Практичный не значит скучный. История рождения хот-хэтча

Поділитися:

Чтобы не ограничивать себя рамками скучных дефиниций, парень под никнеймом Angelo Uccello решил продемонстрировать, что такое «горячий хетчбэк», рассказав историю (на страницах DriveTribe). История состоит из двух частей: первая – это письмо от своего вымышленного друга, вторая часть – это ответ на письмо. Мне кажется, что она является лучшим определением понятия hot hatch, поэтому я позволю себе сделать тезисный пересказ этой истории. Так вот, в письме вымышленный друг рассказывает о том, что у него проблемы на роботе: из-за постоянных пробок на основной дороге он опаздывает, и его шеф регулярно отчитывает его, крича при этом прямо в ухо бедному вымышленному другу, и он больше не выдерживает! Есть возможность объехать пробки по менее загруженной дороге (в Британии дороги классифицируют в том числе и по уровню загруженности: с более жестким трафиком – это «A roads», с менее жестким - «B roads»), но она очень узкая и извилистая, поэтому делать это на своей далеко не самой драйверской машине вымышленный друг не хочет. Так что же делать?

Здесь и начинается вторая – более интересная часть истории. Ведь наш парень не промах, он плохого вымышленному другу не посоветует! Поэтому он говорит, что у того есть два варианта – либо нанять профессионального киллера, и тот разрешит все его проблемы, либо же… купить горячий хетчбэк! Ведь (и здесь – внимание!) хот-хетч является аппаратом, который превращает живописные изгибы дороги в путешествие, полное открытий, в котором человек получает удовольствия в самом непосредственном виде. К концу трассы ты улыбаешься от уха до уха и непроизвольно шепчешь себе: «Вот это да! Это – настоящий драйв!».

А еще друг говорит, что эти автомобили являются лучшими для понимания того, чем является «автомобиль для водителя» (иногда лучшими даже, чем спорткары). Ну а круче всего – то, что при всей своей производительности горячие хетчи могут выполнять функции, положении для их «младших» (читай – не таких «заряженных») братьев. А это для вымышленного друга важно, поскольку может наступить момент, когда бездыханное тело шефа обязательно должно поместиться в багажник.

Вот такая история. И если убрать из нее все «лирические» отступления, то останется очень даже важная информация: горячие хетчбэки – это в первую очередь автомобили, которые отличаются от стандартных моделей динамическими характеристиками, но при этом сохраняют практичность «базовых» хетчбэков. Такое определение действует как ограничитель, «подпирающий» концепцию хот-хетча с двух сторон: если мы говорим только о показателях скорости на круге, тогда эти автомобили не идут ни в какое сравнение со спорткарами, если же говорим только о практичности, тогда этим автомобилям явно не с руки тягаться с экономичными малолитражными авто в том же кузове. Получается, что автомобили из жанра hot hatch находятся где-то на грани.

Можно добавить немного остроты в дискуссию, напомнив, что 3 апреля 2017 года Honda Civic Type R проехала Северную Петлю Нюрбургринга за 7 минут 43.8 секунды, став таким образом самым быстрым переднеприводным автомобилем (без оглядки на тип кузова) на этой трассе. Можно также добавить, что Volkswagen уже не первый год выпускает модификацию модели Golf с шильдиком GTD, который в трехдверном исполнении набирает первую «сотню» за 7.4 секунды (с коробкой передач DSG), разгоняется до 230 км/ч, и при этом, благодаря дизельному 4-цилиндровому турбомотору объёмом 2 литра, показывает очень неплохой уровень экономии топлива.

Конечно, о них можно и нужно говорить, ведь они – выдающиеся продукты автомобильной индустрии, но при этом они находятся на крайних полюсах жанра, хотя и являются продуктом одного корня. Именно об истоках этого жанра и нескольких моделях, которые задавали ему тон, я и расскажу. Ведь за каждой из них – своя история.

Традиционно первыми автомобилями, которые приходят в голову поклонникам жанра при упоминании ранних моделей горячих хетчей, являются автомобили немецкой и французской марок, оба – с одинаковыми шильдиками. Это же, конечно… А, нет. Не так вот сразу. Нужно отмотать назад несколько десятилетий и сказать вслух очень спорное утверждение: первым горячим хетчбэком в современном понимании была маленькая (то есть ну очень маленькая) машинка по имени Mini Сooper.

Основой для нее служили Morris Mini и Austin Seven (один и тот же автомобиль, выпускавшийся British Motor Company: эта компания была владельцем брендов Morris и Austin). В 1956 году Суецкий кризис нанес серьезный ущерб налаженной системе поставок нефти, доходило до того, что в Британии топливо некоторое время распределялось, и свободного доступа к нему не было. Это событие внесло коррективы в автомобилестроение и создало все условия для появления суперкомпактного автомобиля. Британскому конструктору греческого происхождения Алеку Иссигонису была поставлена задача построить такой, «вместившись» в 10 футов (3 метра) длины, причем из этих десяти 6 (приблизительно 1.8 метра) должны были отводиться для пассажиров.

Маленькая команда (кроме Иссигониса – всего 8 человек) справилась с задачей, и уже в 1959 году автомобиль начали продаваться, а его внешний вид, как мы все знаем, стал культовым. Кроме того, машинка отличалась неплохими по меркам времени (а также класса и цены) характеристиками: двигатель на 848 куб. см (34 л. с.) мог разгонять автомобиль до 116 км/ч. Кроме того, автомобиль имел независимую подвеску.

А теперь – к главному. В сентябре 1961 году BMC представил две модели – Austin Mini Cooper и Morris Mini Cooper. Над их созданием Иссигонис работал вместе со своим другом Джоном Купером. Последний – владелец Cooper Car Company и производитель гоночных автомобилей для Формулы-1 – решил, что у малютки Mini есть потенциал. Mini Cooper получил новый двигатель на 997 куб. см с другие карбюраторами – и это уже 55 л. с. (при весе около 600 кг). Появились и 7-дюймовые дисковые тормоза.

Итак, что мы имеем в сухом остатке? У нас есть «заряженная» версия гражданского автомобиля. Более того, этот автомобиль – как в «простой», так и в «продвинутой» версии – из-за сильных ограничений по длине и общему пространству под капотом получил нехарактерную для своего времени компоновку: поперечно расположенный двигатель с ведущими передними колесами, но именно такая компоновка характерна для большей части заряженных хетчбэков.

Тогда остается ответить на последний вопрос: можно ли считать Mini Cooper (а потом и Mini Cooper S) прародителем жанра hot hatch, если он… не был хетчбэком? Дело в том, что багажник автомобиля не был «пятой дверью»: проема в салон не было. Это решение вызвано желанием конструкторов увеличить жесткость кузова, поэтому перегородка между багажником и салоном была, и исполняла она очень важную роль.

Пусть каждый сам решит, какой статус отводить описанному автомобилю, но его влияние на автомобильную индустрию не подлежит сомнению. До того даже, что в 2004 году самый популярный британский автомобильный еженедельный журнал «Auto Express» избрал Mini (BMC) одним из трех лучших автомобилей автомобилей всех времен. Еще один из претендентов на первенство – это Land Rover Series 1. Но он, как и Mini, не стал «царем горы». Лидерство получил следующий наш герой – немец по происхождению – Volkswagen Golf GTI Mk I.

Но перед тем, как возлагать корону, нужно понять, в чем же заслуга этого автомобиля и его создателя. Во-первых, модели Golf (выпуск начался в 1974 году) немецкий автопроизводитель обязан выходу из очень шаткого экономического положения и покупке производительных мощностей в Америке (это был старый завод Chrysler в Пенсильвании, и это впервые в истории США иностранный производитель открывал свой завод на территории страны).

Во-вторых, Гольф первого поколения стал тем автомобилем, который заменил – хотя и не сразу – уже производящийся несколько десятилетий и порядком надоевший VW Beetle (факт, что он морально устарел, не требует доказательств, ведь эта модель поступила в производство еще до начала Второй мировой войны, хотя, конечно же, и претерпела ряд изменений). И третья – главная для нас – причина, почему же Volkswagen Golf является очень важной вехой в истории автомобилестроения, это Volkswagen Golf GTI Mk I.

Модель Golf с красным трехбуквенным шильдиком на решетке радиатора – это иллюстрация к изречению «через тернии к звездам». Дело в том, что идейный вдохновитель и создатель автомобиля Антон Конрад, предложив идею «заряженной» версии семейного хетчбэка, получил отказ. Но не надо забрасывать руководство VW гнилыми помидорами преждевременно: отказ был обоснованным. Его причина в том, что при продвижении модели Beetle GSR компания использовала довольно агрессивные выражения, что не понравилось покупателям; дело даже обсуждалось в парламенте Германии (это при том, что сам автомобиль имел всего лишь 50 л с.)! Поэтому VW не был намерен в ближайшем будущем выпускать более «горячие» модели.

Но история Конрада, конечно же, это не история поражения, а история успеха. Он – да-да, глава отделения по связям с прессой, а не заводской инженер – вместе с маленькой командой из шести человек разработал Golf GTI Mk I. Конрад увидел незаполненную нишу: в первую очередь автомобиль, по его мнению, был бы интересен молодежи, а также тем, кто хотел чего-то большего и, возможно, начал бы интересоваться автомобильными соревнованиями. Но даже он не ожидал, что модель ожидает такой успех! Отдел маркетинга «дал добро» на изготовление 5000 экземпляров, поэтому цена автомобиля была очень высокой. Но Golf GTI Mk I был настолько популярен, что количество собранных автомобилей равнялось 420 000!

Рядный четырехцилиндровый 1.6-литровый (немного позже – 1.8) мотор с механической системой впрыска Bosch K-Jetronic развивал 110 л. с. (вместо 75 л. с. в двигателе того же объёма на «простых» версиях) и 140 Нм крутящего момента. При 810 кг веса этой мощности хватало для того, чтобы разогнать автомобиль до первой «сотни» за 9 секунд. И хотя сейчас такими показателями никого не удивишь (и даже наоборот), в 1976 году этот автомобиль можно было считать дорожным спортивным автомобилем. Но главная причина его успеха – это все та же фольксвагеновская доступная практичность, качество и надежность, которые теперь были объединены с прекрасными динамическими показателями и выделяющимся внешним оформлением (красные вставки, обвес, детали интерьера). Именно этот автомобиль – из-за его популярности и влияния на дальнейшее развитие жанра hot hatch – ретроспективно получил титул первого «горячего хэтча» (хотя на самом деле он не был первым, но об это позже).

Если продолжать раздавать титулы, тогда следующим должен быть хетчбэк, который всегда боролся с Golf GTI Mk I за название лучшего среди «первой» волны. Это, конечно же, Peugeot 205 GTI. В чем-то они даже похожи, и я не об одинаковом шильдике, обозначающем их «большое» сердце. 205 модель Пежо стала для марки в некотором роде прорывной из-за изменения к ней отношения на европейском рынке: до презентации этой модели Пежо воспринимали как очень консервативного и порой даже «скучного» автопроизводителя, специализирующегося на выпуске больших седанов (хотя малолитражки в модельном ряду присутствовали и до того). Но 205 был совсем не такой: его полюбили как за яркий и броский вид, так и за поведение на дороге: успех в настройке ездовых качеств автомобиля инженеры Peugeot так и не смогли повторить. Кроме того, сухие цифры здесь тоже будут показательными: больше пяти с четвертью миллионов автомобилей было продано – лучший результат марки в то время. Побить этот рекорд среди моделей Пежо смог только преемник 205-го – Peugeot 206.

Так вот, о титулах. Совсем недавно – в январе 2016 года – Peugeot 205 GTI с мотором 1.6 завоевал титул «Величайшего горячего хетчбэка» по версии Performance Car Show (в жюри – журналисты из изданий Autocar и PistonHeads). И хотя такое внимание по прошествии больше 30 лет – более чем показательно, но главная награда – это, конечно же, любовь ценителей жанра, за которую тогда уже нужно было серьезно бороться. 205 GTI вышел на рынок в 1984 году, и его дебют нельзя сравнивать с зачинателем жанра Golf GTI Mk I, ведь у того, по сути, не было серьезных конкурентов. Не такая история с Пежо: уже тогда на рынок вышла вторая генерация Golf GTI, отличнейшей машиной, способной быть достойным конкурентом, был и Renault 5 Alpine Turbo с 1.4-литровый турбодвигателем на 110 л.с. Не надо сбрасывать со счетов и Ford Escort XR3i III (105 л. с.) и Escort III RS Turbo (132 л. с.). Словом, за место под солнцем нужно было бороться.

И в этом маленькому спортивному хэтчу помогли производительные двигатели (1.6 – 105 л. с. – более оборотистый и энергичный, 1.9, с 1986 – 128 л. с. – более тяговитый, но чуть более «ленивый»), небольшой вес – 875 кг, неимоверная настройка шасси и вневременный дизайн. Тот случай, когда сочетание факторов намного важнее отдельных составляющих.

А еще 205 GTI славен тем, что является родственником раллийного автомобиля из легендарной группы «В», который навсегда останется в зале славы World Rally Championship. Именно на Peugeot 205 T16 (T значит «турбо», 16 означает количество клапанов) были завоеваны победы в 1985 и 1986 году.

Правда, 205 GTI не имеет практически ничего общего с этим автомобилем, кроме названия (а по словам Джереми Кларксона – «только лобового стекла», да и то вряд ли), но слава распространяется и на «младшую» модель. Правда в том, что 205 T16 был раллийным монстром с поперечным расположением двигателя и полным приводом, с двигателем на 200 л. с. (5.8 с до «сотни») в двух сотнях омологационных версий и как минимум с два раза большей мощностью у болидов, выступавших в группе «В».

Но если речь идет о ралли и легендарных горячих хетчбэках, тогда речь нужно вести и о Lancia. Победный марш в WRC начался для Lancia Delta в 1987 году, когда за рулем Lancia Delta HF 4WD выиграли первый для этой модели Кубок Конструкторов.

Очевидно, что эта модель, как и последующие три ее эволюции, участвовавшие в ралли (об их успехе свидетельствует тот факт, что Lancia Delta разных генераций одержала награду конструкторов шесть ряд подряд – рекорд, который остается непобедимым по сей день), были основаны на гражданских версиях автомобилей, и эти дорожные версии – наряду с раллийными автомобилями – остаются легендарными хот-хетчами.

Если попробовать выразить в словах секрет успеха ряда Lancia Delta HF, то здесь, кажется, не прозвучит ничего нового: секрет в постоянном совершенствовании системы полного привода, подвески и силовой установки автомобиля. Уже в Delta HF FWD (1986) крутящий момент передавался на колеса с помощью трех дифференциалов, а это значило постоянное присутствие момента в той точке, где сцепление с дорогой самое большое. Подвеска была, конечно же, независимой. А двухлитровый турбированный мотор наращивал количество лошадиных сил от 163 в модели Delta HF FWD до 212 в модели HF integrale Evo2.

Стоит добавить к этому запоминающийся дизайн и, конечно же, бегущую впереди машины славу победителя WRC (на четырех эволюциях Lancia Delta в сумме было выиграно 46 гонок чемпионата), и перед нами автомобиль-легенда, который всегда будет в числе лучших автомобилей в жанре hot hatch.

И напоследок. Конечно же, VW Golf GTI Mk I не был первым горячим хетчбеком (даже после Mini Cooper, если вы все же решили называть этот автомобиль «первым из первых»); эту пальму можно отдавать BMW 2000 Touring International Injection (1971), Autobianchi A112 Abarth (1971) или даже Simca 1100TI (1973). Можно. Но дело ведь не в том, что эти автомобили – несомненно, достойные внимания – были на рынке, а в том, как они влияли на рынок.

Каждая из приведенных выше (трех или четырех, решать вам) моделей имела наибольшее влияние на всю систему. А последующие использовали уже опробований путь. Так что нам остается следить за развитием жанра и успехом таких моделей, как, например, Ford RS500, Audi RS3, Subaru WRX STI или уже упомянутая Honda Civic Type R. И помнить, какими прекрасными автомобилями были заданы каноны этого жанра – hot hatch.

22 ноября 2017 года. , специально для InfoCar.ua

Оцініть статтюtable=infocar_main2.mats__mats&id=9990 (оцінок - 18, середній бал - 5) жах погано так собі добре супер

Обговорення статті

Щирий  

Хот хетч это моя мечта, самое доступное из поновее (БУ), это Пежо 208, около 15 000 у.е. Пока что недосягаемо. особенно нравится когда заряженные авто не слишком пафосные, без спойлеров и т.д.

+1-1ВІДПОВІСТИ  

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація

Також читайте:
  • Вальтер де Сильва. Властелин линийВальтер де Сильва. Властелин линий

    Что общего между Volkswagen Up! и Bugatti Veyron? А что же может быть общего между городским супермини и дорожным суперкаром – удивятся одни. Они производятся одним концерном – справедливо заметят другие ...

  • Мазерати. Сплав скорости, техники и искусстваМазерати. Сплав скорости, техники и искусства

    История Maserati, это история семьи машиниста железной дороги Родолфо Мазерати и его жены Каролины Лози, в которой было семеро сыновей: Карло, Биндо, Альфьери, Альфьери, Марио, Этторе и Эрнесто ...

  • Lotus: умение упрощать и добавлять легкостиLotus: умение упрощать и добавлять легкости

    Как по мне, на автомобили «Лотус» нужно смотреть с оглядкой на очень красноречивый исторический факт: Колин Чепмен, основатель компании и ее бессменный идейный вдохновитель, начал строить автомобили в 1948 году ...

  • Автомобиль общего назначенияАвтомобиль общего назначения

    Впервые слово Jeep прозвучало в 1936 году как имя мультипликационного героя Юджина Джипа (Eugene Jeep) из очень популярного, в то время, комикса о моряке Попайе ...

  • Высоцкий. Песня о двух (и больше) красивых автомобиляхВысоцкий. Песня о двух (и больше) красивых автомобилях

    Строчки, внесенные в эпиграф этой статьи, были написали Владимиром Семёновичем Высоцким во время путешествия в 1973 году, когда он на автомобиле впервые пересекал границу Советского Союза на пути к Франции. Его компанией ...