Новые бамперы, старые проблемы

Розповісти друзям:

Знаете, сколько времени было отпущено внедорожнику ВАЗ-2121? До 2006 года. Незадолго до 30-летия легендарная «Нива» должна была отправиться на покой. Но не отправилась - спрос не падал. В 2009 году машина пережила весьма глубокое техническое обновление. Все думали, что последнее. Так нет! К 35-летию внедорожник, теперь скрывающийся за непроизносимым названием «Четыре на четыре» (поскольку права на название Niva лихо перехватили американцы из GM), снова прошёл курс омоложения.

Снаружи версию Urban от обычной «старой Нивы» отличают пластиковые бамперы, другая решётка радиатора и легкосплавные колёсные диски.

Это омоложение - результат маленькой победоносной войны нового вазовского президента, шведа по происхождению, Бу Андерссона. Именно он предложил быстро создать «городскую версию» «старой Нивы» по простому рецепту: лёгкая коррекция внешности, имплантация современных опций и... отказ от «понижайки». Так появилась Lada 4x4 Urban, производством которой занялась придворная компания ВИС-Авто. (Хотя сейчас выпуск переносят на основной конвейер).

И вроде ничего хитрого, но машина - нарасхват! Мы несколько месяцев пытались раздобыть «Урбан» для теста. А когда раздобыли... Были совершенно разочарованы. Это самая обычная «старая Нива»! Только обвешенная пластиком и оснащённая кондиционером. Даже понижающая передача осталась. А потому неудивительно, что новую версию выбирают старые поклонники модели, хотя швед планировал отбить часть клиентов... у Chevrolet Niva и Renault Duster.

Салон Lada 4x4, время от времени обновляясь по дизайну, по удобству и эргономике ничем не отличается от того, что было 40 лет назад.

Какой «Дастер»? Какая «Шнива»? Да, снаружи Lada 4x4 Urban смотрится классно - этакий ностальгический ретро-стиль. Но внутри - уже ностальгия со слезами на глазах. Двери захлопываются со знакомым жигулёвским клацаньем, из центрального тоннеля торчат рычаги управления трансмиссией, а микроклимат регулируется древней системой из трёх ползунков, возле которых примостился «тумблер» включения кондиционера. И выглядит всё это донельзя убого...

Из следов «урбанизации» нами замечены более компактная и удобная баранка, а также накладка на центральном тоннеле, на которой разместились пара подстаканников и кнопки управления стеклоподъёмниками и зеркалами. Обещанные «новые кресла» (между прочим, с подогревом) на поверку оказались переобшитыми старыми «восьмёрочными» - их выдаёт арматура каркаса, которая настойчиво давит на спину. Хотя благодаря другой набивке сидения стали комфортнее.

Пластиковые детали идут волнами, повсюду торчат неприкрытые головки саморезов и хомуты... О каком «нашем ответе иномаркам» может идти речь?!

А вот приглушить внедорожник улучшенной шумоизоляцией не удалось: воет «раздатка», гудит «печка», а как только скорость переваливает за 90 км/ч, громко и назойливо начинает подпевать ветер. С вибрацией и вовсе не боролись: врождённая несоосность коробки передач и закрепленной лишь на двух опорах «раздатки» - вечный источник жутких вибраций, которые вазовцы безуспешно пытаются усмирить «шрусами» на промежуточном валу и сдвоенными подшипниками на валах выходных.

Но все эти рассуждения меркнут, когда машина попадает на оперативный простор. Именно бездорожье - родная стихия для городского «Урбана». Убогий салон? Жуткие вибрации? Зато идеальная геометрия и честный полный привод. Разойдись, кроссоверы-пузотёрки, настоящий внедорожник едет! Пускай и с пластиковыми бамперами. А если подрубить понижающую передачу, то можно даже забыть, что под коротким капотом упрятан рахитичный 1,7-литровый двигатель, поскольку тяги хватает всегда и везде.

Слова «Нива» и «управляемость» перестали быть антонимами: после обновления 2009 года виражи старушка проходит столь же уверенно, что и Chevrolet Niva.

Однако после опьяняющего «прохвата» по песчаному карьеру приходит понимание, что даже выдающиеся внедорожные способности «старой Нивы» продолжают оставаться недоработанными. Смотрите сами. Педаль акселератора отличается слишком маленьким ходом, чтобы выверенно дозировать тягу. Рычаги коробки передач и управления «раздаткой» напрочь лишены обратной связи. Блокировка «центра» не включается, если машина стоит под небольшим углом.

Все эти недостатки должны были быть устранены во время модернизации 2009 года. Но тогда вазовское начальство выделило лишь 150 млн рублей (чтобы из «десятки» сделать «Приору», вазовцы расщедрились тоже на 150 млн, но евро), а потому инженерам пришлось тщательно расставлять приоритеты. И таким приоритетом стала подвеска. Так появились поворотные кулаки и нижние рычаги от Chevrolet Niva, другие буферы отбоя и сжатия и длинноходные амортизаторы...

Больше всего «Ладе» не хватает эластичного мотора, так как рабочий диапазон 1,7-литрового двигателя зажат между 3000 и 4500 об/мин.

Сейчас подвеска - главное достоинство старушки после проходимости. Перед ухабами можно не тормозить: без пробоев и клевков по совершенно разбитым дорогам можно гнать со скоростью под «сотню» - не догонишь! Но только на плохом покрытии. Как только начнётся приличный асфальт, «Нива» становится аутсайдером - 83 «лошади» и 128 «ньютонов» при 1210 кг снаряжённой массы едва хватает, чтобы разгоняться до 100 км/ч за 17 (!) секунд.

В общем, несмотря на приставку Urban, Lada 4x4 продолжает оставаться гостем из прошлого. Крохотный багажник, пригодные только для детей задние места, отсталость большинства технических решений (вроде червячного рулевого механизма)... И совершенно непотребное качество деталей, а также крайне низкий уровень пассивной безопасности. Нужно понимать: одним только «дизайном от Стива Маттина» сделать из «старой Нивы» современный автомобиль невозможно.

У короткобазной машины курсовая устойчивость априори неважная, но на скорости около 100 км/ч Lada 4x4 вполне комфортна и не требует утомительных подруливаний.

Пора на покой? Отнюдь. В 2016 году состоится обновление интерьера, в рамках которого стоит ждать и новую климатическую установку. Параллельно АвтоВАЗ выясняет, что ещё нужно нивоводам. Официально же Lada 4x4, которой могут вернуть название «Нива» (так как GM принадлежит только название латиницей - Niva), будет выпускаться до 2018-го. Но всем понятно, что старушка 1977 рождения проживёт, как минимум, ближайшие четыре года - до дебюта «Нивы-3».

Интересно, что уже готова более мощная (93 л.с. и 150 Н-м) 1,8-литровая версия внедорожника, параллельно получившая электропривод управления «раздаткой». Такую модификацию компании «Супер-авто», известной своими 1,8-литровыми «Приорами», поручил создать Ален Дибуан, ныне отвечающий за судьбу модели. По нашей информации, французу Lada 4x4 1.8 очень понравилась, поэтому «супер-автовцы» уверены: такая машина дойдёт до конвейера.

История «Нивы» началась больше 40 лет назад.

Не подведёт ли такая «электрораздатка» на бездорожье? Не станет ли слабым звеном «тюнингованный» мотор? Мы посетили Тольятти и уверены: не подведёт и не станет. Но об этом расскажем отдельно. А ещё нам удалось разузнать, как движется разработка третьего поколения «Нивы» и Chevrolet Niva второй генерации! Притом создание последней официально заморожено, но на самом деле - вовсю продолжается. В общем, в «Русском Детройте» сейчас интересно - ждите новостей.

«Нива» и пластиковые бамперы

Нужны ли «Ниве» пластиковые бамперы? «Нормальному ниваводу бамперы нужны, чтобы... на них вставать, - считает Александр Костянов, организатор “Нивафеста”, слёта владельцев автомобилей “Нива”. - Когда окончательно застрянешь, “штурман” встаёт на бампер, начинает раскачивать машину, и так выбираемся из западни». Кстати, в свое время американские боссы настаивали, чтобы Chevrolet Niva следующего поколения стала кроссовером на платформе Chevrolet Trax, но...

Процесс сборки «Урбана» на ВИС-Авто оказался экономически не слишком выгодным (да и качество хромало), а потому 20 апреля производство перенесли на АвтоВАЗ.

Когда ниваводы прокатили гендиректора GM-АвтоВАЗ Джеффри Гловера по только им известным «направлениям» неподалёку от Тольятти, показав, как проводит выходные типичный владелец «Нивы», американец окончательно уверился - нужен полноценный внедорожник. К счастью, своё мнение Гловеру удалось донести до руководства концерна. И да - несмотря на фактический уход GM, новая «Шнива» появится.

А кого з конкурентів оберете Ви? Клікніть на авто, яке обрали, та дізнайтесь його рейтинг!
УАЗ HunterУАЗ Хантернема ціниChevrolet NivaChevrolet Nivaнема ціниВАЗ Lada 4x4 UrbanВАЗ Lada 4x4нема ціни

Алексей Кованов
Фото Павла Мурашко и Ольги-Анны Канашиц

Джерело: Авто@Mail.Ru
  • Тест-драйв ВАЗ Lada 4x4: Нивоводы запрыгают от радости Нивоводы запрыгают от радости

    Накануне своего 40-летия Lada 4х4, которую по привычке называют «Нивой», пережила целый комплекс омолаживающих процедур ...
    auto.mail

  • Тест-драйв ВАЗ Lada 4x4: Любовь до урбана Любовь до урбана

    Самая свежая на данный момент новинка АВТОВАЗа оставила у нас отчасти ностальгическое, но в целом очень странное впечатление. ...
    Колеса

  • Тест-драйв ВАЗ Lada 4x4: Смотрим по-новому на внедорожник Смотрим по-новому на внедорожник

    Сверхновая Нива? В отношении «легкового автомобиля повышенной проходимости» родом из Тольятти эти слова звучат пронзительно иронично. Ага, новая — уж без малого сорок лет как. И уже десять, как Lada 4x4 перестала быть Ни ...
    Драйв


Відгуки про ВАЗ Lada 4x4

Николай
Россия, Алтухово
06.08.2020

Если бы ещё несколько дней назад мне кто-нибудь сказал, что я стану обладателем этого чуда, я бы конечно не поверил. Но в итоге приобрёл автомобиль, пятидверную Ладу 4х4. Максимальная комплектация - л читати відгук

Евгений
Россия, Курган
15.05.2019

Всегда читал ваши отзывы и решил не отставать. Начнём с того что НИВА не единственный и не основной авто в семье. В данный момент есть супер автомобиль BMW GT XDRIVE F34 2015 года. Но сегодня не о ней читати відгук

Автобазар InfoCar.ua

Продаж б/у ВАЗ

ВАЗ 2106 1992 ВАЗ 2106 640$ 1992