Volkswagen Touareg R: разрушенные надежды

Рассказать друзьям:

Volkswagen Touareg R является самым мощным автомобилем бренда в истории. Звучит многообещающе. Но еще Touareg R своим примером демонстрирует, что же немцы собираются продавать нам в ближайшее время вместо дизельных V8, которых на рынке почти что не осталось. И в этом контексте нас ждет серьезный разговор об обратной стороне гибридных силовых установок, об ожиданиях и реальности. А завершим мы размышлениями на тему того, чего у гибридного Touareg R нет вообще – экологичности.

Volkswagen Touareg R вид спередиVolkswagen Touareg R вид спереди

Немного о происхождении Touareg R

Литеру «R» к названию модели в компании Volkswagen присваивают самым производительным версиям своих автомобилей – да и то не всем. Впервые этот статус в 2002 году получил легендарнейший Golf R32. Cейчас же им могут похвастаться T-Roc, Tiguan, Arteon и тот самый Golf. Но под капотом всех этих автомобилей установлена «раздутая» до небес рядная турбочетверка EA888. Чистейший ДВС!..

Лень читать? Смотрите видео-тест Volkswagen Touareg R:

В 2020 году очередь снова получить заветную литеру доходит и до Touareg: предыдущая спецверсия R50 была представлена в далеком 2007-м. О ее 5.0-литровом дизельном V10 мы рассказывали в «прощальном» тест-драйве 4.0-литрового дизельного Touareg.

По всем канонам и прогнозам новый Touareg R должен был получить V8 (в идеальном случае – бензиновый). Но в этот раз немцы, подстегнутые все ужесточающимися нормами выбросов, каноны решили нарушить. У нас забрали V-образную мечту, предоставив взамен гибрид со словами: «Ведь он же даже лучше! Самый мощный Volkswagen в истории. А экологичный настолько, что по дороге за этой R-кой распускаются цветы!..

Volkswagen Touareg R вид сбокуVolkswagen Touareg R вид сбоку

Мы, конечно же, не повелись и почувствовали подвох. Хотя, будем честны, заявленные показатели прозвучали очень убедительно. 5.1 с в разгоне до 100 км/ч – это почти настолько же быстро, как и дизельный V8. 462 л. с. – это и вправду рекорд для бренда Volkswagen. А 700 Нм – это отличнейший показатель для автомобиля, который располагает 3.0-литровым бензиновым мотором под капотом. А впридачу – еще и возможность подзаряжаться от розетки и проезжать на электротяге до 50 км.

Но самое интересное вот что (Volkswagen об этом не кричит, но и не отрицает): Touareg R – это не совсем Touareg. Это Porsche Cayenne e-Hybrid: лошадка в лошадку, киловатт в киловатт!

Немного об истории гибридов Volkswagen Group для SUV

Первопроходцем стал Porsche Cayenne еще первой генерации. На его 3.6-литровый бензиновый двигатель в порядке эксперимента установили простенькую по сегодняшним меркам гибридную систему с никель-металлогидридной батареей и 48-сильным электромоторчиком между ДВС и коробкой. Любых возможностей заряжаться от внешних источников автомобиль был лишен.

Но система работала, кое-как экономя топливо за счет рекуперации. К тому же она являла собою диковинный на то время параллельный гибрид: электромотор мог работать как вместе с ДВС, так и отдельно от него.

Volkswagen Touareg R вид сзадиVolkswagen Touareg R вид сзади

В 2010-м, уже на втором поколении Cayenne и, конечно же, Touareg, система пошла в серию. Основанная на 3.0-литровых бензиновых V6, гибридная силовая установка выдавала 380 л. с., 580 Нм крутящего момента, позволяя Cayenne разгоняться до первых 100 км/ч за 6.3 с. То есть электромотор позволял сэкономить около 1.5 с.

Создавался гибрид в первую очередь для рынка США, представители которого не особо догадывались, что для экономии топлива проще купить дизельную версию. В итоге те, кто на 100 км пути хотели расходовать не 20 л. топлива, а хотя бы 15 л, вынуждены были мучиться с гибридами. А они у Volkswagen Group были в то время далеко не на пике своей надежности (на радость Toyota).

Но прогресс сложно удержать на месте: после рестайлинга в 2014 году Cayenne получил второе поколение гибридной силовой установки – с литий-ионной батареей, 82-сильным электромотором, запасом хода на электричестве до 36 км и заветной возможностью заряжаться от сети. К слову, соплатформенный Touareg NF таким новшеством обделили.

Volkswagen Touareg R фарыVolkswagen Touareg R фары

В 2018 году, уже на третьем поколении Cayenne, Volkswagen Group презентует уже текущую генерацию гибрида – с еще большей мощностью и запасом электрохода. Но теперь ее маркетинговые задачи слегка изменились. Как и география продаж: в Европе гибридный Cayenne должен был стать заменой выбывшим из игры дизельным версиям Porsche, а также более прагматичной альтернативой Cayenne S. Ведь гибрид демонстрировал ту же динамику при меньшем расходе топлива.

Кроме того, во многих странах плагин-гибриды по преференциям приравниваются к электромобилям. Соответственно, доля покупателей выбирает их за право бесплатной парковки в центре города или проезда по полосам общественного транспорта. И здесь стоит подчеркнуть абсурдность экологического законодательства: в Китае, к примеру, большинство богатых владельцев подключаемых гибридов никогда не заряжают их от сети, но имеют льготы на уровне владельцев электромобилей.

Та самая гибридная силовая установка от Cayenne 2018 года без каких-либо серьезных изменений появляется в Touareg c литерой «R». Что же это, мы опять за меньшие деньги получаем почти что идеальный автомобиль?.. Хочешь, езди по городу почти бесплатно, а хочешь, рассекай время и пространство даже быстрее, чем на Cayenne S, но только с меньшим расходом и обходя по динамике 0–200 км/ч даже Touareg с дизельным V8!

Volkswagen Touareg R задние фонариVolkswagen Touareg R задние фонари

Но это в теории. На практике же мы получаем столько «если», что хочется просто заорать: «Сволочи, верните V8!..» Но V8 уже не будет, а «это» – лучшее, что нам осталось. Да и надолго осталось-то?

Немного о салоне

Но обо всем нужно рассказать по порядку. И начнем мы из хорошего, а именно с внутреннего убранства R-версии, которому владельцы обычных Touareg могут лишь завидовать. Похоже, маркетологов Volkswagen наконец-то вразумили, рассказав, что продавать автомобиль за 80 тыс. долларов, называть его «премиальным» и не предлагать при этом нормальной кожи – это как минимум странно. В итоге сюда – и пока что только сюда – возвратилась кожа Nappa (под названием Puglia).

Volkswagen Touareg R салонVolkswagen Touareg R салон

Мне нравятся контрастная строчка и украшение кресел и карт ромбовидным рисунком. Подкладка под кожей очень мягкая, поэтому к поверхности кресел приятно дотрагиваться. В остальном же, если исключить литеры «R» и синие акценты, отличий от стандартного Touareg не найти.

Немного технической теории

Силовой установкой у нас является параллельный плагин-гибрид. В его основе лежит 3.0-литровый бензиновый V6 cерии EA839, c которым мы недавно подробно разбирались в сравнении бензинового и дизельного Touareg.

Volkswagen Touareg R двигательVolkswagen Touareg R двигатель

Двигатель, работающий в Touareg R вместе с электромотором, располагает той же форсировкой, что и в базовой версии: 340 л. с. и 450 Нм крутящего момента (к слову, двигатель этот мне кажется очень удачным). Электромотор расположен между двигателем и коробкой передач, являясь частью последней, он выдает 135 л. с. и 400 Нм. Работая вместе, двигатель и электромотор и делают Touareg R самым мощным Volkswagen в истории.

Предположительно, 700 Нм крутящего момента должны быть доступны в очень широком диапазоне оборотов. Но вот беда: производитель почему-то указывает данные о крутящем моменте лишь для ДВС. Поэтому мы провели собственные замеры на диностенде.

Замеры Volkswagen Touareg R на диностендеЗамеры Volkswagen Touareg R на диностенде

Полка суммарного момента действительно впечатляет. Да и заявленные производителем пиковые показатели подтвердились. К слову, еще более интересно наблюдать показатели Touareg R в сравнении с другими версиями модели.

Volkswagen Touareg R и базовый 3.0-литровый Touareg TFSIVolkswagen Touareg R и базовый 3.0-литровый Touareg TFSI

Volkswagen Touareg R и дизельный Touareg V8Volkswagen Touareg R и дизельный Touareg V8

Состояние батареи и ее влияние на разгон

Но теперь, нарадовавшись пиковыми показателями, пора поговорить о подвохе. Тот самый электромотор, обеспечивающий в сумме с двигателем столь отличные показатели, питается от отдельной 400-вольтовой литий-ионной батареи Samsung, которая размещена под полом в багажнике. Ее емкость по меркам гибридов совсем немаленькая – это 18 кВт*ч, из которых реально используются 14.3 кВт*ч.

Volkswagen Touareg R батареяVolkswagen Touareg R батарея

Данная батарея располагает тремя источниками восполнения заряда: от сети, с помощью рекуперации либо же от двигателя внутреннего сгорания. И вот в чем, собственно, подвох: отдача электромотора напрямую зависит от уровня заряда батареи. То есть даже если батарея разряжена всего на 30 %, мы уже не получим той отдачи, которую замерили на диностенде и которую, собственно говоря, заявляет производитель.

Особенно эта разница заметна при замере динамики разгона с места. С полной батареей Touareg R в наших руках (отключенная ASR, старт с двух педалей) легко подтвердил паспортные данные, разогнавшись до 100 км/ч за 5.06 с. С 50 % заряда батареи результат равен уже 5.5 с. А если разрядить батарею полностью, наш Touareg почти что лишается электрического «буста», превращаясь в… Нет, не обычный Touareg V6, а обычный Touareg V6, в который вы решили поместить всю свою семью, да еще и предложили усесться кому-то даже в багажнике.

Volkswagen Touareg R замер разгона до 100Volkswagen Touareg R замер разгона до 100

Разница в весе составляет около 300–400 кг (в зависимости от комплектации): 140-килограммовая батарея, электродвигатель, система охлаждения, всяческие преобразователи и, конечно же, самая система зарядки. В итоге с разряженной батареей Volkswagen Touareg R разгоняется до 100 км/ч за 7.5 с, что на 1.6 с медленнее, чем заявленный для Touareg V6 TFSI результат. И это R-версия, за которую должны переплачивать 15–20 тыс. долларов именно благодаря динамике!

Детальнее о способах зарядки

Что же владелец должен делать, чтобы не оставаться один на один с ДВС, тянущем на себе «пустую» батарею? Начнем с очевидного – зарядки от сети. Впрочем, вариант этот не из самых легких (вернее, быстрых). От обычной домашней 10-амперной розетки батарею получится восполнить за 8–10 часов. Платная общественная зарядка, выдающая хотя бы 7 кВт – это около 2–3 часов. Что, впрочем, также совсем не быстро, если учесть, что полученного заряда при активной езде вам даже на полдня может не хватить.

Конечно, автомобиль может заряжаться и самостоятельно – от торможения, например. К слову, система наката здесь настроена удобно: когда вы отпускаете педаль акселератора, Touareg R самостоятельно регулирует интенсивность рекуперативного усилия, ориентируясь на расстояние до автомобиля впереди. Для этого не нужно активировать круиз-контроль: все происходит автоматически.

Volkswagen Touareg R порт зарядкиVolkswagen Touareg R порт зарядки

Можно также задать режим сохранения заряда батареи, чтобы к месту условной «гонки» вы ни в коем случае не приехали «пустым». Или же – и это последний вариант восполнения заряда – можно выбрать принудительное заряжание батареи от двигателя. Тогда использование электромотора временно отключится, но этот 3.0-литровый V6 начнет проглатывать столько топлива, сколько не снилось и бензиновому V8.

Что же получается? Суперсила Touareg R кроется в электромоторе, помогающему ДВС. Криптонитом выступает дополнительный вес. Когда батарея заряжена, электромотор компенсирует избыточный вес автомобиля с лихвой (Touareg R отлично едет и потребляет очень мало). Но когда батарея пуста, тот самый избыточный вес перечеркивает все «экологические» достижения гибридной установки (кроссовер начинает потреблять слишком много, да и динамика существенно снижается).

В итоге все это накладывает серьезные ограничения на счастливое использование данного «супергибрида». У владельца остается два варианта: либо же заряжать автомобиль дома каждую ночь, используя потом заряд за полдня, либо же свыкнуться с мыслью, что выиграть светофорную гонку шанс есть всего один (ну, максимум два).

Volkswagen Touareg R разгон до 100Volkswagen Touareg R разгон до 100

Хотя нет, есть еще и третий вариант: ни в чем себе не отказывать, включить режим Sport и наблюдать расход под 20 л/100 км. Впрочем, зачем тогда вообще гибрид и разговоры об экологичности? Обычный Touareg c 3.0-литровым TFSI в нашем тесте разгонялся за 5.7 с до 100 км/ч (на 98 бензине – за 5.4 с). Гибрид же делает это за 5 с, то есть пропастью разницу не назовешь. И это при том, что в более легком кроссовере исключительно с ДВС динамика закончится не раньше, чем топливо в бензобаке.

Повседневная эксплуатация

Но давайте – на минуту – предположим, что вам не нужна ударная динамика (либо нужна, но очень нечасто). Станет ли в этом случае Touareg R идеальным автомобилем? Чтобы не быть безосновательным в ответе на этот вопрос, я отправился в 2000-километровое путешествие на этом кроссовере, прихватив с собою нескольких друзей.

Впрочем, начнем мы все же не с путешествия, а с повседневных вещей. Да, если заряжать автомобиль каждую ночь, в следующий день при небольших переездах вы можете использовать Touareg R как электромобиль. Даже если в салоне не только водитель, а компания из двух-трех человек, запаса электрического хоча почти хватает на указанные производителем 50 км. При этом на трассе вы можете разгоняться до 140 км/ч, хотя запас хода на одном заряде в этом случае снижается.

Volkswagen Touareg R диагональное вывешиваниеVolkswagen Touareg R диагональное вывешивание

И нужно согласиться: большинству из нас такого запаса на день хватит с головой. А если все же нужно ускорится, никто не запрещает продавить педаль в пол и получить заветную суммарную отдачу.

Но вернемся к экономичной эксплуатации. Заряжая автомобиль каждую ночь, используя ДВС максимально редко, удастся сэкономить около 3 грн на километре (расчеты актуальны для текущих цен на топливо и электроэнергию по ночному тарифу – InfoCar). При среднем пробеге в 20 тыс. км за год сэкономить удастся около 2.5 тыс. долларов. То есть переплату за гибрид можно вернуть за пять лет. Правда, нужно учесть, что на самом мощном Volkswagen в истории эти пять лет вы должны ездить в режиме улитки.

Если же дома заряжаться возможности нет, то о функции подключаемого гибрида можно забыть вообще. Ведь если учесть стоимость киловатта энергии на публичных зарядках, а также время, потраченное на поиск этих зарядок… Да никто не будет этим заниматься! Терпеть массу неудобств и тратить собственное время для экономии ста гривен, отдав перед этим около 100 тыс. долларов за кроссовер – это, мягко говоря, нелогичное поведение. А ведь именно ста гривнам равна будет экономия при зарядке батареи на платной зарядной станции.

Volkswagen Touareg R в городеVolkswagen Touareg R в городе

Так что надежда остается лишь на рекуперацию. Но надежда эта оправдана лишь в городе, где постоянные ускорения чередуются с торможениями. В черте города Touareg R действительно потребляет немного меньше, чем кроссовер с обычным 3.0-литровым TFSI – около 8–11 л/100 км. Но это все равно намного больше, чем потребляет Touareg с 3.0-литровым TDI.

Гораздо хуже дела обстоят на трассе, где рекуперация почти что не актуальна. Наше путешествие, о котором я упоминал раньше, являло собою поездку четырех друзей из Киева в Карпаты. Средняя скорость была равна около 93 км/ч, ехать по трассе мы стремились со скоростью 140–150 км/ч. И расход при этом превышал 13.5 л/100 км. По меркам класса это не слишком много, но на экономичность и уж тем более экологичность Touareg R совсем не претендует. К тому же и с динамикой беда: восполненных рекуперацией перед поворотами киловаттов хватает на несколько динамичных обгонов, но условный третий осуществляется уже лишь за счет ДВС, и это может стать неприятным сюрпризом в самый неподходящий момент.

Преимущества и недостатки гибрида

Электромотор обеспечивает почти что молниеносную реакцию на нажатие педали акселератора, которая превращается во впечатляющий скачок с места. Современным ДВС с их ограничениями из-за уровня выбросов это уже не под силу. Где-то после 60 км/ч принципиальной разницы в динамике уже не чувствуется, но электротяга все равно принимает участие в толкании автомобиля вперед, что отлично чувствуется на переключении передач. Обычные для ДВС провалы в динамике превращаются в немного даже непривычные ускорения.

Вторая приятность – это, конечно же, комфорт. Пересаживаясь на гибрид с бензинового автомобиля, первое время подчеркиваешь для себя тишину его работы при спокойной езде и плавность трогания. Ощущения сравнимы со сменой дизельного автомобиля на бензиновый.

Volkswagen Touareg R поведение на дорогеVolkswagen Touareg R поведение на дороге

И, конечно же, та самая экологичность. К себе во двор я заезжаю исключительно на электротяге: никакого выхлопа под окнами детской спальни либо в гараже.

Но на этом список прелестей гибрида для меня заканчивается, а вот побочные эффекты начинаются. То ли гибридную версию Touareg по понятным причинам не стали оснащать таким же количеством шумоизоляции, то ли из-за отсутствия шума двигателя на внешние звуки обращаешь больше внимания, но гул от колес расстраивает. И на устранение этой проблемы нужно раскошеливаться.

Второе – управляемость. Да, на фоне условного Lexus RX кроссовер Volkswagen претендует на звание гоночного болида. Но если вы пересаживаетесь на R-версию с аналогичного бензинового Touareg, то сразу же ощутите разницу в весе: крены здесь больше, реакции на ямы похуже, а торможение не столь эффективно. (К слову, о торможении: Touareg R во время наших замеров остановился со 100 км/ч за 39 м, тогда как обычные 3.0-литровые версии – за 37 м.)

Volkswagen Touareg R на офф-роудеVolkswagen Touareg R на офф-роуде

Подвеска здесь более мягкая, но не она одна является причиной выросших кренов кузова. Дело в том, что для гибридной версии Touareg недоступны активные стабилизаторы. Легенда гласит, что они не помещаются из-за присутствия батареи. Почему «легенда»? Потому что для Porsche Cayenne с гибридной силовой установкой стабилизаторы все же доступны.

А еще у Touareg R есть несколько мелких особенностей, которые не слишком хорошо укладываются в статус премиального гибридного внедорожника. К примеру, чтобы задействовать собственно тормозную систему, а не рекуперативную, нужно продавливать педаль особенно сильно. А педаль акселератора где-то посередине хода располагает искусственной ступенькой, которая сигнализирует о задействовании ДВС. К таким вещам нужно будет привыкать.

Стоимость

Цена на Touareg R давно известна, да и соответствующая комплектация есть в конфигураторе. Но вот заказать кроссовер в Украине пока нельзя (на момент написания теста – InfoCar). Главная причина, озвученная представительством еще до полупроводникового дефицита – неготовность дилеров к обслуживанию гибрида (спецоборудование, заземленные подъемники, обучение персонала).

Volkswagen Touareg R сиденьяVolkswagen Touareg R сиденья

Но даже если автомобиль откроется для заказа, сейчас абсолютно непонятно, сколько его нужно будет ждать. Впрочем, базовыми числами оперировать сейчас мы все же можем. В отличнейшей комплектации автомобиль обойдется в 96 тыс. долларов, а чтобы довести комплектацию до максимума, нужно добавить всего 10 тыс. На фоне гибридного Porsche Cayenne, который в голой «базе» стартует со 115 тыс. долларов, Touareg R – это подарок.

Впрочем, сравнение с более престижным Porsche не настолько актуально, как сравнение с обычной версией Touareg. Если оснастить бензиновый Touareg теми же опциями, что есть у топ-версии R, разница составит около 17 тыс. долларов.

Итоги

Так кому и зачем нужен гибридный Touareg R? Проповедь маркетологов бренда гласит, что этот кроссовер не уступает версии с дизельным V8 по динамике, а расход у него вообще близок к расходу электромобиля. Именно отсюда переплата, а бонусом мы получаем еще и крутые шильдики и настоящую наппу в салоне.

На практике же видим немного другой результат. Реальная среднестатистическая динамика Touareg R вполне сопоставима с динамикой обычной 3.0-литровой версии, а реальный средний расход – чуть ли не выше. А в дополнение к списку реальных бонусов мы получаем еще и десяток условий и побочных эффектов, сомнительный запас хода по трассе на одном баке и посредственную управляемость.

Поэтому субъективный вердикт таков: если хочется реальной динамики, нужно покупать бензиновую версию, чтобы потом добавить ей лошадиных сил с помощью прошивки. Если хочется экономить деньги, стоит покупать дизельную версию или, чего уж там, Tiguan.

Volkswagen Touareg R расход топлива по трассеVolkswagen Touareg R расход топлива по трассе

Означает ли это, что у Volkswagen Touareg нет будущего? Нисколько. Мы с вами такие умные и хитрые, пока у нас есть альтернатива в виде обычных ДВС. Но V-образных шестерок тоже скоро не будет. В отличие от гибрида.

Во-вторых, Touareg R создавался вовсе не для нас c вами. А для того, чтобы помочь беспринципным гражданам развитых стран обманывать экологов-лицемеров. А в-третьих, более эксклюзивная внешность и, конечно же, статус самой мощной модели еще никогда не мешали автомобилю хорошо у нас продаваться.

Обсуждение тест-драйва Touareg

Коментариев пока никто не оставил. Станьте первым!
Вход | Регистрация


Отзывы про Volkswagen Touareg

Эдя777
Украина, Киев
11.08.2009

Вобщем, Туарег очень хороший автомобиль! красивый как внешне так и в салоне. Все сделано удобно и качество на высоте. Этот автомобиль уникален, он и на ровной дороге мастер и на бездорожье один из луч читать отзыв

Владимир
Украина, Киев
06.11.2008

великолепный авто как в городе, так и на бездорожье. Двигатель дизель 3.0 действительно ему подходит, разница по сравнению с дизелем 2.5 существенная читать отзыв

Автобазар InfoCar.ua

Продажа б/у Volkswagen Touareg