Пять забытых гениев автомобилестроения
У всех на слуху имена Карла Бенца, Феликса Ванкеля, Рудольфа Дизеля, Фердинанда Порше. Вклад этих людей в автомобилестроение колоссален и неоспорим. Но мало кто знает инженеров, конструкторов, изобретателей, чьи имена и лица не мелькали на страницах журналов, чьими фамилиями не называли автомобили и целые компании, но чьи достижения навсегда изменили автомобильный мир. Таких людей тысячи, но сегодня мы вспомним по крайней мере пять незаслуженно забытых, а то и вовсе практически неизвестных имен.
1. «Человек, который дал всем возможность ясно видеть дорогу, невзирая на капризы погоды», - такие слова написаны возле фотографии Джона Андерсона в детройтском Зале автомобильной славы. Этот джентльмен не изобрел стеклоочиститель как таковой, но именно он в 20-х годах прошлого века превратил малоэффективные конструкции по очистке стекол от грязи и осадков в универсальные и надежные «дворники», которые легко устанавливались практически на любой автомобиль. В годы второй мировой войны изобретение Андерсона устанавливалось не только на автомобили, но и на самолеты, и даже на морские суда. Собственно говоря, современные и незаменимые «дворники» - развитие идеи талантливого американского инженера.
2. Немца Бела Барени называют отцом пассивной безопасности. В 1926 году, еще до окончания института, Барени обратил внимание на травмоопасную при аварии ступицу рулевого колеса Ford T и создал свой вариант со ступицей ниже плоскости обода. Но главное изобретение в жизни немца случилось значительно позже, в 1951 году, когда будучи сотрудником Daimler-Benz он получил патент на автомобиль с жестким недеформируемым пространством для пассажиров и сминаемыми при столкновении передней и задней частями, которые поглощают энергию удара. В конце 50-х годов ХХ века Бела спроектировал безопасное рулевое колесо и несколько вариантов безопасной рулевой колонки. Естественно, со временем его изобретения в серийных автомобилях Daimler-Benz.
3. Продолжая тему безопасности, нельзя не вспомнить шведского инженера Нильса Ивар Болена – создателя трехточечного ремня безопасности. Работал он, как нетрудно догадаться, в компании Volvo, где к тому времени уже устанавливали на автомобили двухточечные ремни. Болен идею развил, и в 1958 предложил V-образный трехточечный ремень, который охватывал таз пассажира и шел поперек груди. Уже через год Volvo установила трехточечные ремни на модели P120 и PV544, снизив уровень травматизма при ДТП на 50-60%. Постепенно использование трехточечных ремней безопасности стало обязательным во многих странах мира, а в 1985 году Патентное бюро ФРГ включило изобретение Болена в число восьми, имеющих огромное значение для человечества за прошедшие 100 лет.
4. Немецкий ученый, профессор Штутгартского университета, Вунибальд Камм, основал в 1928 году опытную лабораторию и вплотную занялся исследованиями в области аэродинамики автомобиля. Кончено, до того вопросы обтекаемости кузовов неоднократно поднимались и воплощались в металле, но, во-первых, делалось это преимущественно в спортивных целях, а во-вторых, считалось, что добиться совершенной аэродинамики невозможно без ужения и значительного удлинения задней части кузова. Камм эту теорию опроверг и обосновал идею обтекаемого двухобъемного кузова с обрубленной вертикально и закругленной задней частью, создав тем самым рациональную форму кузова легкового автомобиля, используемую и поныне. При жизни Камма его идеи были воплощены лишь в нескольких прототипах и в серийном Tatra 87, однако в середине 70-х теория автомобильной аэродинамики Вунибальда Камма получила широкое применение в отрасли.
5. Все знают, что первым массовым гибридным автомобилем стал Toyota Prius. Это правда. Но многие ошибочно полагают, что первый в истории гибридный автомобиль создал в 1900 году гениальный Фердинанд Порше в партнерстве с Якубом Лохнером. А вот это ошибка. За несколько лет до того события чех Франтишек Кржижик, уже имея опыт проектирования электромобилей, построил модель с гибридной силовой установкой, в которой двигатель внутреннего сгорания вращал генератор, подзаряжавший аккумуляторы. Машина приводилась в действие двумя электромоторами мощностью по 3 л. с. каждый.
В истории автомобилестроения неиссякаемое количество любопытных и малоизвестных фактов. Редакция InfoCar.ua продолжит работу по их поиску, и по мере готовности материалов мы, конечно же, будем публиковать результаты своих находок на страницах сайта.
30 августа 2016 года. Артем Киселев, InfoCar.ua

Обговорення статті
Lancia. Итальянское копье автоиндустрии
В наше время автомобили марки Lancia становятся настоящей экзотикой - встретить их на улице большая редкость и удача, а актуальный модельный ряд и вовсе сократился до одной модели! Удивительно еще, как славный итальянски ...
Он сказал: «Поехали!».. и завел спорткар
Однажды Гагарин отправился на прием во Французское посольство, где у ворот его ждал удивительный подарок – сверкавшая от солнечных лучей Matra/Bonnet DJet V S. Заднемоторный спорткар с кузовом из полиэфирной слоистой пла ...
Бунтарь. Джон Леннон и его автомобили
У всех гениальных людей есть странности. Одни любит разглядывать чужие ладони, другие опускают голову в таз с ледяной водой, прежде чем сесть за сочинение музыки, третьи, напротив, выпивают стакан горячей воды, написав о ...
Автомобили Мэрилин Монро. Made in USA
Никто не даст ответа на вопрос, сколько «железных коней» было у Монро, зато доподлинно известно, что ее почти не интересовали европейские эксклюзивы, вроде Ferrari, Bentley или Rolls Royce. ...
Элвис, рок-н-ролл и Cadillac
Король рок-н-ролла и покоритель женских сердец на веки вечные вошел в историю музыки, став воплощением американской мечты о сказочно богатом человеке. Своими песнями он доводил до исступления десятки миллионов людей, но ...