Нива: эксперименты продолжаются.

Розповісти друзям:

Результаты своих экспериментов с Нивой специалисты фирмы Лада-Инжиниринг уже демонстрировали читателям Авторевю (см. АР № 16, 1995). Двухлетний опыт доводки вазовских полноприводников не прошел даром, и сегодня мы познакомимся с новой версией тюнинга автомобиля ВАЗ-21213. На этот раз особое внимание было уделено двигателю: штатный карбюратор уступил место системе распределенного впрыска топлива.

А МОЗГИ-ТО ЧЬИ?

Взявшись за установку впрыска на отечественный автомобиль, фирма Лада-Инжиниринг столкнулась с рядом проблем. Где взять форсунки, кто сделает блок управления, как поступить со впускным коллектором, куда перенести воздушный фильтр? Ведь при создании Нивы двадцать с лишним лет назад вряд ли кто-то задумывался об этом: впрыск тогда и на иномарках был в диковинку.

Для начала определились с элементной базой — форсунки и электронику для управляющих блоков приобрели у фирмы Bosch. Впускной коллектор изготовили по собственным чертежам, а вазовский воздушный фильтр заменили москвичовским. Но это еще не все — надо ’научить’ систему работать, или, как говорят, ’настроить мозги’. Тут на помощь пришло АО Элкар — российское предприятие, занимающееся разработкой и ремонтом различных систем впрыска топлива для отечественных и зарубежных автомобилей.

Они, используя немецкие детали, собрали систему впрыска воедино и настроили блок управления для оптимальной работы со стандартным 1,7-литровым двигателем Нивы.
А что еще изменилось в хорошо знакомой нам машине ВАЗ-21213? Во-первых, ’распухли’ крылья кузова за счет расширителей арок колес. Сами колеса — легкосплавные 15-дюймовые, с английскими шинами Sterling ST3 размерности 205/60 R15. Стандартные бамперы заменены на трубчатые из нержавеющей стали. Из этого же материала сделаны подножки и дуги на крыше. Последние, кстати, не только для украшения — они могут пригодиться в тяжелых дорожных условиях для откренивания автомобиля, когда на нем ’зависают’ два-три человека. Этот способ успешно применяет и экспертная группа Авторевю во время испытаний джипов на проходимость.
Если заглянуть под кузов, то можно увидеть мощную защиту моторного отсека, а еще амортизаторы фирмы Koni. Для надежной работы подвески в такой комплектации пришлось усилить кронштейны крепления верхних точек амортизаторов на кузове.

ПОЧТИ СТАНДАРТНЫЙ САЛОН

Оказавшись в салоне этой Нивы, мы поначалу ошалели от буйства красок: синяя передняя панель и такая же консоль, желтые шкалы приборов, сине-красно-желтый руль! Аж в глазах рябит! Но, осмотревшись, понимаешь, что желтый щиток приборов на самом деле не так уж режет глаз и неплохо гармонирует по цвету с капотом, постоянно присутствующим в поле зрения водителя.
Кроме смелой раскраски передней панели внутри мы обнаружили лишь несколько отличий от базовой комплектации Нивы. Вместо простеньких шариков на рычагах управления трансмиссией появились стильные рукоятки фирмы Nardi. (Кожаный руль ’веселенькой’ расцветки — продукт этой же фирмы). Плюс зеркала с электроприводом взамен маленьких и очень неудобных заводских.
Кстати, эти зеркала производства московской фирмы МКТБ нам хорошо знакомы — полтора года назад мы установили их на редакционный автомобиль (см. АР №4, 1996) и по сей день не имеем к ним никаких претензий. Они не только функциональны, но и надежны.

Заканчивая рассказ о салоне, мы бы хотели похвалить сиденья. Это не Recaro и не Momo, а наши, отечественные, которые устанавливают теперь в Тольятти на все Нивы! Набор регулировок — как у обычных ’восьмерочных’. Но при продольной регулировке теперь пользуешься удобной скобой перед сиденьем, а вентиль регулировки наклона спинки перенесен с левой стороны на правую (для водителя), где значительно больше места для руки.

ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ

Переделки в моторе должны были отразиться в первую очередь на разгонной динамике. Или не отразиться...
Чтобы почувствовать отличия мы долго колесили по городу на стандартной и ’доведенной’ Нивах, а затем приехали на полигон, где аппаратура подтвердила наши субъективные ощущения.Оказалось, что на предельные возможности автомобиля установка впрыска почти не повлияла (см. таблицу). После 4000 об/мин доработанный двигатель крутится так же неохотно, как и стандартный. Зато на низких оборотах ощущается прибавка крутящего момента. На тюнинговой машине проще трогаться и удобнее ехать в штатных режимах движения. А на трассе в два раза реже приходится включать четвертую передачу вместо пятой для обгонов и преодоления подъемов. Да и цифры замеров говорят о том же — на высшей передаче впрысковая Нива явно живее. Кстати, чтобы сравнить возможности разных двигателей ’в чистом виде’, замеры динамических характеристик обеих машин выполнялись на одних и тех же шинах Trayal T-70 размерности 175/80 R16.

Отличий в тормозных свойствах немного. Оно и понятно — тормозная система оказалась вне зоны тюнинга. А потому единственным отличием инжиниринговской Нивы от стандартной стал меньший тормозной путь благодаря применению других шин.

С управляемостью поинтереснее. Сначала несколько слов о машине в базовой комплектации. Который раз мы тестируем Ниву и никак не можем привыкнуть к ее ватной, размазанной реакции на повороты руля. Даже Москвич-2141 со своей низкой чувствительностью — просто подарок в сравнении с вазовским полноприводником. Виной тому и устаревшая конструкция рулевого управления и полнопрофильные узкие шины. Но ведь Нива выпускается уже более двадцати лет — это достаточный срок для того, чтобы внести изменения в конструкцию. Причем на ВАЗе прекрасно знают какие, но не делают... В вираже, где, скажем, ВАЗ-2108 требует поворота руля на 90Ў, Ниве и 180Ў может не хватить. Но если начальная фаза входа все же преодолена, то дальше автомобиль едет неплохо, однозначно реагируя на управление тягой: открыл ’газ’ и машина ’поплыла’ всеми четырьмя колесами наружу, закрыл — прижалась к внутренней бровке.

Тюнинговая версия выгодно отличается от стандартной. Во-первых, автомобиль острее реагирует на повороты руля — увеличилась чувствительность, уменьшились запаздывания. Во-вторых, меньше стали крены в повороте. И в-третьих, шины Sterling позволяют ехать с большими боковыми ускорениями. В предельном повороте — такое же однозначное поведение, как и на стандартной Ниве.

К сожалению, амортизаторы Koni не смогли намертво ’приклеить’ колеса к дороге — в предельном повороте разгруженное переднее колесо все же отрывается от асфальта. Правда, высота его подъема и время нахождения в воздухе явно меньше, чем у чистокровной Нивы. Усилие на рулевом колесе по величине практически не изменилось (несмотря на меньший диаметр руля Nardi), но его характеристика улучшилась — руль, как говорится, стал ’чище’, информативнее.

Все вышеперечисленные преимущества по части управляемости получены незамысловатыми методами. А именно — установкой широких шин на 15-дюймовых колесах и амортизаторов Koni. А как повлияла эта замена на комфорт пассажиров и, прежде всего, на плавность хода?

Да, действительно, автомобиль стал жестче, но не настолько, чтоб езда на нем превратилась в скачки. Жесткое прохождение мелких неровностей компенсируется возросшей энергоемкостью подвески, а также отсутствием раскачки на пологих волнах асфальта. Владельцы Нив поймут, о чем идет речь — если стандартная машина движется по загородному шоссе с нелучшим покрытием со скоростью 100—120 км/ч, то передок постоянно раскачивается, время от времени поднимая передние колеса в воздух. Ощущение не из приятных. Так вот, тюнинговая Нива таких вольностей себе не позволяет. Впрочем, отношение к плавности хода у многих водителей разное. Те, кому нравятся американские машины, вряд ли отдадут предпочтение подвеске с более ’жесткими’ амортизаторами.

Одной из основных проблем Нивы является шум. Рокот ’раздатки’ и гул шин — увы, неотъемлемый атрибут ВАЗ-2121. Одну из этих составляющих на тюнинговой версии удалось ’победить’ установкой других шин. А вот утихомирить раздаточную коробку не удалось — это хлопотно и дорого. На тех режимах, когда двигатель уже способен ’перекричать’ шумы трансмиссии, мы заметили, что впрысковой мотор работает ’мягче’ и немного тише своего карбюраторного собрата.

ПО БЕЗДОРОЖЬЮ

ВАЗ-2121 заслуженно считается одним из лучших ’проходимцев’. Причем не только среди отечественных автомобилей. В этом мы убеждались не раз.
Как правило, любые изменения, улучшающие показатели автомобиля на асфальте, приводят к снижению проходимости. Не стала исключением и Нива, подготовленная фирмой Лада Инжиниринг.

Переход к пятнадцатидюймовым колесам и ’низким’ шинам повлек за собой снижение клиренса на три сантиметра. Вы думаете, это мелочь? Но как раз этих сантиметров нам и не хватило...Лесная дорожка, широкие и глубокие колеи от грузовиков. До тех пор, пока была возможность ехать со смещением, пропуская колею между колес, проблем не было. Но вот деревья начали смыкать вершины у нас над головами, а их стволы все крепче и крепче сжимали в тиски лесную дорогу. В конце концов пришлось спрыгнуть в колею. Впереди шла стандартная Нива. Цепляясь днищем о грунт и корни деревьев, машина медленно преодолела трудный участок. Вслед за ней устремилась и желтая машина. Хр-р-р-р! Не тут-то было. Сев на днище, через секунду она уже беспомощно ’сучила ножками’. Хорошо еще, что впереди установлена мощная защита, — удалось избежать поломок двигателя или подвески. Выбравшись таки задним ходом, тюнинговая Нива отправилась в объезд. Вот вам и три сантиметра!

Последующие упражнения на песчаных косогорах утвердили стандартную машину в роли внедорожного лидера — она меньше зарывалась в песок, выше забиралась на крутые холмы. Но все же в одном впрысковая Нива оказалась предпочтительнее — в удобстве управления тягой. Когда пробираешься по буеракам, очень важно точно дозировать крутящий момент, передаваемый ведущим колесам. С одной стороны, нельзя допустить лишней пробуксовки, с другой — нужно поддерживать рабочие обороты двигателя, иначе он просто заглохнет. С этой задачей водитель лучше справляется за рулем Нивы, оснащенной впрыском. Здесь меньше запаздываний при нажатии на педаль акселератора — нет характерного для обычной Нивы карбюраторного провала. В то же время впрыск демпфирует резкие изменения в подаче топлива — с педалью газа можно обращаться смелее — рывков и ударов в трансмиссии все равно не будет.

А ЦЕНА КУСАЕТСЯ...

Тюнинговая версия увереннее себя чувствует на твердом покрытии — будь то просторное загородное шоссе или узкие городские улочки. Предпочтительнее она и для активных водителей. Правда, будь вы хоть трижды активным, но без тугого кошелька — не видать вам этой машины! Ведь ее цена — $22000. Против $7000 за стандартный ВАЗ-21213. Разницу посчитали? Но не пугайтесь — ведь не обязательно заказывать весь пакет изменений. Можно и по отдельности. Так, установка распределенного впрыска стоит $1700, пластиковая обвеска с эксклюзивной покраской и стальными подножками, бамперами, дугами — $2600. Установка же амортизаторов Koni с обязательной проваркой кронштейнов обойдется в $500.

Кстати...
Стандартная Нива, выступавшая в нашем тесте в роли ’печки’, была обута в югославские шины Trayal ’родной’ размерности 175/80 R16. Эта фирма сейчас активно поставляет свою продукцию на конвейер ВАЗа.

Нам удалось сравнить шины Trayal с отечественными ВлИ-5, которыми комплектуется ВАЗ-2121. Это не полноценные испытания шин, но все же... Во-первых, югославские шины имеют более предпочтительные индексы гузоподъемности и скорости — 90Q (600 кг, 160 км/ч) против 85Р (515 кг, 150 км/ч) у ВлИ-5. Во-вторых они меньше шумят при качении. В-третьих, обладают лучшими сцепными свойствами на сухом асфальте (к сожалению, в дождь мы на них не поездили). Но есть и минус — их внедрожные свойства. На песке, в грязи отечественные ВлИ-5 чувствуют себя значительно увереннее.Конечно, было бы интересно сравнить Trayal Т-70, ВлИ-5 и ВлИ-10 в процессе серьезных испытаний с применением аппаратуры. Возможно, в ближайшем будущем мы этим и займемся, а пока лишь повторим, что для ’асфальтовой’ эксплуатации югославские шины явно предпочтительнее, чем ВлИ-5.


О. РАСТЕГАЕВ
Фото автора

Комментарии к фотоматериалам:

1. Система распределенного впрыска топлива собрана на элементной базе фирмы Bosch.

2. Руль и рукоятки фирмы Nardi оживили стандартный салон ВАЗ-21213.

3. Раскраска щитка приборов гармонирует с цветом кузова.

4. Проходимость Нивы после тюнинга уже не та... Сказывается уменьшение клиренса на 3 см.

5. Ах, как приятно искупаться после тяжелого теста!

Оцініть статтюtable=infocar_main.td_mats&id=1631 (оцінок - 5, середній бал - 4) жах погано так собі добре супер
  • Тест-драйв ВАЗ 2120 Надежда: ВАЗ-2120 Надежда. ВАЗ-2120 Надежда.

    Полноприводные минивэны ВАЗ-2120 Надежда начали собирать на мощностях опытно-промышленного производства (ОПП) АвтоВАЗа в 1998 году. Там же их делают и по сей день. Всего за три года было выпущено около 3500 автомобилей ( ...
    Газета «Авторевю»

  • Тест-драйв ВАЗ 2120 Надежда: Департамент развития. Департамент развития.

    С тех пор, как были написаны эти строки, прошло 28 лет. И вот теперь, впервые за многие годы, генеральный департамент развития ВАЗа — правопреемник того первого центра стиля — решил устроить для журналистов презентацию с ...
    Газета «Авторевю»

  • Тест-драйв ВАЗ 2120 Надежда: Проблески Надежды. Проблески Надежды.

    Все-таки везет нам, россиянам! За рубежом ходовые прототипы новых автомобилей тщательно камуфлируют и обкатывают вдалеке от посторонних глаз, за заборами полигонов — до тех пор, пока не доведут модель до конвейерной гото ...
    Газета «Авторевю»


Нива: эксперименты продолжаются. (ВАЗ 2120 Надежда) - фото 1 Нива: эксперименты продолжаются. (ВАЗ 2120 Надежда) - фото 2 Нива: эксперименты продолжаются. (ВАЗ 2120 Надежда) - фото 3 Нива: эксперименты продолжаются. (ВАЗ 2120 Надежда) - фото 4 Нива: эксперименты продолжаются. (ВАЗ 2120 Надежда) - фото 5 Нива: эксперименты продолжаются. (ВАЗ 2120 Надежда) - фото 6 Нива: эксперименты продолжаются. (ВАЗ 2120 Надежда) - фото 7 Нива: эксперименты продолжаются. (ВАЗ 2120 Надежда) - фото 8

Відгуки про ВАЗ 2120 Надежда

Владимир
Украина, Запорожье
18.06.2009

так, себе автомобиль, что могут придумать росияне, с"мозгами" напряженка. купил не знаю зачем, только от того, что ни у кого такой нет, покатался, понял, что иномарка лучше, а вообще к машине, ка читати відгук

Андрей
Украина, Херсон
05.07.2009

читал разные отзывы об этом авто, кто-что пишет, кому шумит, кому не едет, за машиной следить надо -наездники! конечно тем , кто купит ее себе жопу по городу возить-дорогое удовольствие, у меня машина читати відгук

Автобазар InfoCar.ua

Продаж б/у ВАЗ

ВАЗ 2106 1988 ВАЗ 2106 640$ 1988