Плохо это – видеть воздух, которым дышишь

Поділитися:

Внимание, использован запрещенный прием под названием «давить на чувства»!

Итак, представьте ситуацию: морозное утро февраля, автобусная остановка. Двое детей, семи и одиннадцати лет, в куртках и шарфах, с красными от холода носами, переступают с ноги на ногу в ожидании автобуса. Мальчик, ростом пониже, минут через десять начинает шмыгать носом, а его сестра, нехотя вынув руку из кармана, достает носовой платок. Но тут, наконец, из-за поворота появляется автобус, и дети, обрадовавшись концу неравной борьбы с холодом, забывают и о почти что начавшемся насморке, и о том, что нос утереть все же стоит. Быстро втиснувшись в прогретый салон, они уже не переживают о том, как бы не быть раздавленными телами мужчин и женщин, опаздывающих на работу.

А может быть, попробуем начать иначе? Мальчик и девочка, где-то восьми и двенадцати, ждут в коридоре, пока не услышат за дверью торопливые папины шаги. Двери открываются, и голос папы зовет детей садиться в машину, еще совсем ничего такой Passat, прогревающийся возле подъезда. Вот они садятся; дочка, на правах старшей, занимает переднее кресло, с серьезным лицом пристегивая ремень безопасности. Папа чуточку еще неумело (но это пока только) выруливает из дворов, и турбодизельный B5 с характерным для этого мотора звуком удаляется в сторону школы. Где-то там, затерявшись среди мелькающих в окне деревьев, стоит остановка.

Выбор между этими двумя вариантами очевиден, разве нет? Если есть деньги, почему бы не купить, хоть бы и совсем старенький, но собственный автомобиль? (Не нужно даже впадать в банальные размышления, что для большинства в нашей стране водитель - это более высокая ступень эволюции человека, чем пешеход).

Собственный автомобиль - это просто удобно (особенно если речь не о постоянном передвижении по пробкам в больших городах). Он дарит определенную степень свободы, а при правильном выборе нового либо подержанного авто содержать его в надлежащем состоянии - не такая уж большая (хотя и регулярная) затрата. Но, кроме сплошных «плюшек», владение автомобилем означает и ответственность перед людьми и окружающей средой. Даже если кажется, что у нас и других проблем полно. В этом - мой посыл.

Об этом и поговорим.

В ноябре 2018 года был принят законопроект №8487, который позволяет растаможить относительно старый (то есть с заводским уровнем токсичности ниже Евро-5) автомобиль, пригнанный из-за границы (чаще всего этой «заграницей» являются близлежащие европейские страны - Польша, Чехия, страны Балтии). Кроме того, для упрощения и удешевления процедуры был дан льготный период в три месяца (закончился 22-го февраля 2019 года), когда сумма акциза составляла половину от установленной ранее.

Закон дал возможность людям с относительно скромным бюджетом не выбирать между «десяткой» ВАЗ и «японцем» из 90-х на внутреннем рынке, а приобрести какого-нибудь «немца» или «француза» из нулевых, да еще и оформить их согласно действующим нормам нашей страны. (Конечно же, не нужно забывать, что этому предшествовали «войны» владельцев автомобилей на европейских номерах с властью, победы и проигрыши обеих сторон, но факт остается фактом - закон был принят).

Пригнанные из-за границы автомобили можно условно разделить на несколько «волн». И если с начала повального ввоза «еврономеров» на территорию Украины это был бюджетный сегмент (не в смысле класса, а в смысле цены на домашнем - европейском - рынке), то ближе к принятию закона встретить относительно свежий кроссовер BMW X5 на еврономерах было совсем не в диковинку. И не мудрено, ведь разница в цене все равно оставалась существенной.

Но все же большинство автомобилей, растаможенных по льготам или же в первые несколько месяцев после их снятия, были выпущены либо до начала 2000-х, либо в первой половине нулевых. Соответственно, на них были установлены двигатели, отвечающие нормам токсичности Euro 2 (актуальные с начала 1997-го по 2000 год) и Euro 3 (с начала 2001-го по 2005).

Дело с внутренним украинским рынком б/у автомобилей (с точки зрения экологичности наших транспортных средств) обстоит не лучше, а может, даже и хуже.

На верху списка токсичных для человека продуктов сгорания бензина и дизельного топлива - угарный газ СО и оксиды азота NOx. Для сравнения, если допустимый уровень (в г/км) угарного газа для бензиновых двигателей Евро 2 составлял 2.2, то для Евро 5 это уже 1.0. Допустимый же уровень оксидов азота в нормах Евро 2 вообще не ограничен ни для бензиновых, ни для дизельных моторов.

Сопоставить два факта - наличие устаревшего автопарка и наличие сильного загрязнения воздуха в местах скопления автомобилей - не составляет большого труда. К ним в компанию можно добавить и третий. Он состоит в том, что загрязнение воздуха создает дополнительную нагрузку для наших легких и сердца, потому что организму нужно получать все то же количество кислорода (а его в загрязненном воздухе меньше). И в том, что все эти загрязнители, попадая внутрь организма, создают предпосылки для таких заболеваний, как астма, бронхит и рак легких, а также для проблем с сердечно-сосудистой системой.

Факты неприятные, но они являются лишь констатацией. Сложнее предложить решение проблемы. Ведь если бы уровень заработка населения позволял каждому второму покупать новый автомобиль, выбрасывающий меньше вредных частиц в атмосферу, все бы так и делали.

Так что стоящими вопросами является рациональное (в контексте этой статьи - экологичное) распоряжение средствами, а также самим транспортом, доступным для использования.

Начнем со второго. Смог, созданный продуктами сгорания разных видов топлива, является проблемой в первую очередь городов. Конечно же, в местах скопления промышленных объектов (к примеру, в Кривом Роге или Павлограде) первой причиной его появления являются не автомобили, но и они вносят свою лепту в процесс. А вот в городах с населением около миллиона человек и больше уровень загрязнения воздуха возле больших дорог является критическим.

Уменьшить количество автомобилей на дорогах можно несколькими способами:

  1. Пересаживаясь на общественный транспорт, если говорим о переездах по городу. Да, пусть это будет старенький «Богдан», но зато дымить он будет сразу за несколько десятков человек, а не за одного вас в автомобиле, заблокированном в пробке.
  2. Запретив въезд частных автомобилей в центр города, позволив передвигаться там только пешком, на общественном транспорте либо такси.
  3. Заставив власть имущих убрать с дорог заправочные станции с топливом, происхождение которого является нелегальным.
  4. Обложить налогами и сборами неэкологичные авто.

Снижение количества автомобилей на дорогах равнозначно уменьшению выбросов от них в атмосферу. Также, чем меньше автомобилей на дорогах, тем меньше становится вероятность пробок. Кроме того, чем больше людей ездят на общественном транспорте, тем больше денег поступает на его обслуживание и - при правильном давлении на структуры, обслуживающие этот транспорт - тем лучше становится его инфраструктура.

Но вернемся к первому пункту, указанному вверху. Как использовать средства, запланированные для покупки автомобиля?

  1. «Ниже классом, но поновее». Почему бы вместо того, чтобы купить пятнадцатилетний автомобиль бизнес-класса, не приобрести что-нибудь более простое? Как следствие, при всех прочих равных, вы получаете чуть более новый автомобиль, чуть более экономичный, чуть менее подверженный поломкам, а главное - в контексте темы - чуть более экологичный. Конечно, будет сложно не поддаться искушению, но все же.
  2. «Взвесить все факторы». Если у вас есть деньги только для того, чтобы рассматривать лишь самые дешевые предложения на рынке (а именно так из рук в руки переходят наиболее старые автомобили), возможно, стоит сдержать желания стать водителем и подождать? Пока что ездить на общественном и поднакопить? Старый автомобиль, скорее всего, будет предметом постоянных размышлений на тему «что починить в этот раз». И если за ним регулярно не ухаживать, двигатель перестанет работать даже с уровнем выбросов Евро 0 (если бы такой был).

Впрочем, предложенные выше решения основаны на проявлении личной инициативы, а мы (моё субъективное мнение) пока что не сильны в том, чтобы вести себя как сформировавшееся гражданское общество. То есть думать не только о себе и «сейчас», но еще и о других да о «потом».

Поэтому нужно апеллировать к очень существенному для каждого аргументу - к личному кошельку. К примеру:

  1. При постановке автомобиля на учёт честно (с этим сложнее всего) проверять, действительно ли он отвечает нормам, вписанным в его техпаспорте. Если нет, обязать будущего владельца отремонтировать транспортное средство так, чтобы Евро 2 значило именно Евро 2 (а не «вырезал катализатор, и машина начала ехать бодрее!»).
  2. Предоставить льготы более «чистому» транспорту - электрокарам и гибридам, что будет способствовать развитию инфраструктуры зарядных станций.
  3. В разы увеличить штрафы за парковку в непредназначенных для этого местах, особенно в центре города, а также за движение по полосе для общественного транспорта.
  4. Обеспечить инфраструктуру по утилизации старых авто, простую ее процедуру, а также прописать четкие нормы (какие авто и когда должны подвергнуться утилизации), которыми должны руководствоваться все водители.

Какие-то решения - более сложные и дорогие в реализации, какие-то - более дешевые и простые. Но они - нужные. Ведь есть и третья история. Вот, к примеру, такая:

Напротив школы, у обочины, припарковался еще совсем не старенький Passat. Двери справа открылись, и спереди вышла девочка лет двенадцати, а сзади - восьмилетний мальчик. Девочка закрыла переднюю дверь, потянулась за двумя яркими рюкзаками, лежавшими на заднем диване, и, попрощавшись с папой, захлопнула и заднюю дверцу. Сначала она помогла брату с рюкзаком, потом закинула на одно плечо свой и, взяв мальчика за руку, пошла с ним к пешеходному переходу. Они немного постояли, пропуская медленно - из-за лежачего полицейского - едущие авто. Последним в цепочке ехал автомобиль, у которого, как подумалось девочке, звук мотора был очень похожим на звуки, которые выдавал папин Volkswagen. Проехав мимо детей, этот еще совсем не старенький Opel резко ускорился (никак иначе, водитель куда-то торопился). Закашлявшись от едкого запаха выхлопа, сестра почти что грубо потянула брата за руку, и они быстро перебежали на другую сторону дороги, где их ждала школа.

И снова история получилась не слишком хорошей, не правда ли?

Кажется, очевидным (но от этого не менее досадным) есть факт, что проблема загрязнения воздуха для всех нас - общая. Все мы - в одной лодке. Ведь речь о воздухе, которым мы дышим: от него не спрячешься, не скроешься за стеной непонимания, финансового статуса либо уверенности в своем «железном» здоровье.

Пусть истории о мальчике и девочке выдуманы, но на самом-то деле они настоящие. Только вместо этих детей - либо чьи-то дети, либо наши, либо мы сами.

19 декабря 2019 года. , специально для InfoCar.ua

Оцініть статтюtable=infocar_main2.mats__mats&id=10535 (оцінок - 23, середній бал - 4) жах погано так собі добре супер

Обговорення статті

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація
Auto_User  

Самым адекватным вариантом было бы запретить ввозить старые чадящие вёдра с трудно определимся пробегом из ЕС, положив большой и толстый на мудаков, которые на этих чадащих вёдрах катаются и гробят здоровье окружающих, но нет. Разрешили. Также полезно было бы по-жёстче проверять маршрутчиков и грузовой транспорт, а то едет спринтер или Богдан, а за ним шлейф чёрного дыма.

+6ВІДПОВІСТИ  
Val Komarov  

Зачем детям вообще понадобилось ехать к школе? Почему пешком не пошли? Может, потому что папа на старом пассате купили новострой подешевле в новом микрорайоне, в котором забыли построить школы и детские сады?

+5-1ВІДПОВІСТИ  
MaxPower  

Val Komarov, действительно. Папа должен был купить в старом районе 40ка летнюю панельку. Ну подумаешь немного воняет в лифте ссаками, ну подумаешь еще 4 соседа в парадном используют центральный мусоропровод. А еще лучше в хрущевке на Гавела , вообще ляпота, 10 мин до скоростного трамвая, школ садов полно; ну подумаешь соседская бабушка держит 40 котов, ну подумаешь сын соседа недавно вышел по амнистии. Главное что? Главное не раздражать коренных киевлян, ездяших на Каенах/Таурегах/Рейнджах и живущих в квартирах дешевле своих авто.

+2-3ВІДПОВІСТИ  
Teufel  

MaxPower, А может папе нужно было лысому купить резиновую шапочку или на сторону его пустить. Может после этого власть имущие поймут, что новых рабов мало а со старых уже мало что возьмёшь? Вот только бИда, получая удовольствие мы не задумываемся о последствиях и будущем.
А сейчас не плохо было бы вернуть ТО и драть за выхлоп, led свет, тормоза , резину не по сезону.

+2ВІДПОВІСТИ  
Ваня Урбанист  

Хлопці та дівчата, Оновлення автопарку не спасе Київ. а ні від викидів а ні від пробок. Лише грамотні пріорітети, коли пішохід, вилосипедист та громадський транпорт мають найбільше життєвого простору, допоможуть і зробити і повітря чистішим і місто приємнішим для життя.
А "оновлення" автопарку, як засіб покращення екології - це взагалі нонсенс, оскільки 1 завод із застарілими(або ж відсутніми) засобами фільтрації викидів робить шкоди як 100 000 автомобілів. Тому не треба тут лити у вуха, "шановна" редакція.

+4-3ВІДПОВІСТИ  
Goshina  

Переходим на электрокары. Самый грязный воздух в Бангладеше, самый чистый в Исландии.О том, что качество воздуха, как и во многих других городах планеты, оставляет желать лучшего, в один голос говорят экологи и медики. Это подтверждает глобальная система Airvisual, которая собирает данные со спутника и датчиков по всему миру.Этот воздушный коктейль катастрофически сказывается на здоровье.

+1-1ВІДПОВІСТИ  
Инкогнито  

Хочется поддержать редакцию за правильную статью.

+1-1ВІДПОВІСТИ  
Teufel  

Инкогнито, статейке уже как полгодика, а вообще в свете последних событий актуальнось проблемы на лицо

-2ВІДПОВІСТИ  
PiterPen  

статья неочем, так не возите свои попы ув. редакция на новых ведрах, покупая их каждые 2-3 года, ходите пешком, а знаете сколько выбросов вредных веществ произошло при производстве вашего очередного нового ведра?

+1ВІДПОВІСТИ  
Teufel  

PiterPen, с такой теорией о выбросах можно до плетёный лаптей дойти. И если бы все ездили на 20 летнем хламе то хер бы какой Идол Маск вообще мог бы появиться. Куба вам нравиться? мне да, но жить бы я там не хотел, пожить да, но не надолго.

+1ВІДПОВІСТИ  

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація

Також читайте:
  • Нужно ли менять масло в автоматической коробке?Нужно ли менять масло в автоматической коробке?

    Стоит и менять масло в АКПП, как правило, указано производителем автомобиля. В некоторых случаях завод говорит, что масло залито вообще на весь срок эксплуатации автомобиля или требует замены только в случае ремонта коро ...

  • Что будет, если порвется ремень ГРМ?Что будет, если порвется ремень ГРМ?

    Ремень привода ГРМ, или же ремень газораспределительного механизма, необходим в первую очередь для синхронизации работы коленчатого и распределительного валов автомобиля ...

  • Что делать если что-то скрипит под капотом?Что делать если что-то скрипит под капотом?

    Если из моторного отсека слышится необычный визг или скрип - это, как правило, вина клинового ремня. Поэтому действовать нужно решительно и быстро, ведь речь идет не только о неприятном звуке, а и возможных более серьезн ...

  • «Рыжая болезнь». Почему и где возникает, и какие машины чаще всего ржавеют«Рыжая болезнь». Почему и где возникает, и какие машины чаще всего ржавеют

    Как известно, самой дорогой частью автомобиля является кузов. И хорошо было бы, если б стальные части машины не знали коррозии, но, к сожалению рыжей болезни поддаются практически все автомобили, кто-то раньше, а кто-то  ...

  • Автомобиль в кризис: На чем можно сэкономить?Автомобиль в кризис: На чем можно сэкономить?

    Спад экономики, падение ВВП, девальвация национальной валюты, политическая нестабильность – все эти факторы самым негативным образом влияют на нашу с вами жизнь. Это касается и автомобиля, как предмета, во многих случаях ...