Камеры, скорость, штрафы и ПДД. Как будет работать новая система фиксации нарушений?

Поделиться:

С 1 июня система автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения должна заработать в полноценном режиме, то есть водители будут получать уже реальные штрафы. InfoCar.ua рассказывает о всех этапах запуска и особенностях работы этой системы.

Давайте начнем с самого начала. 12 марта пресс-центр МВД Украины официально заявил о том, что в Киеве нарушения ПДД начали фиксировать 20 камер, расположенных по всей территории столицы. Точки размещения средств фиксации выбирали не «на авось»: камеры были установлены там, где, по данным Национальной полиции, было зафиксировано самое большое количество аварий (со смертельным исходом и травмами) из-за превышения скорости.

Запуск Аналитического центра безопасности дорожного движенияЗапуск Аналитического центра безопасности дорожного движения

28 апреля на странице МВД в Facebook появилось сообщение о том, что запуск системы фиксации нарушений ПДД откладывается. Причиной были названы карантинные ограничения работы некоторых подразделений Национальной полиции, задействованных в работе системы фиксации. Точной даты запуска системы названо не было, а размытая формулировка «отсрочка… до окончания режима сурового карантина» предполагала различные трактовки.

30 апреля на сайте Министерства инфраструктуры появилась новость со словами министра Криклия в заголовке о том, что свою часть роботы для запуска системы фиксации они выполнили. В этом контексте «они» – это собственно Министерство, Госагентство инфраструктурных проектов Украины и Укравтодор. Но запуск проекта отлагался из-за «обстоятельств, вызванных пандемией COVID-19». В этой же новости было указано, что на дорогах Киевской области уже установлено 25 комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД, а до 1 июня планируется установить еще 5 таких комплексов на дорогах Львовской области (по предложению Укравтодора). Кроме того, было озвучено намерение купить еще 220 комплексов до конца 2020 года.

Заявление, сделанное Министерством инфраструктурыЗаявление, сделанное Министерством инфраструктуры

А 18 мая сайт Центра транспортных стратегий обнародовал новость о том, что систему автоматической фиксации нарушений ПДД запустят 1 июня. ЦТС ссылался на Государственное агентство инфраструктурных проектов в роли источника, других же официальных данных о сроках запуска системы автоматической фиксации не было.

И вот 28 мая уже пресс-центр МВД предоставил информацию, по которой система автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения заработает с 1 июня. В новости сообщалось, что комплексы фиксации будут задействованы как на дорогах столицы, так и в Киевской области (упоминаний о Львовской области не было).

Зачем это нужно?

Необходимость в запуске автоматической системы фиксации нарушений, мягко говоря, очевидна. Во-первых, по статистике, около 40% ДТП в Украине происходит именно из-за превышения установленного скоростного режима. Отчет Национальной полиции фиксирует такие данные: в 2019 году из-за нарушения установленной (!) скорости умерло 67 человек; из-за нарушения безопасной скорости (да, полиция разграничивает уровень превышения скорости) – 715. Для сравнения, вождение в нетрезвом состоянии привело к 106 жертвам.

 Статистика по ДТП, предоставленная на презентации Аналитического центра Статистика по ДТП, предоставленная на презентации Аналитического центра

Во-вторых, экипажей Патрульной полиции физически не хватает для того, чтобы проконтролировать все потенциально опасные участки. Да и пока одна команда полицейских занята оформлением нарушения, много лихачей остаются безнаказанными.

А в-третьих, деньги, полученные от уплаты штрафов за автоматически зафиксированное превышение скорости, пойдут, по официальному заявлению, на финансирование и улучшение дорожной инфраструктуры, а также на повышение уровня безопасности движения. Для таких благих нужд можно разок-другой и нарочно нарушить, не правда ли?

Система автоматической фиксации нарушений

50 комплексов фиксации, которые должны работать до 1 июня, являются лишь частью большого плана. На пресс-конференции, посвященной официальному запуску Аналитического центра безопасности дорожного движения, президент Украины Владимир Зеленский подчеркнул: «Мы хотим, чтобы видеофиксация была введена по всей территории Украины».

В тот день (12 марта) на презентации запуска системы заместитель министра Авакова Антон Геращенко сказал, что до 1 мая в Киевской области должны начать работу еще 30 комплексов фиксации. В более поздней информации, как вы уже знаете, указывается количество в 25 камер. На официальном сайте МВД и тогда, и сейчас указано, что камеры в Киевской области должны были заработать еще 10 апреля, а за время до полномасштабного запуска системы они должны были пройти поверку.

Ни 30, ни 25 камер в области пока что не нанесли на официальную карту (которую можно увидеть ниже), представленную на сайте МВД. Хотя фотография из презентации к «новому» запуску системы 1 июня, которая была опубликована на странице МВД в Facebook, показывает, что камеры в Киевской области (по последнему комментарию Антона Геращенко, их все же 30) уже есть. Интересно, что эта фотографии в аналогичной новости на сайте МВД не появилось.

Сами камеры – лишь часть огромной системы, которой управляют из Аналитического центра МВД. Кроме камер (сертифицированных по единому стандарту), задействованы станции обработки данных, программное обеспечение (по заверению МВД, защищенное от проникновения), а также сотрудники полиции, прошедшие специальное обучение. В городах камеры устанавливаются (и обслуживаются) за счет местных бюджетов, на трассах – из бюджета Укравтодора.

По словам Геращенко, МВД будет продвигать инициативу обязательной установки комплексов автоматической фиксации при постройке или капитальном ремонте дорог. Кроме того, мэры городов и руководители ОТГ получат от Нацполиции данные о наиболее опасных участках дорог и предложения установки в этих местах комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД.

На данном этапе камеры фиксируют исключительно превышение скоростного режима, но в течение этого года будет дан старт фиксации и других нарушений (благо комплексы «КАСКАД» имеют в своем распоряжении такой функционал). Фиксироваться должны проезд на запрещающий сигнал светофора, пересечение двойной сплошной линии разметки, передвижение по полосе для маршрутных транспортных средств, тротуарам и пешеходным дорожкам, остановка и стоянка в запрещенных местах.

А если я уже успел нарушить?

Если вы – еще тот гонщик, до запуска системы вам стоит как минимум попытаться избавиться от вредной привычки нарушать ПДД, а также проверить, были ли ваши превышения замечены. Для этого существует несколько вариантов, причем все они – довольно простые и удобные. Первый – перейти в Электронный кабинет водителя по этой ссылке. В сам кабинет можно зайти множеством способов: от электронной подписи и идентификации через номер мобильного до использования приложений онлайн-банкинга (Приват24, Монобанк и несколько других). Если за вами не было нарушений, то в специальном поле вашего личного кабинета водителя вы увидите слова: «Відсутні дані про адміністративні правопорушення».

Электронный кабинет водителяЭлектронный кабинет водителя

Второй способ проверить, попали ли вы в базу данных нарушителей, – перейти по этой ссылке. Сервис с длинным названием («Сервис проверки событий с признаками административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения») был создан собственно Министерством внутренних дел. После перехода вы увидите довольно просто оформленную (но от этого не менее удобную в использовании) страницу с полями для введения номерного знака вашего ТС и серии/номера вашего водительского удостоверения (если же удостоверение где-то далеко, ввести можно и серию/номер паспорта и ИНН). Если в поле зрения камер вы не попали, тогда после авторизации увидите страницу с сообщением «Данные отсутствуют».

Сергей Гончаров, заместитель министра внутренних дел, во время презентации Аналитического центра сказал, что в скором времени узнать о фиксации нарушений можно будет также через мобильные приложения. Еще раньше, 21 февраля, на странице «Дія» была обнародована информация о том, что с помощью одноименного приложения можно будет как проверить наличие штрафа, так и оплатить его. Выбор этого приложения был логичен, потому что аудитория его пользователей действительно большая: за первых четыре дня существования «Дії» его скачали больше миллиона раз.

Но 28 апреля появилась информация о том, что МВД и «Штрафи UA» выпустили обновленное приложение, с помощью которого можно не только узнать о штрафах и задолженностях, но и получать push-уведомления при получении штрафов. Эта функция, по словам представителей сервиса, будет работать и для штрафов, выписанных в автоматическом режиме. Но нужно отметить, что количество пользователей у приложения «Штрафи UA» – существенно ниже (в первом квартале этого года приложением пользовались около 157 тыс. человек). Кроме того, для удобства проверки информации был запущен и соответствующий Telegram-бот.

С момента официального запуска системы автоматической фиксации нарушений на указанных ресурсах появятся правонарушения, за которые уже нужно будет платить. Собственно доказательство в виде фотографии или нескольких секунд видео с вашим (героическим) поступком будет доступно по ссылке на постановлении, которое вы получите по почте. Но об этом – чуть позже.

Сколько и за что?

Мы помним, что по ПДД Украины в населенных пунктах скорость движения транспортных средств ограничена на отметке в 50 км/ч. В столице, в соответствии с решением КМДА, в период с 1 апреля до 1 ноября на некоторых участках дорог (отвечающих определенным условиям) разрешено движение на 80 км/ч. Нужно помнить также, что в КУоАП (Статья 122) все еще закреплен «зазор» в 20 км/ч. Суммируя эти факторы, получаем, что на дорогах Киева, где действует ограничение в 50 км/ч, система автоматической фиксации будет считать нарушением движение со скоростью 50+20+2=72 км/ч (2 км/ч – это заложенная погрешность измерений прибора «КАСКАД», фиксирующего скорость). На участках с разрешенной скоростью в 80 км/ч (к примеру, на Набережном шоссе в Киеве, где также установлен комплекс, фиксирующий скорость) нарушением будет считаться 80+20+2=102 км/ч. По той же логике можно посчитать запрещенную скорость на дорогах за пределами населенных пунктов, дорогах с разделительной полосой, а также на автомагистралях (где установлены ограничения в 90 км/ч, 110 км/ч и 130 км/ч соответственно).

Так видит дорогу «КАСКАД»Так видит дорогу «КАСКАД»

В данное время у нас действует двухступенчатая система штрафов: если водитель превышает скорость на 20 км/ч, он получает штраф в 255 грн, если же на 50 км/ч – уже 510 грн (хотя для добросовестных нарушителей предусмотрены скидки, о чем мы также поговорим немного позже). Еще в начале 2018 года Министерство внутренних дел продвигало идею увеличить штраф за нарушение 50-километрового барьера до 3400 грн, но Законопроект 7286 так и не был принят.

Кто виноват в нарушении на самом деле?

Когда система фиксирует ваше нарушения, начинает работать стандартная процедура, из-за которой, кстати, полностью автоматической систему назвать все же нельзя. Потому что после собственно факта фиксирования нарушения данные о нем поступают к представителям специального подразделения Национальной полиции. И уже они будут принимать решение по каждому зафиксированному превышению. Полицейский проверяет данные о ТС, соответствие номерного знака и марки/модели автомобиля (что, кстати, будет способствовать определению автомобилей, находящихся в розыске либо угоне), а также данные об ответственном лице (с помощью реестров МВД и Минюста). Если суммарной информации достаточно для того, чтобы привлечь водителя к ответственности, работник полиции формирует соответствующее постановление, заверяя его электронной подписью. Потом оно – уже в автоматическом режиме – поступает в печать, после чего высылается виновнику торжества, то есть правонарушителю.

Есть, правда, нюанс. Во время уже несколько раз упомянутой пресс-конференции, посвященной запуску системы, Арсен Аваков, министр внутренних дел Украины, указал президенту на наличие 32 541 зафиксированных нарушений, когда на часах было всего 10:50 утра. Если такое количество нарушений было зафиксировано за несколько часов с 20 камер, тогда остается открытым вопрос, с какой скоростью смогут обрабатывать нарушения полицейские, выделенные для работы в этом спецподразделении. Соответственно, с какой задержкой (относительно самого нарушения) о нем будут узнавать правонарушители.

«Правонарушитель» в этой формулировке – довольно широкое понятие. Разберемся по пунктам. Если автомобиль зарегистрирован на вас, и за рулем были также вы, – все просто: на адрес по месту вашей регистрации придет соответствующее постановление. Если автомобиль зарегистрирован на юридическое лицо (компанию), а за рулем были вы, тогда постановление получит руководитель компании.

Если же автомобиль зарегистрирован на вас, но за рулем были не вы, тогда нужно немного поднапрячься. Выбор действия зависит от ситуации владения/пользования ТС. Можно внести данные о надлежащем пользователе (лицо, которое использует ТС на законных основаниях) в Единый государственный реестр транспортных средств. Сделать это можно как «по старинке» – в территориальных сервисных центрах МВД, так и онлайн – через Электронный кабинет водителя, о котором мы уже упоминали. Этот выбор актуален для вас, если использовать ваш автомобиль (а значит, возможно, и нарушать тоже) будет кто-то на постоянной основе.

А можно заставить нарушителя «покаяться». Это значит, что водитель автомобиля (не являющийся его собственником), превысивший скорость, должен самостоятельно обратиться в территориальное отделение Национальной полиции с заявлением о том, что он признает факт нарушения и дает согласие на привлечение себя к административной ответственности. После этого нарушитель должен лишь выплатить сумму штрафа. Вопрос закрыт.

Конверты также несут смысловую нагрузку: на них указана статистика смертности из-за превышения скоростиКонверты также несут смысловую нагрузку: на них указана статистика смертности из-за превышения скорости

Важно! Нарушитель, не являющийся лицом, на которое оформлено ТС, может оплатить штраф лишь в течение 20 дней с того момента, как постановление вступит в законную силу. В противном случае штраф будет платить тот, на кого зарегистрирован автомобиль.

Отдельного внимания заслуживает ситуация, когда скорость была превышена на автомобиле, зарегистрированном на территории другой страны. В официальном заявлении МВД сказано, что к административной ответственности привлекается тот, кто ввозил автомобиль. Если этим лицом является гражданин Украины, тогда он получит постановление по месту регистрации. Если же автомобиль был ввезен иностранцем либо лицом без гражданства, постановление в таком случае будет вручаться «соответствующими подразделениями Государственной пограничной службы Украины при пересечении государственной границы». Таких водителей будут предупреждать о том, что неоплаченный штраф является основанием для запрета на последующий въезд в страну.

Механика процесса

Водители будут получать постановление о нарушении ПДД в виде специального бланка с элементами защиты. В течение трех дней после того, как постановление было напечатано, его отсылают заказным письмом на адрес владельца авто (либо же главы компании или надлежащего пользователя, о чем мы говорили раньше). Официальным датой получения постановления является тот день, когда ответственному лицу (либо же совершеннолетнему члену его семьи) вручили постановление. Отказавшись от вручения постановления, вы также автоматически запускаете процесс (потому что датой получения будет считаться именно день отказа). Если же вам (по каким-либо причинам) постановление не вручили, датой получения постановления будет считаться тот день, когда письмо (с отметкой о том, что оно не было вручено) вернется в соответствующий Департамент патрульной полиции.

(Что же, push-уведомления в приложении, да и личный кабинет водителя теперь кажутся намного более приятными вариантами.)

Хорошая новость состоит в том, что если вы быстро покаялись и решили выплатить штраф в первые 10 дней после вступления постановления в законную силу, государство предоставит вам 50-процентную «скидку». То есть при превышении на 20 км/ч вы заплатите 127.5 грн, при превышении на 50 км/ч – 255 грн.

Перед местами с установленными камерами должны находиться соответствующие знакиПеред местами с установленными камерами должны находиться соответствующие знаки

Оплатить штраф настолько же легко, как и получить. На бланке постановления присутствует ссылка в виде QR-кода, по которой можно осуществить оплату. В электронном кабинете водителя для этого также предусмотрена отдельная функция. Если же вы предпочитаете делать все «проверенным» методом, штраф можно оплатить и через банк.

На все про все вам предоставляется 30 дней (с момента вступления постановления в законную силу). Если в течение этого срока штраф вы не погасили, тогда открывается исполнительное производство, то есть на ваш автомобиль либо на другое имущество может быть наложен арест. Да и сумма штрафа при этом увеличивается вдвое.

На обжалование постановления вам предоставляется уже меньше времени – всего 10 дней. Но «при обжаловании эти сроки приостанавливаются до решения вопроса по существу».

А что там со штрафными баллами?

И последнее. Система начисления баллов, по которой каждый из водителей имел право на три ошибки (3 нарушения по 50 баллов; именно 150 баллов насчитывалось водителю с началом каждого года), ушла в небытие, так и не доказав своей эффективности (или же бесполезности). 24 апреля за принятие Законопроекта 2809, инициатором которого выступил народный депутат Владлен Неклюдов, проголосовали 302 депутата.

В глобальном смысле для водителей ничего не изменилось. В Статье 27 КУоАП (до принятия текущей поправки) о системе начисления баллов было написано следующее: «Штрафные баллы являются взысканием за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме...». А так как полноценно система автоматической фиксации нарушений ПДД пока еще не была запущена, система использования баллов водителями (введенная еще в 2015 году) также не была реализована.

Но с 1 июня ситуация действительно могла бы измениться, потому что автоматическая система наконец-то заработает. А так... Платить нарушителям придется сразу, без переходного этапа в три «бесплатных» превышения.

Оцените статьюtable=infocar_main2.mats__mats&id=10813 (оценок - 5, средний бал - 5) ужасно плохо так себе хорошо супер

Обсуждение статьи

Коментариев пока никто не оставил. Станьте первым!
Вход | Регистрация


Читайте также: