История Citroen и её премиального бренда DS Automobiles: от «Титаника» и Maserati до электрокаров

Поделиться:

Марку DS Automobiles, принадлежащую концерну Peugeot Citroen Automobiles, знают у нас, будем говорить честно, немногие. Продаваемые под этим молодым брендом легковушки нацеливаются на премиальный сегмент, в котором в Европе балом правят немцы, японцы и шведы, и молодому бренду очень непросто конкурировать с такими «акулами». Но откуда вообще взялась идея выделить автомобили серии DS в отдельный бренд, чем они отличаются от Citroen, и как идут продажи на фоне конкурентов? Давайте разбираться, но сначала окунёмся в историю Citroen и взглянём откуда растут «корни» DS.

А началось всё более чем 100 лет назад, когда Андре Ситроен, получивший в наследство от своего отца бизнес, связанный с драгоценными камнями, подался в совершенно другую сферу – в сферу производства уникальных механизмов. Филиалы Andre Citroen et Cie были открыты в Лондоне, Брюсселе и даже Москве. Вскоре фирма запатентовала шевронные шестерни, которые использовались, кстати, в рулевом механизме печально известного «Титаника».

Первый автомобиль со знаменитым шильдиком из двух шевронов был представлен в 1919 году. Речь идёт о 18-сильном Type A с атмосферным мотором объёмом 1,3 литра, который уже в те годы мог похвастаться пружинной подвеской, благодаря чему весьма неплохо себя чувствовал на ухабистых дорогах. Модель разошлась в количестве более 24 000 единиц, фактически, французы стали самым массовым автопроизводителем в Европе в те годы. Не в последнюю роль в этом сыграла Эйфелева Башня, на которой красовалась реклама Citroen – название марки можно было лицезреть, находясь в десятках километрах от башни.

К середине 30-х годов прошлого века французское общество нуждалось в амбициозном автомобиле, который будет сочетать в себе элегантный стиль и передовые технологии. Андре Ситроен был человеком требовательным, но азартным, и к середине 30-х он потерял контроль над своим детищем. Несмотря на смену руководства в 1934 году, когда марка оказалась в руках Michelin, новый глава Citroen Пьер-Жюль Буланже решил не размениваться на ширпотреб, дав задание начать работу над амбициозным проектом VGD, который ближе к премьере переименовали в DS. По сути, речь шла о массовом, но премиальном автомобиле, который будет сочетать в себе красоту, просторный салон и уникальные конструкторские решения. По задумке руководителя этого проекта Андре Лефевра, машина должна быть переднеприводной, обладать хорошей аэродинамикой, и комплектоваться рядной карбюраторной «шестёркой», установленной для лучшей управляемости как можно ниже. База у французов уже была: в 1934 году компания представила седан с несущим кузовом и независимой подвеской – модель Traction Avant, которая была хорошо принята рынком. А вот премиальный проект DS был сорван второй мировой войной, хотя силами энтузиастов Citroen, работа над ним в режиме строгой секретности всё же продолжалась.

Вторая мировая война вынудила французов производить боеприпасы для войск Вермахта, однако после её окончания специалисты Citroen снова засучили рукава и принялись возрождать техническую документацию DS. В угоду разбитым после войны дорогам была спроектирована мягкая торсионная подвеска, но этот вариант даже в то время не подходил под стандарты премиального сегмента, да и дорожная инфраструктура стала развиваться просто-таки семимильными шагами. В итоге было принято решение разработать уникальную независимую подвеску: спереди в её основу легли поперечные Г-образные рычаги, а вот сзади конструкторы остановились на продольных рычагах, которые были связаны с передней подвеской стабилизаторами. Всё это дело работало с непростой гидропневматической системой с поршневым механизмом и корректорами клиренса – невиданная роскошь в эпоху рессор. Рулевая рейка с гидроусилителем, 300-миллиметровые дисковые тормоза спереди, расположенными не на ступице, а возле коробки передач, колёса с центральной гайкой и радиальными шинами, связанные с рулевым колесом и подвеской корректоры фар – конструкторы Citroen, казалось, смотрели на своих коллег по автомобильной индустрии с задранным носом.

Citroen DS19Citroen DS19

Впрочем, после презентации выяснилось, что машина оснащена старой атмосферной двухлитровой «четвёркой», которая устанавливалась в моторный отсек вертикально и поперечно кузову. Мощность мотора составляла всего 63 лошадиные силы, хотя позже двигатель активно модернизировали, и его мощность довели до 75 сил.

Решив развить успех DS, Citroen начал работать над новым проектом - переднеприводным купе SM класса Гран-Туризмо. Премиальному автомобилю нужен был мощный мотор, чем французские двигатели в то время особо не отличались (до прихода Renault в Формулу-1). Выбор пал на Maserati, и Citroen попросту выкупил маленькую итальянскую марку в 1968 году вместе с её инновационными технологиями. Под капотом у SM очутился форсированный до 174 лошадиных сил алюминиевый двигатель Maserati Tipo C114 V6 объёмом 2,7 литра, над которым красовались карбюраторы Weber. Помимо всех примочек от модели DS, новое купе получило рулевое управление с изменяемым передаточным числом и отличной информативностью, а также вентилируемые дисковые тормоза.

Citroen SMCitroen SM

Американский рынок был ключевым для SM, но местные автолюбители, да и многие мотористы в те годы понятия не имели, как правильно обслуживать технологичный двигатель Maserati, который требовал правильного натяжения ремня ГРМ и регулировку карбюраторов Weber 42DCNF. В результате низкого качества обслуживания, многие моторы ломались уже к 60 000 километров, что вынудило Citroen существенно нарастить мускулы юридического отдела. Жирную точку в истории SM поставил нефтяной кризис 1973 года, который довёл Citroen до банкротства, и едва не привёл к ликвидации дочерней марки Maserati, которая выжила лишь благодаря акциям протеста коллектива, активным мерам правительства Италии и бизнесмену Алехандро де Томасо, взявший под крыло итальянскую марку.

Наблюдая за деградацией бизнеса Citroen, французское правительство в начале 1974 года организовало переговоры с Peugeot, которые закончились созданием PSA Peugeot Citroen.

Citroen CX 2000Citroen CX 2000

С середины 70-х и до конца 2000-х Citroen был представлен в премиальном сегменте моделями CX, XM и C6, и если CX пользовался хорошим спросом (за 16 лет было реализовано более 1,2 миллионов экземпляров), то XM уже был не таким востребованным (порядка 334 000 проданных автомобилей в период с 1989 по 2000 год), несмотря на то, что обе модели удостоились почётного звания «Европейский автомобиль года». Что же касается большого премиального седана С6, который Citroen вывел аж через шесть лет после окончания производства XM, то он с треском провалил борьбу за кошельки покупателей конкурентам в лице BMW 5 Series, Mercedes-Benz E-Class, Audi A6 и их японским «коллегам». По мнению некоторых аналитиков, ослабевание позиций PSA в премиум-сегменте частично связано и с тем, что компания за десятки лет так и не решилась вывести на рынок премиальный суббренд, как это сделали Toyota, Honda, Nissan и Volkswagen с премиальными марками Lexus, Acura, Infiniti и Audi соответственно. Пойдя по пути Opel, PSA в условиях продолжающейся фрагментации автомобильной индустрии оставлял в тени престижные модели.

Citroen DS3Citroen DS3

Наконец-то, решение о создании суббренда DS было объявлено в январе 2009 года, тогда же была и представлена первая модель – DS3. Компактный хэтчбек нацелили на молодых клиентов: модель предлагалась с широкой цветовой палитрой кузова и салона, впечатляющим списком опций и аксессуаров. Подогревали интерес к автомобилю и два Себастьяна - Лёб и Ожье, которые начали доминировать в WRC за рулём раллийных DS3.

Впоследствии PSA вывела на рынок две другие модели - DS4 и DS5, и в 2012 году они неплохо продавались: в Европе было реализовано более 23 000 и 30 000 экземпляров соответственно. Однако время шло, новых представителей семейства DS Citroen выводить не спешил, и продажи начали сначала активно проседать, а в последние годы они буквально вошли в пике: реализация DS4 снизилась по итогам 2017 года в сравнении с 2012 годом более чем в два раза, продажи DS5 просели в четыре раза.

DS 7 CrossbackDS 7 Crossback

Напрашивается вопрос, что дальше? К счастью, руководство DS понимает, что имея в своём распоряжении перелицованную линейку из экс-автомобилей Citroen и их внедорожных версий, рынок не завоюешь. В прошлом году DS Automobiles наконец-то обзавёлся своей первой аутентичной моделью – премиальным кроссом DS 7 Crossback. Продажи стартовали в июле прошлого года, и за первое полугодие модель продалась в количестве более 10 000 экземпляров. Первые тест-драйвы показали, что машина получилась стильной, современной и приятной на ходу, однако зарубежные обозреватели констатировали, что рулевое управление у неё пустоватое, а самый мощный турбодизельный мотор разгоняет машину до 100 километров в час аж за 10 секунд, причём радикально новых и куда более мощных моторов для платформы PSA EMP2, на горизонте пока не видно. Оглядываясь на высокотехнологичные модели DS и SM из 70-х, можно вроде бы и выразить недоумение, однако современный автомобильный рынок беспощаден, и любое техническое новшество должно иметь под собой твёрдый грунт, хотя от критики в отношении малообъёмных двигателей DS пока никуда не деться, а предпосылок к появлению под капотом DS чего-то мощного пока не видно. В октябре DS представила на автосалоне в Париже кросс DS 3. Первоначально машина будет продаваться с бензиновыми и дизельными двигателями, а вот в следующем году появится электрическая версия E-Tense, но и она динамикой не порадует – под её капотом будет установлен 136-сильный электромотор.

DS Automobiles StoreDS Automobiles Store

По словам руководства DS, до конца текущего года PSA продолжит разграничивать автомобили молодой марки и Citroen, и доведёт количество шоурумов DS Automobiles до 390. В Евросоюзе машины DS уже продаются отдельно от Citroen, в скором времени, надеемся, они доберутся и до Украины. В ближайшие годы PSA обещает расширить линейку DS новыми моделями (вероятно, ставка будет сделана на кроссы), также в недалёком будущем можно ожидать появление и новых электрических моделей.

Что же, остаётся пожелать французам удачи, и она им пригодится – конкуренты сдавать позиции молодому бренду явно не собираются.

Оцените статьюtable=infocar_main2.mats__mats&id=10212 (оценок - 5, средний бал - 5) ужасно плохо так себе хорошо супер

Обсуждение статьи

Коментариев пока никто не оставил. Станьте первым!
Вход | Регистрация


Читайте также:
  • Симбиоз Mitsubishi, Suzuki, Hyundai и Toyota в одном флаконе: история Great Wall и её суббренда HavalСимбиоз Mitsubishi, Suzuki, Hyundai и Toyota в одном флаконе: история Great Wall и её суббренда Haval

    Летом текущего года китайская компания Great Wall Motors представила в Украине марку Haval, которая в последние годы наращивает продажи автомобилей ударными темпами. Вероятно, большинство читателей нашего портала что-то  ...

  • Автомобили Юрия Никулина: универсалы, универсалы и ещё раз универсалыАвтомобили Юрия Никулина: универсалы, универсалы и ещё раз универсалы

    Как и другие советские звёзды, Никулин был автолюбителем, хоть и получил водительское удостоверение уже тогда, когда разменял четвёртый десяток, да и как знать, сел бы артист за руль вообще, если бы Эльдар Рязанов не реш ...

  • BUGATTI. Художник в технике скоростиBUGATTI. Художник в технике скорости

    Сегодня немногие знают, что марка Bugatti, олицетворяющая самые дорогие и самые быстрые гиперкары в мире, это одна из старейших автомобильных марок ...

  • TESLA - человек, автомобиль, космический корабль.TESLA - человек, автомобиль, космический корабль.

    Все началось с идеи пришедшей в голову американского инженера-электрика и предпринимателя Мартина Эберхарда (Martin Eberhard). Мечтая иметь собственный спортивный автомобиль, он решил, что в его "идеальном" автомобиле не ...

  • Lamborghini. Месть по-ИтальянскиLamborghini. Месть по-Итальянски

    Впечатленный своим открытием (что многие детали точно такие же, как и в тракторах) и оставаясь обиженным от нанесенного ему оскорбления, Ферруччо Ламборгини принимает решение отомстить Феррари и "создать лучший Ferrari,  ...