Mazda MX-5.

Розповісти друзям:

Родстер. Кузовы этого типа были очень популярны на заре автомобилестроения. Но это вовсе не признак массового эстетства публики, просто отсутствие крыши значительно упрощало конструкцию.

Шли годы, росли требования к практичности и комфорту, обременять себя в непогоду натягиванием тряпичной крыши уже мало кому хотелось, а двухместный салон казался слишком маленьким. Уже в 30-е годы родстеры были ’объектами желания’ лишь немногочисленных чудаков, выпуск таких машин почти сошел на нет...

Последним оплотом классических родстеров являлась, пожалуй, Великобритания. Что может быть более английским, чем джентльмен в твидовой кепке, выглядывающий, скажем, из низенького Triumph и предлагающий ’погоняться’ другому джентльмену, сидящему, допустим, в Austin-Healey или MG? А фамилия у него - непременно Смит-Аптон или что-нибудь в этом духе...

Если бы не американские солдаты, возвращавшиеся домой с войны, в США, наверное, так бы и не узнали, что такое ’правильный’ родстер. Солдатики навезли их немало. Но постепенно эти машины старели - становились раритетами, не годящимися для серьезной эксплуатации...

Когда в 1989 году компания Mazda показала в США свой родстер MX-5 (Miata), американцы остолбенели. Классический английский спортивный родстер, напоминающий Lotus Elan пятидесятых-шестидесятых годов, - в японском исполнении! (При чем тут американцы, спросите вы. А при том, что машину делали специально для рынка США. Из полумиллиона выпущенных к настоящему времени машин не менее половины продано именно там.)

Облизываясь, стали ждать начала продаж. ’Заочно’ образовался Miata Club of America - самый ’многочленный’ из клубов, объединявших поклонников одной модели. Очень скоро стало ясно, что ждали не зря. В первый же год своего появления родстер собрал хвалебные отзывы, кажется, всей мировой автомобильной (и не только) прессы. Вот лишь некоторые (1989 г.): ’Автомобиль года’ (Automobile, США), ’Событие года’ (Automotive, США), ’Лучший спортивный автомобиль’, ’Самый послушный автомобиль в мире’ (Autocar & Motor, Великобритания), ’Автомобиль года’, ’Лучший спортивный автомобиль’ (Modern Motor, Австралия), ’Лучший импортный кабриолет’ (Auto Motor & Sport, Германия), ’Автомобиль года’ (Wheels, Австралия), ’Самый веселый автомобиль’ (Playboy), ’Лучший спортивный автомобиль’ (Motorweek, США), ’Самый надежный спортивный автомобиль’ (J.D. Power & Associates).

Кроме того, машина попала практически во все ’списки лучших’: ’Пятерка лучших автомобилей в мире’ (Road & Track, США), ’Десятка лучших’ (Car & Driver, США), ’Десятка лучших импортных машин’ (Motor Trend, США), ’Десятка лучших’, ’Лучшие товары года’ (Newsweek, США), ’Одиннадцать лучших товаров года’ (Fortune, США)...

Рекомендованная цена на Miata составляла $13.800, но спрос был настолько велик, что первые полгода некоторые дилеры легко продавали машину вдвое дороже.

Автомобиль стал воплощением спортивного духа 50-х, возродил память о тех временах, когда английский родстер не был редкостью на американских дорогах. При этом владельцам Miata не досаждали мелкие неприятности, которыми ’славились’ английские машины, - протекающие крыши, постоянные механические поломки, ненадежная электрика. Важно и то обстоятельство, что в те времена Miata была единственным представителем в своем классе, такие родстеры, как BMW Z3, Porsche Boxster или Mercedes-Benz SLK, появились намного позднее. Да и стоили (и стоят) они как минимум на $10.000 дороже.

С 1989 года машина почти не менялась. В 1994-м вместо 1,6 л мотора появился чуть более мощный 1,8 л. Существовало мнение, что замена должна была быть более кардинальной, но менеджер проекта Тошихико Хараи счел, что более тяжелый двигатель нарушит развесовку и ухудшит управляемость - главное достоинство машины. Следующее обновление произошло в 1997 году...

В 1999 году Miata справила 10-летний юбилей. В связи с этим событием в предыдущем номере ’Мотора’ был опубликован материал о невероятно мощном автомобиле, созданном на базе Miata. А что же ’первоисточник’?

Найти машину в Москве оказалось делом непростым (этот родстер от Mazda до недавнего времени у нас вообще не продавался), тем более новую модель 1999 года - она только-только появилась в Японии... В конце концов обнаружился автомобиль 1998 года выпуска, совсем ’свежий’. Это модель 1997 г. (в 1998 г. машину не обновляли) - последняя с поднимающимися фарами, ’похлопать’ которыми при встрече с соплеменниками всегда считалось у владельцев Miata признаком хорошего тона.

Сзади - шильдики Mazda и MX-5, значит, машина сделана для Европы (имя Miata родстер носит только в США, в Японии он известен как Eunos Roadster). Ладно, пусть будет MX-5...

Очень небольшая, лаконичная машина, лишенная выделяющихся элементов декора, имеет чрезвычайно волнующие формы. Живые линии кузова удачно подчеркивает окраска ’хамелеон’, цвет - переливающийся от темно-зеленого до глубокого синего. По-английски сдержанный дизайн, законченность и логичность облика машины ласкают взгляд. Честно говоря, трудно было ожидать от компьютеризованных японских технократов такого вкуса и понимания того, что может понравиться жителям и Старого, и Нового Света...

Интересная особенность: всяк, увидевший этот родстер впервые, не бросается, как обычно, разглядывать спидометр, а замирает метрах в двух-трех. Затем начинается спиральное движение с опусканием на корточки и привставанием на цыпочки - в поисках лучшего ракурса. Возраст и социальный статус зрителя мало что меняют в этом ритуальном танце восхищения.

После занудливо-долгой зимы и нелепой весны, наконец, наступило лето. И мы помчались на Ходынку - знакомиться с MX-5 в деле. Что в такую погоду может быть привлекательнее поездки в родстере?

Механическая ’начинка’ автомобиля незатейлива. Рядная 16-клапанная четверка через 5-ступенчатую КПП приводит во вращение задние колеса. Двухвальный 1,8 л двигатель кажется огромным - иллюзия, просто моторный отсек маленький и тесный. Багажник - и так ’символический’ - занят запаской и аккумулятором, но пару сумок разместить в нем все же можно.

Мягкий тент опускается несколькими легкими движениями, достаточно повернуть две защелки в верхней части рамки ветрового стекла и толкнуть тент назад (на ходу можно и не толкать). Предварительно следует отстегнуть заднее пластиковое окошко, иначе оно обязательно помнется. Пластик оказался чистым и прозрачным, пожелтеть еще не успел (машина-то молодая), но обзор назад с поднятым тентом - не из лучших (маленькие боковые зеркала не очень помогают). А если рост водителя - за 180 см, тент может натереть макушку...

Попасть на водительское место не очень просто, двухместный салон... нет - кокпит - маленький, а сиденья расположены низко. Но за рулем удобно и совсем не тесно, обшитые тканью сиденья словно охватывают тело, хорошо держат в поворотах. Водитель находится в полулежачем положении, ноги практически параллельны дороге. Рулевая колонка не регулируется - и не надо, баранка - точно там, где нужно.

Доминирующий цвет салона - радикальный черный. Лишних ручек, кнопочек и украшений нет. Они тут и не нужны. Все просто, понятно и не отвлекает от процесса управления. Шкалы (белое на черном) аналоговых приборов легко читаются даже при беглом на них взгляде. В центре водительского внимания, конечно же, большие тахометр и спидометр, между которыми разместился... указатель давления масла. ’Красная зона’ на тахометре расположена между 7000 и 8000 об./мин., а спидометр - пожалуй, чересчур оптимистично - оцифрован до 220 км/ч...

Не секрет, что почти поголовный переход на передний привод ведет к деградации водительского мастерства. Можно сколько угодно рассуждать об упрощении производства, отсутствии в салоне тоннеля карданного вала, произносить красивые слова про лучшую управляемость и прогрессивность конструкции. Но согласитесь - перечисленное не имеет никакого значения для тех, чей опыт вождения позволяет получать кайф от управления заднеприводным автомобилем. Тем более - родстером.

Воистину, родстеры - автомобильная аристократия. Перевозить - кроме водителя и пассажира - ничего не могут. Но зато уж тем, кто ими управляет, доставляют несравненное удовольствие. Родстеры созданы для вождения, Mazda MX-5 - в том числе.

Нельзя сказать, что 140 л.с. - предел мечтаний, хотя при весе машины около тонны это совсем не мало. Мотор обладает взрывным темпераментом и демонстрирует замечательную тягу на любых оборотах, хотя и любит, чтобы его крутили как следует.

Если заглянуть в технические данные, динамические характеристики MX-5 могут разочаровать: разгон до сотни - 8,7 сек., иной седан делает это быстрее. Но кайф получаешь не от листания справочников. Низкая посадка, закладывающий уши шум ветра, звучание двигателя (над выхлопом Mazda поработала специально) - все это сильно обостряет ощущение скорости. (У низкой посадки есть и недостатки - в плотном потоке плохо видно ’сквозь’ идущую впереди машину, а водитель какого-нибудь высокого внедорожника легко может тебя ’не заметить’.)

Все педали и рычаг КПП расположены удивительно удачно - практически для любого водителя. К машине совсем не приходится привыкать. Пухлый руль удобен в обхвате, но на ходу оказывается непривычно тугим. Зато очень точным и острым, что позволяет практически не перехватывать его при маневрировании. Усилие, которое приходится прикладывать к рулевому колесу, полностью исключает возможность принятия расслабленной позы - с правой рукой на рычаге КПП. Рычаг очень короткоходный, передачи включаются четко и безошибочно, одним легким движением кисти. Подвеска жесткая, автомобиль отлично держит дорогу и позволяет развивать приличные боковые ускорения. За это приходится расплачиваться - на неровностях ощутимо потряхивает, тем более, что колесная база невелика.

При резких маневрах машина заметно кренится - в традициях английских родстеров, - но четко следует заданной траектории. При передозировке газа задняя ось легко срывается в занос - повадки заднего привода. Тормоза эффективные, АБС имеется и ведет себя неназойливо...

Mazda MX-5 показалась нам машиной для молодых, уверенных в себе мужчин. Место же девушки - рядом с водителем, не любые крашеные коготки смогут усмирить эту восточную красавицу. Но и не всем мужчинам, даже молодым и уверенным, MX-5 подойдет. MX-5 - автомобиль абсолютно непрактичный, это не есть ’транспортное средство’ в привычном понимании - тем более в нашем климате и на наших дорогах. А вообще, практичность здесь ни при чем. MX-5 существует не для того, чтобы куда-то ’доехать’, главное здесь - сам процесс движения. Это - для души...


Алексей Стрелков, Михаил Васильев

Оцініть статтюtable=infocar_main.td_mats&id=2746 (оцінок - 0, середній бал - 0) жах погано так собі добре супер
  • Тест-драйв Mazda MX-5: Гроза серпантинов Гроза серпантинов

    Mazda MX-5 — японская легенда. Машина выпускается уже более двадцати лет, а количество проданных экземпляров чуть-чуть не дотягивает до миллиона. Родстер имеет массу поклонников во всем мире. ...
    Drom.ru

  • Тест-драйв Mazda MX-5: Эталон Эталон

    Mazda на фоне большинства автогигантов – компания небольшая, однако она производит весьма интересные машины. Все ее модели имеют индивидуальность и свою концепцию. Вряд ли кто-то сможет обвинить эти автомобили в безликос ...
    CarsGuru.ru

  • Тест-драйв Mazda MX-5: Весёлые старты Весёлые старты

    Веселая поездка: играем с двумя забавными автомобилями, которые никому не нужны. ...
    Drom.ru