Электромобильный Амстердам

Поделиться:

Известный факт, что электромобиль появился на свет почти на 60 лет раньше автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, когда венгерский инженер Аньос Джедлик в 1828 году установил простенький электромотор на небольшую тележку. Позднее, образцы колесных повозок с электродвигателем появлялись в Шотландии, Голландии, США, Франции и Великобритании.

Официальным годом рождения электромобиля считается 1841 год, на 45 лет раньше автомобиля Бенца, а электромобиль La Jamais contente (Всегда недовольная) первым в мире превысил скорость 100 км/ч установив рекорд скорости - 105,882 км/ч.

Электромобиль La Jamais contente 1841 годаЭлектромобиль La Jamais contente 1841 года

Как сказано в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона "Электромобили были самым многообещающим типом автомобиля в будущем. Электромобили не дают ни шума, ни копоти, они, бесспорно, удобнее и совершеннее всех других, но электромобиль должен везти свой источник энергии: аккумуляторную батарею, которая пока ещё слишком тяжела и непрочна. Поэтому невозможно возить с собою запас энергии на длинный путь, а вновь заряжать аккумуляторы и заменять истощённые другими возможно лишь при езде в городах или от одной специально устроенной станции до другой."

И, действительно, несмотря на легкость запуска, бесшумность, чистоту и имея примерно одинаковый с бензиновыми автомобилями, того времени, запас хода и скорость, все преимущества первых электромобилей сводила к нулю сложная система подзарядки. Быстрое развитие и совершенствование двигателей внутреннего сгорания отталкивало электромобили в рыночную тень. Хотя и для них находились сферы применения – например, в 1910 году в Нью-Йорке эксплуатировалось около 70 тысяч электромобилей в качестве такси.

Казалось, что двигатель внутреннего сгорания окончательно вытеснил электромобили, но в 60-70-х годах XX века, когда по миру прокатилось несколько волн энергетических кризисов, о них снова вспомнили. Многие ведущие автомобильные компании разработали прототипы и даже серийные образцы электромобилей, но … проблема массы и низкой емкости аккумуляторов так и оставалась нерешенной. К тому же, в 80-х годах нефть снова подешевела и пропала острая необходимость поиска альтернатив.

Еще 10 лет спустя, в 90-х годах ХХ века, власти штата Калифорния, США, первыми забили тревогу из-за крайне высокого уровня загазованности воздуха. Калифорнийским Комитетом Воздушных Ресурсов (CARB) было принято решение о том, что в 1998 году 2% продаваемых в Калифорнии автомобилей не должны производить выхлопов, а к 2003 году — 10%. Это решение, в совокупности с общемировыми тенденциями, направленными на сохранение и улучшение экологических показателей, подтолкнули автопроизводителей на поиски замены двигателю внутреннего сгорания. И вновь повернулись лицом к электромобилю.

General Motors EV1 1996 годаGeneral Motors EV1 1996 года

В первом десятилетии 2000-х годов нашего века, к борьбе за экологию и снижение вреда от выбросов двигателей внутреннего сгорания подключились правительства разных стран, возведя вопрос экологии в ранг государственных задач.

В Европе одним из лидеров "электромобильного движения" стали Нидерланды, где несколько лет назад, правительство поручило объединению предприятий Нидерландов (Netherlands Enterprise Agency) начать работы по стимулированию развития электротранспорта в стране, в том числе для снижения выбросов СО2, улучшения энергоэффективности, уменьшения уровня шумовой нагрузки в городах и снижения зависимости от ископаемых источников топлива.

Попробуем посмотреть, что из этого получилось глазами путешественника.

Голландия, а точнее Королевство Нидерланды, заявляет о своей "электромобилизации" сразу же, при выходе из главного воздушного порта страны - международного аэропорта Амстердама "Schiphol". Путешественника встречает стройный ряд такси Tesla. Как утверждает реклама – это первое в Европе электрическое такси. То, что в такси используется Tesla не удивляет, если вспомнить, что первый завод по производству Tesla за пределами США был открыт именно в Нидерландах, в городе Тилбурге, в 2010 году. Завод выпускает в год больше 20 тысяч Tesla Model S и готовится к началу производства в самое ближайшее время Tesla Model X.

Tesla Model STesla Model S

Tesla Model STesla Model S

Ну что ж, устраиваемся поудобней на заднем сиденье, водитель задает маршрут на громадном планшете, расположенном на передней консоли, и мы едем на встречу с Амстердамом.

Tesla Model STesla Model S

Пока бесшумная Tesla, с бесплатным Wi-Fi на борту, скользит по автобану и постепенно втягивается в лабиринт городских улиц, немного вспомним статистику. Количество электромобилей росло в Нидерландах с 607 единиц в 2010 году до 7410 в 2012 году. Затем, последовал резкий скачок в 2014 году до 14805 единиц и еще больший рывок в 2015 году - 46111 электромобилей. На сегодня, объем продаж электрокаров в Нидерландах составляет около 15000 экземпляров в год.

Одновременно с ростом числа электрических машин, расширяется и сеть электрозаправок, которых в 2010 году было 400, а всего через 4 года стало 12114! Причем электрозаправочные сети развиваются в разных направлениях: от бесплатных публичных точек зарядки разбросанных по всему Амстердаму, до общенациональной сети электрозарядных комплексов (на сегодня больше 50 штук), которые еще и сами получают электроэнергию от солнечных панелей, установленных на своих крышах или используют энергию ветра с помощью ветрогенераторов.

Отпустим такси и немного пройдемся по городу.

Tesla Model STesla Model S

На большинстве уличных парковок, расположенных вдоль каналов и улиц установлены бесплатные точки зарядки, которые используют энергию от солнечных батарей или из городской электросети. На зарядных столбиках наклеены информационные плакатики следующего содержания:

"Амстердам стимулирует электрическое движение. Электрический транспорт более чистый, тихий и способствующий созданию жизненных условий для города. Наша задача сделать все километры, пройденные автомобилем, "электрическими" к 2040 году. Для того, чтобы сделать это возможным, по всему городу установлены зарядные точки снабжающие автомобили электричеством, полученным от возобновляемых источников."

Парковочные места возле зарядных точек обозначены специальным значком и их запрещено занимать обычным автомобилям.

Знак парковки электромобиляЗнак парковки электромобиля

Важное замечание - парковка электромобиля, как и его зарядка – бесплатная!

В то время как владельцам автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, приходится платить немаленькие 5 евро в час за парковку в центральной части Амстердама.

Электрический Smart и Tesla Model SЭлектрический Smart и Tesla Model S

Электрический Smart, слева, принадлежит международной сети Car2GO предоставляющей сервис по уличному прокату автомобилей, по такому же принципу, как и Autolib во Франции.

Электрический SmartЭлектрический Smart

Компания Car2GO работает в США, Канаде, Китае, Австрии, Германии, Италии, Испании и в Нидерландах, но, в отличии, от Франции использует не специальные автомобили, а серийные Smart в "электрическом" исполнении.

AudiAudi

Принцип пользования прост: регистрация на сайте компании с указанием данных водительского удостоверения и платежной карты, на смартфон устанавливается специальное приложение, с помощью которого можно найти на карте ближайший свободный автомобиль. Доступ, к автомобилю с помощью QR-кода, полученного в приложении. Оставить машину нужно на одной из 250 стоянок с зарядной системой, ближайшей к месту назначения.

Продолжая прогулку по Амстердаму, обращаем внимание, что к зарядным столбикам подключены даже привычные нам автомобили, но в непривычном для нас "электрическом исполнении".

Очень популярны экзотические в нашей стране Mitsubishi Outlander P-HEV

Mitsubishi Outlander P-HEVMitsubishi Outlander P-HEV

В 2014 году Mitsubishi Outlander P-HEV занял десятое место в общем списке проданных в стране машин, включавшем и автомобили с двигателями внутреннего сгорания.

Mitsubishi Outlander P-HEVMitsubishi Outlander P-HEV

Развозные фургоны различных служб тихо пробираются, слегка шлепая шинами по брусчатке. Честно говоря, я отнес это к недостаткам электромобиля – не очень приятно, когда на тесной улочке, неожиданно, из-за спины, бесшумно возникает немаленький бус.

Среди легковых "чистых" электромобилей наибольшим спросом пользуются все та же Tesla Model S, компанию которой составляют BMW i3 и Nissan Leaf. Среди гибридных автомобилей, в явные лидеры выбиваются Mitsubishi Outlander P-HEV и Volvo V60 Plug-in Hybrid.

Интересная деталь: количество продаваемых электромобилей в Нидерландах выше, чем в странах с собственными заводами, производящими электромобили, таких как: Германия, Франция, Италия, Южная Корея. Видимо, в странах-производителях сказывается более сильная тяга к традиционным силовым агрегатам.

Renault Kangoo Z.E. FourgonRenault Kangoo Z.E. Fourgon

Рост числа электромобилей стимулируется и налоговой системой. Например, размер налога на добавленную стоимость при покупке организацией электромобиля составлял в 2013 году – 0%. При этом, при покупке обычного автомобиля размер налога - 25%.

Volkswagen e-GolfVolkswagen e-Golf

Положительный эффект дает развитие злектрокаров и в социально-экономической сфере. Количество рабочих мест, связанных с продажей, сервисом и эксплуатацией электротранспорта увеличилось с 400 мест в 2010 году до 1600 в 2013 г. И при сохранении темпов его развития, к 2020 году число таких рабочих мест может превысить 10000. Подсчитано, что каждый проданный в Нидерландах электромобиль дает экономике страны около 11000 евро дохода. А каждые 20 проданных электромобилей создают одно дополнительное рабочее место.

BMW i3BMW i3

По планам развития электротранспорта, ожидается, что уже в 2020 году в Нидерландах не останется ни одного автобуса (сегодня эксплуатируется 5000 единиц) с двигателем внутреннего сгорания.

Особенно впечатляющие цифры относительно велосипедов. Известно, что в Амстердаме доминируют велосипедисты. Их преимущество в любой дорожной ситуации, заставляет водителя, впервые попавшего в Амстердам, нервно сжимать руль и судорожно оглядываться по сторонам. Велосипед давно стал одним из символов Амстердама.

Велопарковка в АмстердамеВелопарковка в Амстердаме

Но электричество пришло и в велосипедный мир. Официально зарегистрированный уровень продаж электровелосипедов в Амстердаме – 1,5 миллиона единиц. А по всей стране, уже сейчас, эксплуатируется больше 20 миллионов электрических двухколесников! И это при численности населения в Нидерландах меньше 17 миллионов человек.

Прогулка по Амстердаму подходит к концу. Автомобильная жизнь этого города наглядно показывает направление будущего развития автомобиля и инфраструктуры, связанной с его эксплуатацией.

Объявленные планы электромобилизации говорят о том, что к 2020 году в стране ожидается 200 тысяч электромобилей, а к 2025 году – 1 миллион. По планам правительства, в 2050 году все автомобили в Нидерландах будут только с электрическими двигателями.

До 2020 года правительство Нидерландов поставило цель - запустить 70000 электрозарядных станций по всей стране.

В этот раз, похоже, что электромобиль вернулся всерьез и надолго и, по всей видимости, постарается загнать своего бензинового конкурента в угол.

И, хотя понимаешь, что с точки зрения сохранения экологии, технического развития и движения вперед, это правильный путь, но … сердце все равно "екнуло" сильнее, когда на одной из улиц, встретилось "теплое, ламповое", и с запахом бензина …

22 мая 2017 года. , специально для InfoCar.ua

Оцените статьюtable=infocar_main2.mats__mats&id=9929 (оценок - 15, средний бал - 5) ужасно плохо так себе хорошо супер

Обсуждение статьи

Ikabor  

Одна из самых интересных статей об автомобилях! Также интересно узнать факты из истории, прочитать о современных трендах и узнать мнение автора. Читается на одном дыхании! Спасибо автору!!

ответить   +2-1
Shep  

Спасибо, было интересно))

ответить   +1

Кто ты? Входи!
Или регистрируйся


Читайте также:
  • Как это работает: Платные дороги в БелоруссииКак это работает: Платные дороги в Белоруссии

    Одной из стран, к автомобильному путешествию в которую необходимо подготовиться информационно, является Белоруссия. Редактор InfoCar.ua встретился с представителями компании-оператора электронной системы BelToll, чтобы р ...

  • Нюрбургринг. Опыт первого кругаНюрбургринг. Опыт первого круга

    Не ошибусь, если скажу, что нет такого любителя автоспорта, который не мечтал бы побывать на одной из самых легендарных гоночных трасс мира - Нюрбургринге. И как только мы поняли, что во время поездки на Франкфуртский ав ...

  • В Европу на машине - наш ликбезВ Европу на машине - наш ликбез

    Автопутешетсвия стали популярны почти сразу после выхода "автомобиля в массы". Помимо удобства и гибкого графика вы получаете чувство свободы и независимости, а также возможность самостоятельно планировать свой отпуск. В ...

  • Врываемся во внедорожно-грибной рай на автомобилях HondaВрываемся во внедорожно-грибной рай на автомобилях Honda

    Признаться, не силен я в деле сбора грибов. Но ведь начинать никогда не поздно, верно? Тем более невежественно с моей стороны было бы отказаться от приглашения компании «Хонда Украина» отправиться за грибами в Закарпатье ...