Пешеход. Инструкция по выживанию

Поделиться:

Нет-нет, я не забыл, что InfoCar.ua – это сайт для автомобилистов. Однако я также помню, что это сайт еще и для тех, кто пока лишь грезит о собственном «железном коне». То есть для пешеходов, тысячи которых ежегодно травмируются и гибнут на дорогах нашей страны. Кто в этом виноват? Водители? Сами пешеходы? Плохая организация дорожного движения? ГАИ? По большому счету, виноваты все. Порой мы забываем или не задумываемся о простых вещах, надеемся на «авось» или просто «включаем мороз», а в результате ломаем свои и чужие жизни. Сегодня я расскажу о писаных и неписаных правилах, которые помогут пешеходам не попасть под колеса автомобиля, а водителям – не взять грех на душу и не сесть в тюрьму.

ДТП на пешеходном переходеДТП на пешеходном переходе

Заранее прошу прощения за резкость, которую я себе позволю. Иначе никак. Уж больно острая тема.

Пешеход всегда прав – в корне неверное утверждение. Хотя бы потому, что вседозволенности не позволяют пешеходу Правила дорожного движения. Пешеход, который думает, что ему незачем заглядывать в ПДД – потенциальный труп. Точно такой же, как знающий правила, но принципиальный пешеход. Ты такой? Если да, то я желаю тебе удачи! На том свете ты обязательно докажешь свою правоту. Как, не хочешь на тот свет? Тогда затолкай свою принципиальность поглубже и включай мозг. Жизнь жестока и несправедлива. В ней никто никому ничего не должен. Хочешь перейти дорогу и выжить – думай головой. Думай, как водитель.

А ты, водитель, отчего хихикаешь и одобрительно киваешь? Тебе думать нужно не меньше, если не хочешь в одно мгновение стать убийцей и оказаться за решеткой. И даже если не окажешься, мысли об украденной у кого-то жизни будут преследовать тебя до самого Страшного Суда. Спроси у того, кто через это прошел, и он ответит, что отдал бы все за то, чтобы отмотать время назад и не превращать человека в кеглю. Не хочешь за решетку – научись «читать» пешеходов и не торопись. За опоздание на пару минут тебя простят. За отобранное здоровье или жизнь – нет.

Одну из самых больших глупостей пешеходы совершают, когда переходят дорогу там, где делать этого нельзя. Банально, но именно в таких местах чаще всего и происходят ДТП с участием пешеходов. А знаете почему? Да потому, что в таких местах водители меньше всего ждут появления людей на дороге. Особенно сильно удивляют камикадзе, пытающиеся перебежать широченный проспект с тремя-четырьмя полосами движения в каждую сторону. А есть и такие, кто в поисках своей смерти готов не просто выскочить на дорогу, но и перебраться ради этого через ограждение. При этом они искренне не понимают, какой опасности подвергают и себя, и других. А еще они чувствуют свою безнаказанность, потому что штрафы за нарушение ПДД пешеходам в Украине не выписывают. Чтобы сотрудник ГАИ переместил свое «мускулистое» тело в сторону пешехода-нарушителя, цена вопроса должна быть не 50, а 500 грн., потому как с полтинника доблестному взятка не светит, а волокиты бумажной много.

Справедливости ради нужно сказать, что переходить дорогу не по пешеходному переходу правила все-таки разрешают, но только в том случае, если в зоне видимости нет перехода или перекрестка, а дорога имеет не более трех полос движения для обоих его направлений. В такой ситуации переходить дорогу можно под прямым углом к краю проезжей части в местах, где дорога хорошо видна в обе стороны, и лишь после того, как пешеход убедится в отсутствии опасности.

Вообще, люди – странные существа. Во всяком случае, на постсоветском пространстве. Мы хотим жить долго, но, в то же время, халатно относимся к самому дорогому, что у нас есть. Уже в школе, а то и в детсаду, нам рассказывают элементарные вещи о дорожном движение и, в частности, рассказывают о том, что там, где идти приходится не по тротуарам, а по обочине или краю проезжей части, двигаться нужно навстречу (!) движению. А ночью крайне важно еще и обозначить себя световозвращающими элементами. В конце концов, фонарик в руки взять или еще что-нибудь светящееся. Даже если водитель будет трезв и внимателен, ночью дороги нашей необъятной Родины освещаются настолько отвратительно, что заметить пешехода становится делом крайне затруднительным. Плюс, свет фар встречных машин на какое-то время превращает водителя в крота. В такой ситуации как никогда важно взаимопонимание между водителем и пешеходом. Первому ночью следует держаться подальше от обочины, а второй обязан любыми способами показать, что он находится здесь и сейчас.

И еще один важный момент, связанный с темным временем суток, который не осознают пешеходы. Там, где дороги хорошо освещены, водитель находится в своеобразном световом вакууме. Он, как правило, не видит того, что происходит за пределами проезжей части, поэтому появление пешехода из тьмы всегда происходит внезапно и в последний момент. Чтобы обезопасить себя, переходя дорогу с темного тротуара, пешеход должен спокойно подойти к краю проезжей части, на секунду-другую остановиться, дав водителям увидеть себя, и лишь потом пытаться переходить дорогу. А водителям, подъезжая к пешеходному переходу, стоит всегда снижать скорость, даже если кажется, что переходить дорогу никто не собирается. Возможно, вы просто не видите этого человека.

Ну, а теперь перейдем непосредственно к пешеходным переходам. Сначала к регулируемым. Казалось бы, что может быть проще: на красный стой, на зеленый – иди/едь. Но даже при таких простых условиях происходят неприятности. Как по вине пешеходов, так и по вине водителей. Одни начинают переходить дорогу, как только видят, что на светофоре для водителей загорелся желтый, а другие, увидев мигающий зеленый, «наступают» на акселератор, чтобы успеть проскочить на желтый, а то и на красный, хотя это совершенно четко и недвусмысленно запрещено Правилами. А еще некоторые водители, остановившись на красный сигнал светофора, точкой отсчета для себя считают не «свой» зеленый, а тот момент, когда красный загорится на пешеходном светофоре. И газу! А там кто-то еще заканчивает переходить улицу... Не спешите, и избавите себя от многих проблем.

Кстати, в ПДД есть пункт 4.9, в котором написана правильная с теоретической точки зрения вещь, но очень опасная в украинских реалиях. Цитирую: «В таких местах (где движение регулируется) пешеходы, которые не успели закончить переход проезжей части дороги одного направления, должны находиться на островке безопасности или линии, которая разделяет транспортные потоки противоположных направлений, а в случае их отсутствия — на середине проезжей части и могут продолжить переход только тогда, когда это будет разрешено соответствующим сигналом светофора или регулировщика и убедятся в безопасности дальнейшего движения». Только представьте, что вы стоите посреди дороги, а мимо вас с двух сторон проносятся автомобили. Снесут и бровью не поведут! Вывод: видите, что не успеете перейти дорогу (зеленый уже мигает) – не идите, дождитесь следующего разрешающего сигнала светофора.

Если уж регулируемый пешеходный переход является зоной повышенной опасности, то нерегулируемый зачастую и вовсе превращается в адское испытание. И если в столице и некоторых областных центрах водители более или менее дисциплинированно останавливаются, чтобы пропустить пешеходов, то в маленьких городках это происходит крайне редко. И плевать они хотели на то, что пункт 4.16 ПДД дает пешеходам право на преимущество при переходе проезжей части по обозначенным нерегулируемым пешеходным переходам, а в пункте 18.1 четко написано: «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, на котором находятся пешеходы, должен уменьшить скорость, а при необходимости остановиться, чтобы уступить дорогу пешеходам, для которых может быть создано препятствие или опасность».

Тут, кстати, кроется еще одно глубокое заблуждение. Дескать, на нерегулируемом переходе пешеход – Царь и Бог. Ничего подобного! Да, у пешехода есть приоритет, но это не значит, что стоит лишь подойти к переходу, как все автомобили в одночасье должны замереть, а водители выйти из машин и бить челом. Никто не обязан пропускать пешехода, стоящего на тротуаре. Кроме того, пешеходу запрещено выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения, внезапно выходить, выбегать на проезжую часть, в том числе на пешеходный переход, задерживаться и останавливаться на проезжей части, если это не связано с обеспечением безопасности дорожного движения.

Все это прописано в пункте 4.14 ПДД, но все это теория. Сейчас я расскажу о самом безопасном практическом способе дойти живым до противоположного тротуара на нерегулируемом пешеходном переходе. Прежде, чем смелым шагом продефилировать по «зебре», убедитесь, что к вам на высокой скорости не приближается автомобиль. Элементарные законы физики не позволят ему замереть на месте, как бы ни хотел этого водитель. Видите, что кто-то несется – пропустите, целее будете. Ну, а если ближайшая машина еще далековато, можно начинать идти, но не спеша и обязательно глядя на приближающиеся объекты. Убедитесь, что водители видят вас и начинают сбрасывать скорость. Смотрите на машины, движущиеся по каждой из полос. Это важно, потому что по крайней левой полосе всегда едут быстрее, чем по всем остальным. Соответственно, быстро сбавить скорость водитель может не успеть. А может и не пытаться этого делать, что тоже о-о-очень распространенное явление. Я лично несколько раз едва не превратился в кеглю из-за того, что не уделил должного внимания именно крайней левой полосе, когда все остальные ряды уже стояли, пропуская меня и остальных пешеходов. Теперь, прежде чем идти дальше, всегда заглядываю за каждую пропускающую меня машину. Потому что на дорогах полно идиотов и очень много тех, кто уставшим возвращается с работы, кто просто отвлекся и потерял концентрацию. Их это нисколько не оправдывает, но такова реальность.

Отдельно хочу обратить внимание пешеходов на такую деталь: каждый водитель, сидя в своем автомобиле, сталкивается с проблемой «слепых» зон. В частности, обзор ему в той или иной степени перекрывают передние стойки (те самые, которые разделяют лобовое стекло и дверные окна). Особенно часто пешеход оказывается в «слепой зоне» тогда, когда автомобиль поворачивает (водитель тоже поворачивает голову и видит перед глазами как раз переднюю стойку). Поэтому, увидев, что к пешеходному переходу приближается поворачивающий с перпендикулярной дороги автомобиль, убедитесь, что водитель заметил вас.

Передние стойки - не единственное, что ограничивает водителю обзор. Видимость значительно ухудшается, например, в дождь, особенно ночью, когда асфальт превращается в сплошное зеркало, отражающее свет фар. Плохо видно может быть и в снегопад. Словом, в плохую погоду не только водителям, но и пешеходам нужно быть предельно внимательными. И ради Бога, не переходите дорогу, слушая музыку в наушниках. В случае чего вы даже не услышите, что вам сигналили. Аналогично, не пяльтесь в телефон, смотрите по сторонам.

И последнее. В два раза внимательней нужно быть зимой, когда дороги скользкие. Пешеходам нельзя забывать, что тормозной путь у автомобилей увеличивается. А водителей я призываю не пытаться проехать по пяткам пешехода, как многие это делают. Если дорога скользкая – она скользкая для всех. Убедитесь, что человек действительно прошел. Что он в последний момент не поскользнется и не упадет под колеса вашей машины. Иначе виноваты будете вы и ваша неоправданная торопливость.

Вот, пожалуй, и все, что хотелось сказать. Если вам есть что добавить – пишите в комментариях. Берегите себя!

P.S. В 2012 году в Украине было зафиксировано 11980 случаев наездов на пешеходов. 4513 из них спровоцировано самим пешеходами. В частности, 2435 наездов произошли из-за попытки перейти дорогу в неположенном месте, а еще 1818 – из-за неожиданного выхода пешеходов на проезжую часть. Для 870 человек жизнь на этом оборвалась. Тысячи получили травмы. Кому-то раны удалось зализать. Иные остались инвалидами.

27 декабря 2013 года. , InfoCar.ua

Оцените статьюtable=infocar_main2.mats__mats&id=9194 (оценок - 53, средний бал - 5) ужасно плохо так себе хорошо супер

Обсуждение статьи

Вход | Регистрация

isvetlichniy  

статья в тему, молодцы, что так строго. от себя хочу добавить: люди, цените свои жизни и жизни других. Другой жизни не будет. Одна оплошность или невнимательность может стать фатальной

+12ОТВЕТИТЬ  
0013 AA  

Актуально как некогда !!

+6ОТВЕТИТЬ  
maxmalco  

Огромное спасибо за статью! Будьте не только внимательны, но и вежливы на дороге. Пропустили - поблагодари. И думайте. головой. Пешеходам - не лезть под колеса втупую, а водителям - соблюдайте скоростной режим.

+6ОТВЕТИТЬ  
git  

Артем Киселев Вы МОЛОДЕЦ! просто как с моих уст слетело!...но все таки водитель должен в 1000раз быть внимательней ...каждый раз когда вы садитесь за руль вспомните ваших мам жен детей друзей которые так же ходят пешком!

+3ОТВЕТИТЬ  
CoyC  

Когда проезжаете возле стоящего автобуса или ряда припаркованных машин, всегда представляйте, что сейчас из-за одной из них выскочит человек - очень помогает ехать осторожней!

+7ОТВЕТИТЬ  
isvetlichniy  

в моем городе я это постоянно представляю, а еще регулярно сталкиваюсь. сцуко какой то дурак поделал почти все остановки на нерегулируемых переходах, а пешики вообще не смотрят и прут по ним

ОТВЕТИТЬ  
Maraned  

Молоток Артемий, отличная статья

+2ОТВЕТИТЬ  
Ataman0130  

Спасибо Артем! Отличная статья! Я свою семья тоже так штудирую. К сожалению проблема кроется глубже... Я учился в одной киевской автошколе и за все время обучения ни разу не затрагивали тему "культура вождения". На мой взгляд она была очень нужна начинающим водителям. Но когда я ее затронул, то учитель смог произнести только две вещи: "Пропускайте другие авто на перекрестках, если не уверенны и пропускайте помехи справа". Когда я попросил более подробно рассказать про культуру на личном опыте, то мне вежливо отказали аргументировав это тем, что в программу обучения данная тема не входит и если мне уж так хочется то есть интернет и вперед. У меня маленький ребенок и я уже сортирую инфу, которая должна навсегда усестся у нее в голове. Люди скопируйте данную статью (конечно с согласия Артема) и понесите в садики и школы. Сформулируйте информацию так, чтоб ваши родственники поняли всю ее важность! Спасибо Артем еще раз!

+3ОТВЕТИТЬ  
Жека Сергеевич  

Больше всего удивляют пешеходы, которые смело и гордо не збавляя скорости не и НЕ СМОТРЯ на приближаующиеся автомобили шествуют по переходу, для некоторых это способ самовыражения, мол вот какой я храбрый и смелый - все тут мунутся, боятся перейти, а я сходу и даже на дорогу смотреть не буду, как же это глупо, некоторым пешеходам не помешало бы сдать экзамены по ПДДи выдать права, а еще не разрешать ходить по городу без сопровождения если прав нет..

+3ОТВЕТИТЬ  
Билли Бонс  

Жизнь потопающих в руках самих потопающих.

ОТВЕТИТЬ  
Pacific_Rim  

Спасибо, статья очень полезная! Культура поведения (пешехода в том числе) должна быть заложена в самом юном возрасте. Лично я поступаю всегда так, как хотела бы, что бы поступили со мной. В случае с нерегулируемым пешеходным переходом выглядит это так: прежде, чем перейти дорогу, останавливаюсь перед зеброй и смотрю на приближающиеся автомобили. Да, иногда три - пять машин проедут, прежде, чем кто-то остановиться (может еще и моргнет или махнет рукой, тем самым подавая знак, что можно начинать движение). Это же моя безопасность - безопасность как пешехода. Как водитель могу сказать следующее - зная, что впереди пешеходный переход, всегда автоматически сбрасываю скорость, могу даже в крайний правый перестроится. Выручает еще торможение «по цепочке» - если через заднее стекло (в отсутствии тонировки) впереди идущего авто вижу, что товарищи начинают тормозить - присоединяюсь. Интересно делают на автобанах ночью в Германии - однажды наблюдала за поведение водителя. Перед нерегулируемым пешеходным переходом он не только сбросил скорость, а еще и дальний включил на пару секунд (я так понимаю, они это делают в том случае, если это не повредит впередиидущему авто). Возвращаюсь к вопросу, хотелось бы добавить, что было бы неплохо пешеходам считать себя участниками дорожного движения, а не богами. Поддерживаю автора статьи - тут никто никому ничего не должен. Осознанные культура и безопасность каждого участника дорожного движения - превыше всего.

ОТВЕТИТЬ  
Вход | Регистрация


Читайте также:
  • Как разбивали Volvo XC90 - наш репортаж со специального краш-тестаКак разбивали Volvo XC90 - наш репортаж со специального краш-теста

    Пожалуй, впервые за многие годы знакомство с новой моделью началось не с ездовой презентации, а с семинара по ее безопасности. По приглашению компании Volvo мы отправились на ее полигон в Гетеборге, чтобы самим увидеть к ...

  • Краш-тесты: Чьи «звездочки» сияют ярче?Краш-тесты: Чьи «звездочки» сияют ярче?

    С каждым годом вопросам безопасности автомобилей уделяется все больше внимания. Сегодня ни одна модель не сможет добиться сколь-нибудь серьезного коммерческого успеха, а порой и вовсе не поступит в продажу, если не пройд ...

  • Торможение двигателем. Разыскиваем «за» и «против».Торможение двигателем. Разыскиваем «за» и «против».

    Водительское мастерство — вещь сугубо индивидуальная. Однако базируется она на многочисленных базовых приемах, выработанных десятилетиями. Один из таких приемов — торможение двигателем. Кто-то убежден в том, что гасить с ...

  • Просто о сложном. Что такое система динамической стабилизации?Просто о сложном. Что такое система динамической стабилизации?

    На фоне недавней статьи об истории компании Bosch и ее достижения в автомобильной индустрии, в редакции InfoCar.ua родилась идея простым и доступным языком рассказать об одном из ключевых изобретений Bosch – электронной  ...

  • Опасности подушек безопасностиОпасности подушек безопасности

    По статистике, сработавшая подушка безопасности снижает смертность в ДТП примерно на 25-30%. На сегодняшний день она является неотъемлемой частью любого современного автомобиля и многие водители безоговорочно ей доверяют ...