Гонки со временем.

Розповісти друзям:



Узнав, что я из России, Пэдди Хопкирк расплылся в улыбке:

— Мой сын без ума от ваших девчонок! Представляешь, ради того, чтобы с кем-нибудь познакомиться, он выучил русский язык. Скоро уезжает работать в Москву.

Представляю. Весь в отца. Только с напористым ирландским характером можно ради знакомства выучить русский. И — выиграть ралли Монте-Карло на крохотном автомобиле Mini.

Пэдди Хопкирк — человек-легенда. В 1964 году он выиграл на Mini знаменитое ралли Монте-Карло. А наша страна близка ему еще и потому, что в той самой гонке он стартовал… из Минска. Ралли в ту пору проходили по принципу «звездного сбора»: экипажи отправлялись из разных городов Европы и должны были дойти до Монте-Карло строго по графику. А уже в Монте-Карло проводилась финальная гонка — на горной трассе близ города. В 1965 году на Mini Cooper 1300S ралли выиграл Тимо Мякинен (не путать с Томми Мякиненом!), а в 1967 году — Рауно Аалтонен, тоже на Mini. Эти победы стали вершиной гоночной карьеры автомобилей Mini.

Я же прилетел в Монте-Карло, чтобы отметить 40-летие славной победы. Фантастика? Трасса ралли Монте-Карло, Пэдди Хопкирк, Тимо Мякинен, Рауно Аалтонен и — «классические» Mini… Причем на Миньках можно было поноситься по тем самым дорожкам, где и ныне каждую зиму стартует этап чемпионата мира и проводится знаменитое ретро-ралли с участием автомобилей-ветеранов!

Конечно, нам выкатили не «аутентичные» машины сорокалетней давности, а Куперы последнего образца — выпуска 1999—2000 годов. С минимальным пробегом и в идеальном состоянии. Это уже не совсем та «мыльница», которую 45 лет назад Алек Иссигонис построил всего за восемь месяцев. В стандартном оснащении — «впрыснутый» 63-сильный мотор объемом 1,3 литра, 13-дюймовые легкосплавные колеса, дисковые передние тормоза, пара дополнительных фар. На серебристой передней панели — дополнительные приборы с циферблатами «под слоновую кость», есть приемник, инерционные ремни, даже подушка безопасности в руле.

Но все остальное — «настоящее». Бесхитростные панели обивки, «плоские» двери с тоненькими оконными рамками, перчаточный ящик размером с блок сигарет, простейшая «печка». Словом, английский Запорожец. Только мотор стоит поперечно спереди и привод на передние колеса — революционное по тем временам решение. И — никакой электроники! Ни АБС, ни системы стабилизации, ни электростеклоподъемников — голое «железо». А все немногое, что есть — под рукой. Пассажирскую дверь могу закрыть сам. Обернувшись назад и слегка перегнувшись через спинку сиденья, достаю рукой до заднего стекла…

Посадка дурацкая — как в Жигулях: сидишь низко, колени высоко, руки обнимают расположенную почти горизонтально баранку. Педали — на разном уровне (газ ниже на 5 см). В зеркала ни черта не видать. Ну и ладно: на горной трассе важно видеть не то, что сзади, а то, что впереди. А с этим-то у старого Мини с его тонюсенькими стойками крыши и почти вертикальным лобовым стеклом все в порядке: великолепный обзор! Вот только каркаса безопасности здесь нет. А поскольку сижу я, почти уперевшись головой в потолок, в случае переворота мой скелет и будет выполнять роль каркаса…

Прежде я на старом Mini не ездил и потому чувствовал себя профаном. Особенно теперь, когда мне и моему напарнику Ивану Падерину из журнала Автомобили достался праворульный автомобиль! Этот Mini — настоящий «англичанин»: с милями на спидометре, галлонами в баке и «неправильно» настроенным головным светом. Но адаптация прошла быстро. Главное — научиться левой рукой быстро переключать передачи четырехступенчатой коробки. Это, кстати, непросто: первая, вторая и четвертая передачи на месте, а третья — там, где у современных автомобилей пятая.

О строгих полицейских нас, конечно, предупредили. Напомнили и о том, что в обычное время трасса ралли Монте-Карло — это горная дорога общего пользования. Но полунамеками дали понять, что валить можно на все деньги. Ну, я и «открыл»...

Не припомню другого малолитражного автомобиля с таким тяговитым мотором! Двигатель «везет» с 1500 об/мин на любой передаче — даже в гору. При этом коробка не такая уж «короткая»: на второй передаче Купер разгоняется до 90—95 км/ч, на третьей — до 125 км/ч. Мотор охотно отзывается на каждое нажатие педали газа — без дурацких задержек, которые присущи многим современным машинам. А как хороша педаль тормоза! Сначала предельно короткий свободный ход, а затем педаль упирается: замедление дозируется только усилием — как на гоночных машинах!

К рулевому управлению нужно привыкать. Крутить горизонтальную баранку неудобно, а характер обратной связи — как на вазовской «шестерке»: при движении по прямой на руле «пусто», а в крутых поворотах — слишком «густо». Тем не менее каждый поворот руля не превращается в игру «кошки-мышки». Все понятно, все прогнозируемо. Вот Mini вывесил внутреннее к повороту колесо, вот передок начал скользить…

Руль здесь довольно «острый», всего 2,5 оборота от упора до упора, — очень удобно на горной дороге! Но самое интересное, что эта коробчонка способна противостоять приличным боковым ускорениям! В пределе Mini плавно соскальзывает передними колесами наружу поворота — никаких проблем! А простая подвеска с резиновыми упругими элементами обеспечивает приемлемый комфорт — даже на потрепанных горных дорогах.

Но все это — не главное. Главное — удивительная сбалансированность ездовых качеств. В какой-то момент мне показалось, что здесь «мало» мотора. Но позже я понял: мотора — в достатке. Поставишь более мощный двигатель — и потребуется перенастраивать подвеску. Поколдуешь с подвеской — изменится плавность хода. И так далее. А в Mini — идеальный баланс. Можно ли требовать большего от маленького автомобиля? И нужно ли?

Скоро мы повисли на хвосте у современного Купера — как выяснилось позже, он возглавлял нашу «колонну». Я ждал, что после очередного виража он подвинется и пропустит нас. Но парень за рулем Купера не сдавался. Я чертыхнулся и смирился. И слава богу, иначе бы опозорился. Ведь чем выше в горы, тем больше задыхался маленький моторчик, которому не хватало воздуха. На поворотах мы садились лидеру на хвост, а на коротких прямиках (вторая передача «в звон») он от нас уходил. Двигателя все-таки не хватает…

И все равно — старый Mini Cooper хорош! На такой машине, да еще с форсированным мотором, Хопкирк и его друзья по команде просто обязаны были опередить более мощные, но неповоротливые Мерседесы, Форды и Порше. Впрочем, стоп — не зарываться! Настоящая гонка проходит здесь в январе, когда снега по колено — это не прогулка по асфальту! Например, практически каждый поворот гонщики проходили «в две ноги» — когда правая нога жмет на газ, а левая — одновременно на тормоз (блокируя задние колеса): машина идет в контролируемом заносе под максимальной тягой. Аалтонен придумал этот способ еще в 1958 году, когда осваивал переднеприводный Saab. Кстати, в ту пору все Mini оснащались крохотными 10-дюймовыми колесами, и за самый короткий 12-километровый «доп» в Монте-Карло шины стирались полностью! Приходилось везти с собой четыре «запаски» и переобуваться буквально на ходу.

Минутный перекур. За руль сел Иван, который исправно штурманил полпути. Я предупредил коллегу, что дорога стала слишком опасной — мокрой, с мелкой каменной крошкой. Но Ваня был уже на взводе — полный газ! Второй поворот оказался круче первого, третий — круче второго. А на спидометре — все те же 80 км/ч. В последний момент я все же успел сгруппироваться…

И-и-и-и-и… — метров тридцать мокрого асфальта «юзом». И-и-и… Обочина. Ба-бах — это уже забор, защищенный от талых вод бетонным парапетом. Экипаж Кадаков—Падерин гонку закончил.

Из-за покосившегося забора показались мужики с лопатами — здесь как раз начался предпосевной сезон.

Крестьяне оказались в теме.

— Вы идете последними?

(Ежегодное ретро-ралли Монте-Карло прошло на этих дорогах несколькими днями раньше.)

— Минуту назад мы были вторыми…

Наш Mini не умер — он сник. Мужики притащили кувалду, мы отогнули крыло, и, чиркая на поворотах колесом по металлу, Минька дотащил нас до финиша. Въезжать в разобранном виде в закрытый парк было стыдно. Но положение спас сам Хопкирк: «С боевым крещением!»

Ключи от машины пришлось сдать. Расстроенный Падерин укатил с кем-то в город, а я ходил около старых Mini кругами, словно лис вокруг курятника. Хочу еще! Увы. Разбитый Mini увезли на эвакуаторе, на остальных «классиках» укатили коллеги-журналисты из других стран. В конце концов мне выдали ключи от современного Купера.

Новый Mini Cooper S — дитя другой планеты. Словно поменял карт на лимузин. Идеальная посадка, чумовой 163-сильный мотор, климат-контроль и прочие блага. Но кайфа, который подарил мне «классик», уже нет.

Во-первых, новый Mini уже слишком велик для узкого горного серпантина — во всяком случае, по сравнению со старой машинкой. Перед каждым «тещиным языком» приходится заходить шире и активней вращать менее «острый» руль. Хотя грамотно настроенный усилитель — это, конечно, благо. Да и с нормальным (левым) рулем ехать проще.

Во-вторых, дороги здесь не ахти — с проплешинами заплаток, с трещинами и ямками. «Зажатая» подвеска нового Купера не успевает отрабатывать неровности, и автомобиль начинает «плавать»: то передние колеса выскальзывают наружу поворота раньше, чем того ожидаешь, то задние неожиданно срываются в занос. Такое ощущение, будто постоянно едешь боком: Mini, шасси которого настроено на нейтральную поворачиваемость, становится очень сложным в управлении. А за обрывом — пропасть.

Наконец, новый Mini почти вдвое тяжелее, поэтому существенный выигрыш в мощности двигателя на деле не столь очевиден. От виража до виража успеваешь выкрутить лишь две передачи. Разгон — торможение. Разгон — торможение. На малых оборотах компрессорный мотор не тянет. В каждом крутом повороте (а других здесь нет) даже на первой передаче мотор «затыкается». На прямиках, конечно, здорово: по достижении 3000 об/мин двигатель оживает, да еще как. Но это на прямиках… Да и тормоза не идеальны. После жесткой педали «классика» слишком мягкая педаль нового Mini оказалась менее информативной — при активном торможении она уходит вниз.

Ближе к городу, когда узкий серпантин сменился недолгим автобаном, Минька показал-таки характер. На идеально ровной дороге на скоростях за 150 км/ч он идет как по рельсам. Мотор на оборотах выше среднего — зверь, тянет на любой передаче. Но настроение уже не то. Через 15 минут я расстался с Mini двадцать первого века и все же выпросил — буквально на полчасика! — Mini старый. Проехал под стенами дворца Гримальди, «прописал» повороты тех улиц, по которым летом прокладывают трассу Гран При Формулы-1, и остановился у самого знаменитого в Европе казино. Хотел было припарковаться — свободное местечко прямо передо мной заняли два Ferrari Enzo… За три минуты мимо меня проехали Bentley Arnage R сочно-зеленого цвета British Racing Green, Porsche 911 GT3, Mercedes G в доспехах фирмы Brabus, Lotus Esprit и десяток машин попроще. Но — ни одного Mini!

За все годы было сделано около 5,3 млн классических Mini разных модификаций. В Книге рекордов Гиннесса Mini значится как самый массовый английский автомобиль. До сих пор в Англии, да и на континенте, можно найти машины последних лет выпуска практически с нулевым пробегом, но стоят они около 14 тысяч фунтов ($25000). А вот за сумму вдесятеро меньшую можно найти неплохо сохранившиеся машины 15—20-летней давности. Такие Mini — лучший вариант для желающих приобщиться к автомобильной истории.

Не так давно была запущена программа продаж и сервисного обслуживания поддержанных автомобилей — Mini Cherished. На купленные через официальных дилеров фирмы MG Rover подержанные Mini дается гарантия, которая продлевается год за годом — в течение всего срока, что машина обслуживается у дилера. Владельцам Mini предоставляется специальная сервисная поддержка, запчасти и даже персональный страховой агент, который «ведет» каждую машину, — предусмотрено все, чтобы избавить водителя от проблем, связанных с эксплуатацией «классика». Бизнес!

Кроме того, владельцы Mini обеспечены прекрасной клубной поддержкой. Запчасти — любые. Переднее крыло стоит около $50, главный тормозной цилиндр — $60, топливный насос — $65… Вполне подъемные цены даже для россиян!

А ведь у нас тоже есть свой «серийный олдтаймер» — вазовская «шестерка». Кроме шуток! Разница между «сто двадцать четвертым» Фиатом сорокалетней давности, который «конвертировали» в ВАЗ-2101, и нынешним ВАЗ-2106 примерно такая же, как между «классическими» Mini первого и последнего поколений. Но у нас «индустрии олдтаймеров» как не было, так и нет. В прежние годы тюнинг Жигулей сводился к установке противотуманок... Были, конечно, Кулибины, которые строили форсированные моторы и «заряжали» подвески, но российский Джон Купер из них не вышел. Найти же «родной» ВАЗ-2106 двадцатилетней давности в идеальном состоянии практически невозможно — львиная доля машин оставила свою молодость по дороге на загородные дачи. А вы что-нибудь слышали о клубах, объединяющих владельцев, к примеру, универсалов ВАЗ-2102, которые тихо исчезли с улиц наших городов?

Между прочим, у Энцо Феррари было аж три Mini! В 1992 году принц Чарльз подарил принцессе Диане очаровательный Mini-кабриолет. Не так давно на аукцион в Бонамсе был выставлен Mini Cooper S Rеdford 1965 года, которым некогда владел сэр Пол Маккартни. Что-то я не слышал, чтобы Волгу Марка Бернеса продавали с аукциона. А кто знает, где сейчас Matra Djet Юрия Гагарина?

Почему так? Низок уровень автомобилизации? Или уровень жизни? Кто-нибудь помнит о том, что сорок лет назад на ралли Монте-Карло выступали российские — тогда еще советские — машины? В 1964 году на старт вышли Москвич-407 и Волга ГАЗ-21, а в 1965 году — два Москвича-403 и две Волги. А вот в Европе об этом помнят! Организаторы современного ретро-ралли Монте-Карло искали в России хоть кого-нибудь, кто может приехать на «юбилейную» гонку в январе 2005 года на крепком Москвиче. Нашли! Сейчас в Москве готовится аутентичный Москвич-403 — со стопроцентным соответствием оригиналу. Даже штурманские приборы тех лет отыскали. Если все пойдет по плану, в январе будущего года он стартует — как некогда Пэдди Хопкирк — в Минске. Согласно регламенту, машина должна добраться от Минска до Монте-Карло за 36 часов (всю дорогу Москвичок должен мчаться с педалью «в пол»), а затем принять участие в главной гонке — на той самой трассе, где мы приложили об забор Mini. Конкуренты у Москвича будут еще те: старые Порше, Фиаты, Лянчи, Мерседесы и, конечно, Mini — точно такие же Куперы, на которых носились Хопкирк, Мякинен и Аалтонен. Если будет хоть малейшая возможность, я обязательно вырвусь на ту гонку — если не поездить, так хоть посмотреть.

ИЗ АРХИВА

Mini Cooper, а позже Mini Cooper S были общепризнанными фаворитами среди раллийных машин 60-х годов прошлого века. В 1962 году Патриция Мосс на Mini Cooper с успехом выступила в Ралли тюльпанов и Немецком ралли, Джон Лав выиграл британский чемпионат. Зимние гонки 1963—1964 годов принесли настоящую сенсацию: маленький красный «давид» с белой крышей показал выхлопную трубу сверхмощным «голиафам» и стал абсолютным победителем ралли Монте-Карло. Задуманный как недорогое и экономичное средство передвижения, Mini вдруг превратился в чистопородного гонщика.

В том году ралли обещало быть на редкость увлекательным. Стартовали 299 экипажей: 17 января 1964 года подтвердилось то, о чем все говорили в прежние годы — эпоха любителей заканчивается, и на трассы ралли выходят целые команды гонщиков-профессионалов. Состав участников был как никогда представительным: сверхмощный Ford Falcon (285 л.с.!), Mercedes-Benz 300SE, Volvo 544, Volkswagen 1500 и другие. Фирма Citroen выставила команду из четырех машин DS19. А малышей Mini было видимо-невидимо: только концерн BMC выставил шесть экипажей, а еще 24 машины было заявлено другими командами. Пэдди Хопкирк стартовал в Минске, Рауно Аалтонен — в Осло, а Тимо Мякинен — в Париже.

На скоростных участках Mini, конечно, не мог составить конкуренцию заметно более мощным соперникам. Но на менее «быстрых» этапах с серпантинами горных дорог экипажи Mini свое отыгрывали. Все решилось в «ночь длинных ножей» на серпантинах Коль-де-Турини — именно там, где мы с Падериным приложили наш Mini. Хопкирк вырвал победу! Ford Falcon Люнгфельда пришел вторым, а Карлссон на Саабе — третьим.

На следующий год — снова победа в Монте-Карло! Первым был Тимо Мякинен. В 1966 году Мякинен вновь первый! Но сразу после завершения гонки судейская коллегия назначила восьмичасовую проверку технического состояния машин и пришла к выводу, что четыре дополнительные фары на Mini не соответствуют французским требования. Все три экипажа Mini дисквалифицировали. Однако в 1967 году Рауно Аалтонен на Mini взял в Монте-Карло реванш — еще одна победа!

В разные годы Mini первенствовали в двух десятках различных ралли, но победы в Монте-Карло считаются вершиной гоночной карьеры маленького автомобиля. К концу 60-х годов у соперников появились более новые, совершенные машины, а Mini остался практически неизменным — его гоночная карьера пошла на закат.


Максим КАДАКОВ

Комментарии к фотоматериалам:

1. «Тещины языки» вперемежку с короткими прямиками, то спуск, то подъем — такова трасса ралли Монте-Карло.

2. Рулевая колонка с баранкой от MG F стоит почти вертикально. Передняя панель «под алюминий», металлические ручки дверей и современные сиденья — черты «классического» Купера последнего поколения (выпускался до 2000 года).

3. Люк крохотного багажника откидывается вниз — точно так же теперь открывается багажник у нового Mini с кузовом кабриолет.

4. Старые Куперы последних выпусков отличаются пластмассовыми расширителями колесных арок. Колеса — 12- или 13-дюймовые.

5. Управление «печкой» — проще не придумаешь. А вот магнитолы раньше не было.

6. Сорок лет назад приборы располагались в центре передней панели, а теперь здесь только «второстепенные» указатели.

7. Окольцованные хромом приборы с циферблатами цвета слоновой кости кажутся и современными, и старомодными одновременно.

8. Двухместное заднее сиденье оснащено инерционными ремнями безопасности. По бокам сохранились емкие ниши для мелких вещей.

9. В поворотах старый Mini ведет себя спокойно и предсказуемо. Вот «подломилась» шина, «поплыл» передок, но у водителя все под контролем.

10. При торможении перед поворотом Mini cильно клюет носом, догружая передние колеса. Темные наклейки на фарах — дешевый и быстрый способ привести «английский» свет в соответствие с требованиями правостороннего движения.

Оцініть статтюtable=infocar_main.td_mats&id=1393 (оцінок - 0, середній бал - 0) жах погано так собі добре супер
  • Тест-драйв MINI Cooper: Машины хорошего настроения. Машины хорошего настроения.

    «Good day sunshine!» Помните, была у Битлов такая песня? Что-то вроде «День что надо, солнце светит». Поешь ее, и настроение как-то сразу поднимается: «Ребята, весна на дворе! Улыбайтесь, черт возьми, ведь жизнь — отличн ...
    Журнал "Автомобили"

  • Тест-драйв MINI Cooper: Mini Cooper. Mini Cooper.

    Красный Mini Cooper с белой крышей провел в редакции почти три недели. И все это время был нарасхват. Невозможно без эмоций относиться к этому бесенку...Новый Mini разработан во второй половине 90-х годов — английский Ro ...
    Газета «Авторевю»

  • Тест-драйв MINI Cooper: Битломиния. Битломиния.

    Именины сердца! Суббота. На небе — ни облачка, сухой асфальт, и мы вместе — Диваков, Растегаев и я. Вам знакома радость езды «в сцепке»? Если ваш опыт подсказывает, что это сплошная нервотрепка, значит, вам не повезло с ...
    Газета «Авторевю»


Гонки со временем. (MINI Cooper) - фото 1 Гонки со временем. (MINI Cooper) - фото 2 Гонки со временем. (MINI Cooper) - фото 3 Гонки со временем. (MINI Cooper) - фото 4 Гонки со временем. (MINI Cooper) - фото 5 Гонки со временем. (MINI Cooper) - фото 6 Гонки со временем. (MINI Cooper) - фото 7 Гонки со временем. (MINI Cooper) - фото 8

Відгуки про MINI Cooper

Автобазар InfoCar.ua

Продаж б/у MINI Cooper

MINI Cooper 2020 MINI Cooper 21900$ 2020