Бульдожий прикус
В 1994 году Toyota перевернула традиционный автомир — вышел ее первенец RAV4, тогда еще только в 3-дверном коротком исполнении. Кто-то скептически взирал на новинку, мол, игрушка, и только. Но эта игрушка к сегодняшнему дню во всем мире прекрасно разошлась тремя поколениями с несколькими рестайлингами общим тиражом более 4,5 млн экземпляров! И вот машина четвертого поколения.

За 18 (!) лет производства модели в мире успел появиться целый легион конкурентов, прямых и не совсем. И пусть кто-то в чем-то превосходит законодателя жанра легких SUV с концепцией несущего кузова и полностью независимой подвеской, но Toyota не сдается. И внешность новичка даже хочется сравнивать не с конкурентами или предыдущим поколением, а именно с тем первым «равчиком».
Да, между тем игривым шустрым колобком и этим надменным стилягой с тяжелой клыкастой челюстью — пропасть! И не только во внешности, во всем. Начиная с трансмиссии: там был честный механический Full-Time 4WD через симметричный межосевой дифференциал, а здесь муфта, электроника и все такое. Там был неубиваемый «железный» двигатель 3S-FE, а здесь что-то уже очень современное. Впрочем, этим машинка давно не удивляет, а вот габариты явно стремятся все дальше и дальше от истоков.

На вырост
Новый RAV4 длиннее предшественника (в стандартной версии) без малого на 20 сантиметров (если вспомнить первую пятидверку, так и вовсе почти на полметра)! И шире на 3 см, а база увеличилась сразу на 10 см. При этом он на 2,5 см ниже. И смотрится автомобиль действительно размашистей, солидней. И агрессивней — с учетом такого-то бампера, явно напоминающего бульдожий прикус. Новая раскосая светотехника, острые грани, более плоские панели — все это тоже возводит дизайн кроссовера на уровень, который по задумке создателей должен привлечь к нему больше мужского внимания. Ведь по статистике сейчас примерно 2/3 всех RAV4 принадлежат женским сердцам и рукам.
Революционно изменилась задняя часть — запаска с двери перекочевала под пол багажника, а дверь открывается вверх, как у всех сейчас. Да, «джиперский» шарм утрачен, но в этом классе, по мнению большинства, так удобней. Да и дверь не будет «разбалтываться», как это отмечалось у предков. А еще стали очень выразительными задние фонари — благодаря их сложной растянутой форме. К тому же они заметно выступают за «габариты» кузова.

Багажник оборудован не только съемной сеткой, но и крепежными приспособлениями. Люк в стенке открывает доступ к домкрату

Полноразмерная запаска «переехала» под пол багажника, сделав его высоким, зато с разложенными сиденьями получается большая ровная площадка, а под полом еще есть емкие ниши, включая «выемку» колесного диска

Даже после «ухода» запаски с двери, заднее стекло не стало «панорамным», а в непогоду тем более — зона очистки очень мала
Обращает внимание защитный пластиковый «обвес» по всему периметру кузова и по аркам крыльев. Задний бампер и вовсе целиком «антивандальный». Неслучайно вспоминается именно первый RAV4 с его развитой «пластикой», поскольку все последующие модели были полностью окрашены. Здесь же практичности добавляет и переместившийся на дверь госномер — у предшественника он уязвимо торчал снизу бампера.

Особо далеко забираться не надо, чтобы продемонстрировать неуместность «отвислой губы» переднего бампера

Дневные ходовые огни на диодах предусмотрены в базе, хотя их свет и не очень «впечатляющий»

Зеркала дают хороший обзор назад, но передне-боковому обзору мешают не самые тонкие стойки, плюс к тому в непогоду на лобовом стекле остается широкая неочищенная полоска

Система контроля «слепых зон» со световым сигналом прямо на зеркалах оказалась весьма полезной штуковиной — боковым зрением этот сигнал улавливаешь очень хорошо, и на дороге это помогает
А вот клиренс не впечатляет — типовые 190 мм. Это почти не больше предыдущего, при этом база и свесы прибавились. К тому же Toyota и на этот раз оказалась не очень аккуратна в подготовке днища, где так очевидно висит выхлопной тракт. Единственное оправдание этому как будто инородному телу — плоский пол в задней части салона, пассажирам ничего не мешает. Передний бампер неприлично выступает нижней «отвислой губой» (опять же, рождает известные ассоциации), уменьшая столь необходимый нам угол въезда. Для России в лучших традициях могли бы передний бампер сделать «повнедорожней».

Конструктивно подвеска позаимствована у предыдуей модели, а у задней даже сохранились неприлично длинные «отростки» стоек стабилизатора

Разработчикам автомобиля не удалось сделать днище «плоским» — гармонию портит выхлопной тракт, и особенно у 2,5-литровой версии

Ходы подвески типичные для кроссоверов такого класса, то есть небольшие, а в случае потери контакта колес с дорогой есть блокировка муфты и межколесная псевдоблокировка, которые в сложных условиях все же помогают
Интерьер предшественника был красивым, но жестким — картину портил пластик «твердых пород». Здесь материалы тоже не мягкие — только отдельными элементами в верхних комплектациях. Но назвать интерьер красивым, даже несмотря на вставки «под карбон», желания нет. Обычное пересечение линий, незатейливое обрамление приборов, сами приборы какие-то простоватые, к тому же со спорной синей подсветкой. А выступающая «полка» по центру панели так и вовсе ломает всю зрительную эстетику. Зато просторно! И на предыдущей модели по ширине был хороший запас, а сейчас салон еще чуть раздался. И сидишь так-то удобно: у кресла универсальный профиль с нормальной боковой поддержкой и приличный набор регулировок.
Вообще, к эргономике замечаний не так много: некоторые важные клавиши (блокировка муфты и электропривод багажной двери) закрыты рулем, а клавиши включения режима Sport и подогрева кресел расположены внизу центральной консоли — к ним надо тянуться. Есть ограничения в обзоре из-за ширины и наклона передних стоек, да и заднее окно оказалось невелико даже после «ухода» запаски.

Что сказать, на предыдущем RAV4 приборы выглядели куда интересней, со вкусом

Управление на центральной консоли сгруппировано неплохо, но без изюминки, к тому же сохранилась узкая полоска дисплея климата, который может бликовать. Навигационная система предусмотрена только в верхних комплектациях «Престиж» и «Престиж Плюс»

Важные клавиши блокировки муфты и электропривода багажной двери (второе только для «топов») от водителя закрыты рулем: чтобы включить, надо «вытягивать» шею. Неудобно

Необходимые в «драйве» и «быту» клавиши расположены внизу и в углублении центральной консоли, что заставляет к ним тянуться
Иной стала трансформация задних сидений. Теперь они не ездят вдоль — есть средний запас места для ног, и ладно. Зато спинки по-прежнему можно раздельно регулировать по наклону, причем этим же удобным рычагом сбоку подушки сиденья в один миг складываются таким образом, что вместе с полом багажника образуется большая ровная площадка. Например, можно запросто устроить и комфортабельную спальню. Для перевозки «негабаритов» пол высоковат, но под ним все же полноразмерная запаска и дополнительные глубокие ниши.

Важная для нас предусмотрительность: низ двери и порог устроены таким образом, что даже в очень грязных условиях остается шанс не запачкаться при высадке-посадке
Техника, комплектации, цены
Новый RAV4 прибавил не только в размерах. Теперь кроме базового 2,0-литрового мотора 3ZR-FE в 146 сил доступна 2,5-литровая «четверка» 2AR-FE в 180 сил (как на Camry), а также, впервые для нас, дизель 2AD-FTV объемом 2,2 литра мощностью 150 сил. Самый демократичный выбор версий предлагается с двигателем 2,0: передний привод или полный, и в обоих случаях с 6-ступенчатой МКП или вариатором. А вот с двигателем 2,5 и дизелем идет только полный привод и только гидромеханическая 6-ступенчатая АКП.
Для нашего рынка предлагается восемь фиксированных версий оснащения, а с учетом разных силовых вариантов всего получается 11 комплектаций. На 2,0-литровые модели приходится семь версий: две 2WD и пять 4WD. Базовый вариант имеет семь подушек (включая коленную для водителя), ABS, TRC, электронную имитацию межколесной блокировки, интегрированную систему управления IDDS, систему курсовой устойчивости VSC+, передние «туманки», омыватель фар, диодные ходовые огни. Также в «Стандарте» имеется кондиционер, 2-ступенчатый подогрев кресел, аудиосистема с 4 динамиками, USB, AUX, Bluetooth.
Модели с двигателем 2,5 и дизелем облачены только по высшим стандартам «Элеганс» и «Престиж». Участвовавший в тесте 2,5-литровый RAV4 был в топ-версии «Престиж-плюс». Здесь не только кожаные кресла с перфорацией и электрорегулировкой, но также навигация, рейлинги, система мониторинга «слепых зон», запуск двигателя кнопкой и другое.

Кросс
Да, с двигателем 2,5 и 6-ступенчатой АКП новый RAV4 едет уверенно не только в городе. На трассе и в горах он тоже полон сил и здоровья. Даже на скоростях далеко за сотню всегда есть хороший запас мощности для маневра. Есть ощущение «легкости в теле», чего нельзя добиться с 2,0-литровым «сердцем», тем более с учетом того, что машина прибавила в весе. Спортивной бесовщинки не улавливается, но после 3000 оборотов двигатель дает ровный напористый разгон вплоть до 6500 оборотов, когда начинается красная зона. Притом на силовых режимах в салон проникает пусть и не медовый голос, но вполне пристойный для «четверки» звук. При желании его даже можно принять за имитацию благородного рокота V6.
Автомат «по умолчанию» плавный, в спокойных режимах крутящий момент «расстилает» очень ровненько, и в современных традициях экономный: стремится побыстрей занять верхние ступени и не торопится сам перескакивать вниз. Но что понравилось, былая проворность не забыта: даже в режиме ECO на газ реагирует быстро и не тупит с командой «фас» — кик-даун срабатывает хоть и с задержкой, но не критичной.
А в случае чего, есть реальный способ «форсировать» ситуацию. Например, если на затяжном подъеме автомат медлит с переходом вниз, необязательно «топать» на педаль газа — можно просто перевести контроллер влево, то есть в ручной режим, и коробка сразу «встанет» на ступень ниже. Даже режим Sport включать не надо, к тому же к этой клавише, как было сказано выше, надо немного тянуться. Но режим Sport есть смысл использовать в городе или на горном серпантине — коробка работает чуть более расторопно, дольше задерживает передачу, эффективней тормозит.
В новом RAV4 шасси позаимствовано от предыдущей модели, как «проверенное временем». И по своим характеристикам все очень узнается: стабильное движение и хорошая управляемость на городских улицах, на трассе, на гравийных участках. На высоких скоростях даже на мягкой зимней резине нет никаких уводов и рысканий, едет как вкопанный, как и должен кроссовер. Есть задержки на резкое отклонение руля, но в данном случае, вероятно, это было связано с фрикционными зимними шинами Nokian — те еще «замедлители» реакций.
Электроусилитель обеспечивает вполне натуральное усилие на руле и адекватное реактивное действие, в том числе при больших углах поворота. Интегрированная система динамического управления IDDS (доступна только для версий 4WD) работает по делу, что особенно видно на скользких гравийках. Нет выраженных сносов и заносов: автомобиль четко «рисует» траекторию на грани сцепления шин, без всяких сюрпризов — отпустил газ, идет нейтрально, прибавил, и даже появляется эффект «вкручивания». И при этом не уныло: в затяжных виражах допускает немного «поиграть» рулем и газом со скольжениями, не сразу обрушивая всю мощь «автопилота».

Ездовой комфорт
Хорошо, что есть возможность отключить «антибукс». Пригодится в условиях «off-road», когда надо активно штурмовать «грязи». И отключается система честно — проверено на голом льду, когда резко нажимаешь на газ, а все колеса начинают бешено вращаться без ограничений. И без задержек — муфта работает с «преднатягом».
Опять же, электроника старается помочь при потере контакта части колес, то есть при диагональном вывешивании. Срабатывает имитация межколесной блокировки (подтормаживаются «свободные» колеса), и машина мало-помалу ползет вперед, пока хватает сцепления самих шин. Опять же, блокировка муфты помогает, и не страшно про нее забыть — блокировка сама снимется при скоростях свыше 40 км/час. То есть, если водителя вдруг занесет в непотребные для цивилизованных автомобилей места, в какой-то мере можно рассчитывать на «внедорожные» способности нового RAV4.
И все же стихия этого автомобиля распространяется на дороги с качественным покрытием, где он «поет соловьем», демонстрируя малые крены и послушный нрав. А вот на разбитых дорожках все не очень гладко в буквальном смысле. На скоростях до 60-65 км/час и при умеренных стыках и рытвинах шасси еще держит оборону, отбивается почти эластично. Но если скорость выше, а колдобины грубые — увы и ах, колеса как будто наливаются свинцом.
Если визуально оценивать диагональную геометрию, шасси здесь не самое короткоходное из всех кроссоверов, но в движении создается ощущение очень ограниченной амплитуды. Попросту говоря, как и в предыдущем RAV4, подвеске не хватает энергоемкости, а машине в целом шумо-виброизоляции. Ребристая поверхность дороги передается в салон и тряской, и звуком, а «залет» на скорости, кажется, даже в не самую серьезную ямку сопровождается неприятным толчком. Причем особенно протестует задняя подвеска: «перелетаешь» не самый страшный бугорок, зад жестко подбрасывает, а на ходе отбоя амортизаторов еще и раздается удар.
В городском режиме хорошо доносится шум от зимних шин, к тому же на руле отзываются многие неровности. На трассе, когда скорости далеко за сотню, властвуют аэродинамические шумы, правда, они имеют равномерный приглушенный характер, какой-то специфичной нотой не давят.

Дизель-реверанс
Кроме топовой бензиновой, удалось проехаться и на дизельной версии. Сомнения в этом моторе для RAV4 отпали прочь на первых же километрах. Достойный пример воспламенения от сжатия! Вибрации небольшие, характерный дизельный стрекот несильный и по-своему даже вполне гармоничный для этой машинки, особенно вне общих дорог — с таким аккомпанементом по грунтовкам катишь, как на настоящем джипе. А как резво «подхватывает»! Даже интересней, чем 2,5-литровый. «Воспламеняется» дизельный RAV4 уже с 2000 оборотов, правда, после 4000 динамика тухнет, но и этого диапазона за глаза хватает, чтобы в городе летать мухой.
Кстати, дизельный вариант еще и обут был в летние шины, и на асфальте в полной мере подтвердилась острая управляемость кроссовера, с приятной тяжестью на руле, внятной обратной связью и четкими реакциями. И тормоза без вопросов — эффективные и хорошо чувствуются. Автомат также работает адекватно, причем у дизельной версии ручной режим АКП еще и продублирован удобными подрулевыми клавишами. А еще этот мотор порадовал умеренным аппетитом: в отличие от бензиновой версии, стрелка указателя не стремилась вниз по шкале.
Опять же, летние шины не смягчили ездовой комфорт, наоборот, мелкие стыки передаются еще ощутимее, да и шум качения тоже не исчез.

«Голая правда» кроссовера с 2,5-литровым двигателем: снизу моторный отсек почти не прикрыт, к тому же из-за переднего расположения выпускного тракта его труба заметно торчит снизу, заодно как бы являясь «силовой защитой» поддонов

И совсем другое дело у дизельной версии с задним расположением выпускного коллектора: никакие трубы не торчат, к тому же снизу моторный отсек полностью закрыт. Кстати, у бензиновой 2,0-литровой версии выпускной коллектор тоже сзади и не висит, но моторный отсек закрыт не полностью

Вопреки общим тенденциям, двигатель 2,5 литра имеет металлическую крышку головки, а само подкапотное пространство не слишком тесное для обслуживания

Возможно, это эксклюзивное решение — фиксатор «лежачего» положения капотного упора пристроен прямо на расширительном бачке
Автор: Василий Ларин
Фото: Сергей Кантарчян, Василий Ларин
-
С акцентом на комфорт и безопасность...
Не завидую группе конструкторов Toyota, на долю которых выпало создание RAV’а третьего поколения. После хитового RAV’а образца 2000 года любые мало-мальски серьезные изменения, касающиеся не только конструкторских особен ...
Тест-драйв -
Мужское достоинство
Получив в руки документы и ключи, мы первым делом обратили внимание на мощность двигателя и были весьма удивлены: 2,4-литровый мотор развивает 170 л.с., тогда как 2,0-литровый двигатель базовой модели выдает 150 «лошадей ...
carclub.ru -
Внедорожный унисекс
На автомобильном рынке России наметились две тенденции. С одной стороны, набирают популярность внедорожники, с другой, - вслед за Европой неуклонно растут продажи компактных городских автомобилей. ...
AutoWeek
Відгуки про Toyota RAV4
АндрейУкраина, Киев
13.09.2019
Протестил новый равлик и в очередной раз был в шоке от тойоты. Внешне машина выглядет космос, багажник огромный, надежная, едет замечательно, хотя 2-х литрового мотора маловато, на старте нет динам читати відгук
ИльяУкраина, Енакиево
02.08.2016
Машина неплохая, едит довольно ничего, медленно вообще не ездию, набор скорости хороший. Пробег 79000 км. Менял только втулки стабилизатора передние и задние (из-за ужасных дорог). При покупке надо об читати відгук
С акцентом на комфорт и безопасность...
Мужское достоинство
Внедорожный унисекс































Toyota RAV4