Мазерати. Сплав скорости, техники и искусства

Поделиться:

1 декабря 2014 года исполнилось 100 лет итальянской автомобильной компании Maserati. Подобно многим другим итальянским компаниям, она была основана как семейный бизнес братьев Мазерати и зарегистрирована в престижном квартале города Болонья (Bologna), Италия, на улице Via de Pepoli в доме №1 под названием Societa Anonima Officine Alfieri Maserati.

Статуя Нептуна на площади Маджиори (Piazza Maggiore) в Болонье, ИталияСтатуя Нептуна на площади Маджиори (Piazza Maggiore) в Болонье, Италия

История Maserati, это история семьи машиниста железной дороги Родолфо Мазерати и его жены Каролины Лози, в которой было семеро сыновей: Карло, Биндо, Альфьери (умер в младенчестве), Альфьери (назван в честь умершего брата), Марио, Этторе и Эрнесто. Пятеро братьев фанатично увлекались техникой и автомобилями. Шестой - Марио, был совершенно равнодушен к точной механике, т.к. посвятил себя искусству. Но именно Марио создал неменяющийся логотип марки – трезуб. В качестве логотипа трезуб, был выбран не случайно, а как напоминание о месте рождения компании – Болоньи, где на одной из центральных площадей, неподалеку от первого офиса компании, установлена статуя Нептуна с трезубцем в руке. Красный и синий цвета – цвета городского флага Болоньи. Одновременно, зубья на лого символизировали трех братьев-основателей - Альфьери, Этторе и Эрнесто (Биндо присоединился позднее, после смерти Альфьери в 1932 году).

Неменяющийся логотип марки – трезубНеменяющийся логотип марки – трезуб

Любовь к автомобилям братьям привил старший из них – Карло, начавший трудовую деятельность с работы в компании по производству велосипедов и в 17 лет сконструировавший самостоятельно двигатель для гоночного мотоцикла. С этим двигателем он установил рекорд скорости – 31 миля в час.

В 1900 году молодой конструктор был принят на работу в FIAT в качестве тест-пилота. В этом статусе он начал выступать в гонках на автомобилях компании и автогонки стали его страстью. Участвуя в них, Карло помимо азарта борьбы, пытался найти пределы технических возможностей автомобилей в экстремальных условиях. Работая в Турине, Карло сконструировал одноцилиндровый двигатель, который установил на деревянное шасси. И, видимо, с этого момента родилась мысль о создании собственного автомобиля.

В 1903 году Карло ушел из FIAT и устроился на работу в знаменитую компанию Isotta Fraschini как тест-пилот и ассистент испытательного центра. Работая в Isotta Fraschini, Карло привел туда своего 16-летнего брата Альфьери, старавшегося перенимать опыт и знания старшего брата.

Марка Isotta Fraschini у нас хорошо знакома даже людям очень далеким от автомобилей, но прочитавших роман Ильфа и Петрова "Золотой теленок". Адам Козлевич, один из главных персонажей романа, считал, что его старенькая "Антилопа" одна из моделей спортивных и дорогих Isotta Fraschini.

В 1907 году участвуя в гонках за команду Bianchi, Карло Мазерати приходится несколько раз менять прерыватель низковольтной системы зажигания. После этой гонки, он сконструировал более надежную высоковольтную систему зажигания. Система оказалась настолько удачной, что Карло уходит из Isotta Fraschini и вместе с еще одним братом – Этторе, покупает небольшой цех, в котором раньше производили медпрепараты. Переоборудовав цех под автомастерскую, братья стали брать заказы на замену низковольтных систем зажигания на высоковольтные.

Альфьери остался работать в Isotta Fraschini и также, как старший брат начал участвовать в гонках. Крупнейшим достижением Альфьери стало 14 место в общем зачете и 1-е в классе 4-цилиндровых машин в Гран При Дьеппа 1908 года.

К несчастью, в 1910 году из-за болезни легких, в возрасте 29 лет Карло Мазерати скончался. Место старшего брата занял Альфьери. Мастерскую Карло пришлось продать, а младшие братья Биндо и Этторе также поступили на работу в Isotta Fraschini.

Альфьери Мазерати (Alfieri Maserati)Альфьери Мазерати (Alfieri Maserati)

В 1912 году Альфьери был назначен руководителем сервисного центра Isotta Fraschini в Болонье. Опыт, который он получил и пример старшего брата, побудили его всерьёз задуматься о собственном бизнесе. Заручившись поддержкой братьев Эрнесто и Этторе, в декабре 1914 года они открывают автомастерскую Societa Anonima Officine Alfieri Maserati.

Братья Мазерати. Этторе, Биндо, Эрнесто и АльфьериБратья Мазерати. Этторе, Биндо, Эрнесто и Альфьери

А пять месяцев спустя началась Первая Мировая война. Альфьери и Этторе были призваны на военную службу. Но, благодаря тому, что новая компания начала свою деятельность с производства свечей зажигания для авиационных двигателей, братья Мазерати не попали на фронт, а продолжали работать, предоставляя армии услуги технической экспертизы и поставляя свечи для авиадвигателей. Запатентованные Альфьери свечи зажигания с изолятором из слюды отличались высокой надежностью и долговечностью.

После окончания войны, братья вернулись к своим первоначальным задачам. Основными направлениями деятельности были определены конструирование и производство автомобилей, двигателей и свечей зажигания. В первое время, компания больше походила на тюнинг-ателье т.к. занималась переделкой и доводкой автомобилей, в основном Isotta Fraschini и Diatto, для участия в гонках.

Этторе Мазерати (крайний слева)Этторе Мазерати (крайний слева)

Сами братья Мазерати тоже принимали участие в гонках на машинах, доработанных в их мастерской. В 1920 году Альфьери решил создать первый настоящий Maserati, используя шасси от Isotta Fraschini, двигатель от Hispano Suiza и передачу от SCAT. Год спустя автомобиль был построен, но для дальнейшего его улучшения Альфьери решил войти в альянс с автомобильной фирмой Diatto. В 1922 году Альфери, совмещая с работой в своей компании, устраивается конструктором в Diatto, где участвует в разработке двигателя для гоночного автомобиля. Проверкой нового двигателя стало выступление в гонке Susa-Moncenisio 1922 года, в которой автомобиль под управлением Альфьери одерживает победу, показав среднюю скорость 69 км/ч. Эрнесто, принимавший участие в гонке как механик, уговаривает брата повторить успех, и они выигрывают гонку Aosta-Gran San Bernardo.

Но компания Diatto, с которой кооперировались братья Мазерати, несмотря на неплохой коммерческий успех, не в последнюю очередь благодаря гонкам, все время балансировала на грани финансового кризиса. В 1925 году, Diatto так и не смогла найти средства, чтобы выбраться из финансовых обязательств и долгов. Компания была закрыта, но Альфьери успел выкупить 10 спортивных шасси Diatto. Он вплотную подошел к созданию собственного автомобиля. Зимой 1925-1926 года Альфьери, Эрнесто и Этторе неустанно работают над своим первенцем дорабатывая двигатель и внося изменения в конструкцию шасси.

25 апреля 1926 года считается официальной датой рождения первого автомобиля Maserati, несущего еще никому неизвестный значок в виде трезубца над радиатором. Первый автомобиль получил индекс Tipo 26.

Maserati Tipo 26, 1926 годMaserati Tipo 26, 1926 год

Автомобиль был оснащен 1,5-литровым 8-цилиндровым двигателем с турбонаддувом, который развивал 120 л.с. при 5300 об/мин. Премьера автомобиля и новой автомобильной марки состоялась в гонке Targa Florio, где Tipo 26 дебютировал с Альфьери Мазерати за рулем и Жуерино Берточчи (Guerino Bertocchi) в качестве механика. Неожиданно для всех, дебютанты одержали победу в своем классе.

Maserati Tipo 26 с Альфьери Мазерати и Жуерино Берточчи на трассе Targa Florio 25 апреля 1926 годаMaserati Tipo 26 с Альфьери Мазерати и Жуерино Берточчи на трассе Targa Florio 25 апреля 1926 года

В следующем году, Альфьери занял 3-е место выступая на Maserati в Targa Florio. Во время гонки на усовершенствованной машине Tipo 26B в Кубке Мессины, он попал в серьезную аварию. Но несмотря на это Maserati становится победителем Чемпионата итальянских конструкторов.

Maserati Tipo 26B, 1927 годMaserati Tipo 26B, 1927 год

Последующие успешные выступления Maserati натолкнули братьев на мысль сосредоточиться на производстве спортивных автомобилей. Их деятельность в этом направлении была успешной. Автомобили Maserati уверенно побеждали в автогонках, у марки появились поклонники, а 28 сентября 1929 года, выступая на Maserati Tipo V4 в Кремоне (Cremon) итальянский гонщик Баконин Борзакини (Baconin Borzacchini) устанавливает мировой рекорд скорости в заезде на 10 км, показав среднюю скорость 246,069 км/ч. Этот рекорд, первый в истории Maserati, оставался непобитым в течении 8 лет.

Maserati Tipo V4 ("гражданская" версия), 1929 год

Мазерати поняли, что они на правильном пути и стали быстро модернизировать свои двигатели рабочим объемом от 1 до 5 литров наращивая мощность и количество цилиндров с 4 до 6, затем до 8 и, в конечном счете, до 16 (объединив два 8- цилиндровых двигателя).

В 1930 году, Баконин Борзачинни выступая на Maserati V4 выиграл первую абсолютную победу на Гран-При в Триполи. А в 1931 году, компания выпустила последний шедевр Альфьери Мазерати – 16-цилиндровый Maserati 8C 2500. Эта машина стала памятником гениальному конструктору, скоропостижно скончавшемуся 3 марта 1932 года во время хирургической операции. На похоронах присутствовали самые великие гонщики того времени отдавая дань уважения выдающемуся коллеге и сопернику.

Maserati 8C 2500, 1931 годMaserati 8C 2500, 1931 год

Место старшего брата в должности руководителя занял Биндо Мазерати оставивший Isotta Fraschini, а решение технических вопросов взял на себя Эрнесто.

Начало 30-х годов ХХ века было эпохой блестящих гонщиков, многие из которых стремились сесть за руль Maserati. В это время на гоночных трассах марку прославляли Арканджели (Arcangeli), Варзи (Varzi), Фагиоли (Fagioli). В 1933 году к команде присоединился великий Тацио Нуволари (Tazio Nuvolari), который значительно улучшил характеристики внеся изменения в тонкую настройку шасси и адаптировав его к новому двигателю. На модернизированной машине Нуволари выиграл Гран При Бельгии, Ниццы и Черногории.

В это же время, для широкой продажи, был налажен выпуск "гражданских" спортивных автомобилей, отличавшихся от гоночных менее мощными и упрощенными двигателями. В Европе, владение собственным Maserati, стало престижным, благодаря уникальному сочетанию роскоши и спорта, и было привилегией для избранных. Девизом Maserati стал слоган - "Роскошь, спорт и стиль в эксклюзивных автомобилях".

К сожалению, во второй половине 30-х годов ситуация стала разворачиваться в худшую сторону. С одной стороны, Европа все больше погружалась в депрессию предвоенного состояния, росла инфляция и уменьшалась платёжеспособность населения. Особенно это ударило по производителям дорогих машин, к которым относилась и Maserati. С другой стороны, на спортивных треках Maserati стали выдавливать автомобили производства Mercedes-Benz и Auto Union. Имея правительственную поддержку нацистского режима, они могли себе позволить вкладывать большие деньги в подготовку гоночных машин. И хотя Maserati продолжали одерживать победы, их преимущество было уже не таким убедительным. Сложившаяся ситуация проявила и то обстоятельство, что братья Мазерати были талантливыми инженерами, но весьма посредственными предпринимателями.

В 1936 году инвестор и банкир Джино Ровере (Gino Rovere) вкладывает в компанию большие средства и назначает председателем правления своего представителя, гонщика Нино Фарина (Nino Farina), под руководством которого выходит малолитражная модель 6CM для гоночной серии Voiturette. Машина оказалась успешной и принесла Maserati серию побед, в том числе победы на Гран При Модены 1936 и 1938 годов.

Maserati 6CM, 1937 годMaserati 6CM, 1937 год

Но финансовая ситуация продолжала ухудшаться. Братья Мазерати решили обратиться за помощью к семье итальянских финансистов Орси (Orsi), владевшей промышленным концерном Orsi Gruppo.

1 мая 1937 года Адольфо и Омеpа Оpcи подписали контракт по которому они выкупали акции братьев Мазерати, а сами Мазерати должны были продолжать выполнять свои функции как наемные работники в течении 10 лет.

Первым автомобилем, произведенным при новых собственниках, стал гоночный Maserati 8 CTF "Boyle Special" на котором 30 мая 1939 года американский гонщик Вильбур Шоу (Wilbur Shaw) побеждает в престижнейшей гонке Indianapolis 500 показав среднюю скорость 185,131 км/ч. Впервые итальянский автомобиль одержал победу в США. Ровно через год, 30 мая 1940 года Вильбур Шоу, на той же машине, вновь становится победителем со средней скоростью 183,911 км/ч. До сих пор, Maserati остается единственной итальянской маркой, одержавшей победу в Indianapolis.

Вильбур Шоу и Maserati 8 CTF "Boyle Special" – двукратный победитель Indianapolis 500, 1940 год

1 сентября 1939 года, Maserati официально переезжает из Болоньи в Модену (Modena) на завод по адресу 322 viale Ciro Menotti, где компания и находится до сих пор.

Осуществлению дальнейших планов помешала начавшаяся война. Но и тут Maserati удалось одержать небольшую победу перехватив у Порше (Porsche) контракт на выпуск специального автомобиля с 16-цилиндровым двигателем для Бенито Муссолини (Benito Mussolini).

Во время войны, Maserati прекратила изготовление машин и перенастроила производство на выпуск свечей зажигания, двигателей и запчастей к ним.

К мирной продукции Maserati вернулась в 1947 году. На Женевском автосалоне (Geneva Motor Show) 1947 года, был представлен Maserati A6 1500 - первый Maserati предназначенный не для гонок, а для повседневного использования. Индекс машины означал: А – Альфьери, которому была посвящена эта модель; 6 – количество цилиндров и 1500 – традиционно, рабочий объем. Maserati A6 1500 с кузовом, разработанным великим маэстро Баттиста Фарина (Battista Farina) был горячо принят и имел громадный успех. Эта машина по праву считается основоположником и первым представителем автомобилей класса Gran Turismo.

Maserati A6 1500, 1947 годMaserati A6 1500, 1947 год

Но успех "гражданской" модели не означал, что Maserati попрощалась со спортом. В конструкторском бюро компании команда под руководством талантливого инженера Альберто Массимино (Alberto Massimino), приглашенного из FIAT, решала задачу создания автомобили способного побеждать Ferrari и Alfa Romeo на гоночных трассах. Для этого требовались новые двигатели и шасси. Результатом этой работы стал один из самых успешных автомобилей компании - Maserati A6GCM. Автомобиль принес компании неоднократные победы в престижных Гран При Модены, Mille Miglia и Targa Florio.

Maserati A6GCM, 1947 годMaserati A6GCM, 1947 год

Автомобили Maserati A6, стали последним проектом братьев Мазерати в компании носящей их имя. В 1947 году истек срок их 10-летнего контракта с Orsi Gruppo. Биндо, Эрнесто и Этторе возвращаются в Болонью, где открывают собственное предприятие OSCA (Officina Specializzata Costruzione Automobili Fratelli Maserati). Новая компания братьев Мазерати занялась выпуском гоночных автомобилей, однако успеха и популярности эти машины не имели.

В 1950 году состоялся первый чемпионат мира Formula 1. Maserati не заявляла заводскую команду, но 7 участников из 24 выступали на Maserati 4CLT. Только в 1953 году с приходом одного из лучших конструкторов двигателей для гоночных машин Джоаккино Коломбо (Gioacchino Colombo), Maserati подготовила новую гоночную машину A6 GCS, которая была более мощной версией A6 GCM. Вместе с Коломбо в компанию пришел и величайший гонщик Хуан Мануэль Фанхио (Juan Manuel Fangio). Выступая на Гран При Италии 1953 года, Фанхио на Maserati A6 GCS побеждает в гонке опередив Альберто Аскари (Alberto Ascari) и Нино Фарина на Ferrari.

К сезону 1957 года Коломбо совместно с Фанхио готовят новую машину - Maserati 250F, на которой Фанхио побеждает в Чемпионате мира выиграв четыре этапа из восьми.

Maserati 250F, 1957 годMaserati 250F, 1957 год

Но вместо празднования победы, Maserati вместе со всей Италией скорбит по погибшим в катастрофе на гонке Mille Miglia. 12 мая 1957 года, во время гонки, у Ferrari 335S управляемого пилотом Альфонсо де Портаго (Alfonso de Portago) и штурманом Эдмундом Нельсоном (Edmund Nelson) взорвалась шина. Потерявший управление автомобиль на скорости 240 км/ч вылетел с трассы в толпу зрителей. Вместе с пилотом и штурманом погибли 11 зрителей. После этой трагедии правительство Италии запретило гонку Mille Miglia. Довершающей каплей, стала смертельная авария заводского гонщика Maserati на Гран При Аргентины. Руководство Maserati приняло решение о прекращении участия в автомобильных гонках. Однако, компания сохранила прием заказов на гоночные машины от частных пилотов и поставляла двигатели для автомобилей Formula 1 других производителей.

Решением руководства компании, весь накопленный опыт конструирования спортивных машин был направлен на создание дорожных автомобилей класса Gran Turismo. Первенцем новой стратегии стал созданный в 1957 году, главным конструктором Джулио Альфьери (Giulio Alfieri) Maserati 3500GT. Автомобиль получил элегантный алюминиевый кузов купе, разработанный миланским ателье Touring, и мощный 3,5-литровый двигатель с двумя верхними распредвалами. В 1961 году модель модернизировали, оснастив двигатель механической системой впрыска топлива Lucas. Впрысковая версия Maserati 3500GTi стала первым инжекторным автомобилем в Италии.

Maserati 3500GT, 1957 годMaserati 3500GT, 1957 год

3500GT моментально стал бестселлером. Особый успех имела ограниченная серия состоявшая всего из 242 машин - Maserati 3500GT Spyder от кузовного ателье Vignale – по мнению специалистов, самая изящная из всех Maserati. Производство 3500GT было прекращено в 1964 году, после того как было выпущено около 2000 автомобилей.

Maserati 3500GT Spyder Vignale, 1962 годMaserati 3500GT Spyder Vignale, 1962 год

Иранский шах был очень впечатлен увидев Maserati 3500GT на Туринском автосалоне 1959 года. Он сделал заказ на машину, но пожелал нечто более эксклюзивное. И тогда, Джулио Альфьери решил использовать оставшиеся от производства гоночных машин 5-литровые моторы V8, создав таким образом Maserati 5000GT. Ходовая часть новой машине досталась от 3500GT, но получила передние дисковые тормоза, а кузова изготовили лучшие ателье Италии - 22 кузова построила Allemano, по 3 - Touring и Frua, 2 кузова поставила Monterosa и по одному Ghia, Pininfarina, Michelotti и Bertone. Всего было выпущено 34 экземпляра. Все автомобили Maserati 5000GT изготавливались вручную и стоили баснословных денег. Не существует двух одинаковых Maserati 5000GT. Первый экземпляр 5000GT в исполнении "Shah of Persia" с алюминиевым кузовом от ателье Touring и отделкой из золота и ценных пород дерева, был поставлен Иранскому шаху. До сих пор этот автомобиль считается самым роскошным и эксклюзивным в мире и о нем мечтают многие коллекционеры.

Maserati 5000GT "Shah of Persia" (by Touring), 1959 год

В 1963 году, кузовное ателье Vignale переработало кузов купе для Maserati 3500GT. В новом кузове автомобиль получил и новое имя – Maserati Sebring, названный так в честь побед Maserati в североамериканских гонках. С 1965 года Maserati Sebring стали оснащать новыми 6-цилиндровыми двигателями объемом 3,7 и 4,0 литра. Среди 593 владельцев Maserati Sebring были великий итальянский тенор Лучано Паваротти, тогда еще только-только ставший известным, и австрийский хрустальный магнат Адриан Сваровски.

Maserati Sebring, 1966 годMaserati Sebring, 1966 год

До середины 60-х годов прошлого века, автомобили Maserati, выделявшиеся среди других представителей люксовых марок скоростью и мощностью, не могли похвастаться высоким комфортом и роскошью, что существенно сужало круг покупателей. Но на Туринском автосалоне 1963 года, Maserati ошеломил автомобильный мир появлением Quattroporte, самого быстрого седана в мире. "Четырехдверный", именно так переводится название модели, сочетал традиционные для Maserati мощность и скорость с уровнем роскоши сопоставимым с Rolls-Roys и Bentley. При этом стоил дороже, чем эталоны автомобильного эксклюзива.

Maserati Quattroporte, 1963 годMaserati Quattroporte, 1963 год

Одновременно с седаном было показано мощное и легкое купе Maserati Mistral. Эта модель, пришедшая на смену 3500GT, стала последним Maserati с 6-цилиндровым двигателем и положила начало моде называть автомобили по имени ветров. Кузов для Mistral был разработан ателье Frua и до сих пор считается одним из самых ярких образцов автомобильного дизайна.

Maserati Mistral, 1963 годMaserati Mistral, 1963 год

Еще большую известность Maserati принесло начавшееся в середине 60-х годов сотрудничество с молодым итальянским дизайнером Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro), одним из будущих великих дизайнеров ХХ века. Его первый проект - Maserati Ghibli с двигателем V8 потряс посетителей Туринского автошоу 1966 года. Роскошное спортивное купе построенное на укороченной платформе Quattroporte выглядело футуристически. Облик автомобиля подчеркивали великолепные технические характеристики, управляемость и плавность хода. Планировалось выпустить 100 экземпляров Maserati Ghibli, но первоначальное число заказов превысило 400. Всего же, до конца 1972 года было выпущено 1295 автомобилей. Основное количество Maserati Ghibli вышло в кузове купе, но 124 машины получили кузов Spyder. По оценкам специалистов, купе было элегантнее.

Maserati Ghibli, 1967 годMaserati Ghibli, 1967 год

Выход Maserati Ghibli был посвящен 50-летнему юбилею компании. На волне успеха, владельцы, семья Орси, решают активизировать автомобильное направление сделав его более массовым. Для этого в качестве партнера в 1968 году была привлечена французская компания Citroen. По условиям сделки, Citroen получал право определять промышленную и маркетинговую политику, а также французам переходил контрольный пакет Maserati. При, этом президентом Maserati оставался Адольфо Орси. Сотрудничество было взаимовыгодным т.к. Citroen получал доступ к спортивным моторам Maserati, а итальянские автостроители – знаменитую гидравлическую подвеску Citroen. Первым успешным совместным проектом стал раллийный Citroen SM с двигателем Maserati победивший на ралли Марокко 1971 года.

В период сотрудничества с Citroen, главный конструктор Maserati Джулио Альфьери запускает одновременно несколько моделей: Indy 2+2, Merak, Khamsin. Но самой успешной моделью 70-х годов стал второй проект Джуджаро - Maserati Bora, дебютировавший на Женевском автосалоне 1971 года. Bora стал первым автомобилем марки с центральным расположением двигателя и независимой подвеской всех колес.

Maserati Bora, 1971 годMaserati Bora, 1971 год

В начале 70-х годов, Адольфо и Омар Орси окончательно устраняются от дел в Maserati передав все управление компанией Citroen. Плавное развитие компании было прервано разразившимся нефтяным кризисом. Citroen был вынужден объявить о своем банкротстве и вошел в группу компаний PSA Peugeot Citroen. Но PSA не нужен был Maserati, также объявленный банкротом. На 23 мая 1975 года было назначено начало процедуры ликвидация компании Maserati. К счастью, под давлением профсоюзов и государственных органов в дело вмешалось правительство Италии. Управление Maserati было передано Государственному институту развития и помощи промышленным предприятиям Италии GEPI в функции которого входила помощь компаниям в тяжелом финансовом положении.

8 августа 1975 года, большинство акций Maserati приобрел бывший гонщик Formula 1, основатель компании по производству спортивных автомобилей De Tomaso Modena SpA и владелец компании по производству спортивных мотоциклов Benelli аргентинец Алехандро Де Томасо (Alejandro de Tomaso).

Алехандро Де Томасо стал новым управляющим директором компании. Под его руководством компания начала возрождаться. На Туринском автосалоне 1976 года Де Томасо представил новый модельный ряд Maserati, который включал спортивное купе Kyalami и флагманский седан Quattroporte III, с кузовом производства Джуджаро и силовым агрегатом мощностью 300 л.с. К концу года объем производства начал значительно рости.

Maserati Kyalami, 1976 годMaserati Kyalami, 1976 год

В 1978 году, итальянский Президент и бывший боец Сопротивления Сандро Пертини (Sandro Pertini), в качестве официального автомобиля выбрал Maserati Quattroporte Royale. Он пользовался этим автомобилем до 1985 года и брал его во все свои поездки. В том числе, и во время нашумевшего визита в Маранелло, когда Энцо Феррари (Enzo Ferrari) отказался встречать подъехавший Maserati с Президентом, подчеркивая непримиримую конкуренцию между двумя марками еще со времен гонок на кольце Модены.

Maserati Quattroporte III, 1978 годMaserati Quattroporte III, 1978 год

Несмотря на то, что был выпущен всего 2141 экземпляр Quattroporte III, эта модель успела стать символом элегантности и стиля. В ряде художественных фильмов 80-х годов Maserati Quattroporte III был снят, чтобы подчеркнуть благосостояние и хороший вкус преуспевающего персонажа.

В 1981 году Алехандро Де Томасо объявил новую производственную стратегию Maserati. Она заключалась в переходе от штучного мелкосерийного производства к выпуску автомобилей крупными партиями. Стратегия предполагала продолжение выпуска спортивных автомобилей, но ее воплощением должны были стать относительно небольшие модели, способные развивать высокие скорости и демонстрировать отличную управляемость. В качестве конкурентов были определены автомобили Mercedes-Benz и BMW.

Первенцем новой стратегии стал Maserati Biturbo, напоминавший уменьшенную копию Quattroporte. В базовом оснащении, сравнительно недорогой двухдверный седан Biturbo оснащался новым шестицилиндровым двигателем объемом 2 литра с двумя турбинами мощностью 180 л.с. Автомобиль выпускался до 1993 года, и в различных модификациях (родстер, двух- и четырехдверный седаны, купе и кабриолет) разошелся по миру тиражом 37000 экземпляров, став самым массовым Maserati за всю историю. Стратегия Де Томасо помогла компании стать на ноги. Однако, было много противников нового амплуа Maserati.

Maserati Biturbo, 1982 годMaserati Biturbo, 1982 год

Успех Maserati не остался незамеченным владельцем и руководителем концерна FIAT Auto SpA Джованни Аньелли. С 1993 года FIAT начал скупать акции Maserati и к 1995 году владел 90% акций компании. Аньелли прекрасно понимал потенциал Maseratti, поэтому выделил огромные суммы, направленные на возрождение небольшой, но титульной для Италии компании. Одновременно, была проведена полная структурная реорганизация и новым руководителем Maserati был назначен Лука Кордеро ди Монтедземоло (Luca Cordero di Montezemolo), президент и главный исполнительный директор Ferrari. Таким образом, свершилось то, во что еще недавно никто не мог поверить: вечные соперники оказались под одной "крышей". Дальнейшее сближение конкурентов произошло в 1997 году, когда FIAT передал 50% акций Maserati принадлежащей ему же Ferrari.

Лука ди Монтедземоло решил разделить бренды следующим образом: Ferrari производит гоночные и спортивные автомобили, а Maserati становится премиальной маркой, производящей классические автомобили класса Gran Turismo.

Но для начала потребовалось провести модернизацию сборочного производства на заводе в Модене. С ноября 1997 года, для повышения качества и надежности модельного ряда Maserati, производство автомобилей было приостановлено на год. Реконструкция, стоившая 11,5 миллионов долларов, была успешно завершена осенью 1998 года, когда на конвейер стал первый образец нового сотрудничества - Maserati 3200GT. Новинка была впервые представлена на Парижском автосалоне 1998 года. Кузов для 3200GT разработан маэстро Джуджаро. Трансмиссия спроектирована и изготовлена Ferrari. Двигатель с двойным турбонаддувом объемом 3,2 литра так же от Ferrari.

Maserati 3200GT, 1998 годMaserati 3200GT, 1998 год

В 1999 году Ferrari получает от FIAT 100% акций Maserati, при этом сама Ferrari по-прежнему принадлежит FIAT.

В этом же году, на автосалоне во Франкфурте дебютировал Maserati 3200GT Spyder. С появлением этой модели Maserati официально объявила о возвращении на рынок Северной Америки.

В 2001 году после прохождения тестов на качество и безопасность в США и после 12-летнего отсутствия на рынке, Maserati вернулась в Соединенные штаты. Возвращение марки было отмечено торжественным вечером в Итальяно-Американском Онкологическом центре, на котором был показан Maserati 3200GT Spyder. Машина стала главным лотом благотворительного аукциона, который проводился во время вечера. Победная ставка в 130000 долларов была сделана итальянским банкиром из Нью-Йорка. Еще год спустя, Maserati 3200GT Spyder был официально представлен на автосалоне в Детройте 2002 года.

Maserati 3200GT Spyder, 2002 годMaserati 3200GT Spyder, 2002 год

В 2003 году возобновилось прерванное почти на полвека сотрудничество Maserati и кузовного ателье Pininfarina. Вместе они создали флагманский Maserati Quattroporte нового поколения. Так же, как и предыдущий Quattroporte, новая машина стала официальным автомобилем Президента Италии Карло Азелио Чампи (Carlo Azeglio Ciampi).

Maserati Quattroporte (by Pinifarina), 2004 годMaserati Quattroporte (by Pinifarina), 2004 год

В начале века произошло еще одно важное событие в истории марки – Maserati вернулась в автоспорт. С моделью Maserati МС12 заводская команда начала принимать участие в европейском FIA GT и североамериканской серии Le Mans.

Дебют состоялся 5 сентября 2004 года в чемпионате FIA GT на трассе Имола.

Maserati МС12, 2004 годMaserati МС12, 2004 год

Кузов МС12 изготовлен из сверхпрочного углеволокна, подвеска - из карбона. Масса автомобиля составляет всего 1335 кг. Двигатель V12 объемом 6 литров мощностью 630 л.с. позволяет развить максимальную скорость 330 км/ч и разогнаться до "сотни" за 3,7 секунды.

С 2004 года Maserati MC12, участвуя в FIA GT, собрал впечатляющую коллекцию трофеев. Участие с 2005 по 2010 год увенчалось 14 титулами и 19 победами. В том числе два Кубка производителей (2005 и 2007), пять побед подряд в чемпионате пилотов (2006-2010), шесть командных первенств (без перерыва с 2005 года) и три абсолютные победы в 24-часовых гонках на бельгийском автодроме Спа (2005, 2006 и 2008).

В 2005 году Maserati пережила очередную смену владельца. После того, как Ferrari сделала огромные инвестиции в новый самый технологически совершенный завод, FIAT выкупил Maserati обратно. В этот раз Maserati перешло в управление Alfa Romeo, которая также входит в состав FIAT Group. Под управлением Alfa Romeo дела пошли еще успешнее — впервые за много лет Maserati стала приносить прибыль.

5 марта 2007 года в рамках Женевского мотор-шоу состоялся первый этап мировой премьеры нового шедевра, созданного Maserati в сотрудничестве с Pininfarina - GranTurismo.

Maserati GranTurismo, 2007 годMaserati GranTurismo, 2007 год

В 2013 году, на мотор-шоу в Шанхае, Maserati впечатлила поклонников представив возрожденный среднеразмерный седан Ghibli. Автомобиль выделялся великолепным утонченным дизайном, создающим эффект движения даже когда машина стоит на месте. Благодаря использованию изысканных материалов в отделке, Ghibli продемонстрировал традиционные стиль и элегантность присущие Maserati.

Maserati Ghibli, 2013 годMaserati Ghibli, 2013 год

В этом же году состоялась еще одна премьера – на североамериканском автошоу в Детройте было показано шестое поколение Maserati Quattroporte. Шестой Quattroporte продолжил заложенное в предшественниках сочетание роскоши представительского лимузина с духом спортивного автомобиля класса GranTurismo.

Maserati Quattroporte, 2013 годMaserati Quattroporte, 2013 год

Столетний юбилей компания Maserati отметила показом на Женевском автосалоне 2014 года концепт-кара Alfieri Concept. Автомобиль послужил прямым доказательством того, что Maserati продолжает оставаться спортивной маркой, воплощая в новинках гоночное наследие моделей начала прошлого века.

Maserati Alfieri Concept, 2014 годMaserati Alfieri Concept, 2014 год

В течении 2015-2017 годов получили новые версии основные модели GranTurismo и GranCabrio, Ghibli и Quattroporte, но самой ожидаемой новинкой стал первый в истории компании кроссовер - Maserati Levante. Автомобиль создан на базе показанного еще в 2003 году прототипа Maserati Kubang, дизайн которого был разработан Джуджаро. Двигатель V6 мощностью 430 л.с. разгоняет тяжелый внедорожник до 264 км/ч, а первую "сотню" машина набирает за 5,2 сек. Можно выбрать один из 6 фиксированных уровней дорожного просвета, благодаря чему автомобиль становится либо спортивным универсалом, либо уверенным "проходимцем". Пневматическая подвеска борется с кренами и вертикальными колебаниями тщательно оберегая комфорт пассажиров и, в то же время, обеспечивает необходимую жесткость в поворотах. Система полного привода Q4 через центральную муфту меняет пропорцию крутящего момента между осями от 0:100 (на заднюю ось) до 50:50 всего за 150 миллисекунд. При этом автомобиль сохраняет элегантность и роскошь присущую Maserati.

Официальная премьера Maserati Levante состоялась 1 марта 2016 года на автошоу в Женеве. Европейские продажи были начаты всего через 2 месяца после презентации – в мае 2016 года, а за океан первые машины попали в сентябре 2016 года.

Maserati Levante, 2016 годMaserati Levante, 2016 год

Maserati по-прежнему остается одной из самых престижных марок в автомобильном мире. Выпускаемые компанией автомобили воплощают в себе особый итальянский стиль, который имеет традиции успеха на гоночных трассах и сочетает превосходство, изысканность и технологии мирового класса.

Maserati Ghibli, 2017 год.Maserati Ghibli, 2017 год.

05 декабря 2017 года. , специально для InfoCar.ua

Оцените статьюtable=infocar_main2.mats__mats&id=9993 (оценок - 9, средний бал - 5) ужасно плохо так себе хорошо супер

Обсуждение статьи

Коментариев пока никто не оставил. Станьте первым!

Кто ты? Входи!
Или регистрируйся


Читайте также:
  • Практичный не значит скучный. История рождения хот-хэтчаПрактичный не значит скучный. История рождения хот-хэтча

    Горячие хетчбэки – это в первую очередь автомобили, которые отличаются от стандартных моделей динамическими характеристиками, но при этом сохраняют практичность «базовых» хетчбэков ...

  • Вальтер де Сильва. Властелин линийВальтер де Сильва. Властелин линий

    Что общего между Volkswagen Up! и Bugatti Veyron? А что же может быть общего между городским супермини и дорожным суперкаром – удивятся одни. Они производятся одним концерном – справедливо заметят другие ...

  • Lotus: умение упрощать и добавлять легкостиLotus: умение упрощать и добавлять легкости

    Как по мне, на автомобили «Лотус» нужно смотреть с оглядкой на очень красноречивый исторический факт: Колин Чепмен, основатель компании и ее бессменный идейный вдохновитель, начал строить автомобили в 1948 году ...

  • Автомобиль общего назначенияАвтомобиль общего назначения

    Впервые слово Jeep прозвучало в 1936 году как имя мультипликационного героя Юджина Джипа (Eugene Jeep) из очень популярного, в то время, комикса о моряке Попайе ...

  • Высоцкий. Песня о двух (и больше) красивых автомобиляхВысоцкий. Песня о двух (и больше) красивых автомобилях

    Строчки, внесенные в эпиграф этой статьи, были написали Владимиром Семёновичем Высоцким во время путешествия в 1973 году, когда он на автомобиле впервые пересекал границу Советского Союза на пути к Франции. Его компанией ...