Козак. История одной бронемашины

Поделиться:

Увы, но мы с вами живем сейчас в такое время, когда часть страны охвачена боевыми действиями. Это далеко не шутки. На кону стоят человеческие жизни, и чтобы спасти их, украинским военным нужно не только оружие, бронежилеты и так далее. Им нужна еще и специальная техника, в том числе автомобильная. Бронированная, естественно. Ее у армии не так уж много, что определенным образом сковывает действия военных. И это тем более обидно, потому что в Украине давно уже умеют делать бронеавтомобили. Армия давно могла бы быть укомплектована ими, да только до недавнего времени арамейским чиновникам не было до этого никакого дела. И только теперь у отечественных производителей бронеавтомобилей появилась реальная возможность запустить свои разработки в серийное производство и избавить их, наконец-то, от статуса концептуальных. Об одной из таких машин, ставшей уже почти легендарной, InfoCar.ua сегодня расскажет настолько подробно, насколько позволяет военная тайна. Встречайте – бронированный «Козак».

Впервые «Козак» появился на широкой публике 24 августа 2009 года во время парада ко Дню независимости на главной улице страны – столичном Крещатике. Первым и самым важным пассажиром «Козака» стал президент Украины Виктор Ющенко, которому бронемашина, естественно, понравилась. На том и разошлись. Президент, пообещав изучить возможность госзаказа на «Козака», тут же о своих обещаниях забыл, а создатели уникальной в своем роде машины сколько ни обивали пороги министерств и ведомств, везде встречали глухо-немых чиновников, которым интересны лишь те проекты, где можно сунуть руку в госбюджет. А там, где сделать это сложно, будь оно хоть тысячу раз нужно и важно в масштабах страны, никто даже шевелиться не хотел. К чему приводит подобное преступное бездействие, мы с вами видим, что называется, в режиме реального времени.

Главным образом «Козак» разрабатывался для нужд миротворцев и войск особого назначения. Созданием автомобиля занималось киевское НПО «Практика», за плечами которого уже тогда был десятилетний опыт производства фургонов для инкассаторов, бронированных VIP-автомобилей и внедорожников. Главный конструктор проекта, Евгений Малашин, уверяет, что при разработке «Козака» не брался за основу ни один из известных аналогов, хотя конструкции их, само собой, были детально изучены.

Для производства оригинального шасси у «Практики» не оказалось ни средств, ни возможностей, поэтому киевлянам пришлось обратиться к готовому решению. В качестве оптимального варианта было выбрано шасси обычного «гражданского» грузовика IVECO Daily 4x4, которое обошлось предприятию в 540 тысяч гривен. При этом само шасси строит вовсе не IVECO, а небольшая итальянская фирма SCAM, специализирующаяся на внедорожной технике. Вот только для Daily 4x4 используется облегченная версия, которая и легла в основу «Козака», что сразу ограничило нагрузку, в том числе и брони. Зато автомобиль получился не слишком тяжелым – 5,5 тонн.

Еще одним преимуществом «Козака» можно назвать каркасно-панельную конструкцию, состоящую из трех основных секций, закрепленных на шасси отдельно друг от друга – багажной, экипажа (так называемая, «цитадель») и двигателя. Такая схема позволяет быстро заменить поврежденные элементы и изменить уровень защиты автомобиля путем банальной замены бронированных листов. В теории, в случае наезда на мину одним из колес, ударная волна направится в обход «цитадели» по линиям соединения секций.

Дно секции экипажа двойное. Нижняя его часть выполнена в V-образной форме. Для лучшей защиты экипажа от осколков, под передними сиденьями размещены дополнительные аккумуляторы для бортовых систем, а под задними – бак с топливом. Чтобы толчок при подрыве не травмировал экипаж, все кресла закреплены на особой раме, подвешенной к бортам. Сама же капсула экипажа сварена из шведской стали SSAB Armox толщиной 5 мм.

Что до стекол, то «Практика» производит их собственными силами. У «Козака» их толщина достигает 56 мм, чего вполне достаточно, чтобы удержать пулю, выпущенную из автомата Калашникова с расстояния 10 метров. В автомобиле также предусмотрены системы противодействия радиоуправляемым минам и защиты от радиации, навигационная система, экран для вывода картинки с камеры заднего вида, блок климат-контроля, рация и прочие мелочи.

Не самым сильным звеном «Козака» можно назвать 3-литровый турбодизель IVECO F1C. Мало того, что его 176 л. с. явно недостаточно для такой, прямо скажем, не маленькой машины, он еще и очень требователен к качеству масла и топлива. Да и максимальные 120 км/час никак не назовешь выдающимся показателем.

Об управляемости «Козака» можно судить лишь по отзывам нескольких журналистов, которым повезло опробовать машину «в деле». Один из них так описывает свои впечатления: «Изо всех сил давлю на педаль тормоза, и сначала кажется, что ничего не происходит. Потом машина все же замедляется, но как бы нехотя, и начинает стрекотать АБС. Поворачивает она тоже с трудом. На прямой рулевое управление информативно, но вращается «баранка» тяжело. А главное - здесь очень плохая обзорность по правому борту, причем в правое зеркало не видно ровным счетом ничего!»

Зато с проходимостью у «Козака» все в порядке. Без особых проблем он способен преодолевать брод глубиной до 1,5 метров, окопы шириной 0,7 метра и 45-градусные подъемы. И все это благодаря нешуточному клиренсу (365 мм), огромным углам рампы (38°), въезда (50°) и съезда (40°). Полностью зависимая рессорная подвеска автомобиля наделена большой энергоемкостью, благодаря чему ему удается поддерживать высокую среднюю скорость движения по разбитым дорогам и пересеченной местности. О комфорте в таких условиях не может быть и речи, зато все мелкие дефекты дороги с легкостью поглощаются огромными колесами с высокопрофильными диагональными шинами от ГАЗ-66, а полимерные вставки в шинах позволяют, в случае необходимости, покинуть поле боя на простреленных колесах со скоростью 50 км/час.

И раз уж мы вернулись к истинному предназначению «Козака», стоит сказать, что в задней части автомобиля предусмотрен специальный отсек для перевозки оружия, которое вместе с устройствами подачи боеприпасов, лотками для отвода гильз и прочими приспособлениями всегда может быть оперативно прикреплено на крыше «Козака» в районе круглого люка, под которым, для удобства стрелка, предусмотрена мягкая опора. В комплект вооружения может входить крупнокалиберный пулемет НСВТ (12,7 мм, 500 патронов), более скромный ПКМС (7,62 мм, 2500 патронов) или автоматический гранатомет АГ-17 (37 мм, 100 гранат).

В НПО «Практика» уверяют, что построить «Козак» можно не только на базе IVECO, но и на старом добром ГАЗ-66, которых в отечественной армии хоть пруд пруди. С одной стороны, такая идея выглядит вполне привлекательно с точки зрения финансовых затрат, а с другой – сомнительно, что верен путь создания современной бронемашины для современной армии на базе хоть и проверенного временем, но явно устаревшего (во всех смыслах) грузовика, снятого с производства два десятка лет назад. Впрочем, когда в стране война, харчами перебирать не стоит.

«Козак» определенно требует доработки, но нам почему-то кажется, что инженеры НПО «Практика» способны оперативно внести изменения в конструкцию, если появятся реальные заказы. Другое дело, что их все еще нет. К тому же, куда большие шансы послужить армии сейчас у другой бронемашины – «Дозор-Б». О ней мы также постараемся рассказать. А пока не перестаем надеяться и верить, что у истории «Козака» будет достойное продолжение.

Паспортные данные автомобиля «Козак»

Шасси IVECO Daily 55S18W 4x4
Двигатель Турбодизельный IVECO F1C, Euro 4 (рядный, 4-цилиндровый, 4-тактный)
Рабочий объем, см? 2998
Максимальная мощность, л.с./об/мин 176/3200—3500
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин 400/1250—3000
Привод Постоянный полный
Коробка передач ZF6S, 6-ступенчатая, механическая
Раздаточная коробка 4-ступенчатая, с блокировкой межосевого дифференциала
Мосты Carrara, задний - с блокировкой дифференциала
Передаточные числа Раздаточная коробка - 1.0 и 3.115; главная передача - 4.875
Подвеска Зависимая, рессорная с амортизаторами и рычагами поперечной устойчивости
Тормоза спереди/сзади дисковые/барабанные с АБС
Шины 12.00-18, 225/100 R16
Масса снаряженная/полная, кг 4700/5500
Вместимость топливного бака, л 90
Максимальная скорость, км/час 120
Минимальный радиус поворота, м 9.5
Габариты, Д/Ш/В, мм 5475/1950/2300
Уровни защиты по стандарту Украины ПЗСА-3 - пули АКМ и АК-74 со стальным сердечником; ПЗСА-4 — пуля АК-74 с термоупрочненным сердечником и пуля СВД со стальным сердечником
Возможное вооружение Пулемет ПКМС 7.62 мм; крупнокалиберный пулемет НСВТ 12.7 мм или КТ 12.7 мм; гранатомет АГ-17

22 июля 2014 года. , InfoCar.ua

Оцените статьюtable=infocar_main2.mats__mats&id=9362 (оценок - 29, средний бал - 5) ужасно плохо так себе хорошо супер

Обсуждение статьи

Вход | Регистрация

forgiven  

Побільше б таких нашим хлопцям....

+26-4ОТВЕТИТЬ  
maxmalco  

Внешне очень даже солидно выглядит. Не хуже хаммера, если вообще уместно сравнивать дизайн такой техники...

+8ОТВЕТИТЬ  
djigit85  

Молодчика что своё делают а не хрень зарубежную покупают. А чем мы ГОСПОДА хуже других? МАло у наших спецов мозгов? Или в чем проблема?

+7ОТВЕТИТЬ  
Индивидуалист  

Мозгов багато, проблема в керівництві, яке спеціально не дає їм реалізовуватись.

+7-1ОТВЕТИТЬ  
Индивидуалист  

Суперова стаття, дуже цікава і в одночас актуальна. Було б ще классно, якби ви зробили матеріал і про КрАЗ, який, до речі теж робить броньовану спецтехніку, яку знову ж таки, масово закуповують араби для своєї армії. Але тільки не ми

+9-1ОТВЕТИТЬ  
yakum  

Сейчас главное поддержать правильные инициативы по развитию своего ВПК! В мирное время можно будет уже до идеала качество доводить на экспорт.

+4-1ОТВЕТИТЬ  
Вход | Регистрация


Читайте также:
  • SEAT. Горячая испанская кровьSEAT. Горячая испанская кровь

    В автомобильной истории датой основания испанского бренда SEAT принято считать май 1950 года, однако немногим известно, что на самом деле история испанского автомобиля началась почти на десять лет раньше. Давайте вместе  ...

  • Citroen Heritage - уникальный музей для избранныхCitroen Heritage - уникальный музей для избранных

    Это место принято называть звучным именем Citroen Heritage, хотя официально оно именуется «Консерватория Citroen». И как вы можете догадаться, имеется ввиду не музыкальное заведение, а производное от латинского слова con ...

  • Infiniti. Четверть века позадиInfiniti. Четверть века позади

    Многие десятилетия автомобильные компании всех мастей стремились к тому, чтобы удовлетворить потребности любого своего клиента, вне зависимости от размера его кошелька. Но не всегда сделать это можно, используя одно и то ...

  • Subaru - небесное сияние плеядSubaru - небесное сияние плеяд

    Более полувека под этой японской маркой выпускаются и расходятся по всему миру быстрые полноприводные автомобили. Давайте вспомним как и с чего все начиналось, кто стоял у истоков бренда, и какие модели стали эпохальными ...

  • Geely. Счастье за дешевоGeely. Счастье за дешево

    Наверное ни одну марку автомобилей не обсуждают в сети Интернет так бурно, как Geely. Достаточно полистать отзывы и комментарии на InfoCar.ua. Кому-то Geely очень нравится, другим автомобили этой китайской марки жутко не ...