ![]() Формально первая попытка создания беспилотной машины произошла, вы только вдумайтесь, в 1925 году. Началось все с того, что 5 августа 1921 года инженеры радиослужбы испытательной военной базы в городе Дейтон штата Огайо представили радиоуправляемый трицикл, который, честно говоря, смахивал на «гроб на колесах». Как бы то ни было, странный вид этой повозки не помешал продолжить исследовать «радиоуправляемость». И спустя 4 года, летом 1925-го, подобная система была установлена на настоящий автомобиль. ![]() Компания Houdina Radio Control Co., основанная бывшим армейским инженером Френсисом П. Гудиной, разработала прототип радиоуправляемой машины на базе 1926 Chandler. С помощью огромной антенны, команды управления передавались на электродвигатели, которые через специальные механизмы поворачивали рулевое колесо, нажимали на педали и переключали передачи. А само управление осуществлялось из соседнего автомобиля. Первый экспериментальный выезд решили провести прямо не улицах Нью-Йорка – очевидно, раньше гораздо меньше внимания уделяли безопасности. В автомобиль сел сам Френсис, с тем чтобы в случае чего перехватить управление машиной. Управлял же ею из соседнего авто его помощник. Как и следовало ожидать, испытания прошли не совсем гладко. Несколько раз радиоуправляемый автомобиль чуть было не зацепил другие машины, и один раз Френсису пришлось брать управление на себя, чтобы избежать контакта с припаркованным у тротуара авто. Тем не менее, даже несмотря на эти огрехи, демонстрация выглядела впечатляюще. Позже подобные автомобили демонстрировались на Парадах безопасности, проводимых капитаном Джей Джей Линчем. ![]() В начале двадцатого века радиоуправляемые машины были удивительным зрелищем, но управлял-то ими человек, и беспилотные они были только «в кавычках». Гораздо более близким к «беспилотности» экспериментом стал концепт GM Firebird II, вышедший в 1956 году. Он был сделан из титана без использования сварки, в движение приводился газотурбинным двигателем на 200 л.с, а в его салоне устанавливался даже телевизор. Да, инженеры оторвались на той машине по полной, и, кажется, установили туда все самое инновационное, что у них только было. Нам же интересно то, что на Firebird II впервые была применена система, ставшая прародителем современного круиз-контроля. Эта система с помощью датчиков, взаимодействовавших с «умной» дорогой «Safety Autoway», могла самостоятельно поддерживать скорость и направление движения. С учетом тогдашних технологий, это было настоящим прорывом. К сожалению, те машины так и остались концептами. Сегодня они выставлены в GM Heritage Center как примеры того, каким люди прошлого выдели будущее. ![]() Следующим важным моментом на пути к беспилотному будущему стала научная робота студента Стэнфордского университета Джеймса Адамса. В 1961 году он создал самоуправляемую тележку, которую так и назвали «Стэнфордская тележка». Сначала она управлялась через провод, позже - с помощью радиоуправления. Все это даже в те годы сложно было назвать каким-то прорывом, но вот в начале 70-х математик и физик Джон Маккарти модернизировал ее, оснастив четырьмя камерами, дальномером, системой технического зрения, и научил самостоятельно передвигаться, ориентируясь на белую линию. Конечно, с этой системой на ней даже напитки по офису было бы опасно развозить, но это уже был достаточно серьезный шаг в создании автомобильного автопилота. ![]() А мы двигаемся дальше, в 1980 год, когда группой ученных из Германии был создан первый полностью автономный автомобиль на базе Mercedes-Benz Vario. Руководил проектом Эрнст Дикманс. Это тот случай, когда разработка сильно опередила время. В ней применялись системы, имитирующие движение человеческих глаз и огромное количество новейших, на то время, вычислительных машин. Успехи Дикманса сподвигли концерн Daimler-Benz AG запустить проект «Eureka PROMETHEUS» (Эврика Прометей), на который было потрачено около 750 миллионов евро. В результате всех исследований, удалось создать беспилотный автомобиль на базе Mercedes-Benz S-Class W140, который в 1994 году выехал на улицы Парижа, и несколько часов успешно колесил по ним, а в 1995 смог проехать расстояние в 1678 км от Мюнхена до Копенгагена практически без вмешательства водителя. Он разгонялся до 185 км/ч, следил за разметкой и другими автомобилями и сам выполнял обгоны. Проект «Прометей» продлился 8 лет, а его результаты легли в основу создания систем безопасности и помощи водителю Mercedes-Benz. ![]() Современный же этап развития беспилотных технологий начался в 2004 году, когда агентство передовых оборонных разработок Пентагона DARPA организовало соревнование автомобилей-роботов DARPA Grand Challenge, проходившее в пустыне Мохаве. В нем приняли участие 15 машин, которые должны были проехать 230 км самостоятельно, без управления какими-либо живыми существами. Однако ни один автомобиль так до финиша и не доехал. Через год соревнования повторили и тогда уже победитель был определен. Им стал автомобиль Stanley Стэнфордского университета. Руководил его разработкой Себастьян Трун. Второй его беспилотный проект – машина Junior также участвовал в DARPA Grand Challenge только 2007 года, и там занял втрое место. Позже Трун присоединился к Google и возглавил их проект по созданию беспилотных автомобилей. Сегодня этот проект превратился в дочернюю компания Waymo, беспилотники которой намотали уже свыше 16 миллионов километров по дорогам общего пользования. ![]() Посмотрев на успехи Google, многие мировые автопроизводители стали вести разработки по созданию автомобильного автопилота. Заметных успехов на этом поприще достигла компания Tesla, которая с октября 2015 года начала предоставлять своим водителям функции адаптивного круиз-контроля «Autopilot-Autosteer». Это значит, что водители Tesla уже сейчас могут передвигаться на своих авто в беспилотном режиме. ![]() Безусловно, беспилотные технологии все глубже внедряются в нашу жизнь. Запускаются сервисы автопилотируемых такси и систем беспилотных автоперевозок. И все же, даже сегодня, спустя столько лет исследований, к беспилотным авто остается куча вопросов, на многие из которых они пока не в состоянии ответить. Для полноценного внедрения таких машин одними только технологиями не обойтись. Необходимо провести серьезные изменения в инфраструктуре, законодательстве и, что важнее всего, умах людей. Искусственный интеллект абсолютно точно способен облегчить жизнь человеку. Только для этого нам придется довериться ему. Вопрос в том, сможем ли мы. 15 октября 2019 года. Евгений Тхор, специально для InfoCar.ua Оцініть статтю ![]() Обговорення статтіКоментарів поки ніхто не залишив. Станьте першим! |
Також читайте:
|