Как это работает: Платные дороги в Белоруссии

Поділитися:

Сети платных дорог существуют и успешно функционируют во многих странах мира. Обычно правила проезда по ним достаточно просты и понятны, но в некоторых случаях водителям необходимо знать кое-какие «национальные особенности», чтобы избежать неприятного общения с полицией и не быть оштрафованным.

Одной из стран, к автомобильному путешествию в которую необходимо подготовиться информационно, является Белоруссия. Редактор InfoCar.ua встретился с представителями компании-оператора электронной системы BelToll, чтобы разузнать у них все подробности того, как функционирует сеть платных дорог в Белоруссии и как правильно ею пользоваться.

Система электронной оплаты за проезд по дорогам Белоруссии работает уже два года. За это время в ней было зарегистрировано более 210 тысяч транспортных средств, в том числе украинских. И именно наши соотечественники, к сожалению, оказались самыми злостными нарушителями правил пользования платными дорогами. Только за 6 месяцев 2015 года белорусы зафиксировали 19895 нарушений украинцами (20% от общего объема). А общий долг украинских граждан за неправильное пользование белорусскими дорогами на сегодняшний день превышает 2 миллиона евро.

Почему сложилась такая ситуация? Отчасти из-за менталитета наших автомобилистов и их непреодолимого желания обмануть систему, которая этому обману не препятствует физически, а это едва ли не единственное, что может остановить большую часть водителей. Дело в том, что практически во всех странах, где есть платные дороги, въезд на них преграждает шлагбаум, который поднимается только после оплаты проезда, либо после обмена данными с заранее купленным и прикрепленным на лобовое стекло автомобиля устройством. Белорусская же система основана на работе специализированной радиосвязи, позволяющей пользователям оплачивать проезд в режиме свободного многополосного движения, без остановки транспортных средств в пункте сбора оплаты. Проще говоря, никаких шлагбаумов нет. Проезжай себе через рамку, даже если ничего не оплачивал. А там, глядишь, и не заметит никто.

Но проскочить незамеченным на практике не так уж просто. По платным дорогам курсирует транспортная инспекция (плюс стационарные посты), проверяющая наличие бортового устройства и правильность его использования. Она же вправе выписывать штрафы. Для автомобилей массой до 3,5 тонн штраф за неправильную эксплуатацию устройства составляет 50 евро, а за его отсутствие – 100 евро. Для автомобилей массой свыше 3,5 тонн – 130 и 260 евро соответственно. В случае отказа от оплаты штрафа автомобиль могут даже не выпустить из страны. А если уехать из Белоруссии, не заплатив штраф, каким-то образом все же удалось, в следующий раз вам все равно об этом напомнят. Данные о нарушениях хранятся в базе BelToll на протяжении  трех лет.

Первое время, когда система платных дорог в Белоруссии только начинала функционировать, часть водителей нарушала несознательно. Помимо отсутствия прямой преграды в виде шлагбаума, была проблема и с нехваткой предупреждающих знаков (либо они были плохо заметны), и с малым количеством пунктов продажи бортовых устройств и с общим слабым уровнем информирования водителей. Сейчас в этом отношении проблем намного меньше – карты платных дорог со всей необходимой информацией можно получить бесплатно во множестве точек (в том числе и прямо на границе), стандартные дорожные знаки продублированы информационными стендами размером 3 х 6 метра, количество пунктов продажи бортовых устройств увеличилось до 46, а станций оплаты проезда уже 90. Отговорки вроде «я не знал» или «я не заметил» больше не актуальны.

На сегодня протяженность платных дорог в Белоруссии составляет 1189 километров. Чтобы воспользоваться ими, необходимо заранее заключить контракт с системой BelToll в любом из 46 пунктов, получить устройство электронной оплаты и пополнить его баланс. Не платят за дороги в Белоруссии только граждане стран Таможенного союза. Все остальные платить обязаны.

Существует два вида контракта – предоплатный и постоплатный. Для частных лиц удобней первый. На его заключение обычно требуется не больше 20 минут. Если вы едете на автомобиле массой до 3,5 тонн, то залоговая стоимость электронного устройства оплаты составит 20 евро (50 евро для автомобилей массой более 3,5 тонн). Дополнительно нужно положить на счет аванс в размере не менее 25 евро. Эта сумма взята не с потолка, а достаточно просто рассчитана. Если грубо, то Белоруссия – страна размером 600 на 600 километров. Один километр проезда по платной дороге стоит 0,04 евро. Вот и получается, что 25 евро – это та минимальная сумма, которая необходима, чтобы пересечь страну на автомобиле. Заранее ее требуют для того, чтобы не выслушивать потом отговорки, мол, денег на счету не хватило, а пунктов оплаты поблизости не было. Это своеобразная страховка и для государства, и для водителя.

После получения электронног устройства оплаты, белорусы рекомендуют внимательно изучить инструкцию к нему и следовать всем указаниям. Особенно важно правильно прикрепить устройство на лобовое стекло, иначе могут возникнуть проблемы с обменом данными и прибор может банально не сработать, что, в свою очередь, может привести к штрафу. Сбои случаются и по другим, не зависящим от водителя причинам (погодным, в том числе), но в таких ситуациях система, по идее, либо сама анализирует данные и делает выводы, либо оповещает операторов BelToll и те принимают решения в ручном режиме. Хотя, конечно, никакой гарантии того, что вам чего-то не засчитают, хотя вы все сделали правильно, нет. Жалобы на то, что устройства банально не срабатывают,  из уст водителей звучат достаточно часто.

Важно также знать, что BelToll не всегда считает пройденную дистанцию с точностью до километра. В некоторых случаях плата сразу списывается за проезд целого сектора, длина которого может составлять 10 и более километров. Это нужно учитывать при пополнении счета. Лучше положить на него больше, чем нужно, нежели столкнуться с нехваткой денег. Тем более что потом неиспользованный остаток и залоговую стоимость устройства электронной оплаты можно вернуть.

Наш совет – оплачивайте все услуги BelToll банковской картой. MasterCard, правда, они не принимают, но с Visa проблем нет. Дело в том, что возврат средств производится тем же способом, что и производилась оплата. То есть если вы платили картой, то деньги и вернуться на карту. А если оплата производилась наличными, то деньги и вернут наличными, но в белорусских рублях. Которые вы, скорее всего, захотите поменять на евро или доллары, а это конвертационные потери и лишняя трата времени.

Если вы планируете приезжать в Белоруссию на автомобиле и в будущем, сдавать бортовое устройство вовсе не обязательно. Активным оно считается на протяжении трех лет с момента последнего срабатывания.  А в целом срок службы устройства рассчитан примерно на пять лет (или пока не сядет батарейка).

Конечно, система оплаты за проезд по дорогам Белоруссии несколько специфична, но, нравится нам это или нет, именно в таком виде она одобрена руководством страны, а значит, такой она и будет. Это нужно просто принять и уважать законы соседнего государства, не давая повода называть украинских водителей злостными нарушителями. За любую услугу нужно платить. Всегда и везде. Таковы правила цивилизованного общества.

Таблица платных дорог Белоруссии

Дорога

Участок дороги, км

Платный отрезок, км

М1/Е30 Брест (Козловичи) – Минск – граница с РФ (Редьки)

-

609

609

М2 Минск – Национальный аэропорт Минск

15

42

27

М3 Минск – Витебск

9

41

32

М4  Минск – Могилев

16

192

176

М5/Е271 Минск – Гомель

21

130

109

М6/Е28 Минск – Гродно – граница с Польшей (Брузги) / Щучин - Гродно

12

57

45

М6/Е28 Минск – Гродно – граница с Польшей (Брузги)

214

287

73

М7/Е28 Минск – Ошмяны – граница с Литвой (Каменный Лог)

57

148

91

Р1 Минск - Дзержинск

8

35

27

Дополнительную информацию о системе платных дорог в Белоруссии можно получить на сайте www.beltoll.by или по круглосуточному телефону горячей линии +375 172 798 798

20 июля 2015 года. , InfoCar.ua

Оцініть статтюtable=infocar_main2.mats__mats&id=9560 (оцінок - 15, середній бал - 4) жах погано так собі добре супер

Обговорення статті

dmitry  

Дороговато братья берут.

+2ВІДПОВІСТИ  
СерегаШаман  

да уж .... но дороги хорошие

+1ВІДПОВІСТИ  
Skizi  

Беларусь. Государство называется Республика Беларусь.

+1ВІДПОВІСТИ  

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація

Також читайте:
  • Электромобильный АмстердамЭлектромобильный Амстердам

    Как сказано в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона «Электромобили были самым многообещающим типом автомобиля в будущем. Электромобили не дают ни шума, ни копоти, они, бесспорно, удобнее и совершеннее всех других, ...

  • С 2018  в Европу с техосмотром. Неужели?С 2018 в Европу с техосмотром. Неужели?

    Недавно украинские чиновники во время встречи с литовскими коллегами заявили о том, что вскоре для въезда в Европу необходимо будет пройти техосмотр. Так ли это и чем грозит? Пытался разобраться эксперт InfoCar.ua ...

  • Нюрбургринг. Опыт первого кругаНюрбургринг. Опыт первого круга

    Не ошибусь, если скажу, что нет такого любителя автоспорта, который не мечтал бы побывать на одной из самых легендарных гоночных трасс мира - Нюрбургринге. И как только мы поняли, что во время поездки на Франкфуртский ав ...

  • В Европу на машине - наш ликбезВ Европу на машине - наш ликбез

    Автопутешетсвия стали популярны почти сразу после выхода «автомобиля в массы». Помимо удобства и гибкого графика вы получаете чувство свободы и независимости, а также возможность самостоятельно планировать свой отпуск. В ...

  • Врываемся во внедорожно-грибной рай на автомобилях HondaВрываемся во внедорожно-грибной рай на автомобилях Honda

    Признаться, не силен я в деле сбора грибов. Но ведь начинать никогда не поздно, верно? Тем более невежественно с моей стороны было бы отказаться от приглашения компании «Хонда Украина» отправиться за грибами в Закарпатье ...