Citroen Heritage - уникальный музей для избранных

Поділитися:

Это место принято называть звучным именем Citroen Heritage, хотя официально оно именуется "Консерватория Citroen". И как вы можете догадаться, имеется ввиду не музыкальное заведение, а производное от латинского слова conservare - "сохранять" или "охранять". Итак, InfoCar.ua удалось побывать в специальном хранилище фирмы Citroen, где собраны не только эпохальные модели марки, но и необычные концепт-кары, боевые спортивные автомобили, президентские лимузины и даже вертолет!

Находится музей в пригороде Парижа, в аккурат между аэропортами Шарля де Голля и Ле-Бурже и с виду абсолютно не примечателен. Рядом промзона, стройка и скоростная автострада. Но стоит попасть внутрь большого ангара... Концентрация интереснейших моделей с двойным шевроном имеет просто ошеломляющий эффект. Великолепная коллекция действительно мало чем напоминает музей - это скорее хранилище, где по тематическим группам разбиты более 400 экземпляров автомобильной, да и не только, техники. Стоят автомобили борт о борт, да так, что не то что дверь открыть - пройти между ними не получится! Многие из них заботливо отреставрированы, некоторые наоборот, находятся в оригинальном, далеко не идеальном состоянии.

От рухнувшего на тебя количества ретроавтоэкзотики глаза разбегаются, а сердце начинает биться чаще! Представьте себе, что испытывают, очутившись здесь, истинные фанаты Citroen? Впрочем, попасть в "Консерваторию Citroen" не так уж просто - свой визит необходимо согласовать заранее и заказать экскурсию в определенный день. У нас же на осмотр шедевральной коллекции, каждый экземпляр которой знаменательная веха в почти 100-летней истории марки, был всего один час...

У самого входа посетителей встречают два представителя совершенно разных автомобильных эпох - первый крупносерийный Citroen Type A (1919 год) и концепт-кар Citroen Karin (1980 год). Но до прототипов мы доберемся чуть позже, пока же давайте взглянем, с каких еще моделей начиналась марка Citroen. Type A, а вслед за ним и "рестайлинговая" версия B2 стали по настоящему массовым автомобильным продуктом своего времени в Старом Свете.

Побывав в гостях у Генри Форда, Андре Ситроен перенял его опыт и производство своих автомобилей также стал осуществлять с помощью конвейера. Наращивая объемы производства, французский инженер, изобретатель и маркетолог (да-да, именно так!) не прекращал работу над новыми проектами и не забывал активно рекламировать свой товар. Название марки, начерченное самолетом в небе, реклама новинок накануне, а не после их дебюта, огромная надпись Citroen прямо на самой Эйфелевой башне, пробеги новых машин по новым городам - все это придумал и успешно внедрил именно Андре Ситроен. Даже детские машинки с точностью копировали свои оригинальные аналоги - чтобы вызвать еще больший интерес к моделям марки!

Правда сами названия были несколько незамысловаты, зато точно отражали суть технических нововведений. Начали использовать четырехцилиндровый двигатель? - назовем модель С4. Шестицилиндровый - С6! Сделали ведущими передние, а не задние колеса? - так и запишем "Traction Avant"! Эта модель стала знаковой не только для самого Citroen, но и для автомобильного мира в целом. Тогда, в 1934 году, было предопределено направление его развития - всерьез было заявлено о внедрении передниприводной компоновки. Созданный в кратчайшие сроки тремя гениями - основателем компании и изобретателем Андре Ситроеном, дизайнером Фламино Бертони и инженером Андре Лефевром - эта модель едва не разорила компанию Citroen, а сам месье Ситроен вынужден был даже отойти от управления делами! Но сама модель оказалась очень удачной! Кроме собственно переднего привода она имела конструкцию кузова типа "монокок", смонтированные в сборе двигатель и подвеску на переднем подрамнике (все это облегчало конвейерную сборку), тормоза с гидроприводом, очень хорошую по тем временам аэродинамику и просторный салон. В серийном производстве Traction Avant находился 23 года и разошелся тиражом в 759 тысяч экземпляров!

Но большой стране требовался массовый и доступный автомобиль к концу тридцатых годов прошлого столетия при участии все тех же Бертони и Лефера, но уже без Ситроена, был разработан автомобильчик 2CV. 2-цилиндровый двигатель, 2-ступенчатая коробка передач, исключительные простота и минимализм во всём позволяли говорить об этой модели, как о по-настоящему массовом продукте. Но война и оккупация Франции внесли серьезные коррективы. Чтобы новинка не досталась врагу, почти все две сотни автомобилей были уничтожены, а оставшиеся единичные экземпляры надежно спрятаны. Так, один из них был закопан прямо на территории завода Citroen! Чудом уцелевшие экземпляры теперь хранятся в музее в первозданном виде - преимущественно алюминиевый кузов позволяет не беспокоится о коррозии, зато красноречиво иллюстрирует страницы истории Citroen. Послевоенный 2 CV был существенно доработан и стал более комфортным, и оказался очень успешным в экономическом плане. Очередь за "гадким утенком" растянулась на... несколько лет!

А в середине 50-х годов фирму ждал еще более оглушительный успех с моделью DS. Заказы на футуристическую новинку посыпались как из рога изобилия, а сама "богиня" стала фактически визитной карточкой бренда на многие десятилетия вперед. Написано и рассказано о ней немало, добавим лишь, что в " Консерватории Citroen" собраны различные модификации и весьма необычные экземпляры. Самая интересная и мегаэксклюзивная версия - президентская!

Построенный в единственном экземпляре кузовным ателье Henri Chapron в 1968 году, этот 6.5-метровый лимузин предназначался Президенту де Голлю, но поездить на нем он не успел. А вернее, не захотел. Легенда гласит, что Генералу де Голлю не понравилось разделительное стекло между передними сидениями и задним диваном. Интересно, кстати, что перегородка была звуконепроницаемой, и для команд шоферу использовалась своего рода громкая связь, включаемая только с президентского места. Если же шофер хотел что-либо спросить, он должен был написать это на бумаге и передать записку с помощью специального лотка!


Несмотря на то, что DS 21 Presidentielle не был бронирован, его вес составлял 2.5 тонны, а под капотом трудился очень скромный двигатель объемом 2.2 литра на 110 л.с. Верой и правдой следующему Президенту Франции - Жоржу Помпиду - огромный лимузин служил до 1972 года, после чего ему на смену пришли не менее эксклюзивные кабриолеты, построенные на базе купе (а если быть совсем точным - хэтчбека) SM. По заверению сотрудников "Консерватории Citroen", оба автомобиля находятся в отличном техническом состоянии и периодически покидают стены хранилища. Например, в 1995 году кабриолет SM провез по Елисейским Полям новоизбранного Президента Жака Ширака.

По соседству с почетными ветеранами стоит "новобранец" - гибридный Citroen DS5, на котором действующий Президент Франции Франсуа Олланд прибыл на инаугурацию в 2012 году. Флагман марки подвергся минимальным доработкам, в частности, крыша была выполнена матерчатой и сдвигаемой. Несмотря на дождь, Олланд воспользовался ей, приветствуя соотечественников во время движения кортежа. С тех пор крышу лишний раз стараются не закрывать - уж слишком трудоемкая и долгая процедура, как оказалось!

По всему ангару расставлены не менее эксклюзивные модели - множество концепт-каров, которые в свое время были предвестниками целых поколений серийных моделей или просто попыткой заглянуть в будущее. Зачастую построенные в единственных экземплярах, они были недосягаемы для широкой публики ни на автошоу, ни тем более в обычной жизни, лишь гордо взирая на нас с глянцевых страниц автомобильных изданий. Теперь же все они история, и стоят бок о бок с остальными Citroen в тихом и полутемном ангаре.


Вот похожий на пирамиду Citroen Karin 1980 года, с водительским местом посередине и двумя пассажирскими по бокам от него. Так в компании не только нащупывали стиль будущего, но и экспериментировали с аэродинамикой. А вот полностью нарисованный компьютером Eole 1986 года, построенный на платформе серийного CX. Четырехместный хетчбек был настоящим мультимедийным автомобилем, ведь в салоне был компьютер, игровая приставка (!), телевизор и само собой стереосистема. Помимо оригинального бокового остекления, Eole имел наполовину панорамную крышу. Подвеска была пневматической, а щитки, прикрывающие колеса при поворотах автоматически приподымались/отодвигались, давая пространство управляемым колесам. Недурно, правда? А теперь еще раз взгляните на год дебюта...

А вот Citroen Activa (1988 год), поразительно похожий на купе Ford Probe. Но в отличие от последнего, Activa в серию так и не пошла, ходя в 1990 году, показав фактически предсерийную Activa II, компания была очень близка к этому шагу. По соседству концепт-кары из новейшей истории марки - С-Sport Lounge, превратившийся в серийный DS5, фантастические C-Airplay, C-Buggy и Tubik, и почти предсерийный С4 Picasso.

Увы, отведенный нам час уже закончился и оставшуюся экспозицию приходится осматривать фактически на бегу. Обычные серийные модели пришлось пропустить - про Ami, GS, CX, BX и других рассказано все-таки немало. Хотя кроме "стоковых" экземпляров в отличном состоянии, попадаются и их необычные модификации. Например, BX 4 ЕС с полным приводом и турбированным двигателем на 200 л.с., выпущенный ограниченной серией для омологации раллийной версии. А вот вполне обычный с виду CX, который при внимательном рассмотрении оказывается бронированным. Он в свое время трудился в правительстве.


 

Постоянно развиваясь, компания пробовала себя в разных жанрах: вот компактный армейский внедорожник, не выигравший тендер, но нашедший применение в ралли-рейдах, вот небольшой автобус, пожарная машина, трактор, а вот... вертолет?! Да, были у компании и такие эксперименты! Проект HS 3 развития не получил, и в живых осталось лишь пара экземпляров. Окончательно меня шокирует другой факт - в воздух его поднимает роторный двигатель собственной разработки. В автомобилях он в то время не прижился, но в Citroen пытались выжать из необычного мотора максимум. Но и здесь ему не нашлось должного применения...

Зато в автоспорте у "двойного шеврона" все было гораздо удачней! Конечно, были свои взлеты и падения, но количеству побед в различных категориях можно позавидовать. В автомобильных состязаниях компания участвовала фактически с самого начала, а если не было соперников, до доказывала свое превосходство сама себе и окружающим, покоряя различные труднодоступные регионы еще в довоенное время. А затем пришла череда марафонов, ралли и рейдов.

Довольно неплохо Citroen показал себя в длительном пробеге Лондон - Сидней в 1968 году. Ближе к финишу гонки длинною в 16 тысяч километров французский экипаж на DS смог пробиться в тройку лидеров, а затем и вовсе оказаться на первом месте! Но за 150 миль до финишной черты автомобиль попал в серьезную аварию и завершить гонку экипаж не смог. А вот в ралли Марокко 1971 года синее купе SM под финишировало на первом месте! К 1973 году Citroen готовит уже серьезно доработанный SM с V6 под капотом на 250 л.с. для участия в Ралли Bandama. Сложнейший маршрут на 4 тысячи километров смог выкосить почти весь пелетон - из 73 экипажей до конца гонки доехало только 8! И среди них два SM - на 5 и 6 местах. В середине 70-х эстафету подхватывает модель CX, успешно участвуя в ралли Акрополис, Лондон-Сидней (1977 год), ралли Сенегал, ралли Монте-Карло и Даже Париж-Дакар (1981 год).

Но громкий успех в самой известной гонке был впереди! В 1990 году команда приходит в серьезные ралли-рейды - Ралли Фараонов и тот самый Париж-Дакар. Мощная техническая база концерна PSA (во многом переданная коллегами из Peugeot), именитые гонщики, богатые спонсоры... 7 лет гегемонию "желтых дьяволов" не мог прервать никто из конкурентов! Прототип ZX Rally Raid выигрывал почти все этапы, вынуждая соперников в лучшем случае довольствоваться серебром и бронзой. Но насколько быстрыми, настолько и опасными были желтые, а впоследствии красные болиды. Аварии, в которые попадали прототипы, из-за их сверхпожароопасности, зачастую оказывались роковыми для экипажа... FIA нужна была интрига в гонке, и в конце 90-х группу T3 запретили, а Citroen начал искать, куда приложить свои силы и спортивные амбиции. Выход нашелся довольно быстро - классическое ралли. Уже в 1998 году раллийная Xsara отлично показывает себя на гонке в Испании, обходя именитых конкурентов, а в начале 2000-х Citroen чувствует себя в Чемпионате WRC вполне уверенно. Самая настоящая "эра двойных шевронов" начинается с приходом в основной состав пилотов Себастьяна Лёба в 2002 году. С Citroen ему удается завоевать 9 (!) чемпионских титулов. За это время он сменил 3 модели: Xsara, C4 и DS3 и навечно вписал свое имя в золотые страницы истории ралли.

Часть боевых машин, прошедшие испытание асфальтом, песками, грязью и камнями, и победившие соперников теперь отдыхают в этом зале славы.

Уже на выходе выяснилось, что оббежать нам удалось далеко не все - оказывается здесь есть еще архивный отдел, где хранятся чертежи, эскизы, вырезки из газет и журналов, рекламные брошюры, плакаты и многая другая документация, имеющая непосредственное отношение к истории Citroen.

Надеюсь, со временем в компании все-таки изыщут средства, чтобы превратить "Консерваторию Citroen" в полноценный музей наглядных примеров французского автомобильного искусства!

6 ноября 2014 года. , InfoCar.ua

Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 1Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 2Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 3Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 4Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 5Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 6Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 7Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 8Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 9Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 10Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 11Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 12Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 13Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 14Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 15Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 16Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 17Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 18Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 19Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 20Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 21Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 22Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 23Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 24Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 25Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 26Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 27Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 28Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 29Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 30Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 31Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 32Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 33Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 34Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 35Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 36Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 37Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 38Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 39Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 40Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 41Citroen Heritage - уникальный музей для избранных - фото 42
Оцініть статтюtable=infocar_main2.mats__mats&id=9443 (оцінок - 24, середній бал - 5) жах погано так собі добре супер

Обговорення статті

maxxja  

А вертолет где?

+3ВІДПОВІСТИ  
Bender Rodriguez  

Citroen Karin !!!

+2-2ВІДПОВІСТИ  

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація

Також читайте:
  • Козак. История одной бронемашиныКозак. История одной бронемашины

    У отечественных производителей бронеавтомобилей появилась реальная возможность запустить свои разработки в серийное производство и избавить их, наконец-то, от статуса концептуальных. Об одной из таких машин, ставшей уже  ...

  • SEAT. Горячая испанская кровьSEAT. Горячая испанская кровь

    В автомобильной истории датой основания испанского бренда SEAT принято считать май 1950 года, однако немногим известно, что на самом деле история испанского автомобиля началась почти на десять лет раньше. Давайте вместе  ...

  • Fisker. Игры с кармойFisker. Игры с кармой

    Автомобили американской компании Fisker для Украины - самая настоящая диковинка. Многие вообще никогда об этой марке не слышали и уж тем более не видели гибридный премиум-седан Fisker Karma на наших дорогах. И пусть форм ...

  • Alpina. Больше чем BMWAlpina. Больше чем BMW

    В 2015 году компания Alpina, известная тем, что превращает серийные BMW в почти эксклюзивные спортивные «снаряды», отпраздновала свой полувековой юбилей. Но если Вам когда-нибудь повезет побродить по сборочным цехам фабр ...

  • Infiniti. Четверть века позадиInfiniti. Четверть века позади

    Многие десятилетия автомобильные компании всех мастей стремились к тому, чтобы удовлетворить потребности любого своего клиента, вне зависимости от размера его кошелька. Но не всегда сделать это можно, используя одно и то ...