В колыбель порто

Рассказать друзьям:

В эту поездку мы отправлялись в понедельник 13-го. И поначалу дате значения не придали. Видимо, силен стереотип, что опасаться нужно пятницы, если она выпадает на такое же число. А ведь еще очаровательный жулик из “Бриллиантовой руки” в исполнении Андрея Миронова предупреждал: бойтесь понедельников. Так и вышло.

Вначале на короткой – меньше часа – пересадке голландский пограничник пытался не впустить нас в шенгенскую зону. “Почему вы летите из России в Португалию через Амстердам?” – пронзительно глядя в глаза, неспешно вопрошал он в тот самый момент, когда до завершения посадки на лиссабонский рейс оставалось меньше четверти часа. Причем не стал аргументом даже посадочный талон. С большим трудом мы все же прорвались, вбежали на борт и вздохнули с облегчением. Наивные. День только начинался! Как выяснилось по прилете, пока нас мучил офицер на паспортном контроле, его столь же неторопливые соотечественники из других служб аэропорта не разобрались с багажом. И в Лиссабоне вместо чемоданов мы получили новую мороку: в отделе розыска пропавших вещей описывали свою кладь, чтобы обрести надежду на ее доставку в Порту через сутки. С тем и покинули аэровокзал.

Увы, и после этого жизнь не стала проще. Так, дилер Land Rover, где нас ждала машина, притаился на улочке, незнакомой даже таксистам. А когда его все же удалось найти, выяснилось, что на местный рынок все модификации Freelander поставляются без навигации (собственный навигатор был сдан в багаж). Так что из парализованного вечерними пробками Лиссабона пришлось выезжать, ориентируясь на объяснения кассира с автозаправки, худо-бедно говорившего по-английски, и лишь за городом мы наконец увидели вожделенный указатель “Porto, 307 km”. Думаете, приключения закончились? Ничуть. Понедельник продолжал сорить сюрпризами, и еще один нас ждал в отеле: брони, оплаченной в Москве и вроде бы подтвержденной, в компьютере портье не оказалось. Только наличие свободных номеров спасло нас от плутания по городу, а может, даже от ночевки в салоне внедорожника.

Кстати, в этот день Freelander стал единственным светлым пятном, позволившим не лишиться силы духа. Причем светлым как в прямом, так в и переносном смысле: белоснежный автомобиль гостеприимно принял журналистов в уютные кожаные кресла, подмигнул легко читаемой приборной панелью, мягко “заглотнул” электронный ключ и наконец заурчал своим новым 150-сильным турбодизелем. Заурчал, надо сказать, тихо: 2,2-литровый двигатель в движении почти не слышен. Значит, не напрасно инженеры бренда провели целый комплекс мер по снижению шумов и тряски – тут вам и модернизация поршневых колец, и дополнительный кожух на поддон мотора, и дополнительные ребра жесткости на крышке газораспределительного механизма, и мягкая, поглощающая шум накладка над самим агрегатом.

Спросите, а как рычит этот мотор, когда приходится стоять на светофорах? Отвечу: никак. Просто потому, что он… вообще выключается – все дизельные версии Freelander 2 с “механикой” (а мы по Португалии ездили на ней) отныне оснащаются системой Stop/Start. Причем, в отличие от некоторых других брендов здесь это приспособление работает на редкость плавно и быстро: благодаря новациям, внесенным специалистами Land Rover в версию 2011 модельного года, на повторный пуск двигателя требуется менее 700 миллисекунд – это на 22% быстрее, чем прежде.

Хорош и сам мотор – приемистый, мощный. С любой передачи он легко ускоряется, если вам нужно совершить обгон, и уверенно втягивает почти 1800-килограммовый автомобиль с седоками в затяжной подъем. Так что до Порту, первой точки нашего маршрута, мы добрались споро и с комфортом – отличная эргономика каждого из кресел, качественная аудиосистема, эффективный “климат”, мягкая подвеска, на трассе не отличающаяся от легковой. Словом, не задавшийся было день скрасила автомобильная поездка, и именно с нее жизнь начала налаживаться.

Рай в… аду

Город Порту, давший название известному крепленому вину, на самом деле имеет к этому продукту весьма опосредованное отношение. Сырье для него – виноград четырех сортов для белого портвейна и пяти сортов для красного – выращивается в долине реки Дору, что примерно в 120 км на восток от Порту. И там же – в мелких и крупных винодельнях – само вино производится. Правда, перезимовав на месте (как говорят виноделы, “отдохнув”), оно для созревания и купажирования перевозится в городок Вила-Нова-де-Гайя, который как раз и расположен прямо через реку от Порту.

Тем не менее знакомство с культовым напитком все-таки следует начинать в Порту. Во-первых, это второй по величине город страны, и именно с его причалов более трех веков назад в Англию начали отправлять вино, позже ставшее портвейном, – видимо, отсюда и пошло название “porto”, или по-немецки “portwein”, перекочевавшее в русский язык. Во-вторых, Порту был на протяжении столетий своего рода “штабом” тех, кто делает бизнес на портвейне, – его и сегодня украшает выстроенное в георгианском стиле здание фактории, где британские негоцианты обсуждают свои проблемы и планы, начиная с видов на урожай. Наконец, это просто симпатичный и приятный город, где есть чем полюбоваться: многочисленные церкви и соборы, парки, фонтаны, древние дома, облицованные мозаичной плиткой, старинный трамвай, взбирающийся на горки, вымощенные камнем улочки… Кстати, наш Freelander и здесь был на высоте. В узеньких проемах меж домов, где, кажется, может прокрасться лишь микролитражка, внедорожник чувствовал себя вполне уверенно: легко маневрировал, парковался на крутых склонах, нырял в тесные переулкии, где нужно, въезжал на бордюры.

Однако цель нашего путешествия – проследить жизненный цикл вина, принесшего мировую славу и процветание одному из удивительных уголков Португалии, объявленному десять лет назад всемирным наследием ЮНЕСКО. А значит, пора в путь – вверх по течению реки Дору, на берегах которой раскинулись виноградники. Каждый из них – словно отдельная глава из книги по истории портвейна. С извилистой дороги легко читаются названия, ставшие всемирно известными символами напитка: Offley, Taylor, Calem, Sandeman, W. & J. Graham, Ferreira… Каждый участок невелик и классифицирован по строгой шкале. Баллы присваиваются виноградникам по нескольким параметрам: высоте расположения, урожайности, почве и даже по возрасту лозы или углу наклона участка. К высшей категории в долине Дору относится лишь пятая часть виноградников. И это притом, что из 240 тыс. гектаров этого района всего 44 тыс. заняты этой культурой. На прочих площадях возделывают оливки, цитрусовые и другие фрукты. Более того, в качестве сырья для портвейна используется отнюдь не весь виноград, выращенный в этих местах, – Национальный институт вин Дору и портвейна сообщает виноделам, сколько портвейна они могут произвести в тот или иной год. И только утвержденные этим институтом продукты имеют право иметь на своих этикетах слово “porto” – так же, как шампанское и коньяки, созданные во французских провинциях Шампань и Коньяк.

Остальная часть винограда, выращенная в долине Дору, становится сырьем для сухих столовых вин. Среди знатоков они котируются как раз благодаря своему происхождению. А ведь рассказывают, что некогда в Португалии не было более скверного места. Куда ни кинь взгляд – крутые, едва ли не отвесные склоны, почти не имевшие почвы. Под стать и климат – о нем португальцы говорят: “восемь месяцев зимы и четыре месяца ада”. Имеются в виду страшные морозы календарной зимой и выжигающее все живое солнце летом, плюс штормовой ветер, ливни и крупный град в промежутках. Но именно эти условия стали благоприятными для винограда. Сланцевые породы, в которых за сотни лет люди проложили террасы, как губка впитывают в себя дневное тепло и влагу, а затем постепенно отдают их лозе, подчас уходящей корнями в породу на 20 и более метров. Как результат – насыщенные цветом и вкусом ягоды, которые каждый сентябрь снимают вручную и сразу же отправляют на винодельни.

Решаемся свернуть к одной из них. С шоссе на склон ведет приличная дорога, имеющая ответвления, пригодные разве что для трактора. “Съедем?” – спрашиваю фотографа. “Почему бы нет?” – вопросом на вопрос отвечает он. Действительно, у нас же внедорожник! Перевожу систему адаптации к покрытию в режим “снег/песок” и устремляюсь круто вверх. Freelander движется неспешно, но уверенно, попеременно преодолевая ямы, гравий, валуны, ветки… И как награда – потрясающий вид на долину реки, а на соседней лозе – забытая сборщиками гроздь душистых, медово-сладких ягод.

Тем временем вновь выбираемся на твердое покрытие, а вскоре заезжаем и на паркинг. Рядом – на вершине холма – здание винодельни. Узнав, кто и откуда прибыл, служащая соглашается провести экскурсию. Спускаемся по длинной лестнице на несколько десятков метров вглубь горы и видим два ряда гранитных ванн. Гид поясняет: ванны двух размеров – на 9 и 15 тонн, в них давят виноград. Традиционно это делали ногами по ночам – после дневного сбора. Такое можно видеть и сейчас на некоторых мелких винодельнях. У крупных фирм процесс автоматизирован: специальные давилки аккуратно, с просчитанным компьютером давлением и частотой жмут ягоды. Затем сок сливают в чаны, а через два-три дня процесс брожения останавливают, добавляя приблизительно к четырем частям виноматериала одну часть 77-процентного бренди. Эта операция позволяет сохранить в молодом вине часть сахара (70–90 г на литр), сообщает ему силу, цвет, аромат и обеспечивает нужную крепость – 19–22°. В этом “статусе” оно и остается на зиму, чтобы по весне уйти вниз по реке – в древние и современные хранилища Вила-Нова-де-Гайя.

На вкус и цвет

Последуем и мы по этому маршруту. Кстати, в прежние века вино сплавляли на крупных плоскодонных лодках в 550-литровых бочках. Подобный способ был обусловлен тем, что виноматериал нельзя было тревожить на ухабах, перевозя в телегах. Теперь река перегорожена плотинами, а лодки стали одним из украшений городка Вила-Нова-де-Гайя, хотя и не вполне музейным – раз в год производители портвейна устраивают на них состязания. Что же касается перевозки виноматериала, то ныне применяются специальные грузовики. Тем более что дорога (как и большинство трасс в Португалии) отличная – ровная, с хорошо читаемой разметкой и логично расставленными знаками. Правда, зачастую узкая, с резкими перепадами высот и большим количеством (особенно в горах) крутых поворотов. Здесь наш Freelander 2 получил возможность проявить свои динамические качества. И, надо сказать, проявил. За счет большого крутящего момента (420 Нм) двигатель легко подхватывал машину и с места перед светофором, и когда нужно было обойти попутку. Land Rover надежно тормозил перед препятствиями и “шпильками”, 6-ступенчатая трансмиссия с достаточно коротким ходом передач работала точно, в повороты внедорожник входил четко и уверенно, почти не греша кренами.

Благодаря этому переезд в город “хранилищ порто” получился необременительным. А уже в самом Вила-Нова-де-Гайя глаза разбежались: склон горы, уходящий от набережной Дору, испещрен уже знакомыми брендами портвейнов: Calem, Fonseca, Cocburn, Borges, Taylor, Croft, Graham, Offley, Osborne… Всего, если верить карте, почти три десятка. И в каждый такой “дом портвейна” можно беспрепятственно войти, пройтись по подвалам, где хранятся бутылки и бочки с реальным вином, узнать об истории марки и, конечно же, продегустировать продукт, заодно прикупив бутылочку-другую в фирменном магазине.

Некоторые из этих хранилищ возведены (или полностью перестроены) совсем недавно: они щеголяют ультрасовременными формами из стекла и бетона, внутри нашпигованы электроникой. Другие, напротив, гордятся давней историей и естественными условиями для оптимального хранения вина. В числе вторых, в частности, Sandeman, еще с 1811 г. расположившийся на самой престижной – первой – береговой линии. Согласно истории, здесь прежде был монастырь, приобретенный основателем фирмы шотландцем Джорджем Сандеманом. За два века фасад здания несколько раз менялся, однако подвалы внутри него старались не трогать – есть, говорят, даже подземный ход, вырубленный в толще горы монахами. Сохранены сводчатые потолки и каменные стены, позволяющие в течение всего года поддерживать оптимальную температуру от 13 до 20°C, а также пол, выложенный из деревянных брусков: по нему хорошо катать бочки с вином, а если поливать в жаркое время водой, то и влажность будет отменной – 65–85%.

Здесь вина хранятся и созревают годами и даже десятилетиями. Как минимум этот процесс занимает три года, но есть вина с выдержкой 10, 20, 30 и 40 лет. Самые старые (и дорогие) портвейны выдерживают до полувека. При этом напиток подразделяется и по другим показателям. Так, самый распространенный вид – Ruby, достаточно молодой (до пяти лет) и сладкий красный портвейн, который может развиваться и после розлива по бутылкам. Порто Reserve – премиальный сорт Ruby. А вот вино категории Towny созревает только в дубовых бочках и представляет собой купаж вин, хранившихся не менее семи лет. Чем старше подобный портвейн, тем он светлее, вплоть до золотисто-коричневого оттенка (в то время как Ruby имеет глубокий красный цвет). Самый дорогой и редкий (на рынке лишь около 1%) портвейн – Vintage, его создают из винограда одного года (если этот год очень удачный). Именно такие вина могут созревать в бутылках даже по 15, 30 или 50 лет, при этом сохраняя насыщенный рубиновый цвет и фруктовый аромат.

Однако нельзя утверждать, что Ruby хуже, чем Towny, – тут дело вкуса. Первые вина имеют мощный, выраженный фруктовый вкус, у вторых он более сдержанный, с ароматами ванили, карамели, орехов. Ruby, как и Vintage, пьют после еды, в качестве дижестива. Towny, особенно молодой, хорош как аперитив. Кстати, в этом с ним соперничают белые портвейны (White Porto), которые тоже варьируются от сухих до очень сладких, десертных.

…Итак, завершен еще один день нашей экспедиции в “колыбель портвейна” – долину реки Дору, города Вила-Нова-де-Гайя и Порту. Кажется, теперь мы знаем об этом вине все. А значит, можно погрузить в машину вновь обретенный багаж, ввести в навигатор аэропорт Лиссабона и, включив круиз-контроль, устремить белый Freelander на юг. Главное – не забыть пообедать в каком-нибудь типично португальском ресторанчике. Вдруг местные кулинары откроют нам еще какой-нибудь секрет портвейна? Они на это горазды.

Автор: Андрей Безверхов
Фото: Фото Яна Сегала

Источник: Motor Page
  • Тест-драйв Land Rover Freelander: Хорошее начало модельного ряда Хорошее начало модельного ряда

    В конце прошлого десятилетия известный производитель внедорожников – Land Rover – поддался на всеобщее повальное увлечение и выпустил свой первый компактный кроссовер. Модель Freelander пришлась по душе европейцам и поль ...
    Autonews.ru

  • Тест-драйв Land Rover Freelander: Сама серьезность Сама серьезность

    Freelander похож на большие Range Rover и Discovery: те же рубленые формы, семейные решетка и фары, и даже трапециевидные жабры на передних крыльях и то как у Range Rover Sport. Оно и понятно: всегда приятно почувствоват ...
    Колеса

  • Тест-драйв Land Rover Freelander: Когда порода имеет значение Когда порода имеет значение

    В последнее время даже настоящие джипы постепенно утрачивают вездеходные таланты. А уж от «паркетников» проходимости тем более никто не требует. Видимо, надо быть англичанами и работать в «Ленд-Ровере», чтобы создать кро ...
    Купи Авто


В колыбель порто (Land Rover Freelander) - фото 1

Отзывы про Land Rover Freelander

Павел
Украина, Киев
05.10.2008

Автомобиль был куплен, в начале 2007года б/у из германии за время эксплуатации показал себя с неплохой стороны. Мощность мотора позволяют уверенно, двигается по разумному бездорожью. Интересно реализо читать отзыв

RoverLend
Украина, Апостолово
20.12.2012

Пол года по тестам. Замучил всех нудных мененжеров. Чуть не выбил зубы на тестах Мыцыка Аута, Хьюнда Санты. За Субару и разговора не было - искал экономичный авто, а не что бы при виде стремительно па читать отзыв

Автобазар InfoCar.ua

Продажа б/у Land Rover Freelander