BUGATTI. Художник в технике скорости

Поділитися:

Сегодня немногие знают, что марка Bugatti, олицетворяющая самые дорогие и самые быстрые гиперкары в мире, это одна из старейших автомобильных марок. Компания Bugatti Automobiles S.A.S. начала производить автомобили с 1899 года (после Benz - 1886, Peugeot - 1890, Ford Motor Company - 1896, Adam Opel AG и Renault - 1898, FIAT – 1899).

Основал компанию в 1909 году (официально компания появилась позже первых автомобилей) итальянский дизайнер, автогонщик, конструктор и промышленник Этторе Бугатти (Ettore Bugatti).

Этторе Бугатти, 1881-1947 годыЭтторе Бугатти, 1881-1947 годы

Этторе был старшим ребенком в семье Карло Бугатти (Carlo Bugatti) и Терезы Лориоли (Teresa Lorioli). В семье Бугатти все мужчины посвятили себя искусству. Отец Этторе - был краснодеревщиком и ювелиром, дядя – Джованни Сегантинни – известным художником, дед - Джованни Луиджи Бугатти – скульптором и архитектором.

После начальной школы в Милане, Этторе, вместе со своим младшим братом Рембрандтом (Rembrandt Bugatti) получил образование в Академии изящных искусств Брера. Позже, Рембрандт Бугатти стал известным художником-анималистом.

В 17 лет, работая учеником на заводе по производству велосипедов Prinetti & Stucchi, Этторе Бугатти построил свой первый автомобиль, за который получил золотую медаль на выставке в Милане.

Автомобиль представлял собой трехколесную велосипедную раму, на которой был смонтирован двигатель.

Первый автомобиль Bugatti, 1898 годПервый автомобиль Bugatti, 1898 год

Несмотря на примитивную конструкцию, работа молодого человека заинтересовала графа Гулинелли (Gulinelli), который профинансировал постройку второго автомобиля.

Новый автомобиль появился через два года и также получил золотую медаль Миланской выставки и специальную награду от Французского автомобильного клуба.

К сожалению, смерть графа Гулинелли не позволила продолжить работы над автомобилем, и лицензия на него была продана барону Де Дитриху (Baron de Dietrich), владельцу французской компании De Dietrich, которая в то время занималась и производством автомобилей.

Bugatti Type 2, 1901 годBugatti Type 2, 1901 год

Сам же Этторе Бугатти получил приглашение от барона Де Дитриха переехать в Эльзас и возглавить подразделение по производству автомобилей Lorraine-Dietrich. Да-да, тот самый Лорен-Дитрих – любимая марка Адама Козлевича из "Золотого Теленка", к которой, по его мнению, относилась "Антилопа-Гну".

Приглашение было принято и 2 июля 1902 года Карло Бугатти подписал контракт вместо сына, т.к. Этторе, на тот момент, не достиг возраста 21 года.

Работая в Lorraine-Dietrich, Этторе Бугатти задумал постройку автомобиля для участия в гонках. За основу был взят Type 2, который получил двигатель объемом 12,9 литра и трубчатую раму. Внутри труб рамы циркулировала охлаждающая жидкость. Привод задних ведущих колес остался цепным.

В период с 1902 по 1904 год, компанией Lorraine-Dietrich были выпущены пять моделей (Type 3,4,5,6,7) – разные версии задуманного Бугатти автомобиля, под маркой "De Dietrich, Licence Bugatti".

Bugatti Type 5, 1903 годBugatti Type 5, 1903 год

Работая в Lorraine-Dietrich, Этторе Бугатти на почве больших мощных двигателей и гоночных автомобилей сходится с Эмилем Матисом (Emile Mathis). Молодые люди становятся друзьями и посвящают все свое время конструированию гоночного автомобиля. К сожалению, их увлечение не разделял барон Де Дитрих. Барон считал, что они недостаточно внимания уделяют производству коммерческих автомобилей. В результате возникших разногласий, в 1904 году Бугатти и Матис покидают Lorraine-Dietrich и начинают выпуск в Страсбурге собственных автомобилей под маркой Mathis-Hermes (Licence Bugatti). Несколько экземпляров попавших в Великобританию, по неизвестной причине, имели название "Burlington".

Mathis-Hermes (Licence Bugatti), 1904 годMathis-Hermes (Licence Bugatti), 1904 год

Однако деловое партнерство Бугатти и Матиса продолжалось недолго. В 1906 году Бугатти сконструировал четырехцилиндровый двигатель мощностью 50 л.с., и продал лицензию на его производство немецкой компании Deutz AG. Помимо покупки лицензии на двигатель, Deutz AG предложила Бугатти должность главного инженера завода в Кельне. В 1907 году Бугатти переезжает в Кельн, где конструирует модели Type 8 и 9. А по вечерам, в подвале своего дома, он самостоятельно строит Type 10.

Type 10 имел весьма прогрессивный двигатель конструкции Бугатти. Четырехцилиндровый двигатель объемом 1,1 литра с верхним распределительным валом и двумя клапанами на цилиндр устанавливался на открытую раму с жесткими осями. Причем, передняя ось подвешивалась через полуэллиптические пружины, а задняя – не имела вообще никакой подвески. Тормоза были на задних колесах и приводились в действие тросами от тормозного рычага.

Bugatti Type 10, 1908 годBugatti Type 10, 1908 год

В 1909 году, Бугатти не стал продлевать контракт с Deutz AG, а загрузив в Type 10 свою семью отправился из Кельна в Эльзас в поисках предприятия для производства собственных автомобилей. В городе Молсхайме (Molsheim) он нашел заброшенную красильню, которую использовал в качестве завода для вновь созданной компании Automobiles E. Bugatti.

Первым автомобилем выпущенным новой компанией стал Type 10. Такой же как тот, на котором семья Бугатти приехала в Эльзас и использовался Этторе Бугатти в качестве личного автоомбиля. Type 10 получил от рабочих в Молсхайме прозвище "la baignoire" (ванна) из-за его формы. В 1939 году Этторе капитально отремонтировал свою машину и перекрасил в оранжево-красный цвет, за что его Type 10 получил новое прозвище – "le homard" (омар).

Во время Второй Мировой войны автомобиль был спрятан в гараже в Бордо, где простоял несколько десятилетий, прежде чем попал в собственность частного коллекционера и переехал к новому владельцу в Калифорнию.

Производство Type 10 продолжалось до начала Первой Мировой войны в 1914 году. Специалисты считают, что именно Type 10 и есть первый "чистокровный" (Pur Sang) Bugatti.

На его спортивной версии - Bugatti Type 13, заводской гонщик и "правая рука" Этторе Бугатти – Эрнест Фредерик (Ernest Friederich) занял второе место на Grand Prix Франции в конце июля 1911 года. Эта гонка стала первой и единственной для Bugatti до начала Первой Мировой войны.

Bugatti Type 13. За рулем Эрнест Фредерик. 1911 годBugatti Type 13. За рулем Эрнест Фредерик. 1911 год

В 1912 году было начато производство Type 18. Автомобиль получил 5-литровый двигатель мощностью 100 л.с. При этом привод на ведущие задние колеса оставался цепным.

Известный французский летчик-истребитель Роналд Гаррос (Roland Garros), ставший владельцем Type 18, говорил: "Этот автомобиль позволяет мне ехать по суше с той же скоростью, что и в воздухе – около 160 км/ч".

Bugatti Type 18, 1913 годBugatti Type 18, 1913 год

Несмотря на то, что за автомобилями производства Automobiles E. Bugatti прочно закрепилась репутация самых быстрых, самых роскошных и технологически продвинутых дорожных автомобилей своего времени, в 1913 году Бугатти конструирует для немецкой автомобильной компании Wanderer небольшой автомобиль Type BP1. Недорогой маленький автомобиль получил двигатель объемом 850 куб.см, мощностью 10 л.с. который мог разгонять машинку на велосипедных колесах и массой всего 350 кг, до 60 км/ч. Двигатель работал в паре с 4-х ступенчатой коробкой передач конструкции Bugatti.

Но интерес больший, чем у заказчика Type BP1, проявила французская компания Peugeot. Французы купили лицензию на производство и начали выпуск Type BP1 как модель Peugeot Bebe. С целью еще большего удешевления, на французской машине устанавливалась 2-х ступенчатая коробка передач (позже 3-х ступенчатая).

На Peugeot Bebe было выиграно несколько крупных кольцевых гонок среди автомобилей его класса, а объем производства, впервые для Peugeot, превысил 3000 экземпляров.

Надо сказать, что ни одна другая модель Bugatti никогда не была произведена в таком количестве.

Кроме Peugeot, машину выпускали по лицензии Rabag (Дюсельдорф), Diatto (Турин) и Crossley (Манчестер).

Peugeot Bebe, 1913 годPeugeot Bebe, 1913 год

К началу Первой Мировой войны на заводе Automobiles E. Bugatti в Молсхайме работало 200 человек выпускавших 75 автомобилей в месяц. Но с началом войны производство было остановлено, а Этторе Бугатти вместе семьей перебрался сначала в Милан, а затем в Париж.

Находясь в эвакуации, Этторе занялся разработкой 16-цилиндрового авиационного двигателя U-16. Этот двигатель никогда не выпускался массово и был установлен всего на нескольких самолетах. Но лицензионные выплаты за него дали возможность собрать капитал, необходимый для возобновления производства автомобилей в Молсхайме после войны.

После окончания Первой Мировой войны, в 1919 году Бугатти вернулся в Эльзас и возобновил производство модели Type 13. Число сотрудников Automobiles E. Bugatti возросло до 1000 человек.

В октябре 1919 года на Парижском автосалоне Бугатти выставил три модели, отличавшиеся размером колесной базы: спортивный Type 13 (2000 мм), Type 22 (2250 мм) и Type 23 (2400 мм). Эта серия Bugatti получила название Brescia Bugatti в честь четырех побед на Grand Prix Италии в городе Брешиа.

Всего же на автомобилях Bugatti Type 13 до 1925 года было выиграно больше 400 гонок.

Bugatti Type 23 Brescia, 1919 годBugatti Type 23 Brescia, 1919 год

В 1921 году Бугатти предпринял первую попытку создать большой роскошный автомобиль. Bugatti Type 28, впервые в истории марки, получил 8-цилиндровый двигатель объемом 3 литра и мощностью 90 л.с. Автомобиль впервые был оборудован гидравлическими тормозами на всех четырех колесах.

Но несмотря на успешный показ на Парижском и Лондонском автосалонах и большое число патентов на примененные в машине технические новинки, Type 28 и его гоночная модификация Type 29 были произведены всего в пяти экземплярах каждый.

Bugatti Type 28, 1921 годBugatti Type 28, 1921 год

Следуя спортивным тенденциям времени, Бугатти начал экспериментировать с аэродинамическими параметрами кузова. Первым "аэродинамическим" Bugatti стал Type 29 Cigar на котором было одержано несколько побед в различных Grand Prix 1922 года. Дальнейшим развитием аэродинамической линии стал Type 32 Tank с дизайном в стиле Art Deco построенный в четырех экземплярах. Но автомобиль не оправдал надежд – на Grand Prix Франции лучший из Type 32 Tank был третьим, хотя Этторе был уверен в полной победе своих машин.

Bugatti Type 32 Tank, 1923 годBugatti Type 32 Tank, 1923 год

Однако, спортивные эксперименты требовали средств и зарабатывать их помогала "гражданская" модификация Type 28 – Bugatti Type 30. Этот автомобиль с 8-цилиндровым 2-х литровым двигателем мощностью 80 л.с. не отличался выдающимися характеристиками, но обладал очень высокими показателями качества изготовления, надежности и привлекательным внешним обликом спортивного автомобиля. Кроме того, автомобиль стал одним из родоначальников класса Gran Turismo, что подразумевало возможность его использования как на дорогах общего назначения, так и на гоночных трассах.

Bugatti Type 30 Tourer, 1925 годBugatti Type 30 Tourer, 1925 год

"Золотой век" Bugatti наступил в 1924 году, когда на втором этапе Grand Prix Европы, четыре автомобиля Bugatti Type 35 заняли четыре первых места. Всего же, в период с 24 января 1924 года и по 19 сентября 1925 года, на Bugatti Type 35 было одержано более 500 побед в различных гонках. Type 35 стал одним из самых успешных гоночных автомобилей обеспечив Bugatti около 1800 побед, в том числе 5 побед подряд (1925-1929 годы) в труднейшей гонке Targa Florio. Только после появления легендарной немецкой "серебряной стрелы" Mercedes-Benz W25, автомобиль стал сдавать позиции безоговорочного лидера.

На Type 35 впервые появилась радиаторная решетка в форме подковы и алюминиевые легкосплавные диски.

Bugatti Type 35 Grand Prix, 1927 годBugatti Type 35 Grand Prix, 1927 год

Большинство побед за рулем Bugatti Type 35 принадлежит одному из Великих гонщиков – Луи Широну (Louis Chiron).

Именно в его честь была названа концептуальная модель 1999 года Bugatti EB 18/3 Chiron олицетворявшая современное возрождение марки Bugatti и современный Bugatti Chiron 2016 года.

Луи Широн за рулем Bugatti Type 51, 1932 годЛуи Широн за рулем Bugatti Type 51, 1932 год

В 1926 году успех Type 35 закрепила "младшая" модель - Type 37, в которой шасси и кузов Type 35 сочетались с 1,5-литровым 4-цилиндровым двигателем. Одновременно была выпущена модификация Type 36 в которой впервые применили наддув с помощью механического нагнетателя воздуха.

Bugatti Type 35/36/37 заменили в производственной программе автомобили серии Brescia.

Еще одной невероятно успешной моделью стал Bugatti Type 40 появившийся в 1926 году и произведенный в количестве 800 экземпляров. На Type 40 было выиграно больше гонок, чем на любой другой модели Bugatti, и больше гонок, чем на всех остальные моделях Bugatti вместе взятых.

Коммерческому успеху Type 40 способствовало то, что большая часть машин сходила с конвейера в заводских кузовах Grand Sport, пользовавшихся особым спросом у владельцев Bugatti желавших выглядеть спортивно. Это нововведение стало возможным после прихода в Automobiles E. Bugatti инженера-дизайнера Джозефа Уолтера (Joseph Walter).

Bugatti Type 40 Grand Sport, 1929 годBugatti Type 40 Grand Sport, 1929 год

В 1929 году Этторе Бугатти воплотил свою давнюю мечту - выпустить большой автомобиль, "который был бы больше Hispano-Suiza и Rolls-Royce, чтобы он мог развивать скорость 150 км/ч, и был бы при этом бесшумным. Чтобы гарантия на него составляла пять лет, а каждый узел машины был выше всякой критики". Таким автомобилем, символом марки, стал Bugatti Type 41 Royale. В нем было воплощено видение Бугатти дорогого автомобиля, и он поражал своей амбициозной роскошью, граничащей с безумием.

Например, для получения четких граней прямоугольного блока двигателя объемом 12,7 литров мощностью 300 л.с., его в течении рабочего дня полировали вручную.

Передняя ось Type 41 Royale изготавливалась из толстого стального стержня, который растачивался изнутри, а после подгонки в кузнице ось "пронзали" рессорами (у других автомобилей рессоры проходили над осью). Получалась красивая и стройная конструкция. Но в случае повреждения оси от сильного удара при наезде на камень, восстановить ее первоначальную форму было невозможно.

Салон был отделан натуральным деревом и гобеленами ручной работы, а спицы колес были изготовлены из рояльных струн, которые невозможно было отчистить от дорожной грязи.

Изначальный замысел Бугатти заключался в выпуске всего 25 экземпляров Type 41 Royale, причем приобрести их могли только члены королевских семей. К несчастью, появление автомобиля пришлось на разгар экономического кризиса 30-х годов, поэтому было изготовлено всего 6 автомобилей и 11 кузовов. Из них, нашли своих покупателей (отнюдь, не принадлежавших к монархическим фамилиям) только три Type 41 Royale. А 19 изготовленных заранее двигателей были установлены на железнодорожные локомотивы Bugatti railcars.

Тем не менее Type 41 Royale вошел в историю как символ Bugatti и один из самых дорогих автомобилей.

Все 6 изготовленных автомобилей имели собственные имена и благополучно сохранились до наших дней:

41.110 - Coupe Napoleon. Личный автомобиль Этторе Бугатти. В 1930 (по другим данным в 1931) году попал в аварию, когда Этторе заснул за рулем и после был полностью восстановлен. Оснащен уникальным опытным двигателем объемом 14,7 литра.

Во время Второй Мировой войны вместе с машинами 41.141 и 41.150 был замурован в стенах дома в поместье Ерменовилль (Ermenonville), чтобы уберечь от нацистов. Автомобиль находился в семье пока финансовые трудности не заставили в 1963 году продать его швейцарскому промышленнику и коллекционеру Фрицу Шлумпфу (Fritz Schlumpf). Сейчас автомобиль находится в национальном автомобильном музее Musee National de l'Automobile de Mulhouse в Мюлуз, Франция.

Bugatti Type 41 Royale Coupe Napoleon (41.110), 1929 годBugatti Type 41 Royale Coupe Napoleon (41.110), 1929 год

41.111 - Coup? de ville Binder. Второй построенный автомобиль и первый проданный. Первый владелец - французский производитель одежды Арманд Эсдерс (Armand Esders). По заказу покупателя, автомобиль был окрашен в два оттенка зеленого цвета и на нем отсутствовали фары, т.к. мсье Эсдерс не собирался ездить ночью, а фары, по его мнению, ухудшали внешний вид машины.

Автомобиль много раз менял владельцев и кузова. Во время Второй Мировой войны был спрятан от нацистов в канализационной сети Парижа.

В 1999 году был выкуплен за 20 миллионов долларов Volkswagen AG, для участия в выставках и продвижения бренда Bugatti.

Bugatti Type 41 Royale Coupe de ville Binder (41.111), 1932 годBugatti Type 41 Royale Coupe de ville Binder (41.111), 1932 год

41.121 - Cabriolet Weinberger. Был продан в 1932 году немецкому врачу-акушеру Йозефу Фуксу (Josef Fuchs). После прихода в Германии к власти нацистов, Фукс вместе с автомобилем эмигрировал в Италию, затем в Японию и в 1937 году оказался в Нью-Йорке. Там Bugatti попался на глаза Чарльзу Чайну (Charles Chayne), будущему вице-президенту по инжинирингу корпорации General Motors. Некоторое время спустя, Чайн обнаружил уникальный автомобиль на Нью-Йоркской свалке, куда доктор Фукс сдал его после того как зимой 1937-38 годов система охлаждения замерзла, и он не смог отремонтировать двигатель. Чайн выкупил Royale на свалке за 400 долларов.

В 1946 году он отремонтировал двигатель и восстановил внешний вид автомобиля. Правда, оригинальный черный цвет, Чайн изменил на белый.

В 1958 году семья Чайна пожертвовала автомобиль музею Генри Форда (Henry Ford Museum) в Дирборне, штат Мичиган. Там автомобиль и находится в настоящее время.

Bugatti Type 41 Royale Cabriolet Weinberger (41.121), 1932 годBugatti Type 41 Royale Cabriolet Weinberger (41.121), 1932 год

41.131 - Limousine Park-Ward. Был приобретен в 1933 году капитаном английского флота Кубертом Фостером (Cuthbert W Foster). После нескольких смен владельцев, в 1963 году попадает в коллекцию Фрица Шлумпфа (Fritz Schlumpf). Сейчас автомобиль находится в национальном автомобильном музее Musee National de l'Automobile de Mulhouse в Мюлуз, Франция.

Bugatti Type 41 Royale Limousine Park-Ward (41.131), 1933 годBugatti Type 41 Royale Limousine Park-Ward (41.131), 1933 год

41.141 - Kellner car. Автомобиль принадлежал семье Бугатти и находился в их семейном поместье в Ерменовилле (Ermenonville). В годы Второй Мировой войны, вместе с 41.110 и 41.150 был замурован в стенах дома в Ерменовилле.

В 1950 году автомобиль вместе с 41.150 был продан гонщику Ле Манн Бриггсу Каннигхаму (Briggs Cunningham) за 200 тысяч франков (570 долларов США) и два холодильника General Electric.

В дальнейшем автомобиль несколько раз переходил из одной частной коллекции в другую. Собственность на сегодняшний день не установлена, но в последние годы он несколько раз выставлялся на торги швейцарским брокером Лукасом Хуни (Lukas Huni).

Bugatti Type 41 Royale Kellner car (41.141), 1933 годBugatti Type 41 Royale Kellner car (41.141), 1933 год

41.150 - Berline de Voyage. Последний из изготовленных Type 41 Royale. Не был продан и находился в собственности семьи Бугатти. Во время Второй Мировой войны, вместе с 41.110 и 41.141 был замурован в стенах дома в Ерменовилле, а после войны, в 1950 году автомобиль вместе с 41.141 был продан гонщику Ле Манн Бриггсу Каннигхаму (Briggs Cunningham) за 200 тысяч франков (570 долларов США) и два холодильника General Electric.

После нескольких перепродаж частным коллекционерам находится в коллекции Blackhawk в Данвилл, Калифорния.

Bugatti Type 41 Royale Berline de Voyage (41.150), 1933 годBugatti Type 41 Royale Berline de Voyage (41.150), 1933 год

В 1985 году удалось собрать все 6 автомобилей вместе на автомобильном конкурсе элегантности Pebble Beach Concours d'Elegance в Калифорнии.

Bugatti Type 41 Royale. 1985 годBugatti Type 41 Royale. 1985 год

Но несмотря на коммерческий провал Type 41 Royale, другие новые модели Bugatti пользовались хорошим спросом. Так, в 30-е годы была очень популярна недорогая модель Type 44 и упрощенная модель Type 46 Petit Royale (маленький королевский).

Но самый большой успех компании в начале 30-х годов принесла модель Type 50. Автомобиль оснащался новым 8-цилиндровым двигателем объемом 4,9 литра с двумя верхними распределительными валами и турбонаддувом. Мощность двигателя составляла 225 л.с. Type 50 выпускался в двух исполнениях: Type 50T – гражданский вариант Grand Turismo c длинной колесной базой и Type 50S - спортивная модель с укороченной на 400 мм колесной базой.

Двигатели от Type 50 устанавливались и на самолеты производства Bugatti.

Bugatti Type 50T, 1932 годBugatti Type 50T, 1932 год

Еще один интересный автомобиль появился в производственной программе случайно. Этторе Бугатти подарил своему младшему сыну Роланду уменьшенную копию Type 35 оснащенную электрическим двигателем и разгонявшуюся до 20 км/ч. Об автомобильчике стало известно в деловых кругах и многие обеспеченные люди захотели купить подобную игрушку для своих детей.

Запросов было так много, что машинку поставили на конвейер под названием Bugatti Type 52 Baby.

Bugatti Type 35 (за рулем старший сын - Жан Бугатти) и Bugatti Type 52 Baby (за рулем младший сын – Роланд Бугатти), 1930 годBugatti Type 35 (за рулем старший сын - Жан Бугатти) и Bugatti Type 52 Baby (за рулем младший сын – Роланд Бугатти), 1930 год

К середине 30-х годов, Этторе Бугатти практически отошел от автомобильного направления сосредоточившись на производстве локомотивов Bugatti Railcar и спортивных самолетов Bugatti Racing Plane. Руководство автомобильным бизнесом перешло к старшему сыну Жану Бугатти (Jean Bugatti) занявшего посты главного конструктора и руководителя заводской гоночной команды.

В 1934 году под руководством Жана Буггати было начато производство одной из самых удачных моделей – Type 57, сочетавшей роскошное исполнение со спортивным характером. Автомобиль выпускался в 4-х вариантах: купе Type 57, кабриолет Type 57S и их же версии с турбонаддувом - Type 57C и Type 57CS соответственно. Впервые, для Type 57 предлагалось 5 вариантов заводских кузовов названия которых относились к знаменитым альпийским перевалам, гонкам и греческой мифологии: Galibier, Stelvio, Ventoux, Aravis и Atalante.

Bugatti Type 57 Sports Saloon, 1934 годBugatti Type 57 Sports Saloon, 1934 год

Для участия в гонках была подготовлена аэродинамическая спортивная версия Type 57G Tank на которой были одержаны победы в 24-часовых гонках Ле Манн (1937 и 1939 годы) и Grand Prix Франции тест-пилотами Bugatti и выдающимися гонщиками – Пьером Вейроном (Pierre Veyron) и Жан-Пьером Вимиллем (Jean-Pierre Wimille). В честь этой эпохальной для компании победы, и принесшего ее Пьера Вейрона, был назван суперкар впервые представленный в 1999 году - Bugatti EB 18.4 Veyron.

Пьер Вейрон, Жан Бугатти и Жан-Пьер Вимилль возле Bugatti Type 57G Tank, 1937 годПьер Вейрон, Жан Бугатти и Жан-Пьер Вимилль возле Bugatti Type 57G Tank, 1937 год

11 августа 1939 года, во время тестового заезда на автомобиле Bugatti Type 57G Tank, принесшем победу в Ле Манн 1939 года, Жан Бугатти попал в автокатастрофу. 30-летний гонщик на скорости около 200 км/ч пытался объехать велосипедиста, выехавшего на трассу через дырку в заборе. Автомобиль Жана Бугатти вылетел с трассы и врезался в дерево.

Жан Бугатти и Bugatti Type 41 Royale Coupe de ville Binder (41.111 оригинальный кузов), 1932 годЖан Бугатти и Bugatti Type 41 Royale Coupe de ville Binder (41.111 оригинальный кузов), 1932 год

Начавшаяся вскоре Вторая Мировая война заставила свернуть производство автомобилей, а в 1940 году немецкие оккупационные власти вынудили Этторе Бугатти продать завод в Молсхайме за 150 миллионов франков немецкому предпринимателю Хансу Триппелю (Hans Trippel), который развернул на Bugatti производство десантных судов.

Война превратила завод в Молсхайме в руины. Но для Бугатти оказалось выгоднее восстанавливать старый завод, чем строить новый на купленной земле в пригороде Парижа Левалуа (Levallois).

Бугатти подал в суд исковое заявление о возвращении ему прав на предприятие, которое французское правительство хотело экспроприировать. А пока длилось судебное разбирательство, восстанавливал завод, производство автомобилей и руководил подготовкой новых моделей.

Но в разрушенной Европе не было спроса на дорогие автомобили. Держаться "на плаву" компании позволяли финансовые накопления созданные за 40 лет работы. Лишь в 1947 году, Bugatti смогла подготовить новую модель, показанную на Парижском автосалоне – Bugatti Type 73. Автомобиль был представлен в двух вариантах: гражданский Type 73A и гоночный Type 73С.

Bugatti Type 73A, 1947 годBugatti Type 73A, 1947 год

Через две недели после показа Type 73, Этторе Бугатти не стало. Он умер в возрасте 66 лет так и не дождавшись судебного решения об удовлетворении его иска о возвращении в собственность завода в Молсхайме.

Смерть великого конструктора и предпринимателя оказалась сильным ударом и для семьи, и для сотрудников компании.

Управление компанией принимает младший сын - Роланд Бугатти. Под его руководством компания готовит показанный на Парижском салоне 1951 года Bugatti Type 101. По сути, машина представляла перелицованный Type 57 в новом кузове и гидравлическими тормозами. Ее характеристики не соответствовали современным показателям того времени, и она была неспособна конкурировать с одноклассниками на рынке.

Bugatti Type 101, 1951 годBugatti Type 101, 1951 год

Роналд Бугатти попытался сделать гоночные автомобили. Но сконструированный для Formula 1 прототип Bugatti Type 251 принял участие только в одной гонке, а концепт небольшого спортивного автомобиля Bugatti Type 252 так и остался невостребованным.

Bugatti Type 252, 1955 годBugatti Type 252, 1955 год

Звезда Bugatti начала стремительно угасать. На разработку и выпуск новых моделей уже не хватало средств. В 1956 году после 47 лет работы и выпуска 7900 автомобилей, компания остановила производство. Какое-то время, она продолжала функционировать, выполняя работы по техническому обслуживанию выпущенных ранее автомобилей и за счет производства двигателей для военной техники.

В 1959 Роланд Бугатти подготовил прототип Bugatti Type 451 V12 - одну из самых мощных спортивных машин того времени. Но сил и средств на ее доводку уже не было.

В июле 1963 года Bugatti была продана своему извечному конкуренту - компании Hispano-Suiza. И хотя Hispano-Suiza, к тому времени, уже не занималась производством автомобилей, она немедленно уничтожила своего давнего конкурента, распорядившись прекратить все работы по автомобилям и заняться производством авиационного оборудования.

В 1968 году Hispano-Suiza была куплена компанией по производству авиационных двигателей Snecma, которая в 1970 году объединяется с производителем авиационных шасси Messier. После слияния, новая компания получает название Messier-Hispano-Bugatti. В 1977 году название меняется на Messier-Bugatti.

В 1987 году итальянский предприниматель и автодилер Романо Артиоли (Romano Artioli) приобретает все права на торговую марку Bugatti и регистрирует компанию Bugatti Automobili S.p.A.

Артиоли поручает архитектору Джампаоло Бенедини (Giampaolo Benedini) строительство нового завода в пригороде Модены - Кампогалльяно (Campogalliano). Строительство было начато в 1988 году параллельно с началом работ по проектированию новой модели Bugatti. Руководство проектом по созданию "самого быстрого автомобиля в мире" было поручено известным мастерам, создавшим Lamborghini Miura и Lamborghini Countach - Паоло Станзани (Paolo Stanzani) и Марчелло Гандини (Marcello Gandini). Их проект нового суперкара Bugatti оснащенного двигателем V12 объемом 3.5 литра с двойным турбонаддувом, пятью клапанами на цилиндр, мощностью 560 л.с., шасси изготовленном из углеродного полимера и с полным приводом был готов в 1989 году. Автомобиль разгонялся до 100 км/ч за умопомрачительные 3,4 сек.

В следующем, 1990 году, был готов к началу производства новый завод Bugatti Automobili S.p.A.

Завод Bugatti Automobili S.p.A. в Кампогалльяно, 1992 годЗавод Bugatti Automobili S.p.A. в Кампогалльяно, 1992 год

Официальная премьера Bugatti EB110 состоялась 15 сентября 1991 года в день 110-й годовщины со дня рождения основоположника марки Этторе Бугатти. Индекс в названии автомобиля означал – Ettore Bugatti 110. Два автомобиля были выставлены в Париже одновременно: один в Версальском дворце, а второй – перед Большой аркой Дефанс. В презентации Bugatti EB110 принимал участие знаменитый французский киноактер Ален Делон (Alain Delon).

Bugatti EB110 на Елисейских полях, Париж 15 сентября 1991 года. На пассажирском месте – Ален ДелонBugatti EB110 на Елисейских полях, Париж 15 сентября 1991 года. На пассажирском месте – Ален Делон

В 1992 году была запущена в производство облегченная версия Bugatti EB110 SS с более мощным двигателем (611 л.с.) позволявшим разогнать автомобиль до 100 км/ч за 3,3 сек. Максимальная скорость SS (Super Sport) составляла 355 км/ч.

В качестве рекламной поддержки проекта по возрождению легендарной марки, в 1994 году Михаэль Шумахер (Michael Schumacher) приобрел Bugatti EB110 SS желтого цвета за 380 тысяч долларов.

Bugatti EB 110 SS и Михаэль Шумахер, Кампогалльяно 1994 годBugatti EB 110 SS и Михаэль Шумахер, Кампогалльяно 1994 год

Но в 1995 году для Bugatti опять наступили тяжелые времена. Воодушевленный первым успехом, Романо Артиоли совершает два амбициозных поступка: выпускает спорный 4-х дверный седан Bugatti EB112 и с целью расширения и технического развития покупает английскую компанию Lotus. Оба проекта запущенные одновременно оказались большой авантюрой, приведшей Bugatti Automobili S.p.A. к банкротству.

Bugatti EB112, 1995 годBugatti EB112, 1995 год

Все права на торговую марку, производство, техническую документацию, а также оставшиеся в разной степени готовности EB110 и детали к ним выкупила компания из Нюрнберга Dauer Racing GmbH, которая продолжила выпуск автомобиля под маркой Dauer EB110. Всего было изготовлено 126 экземпляров Bugatti EB110 и 12 экземпляров Dauer EB110.

Оставшиеся на заводе в Кампогалльяно шасси впоследствии использовала компания "B Engnneering", собравшая бывших инженеров Bugatti Automobili S.p.A., для создания экстравагантного суперкара Edonis.

В 1998 году, судьбой одной из старейших марок заинтересовался глава концерна Volkswagen AG Фердинанд Пих (Ferdinand Piech). В результате переговоров, в мае 1998 года Volkswagen AG приобретает все права собственности на марку Bugatti. Поскольку, завод в Молсхайме принадлежал компании Snecma, Фердинанд Пих принял решение о строительстве нового завода рядом, т.к. "Bugatti могут быть произведены только в Молсхайме, в том месте, где начал рождаться бренд Bugatti". Вход на завод (студию) украсили старые заводские ворота, а на территорию перенесли оранжерею, построенную Этторе Бугатти. Кроме того, Volkswagen выкупил фамильное поместье Бугатти - Шато Сен-Жан (Chateau Saint Jean) и после реставрации разместил в нем штаб-квартиру Bugatti Automobiles S.A.S.

Штаб-квартира Bugatti Automobiles S.A.S. Шато Сен-Жан, Эльзас, ФранцияШтаб-квартира Bugatti Automobiles S.A.S. Шато Сен-Жан, Эльзас, Франция

Знаменитому итальянскому ателье ItalDesign под руководством маэстро Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro) была поручена разработка стеклопластикового кузова-купе для новой концептуальной модели Bugatti EB118.

Фантастический концепт с 18-цилиндровым двигателем мощностью 555 л.с. был представлен публике на Парижском автошоу 1998 года.

Позже, в 1999 году Bugatti EB118 была показана на Токийском автосалоне и вторично на Парижском.

Bugatti EB118, 1998 годBugatti EB118, 1998 год

На Парижском салоне 1999 года, Bugatti EB118 демонстрировался вместе с новым концептом – 4-х дверным седаном Bugatti EB218 в алюминиевом кузове (технология Audi – ASF), подготовленном ItalDesign.

Bugatti EB218, 1999 годBugatti EB218, 1999 год

Но по-настоящему новое время Bugatti началось с показа на Франкфуртском салоне в сентябре 1999 года прототипа Bugatti EB 18/3 Chiron на полноприводной платформе от Lamborghini Diablo VT и названного в честь знаменитого французского автогонщика Луи Широна….

Bugatti EB 18/3 Chiron, 1999 годBugatti EB 18/3 Chiron, 1999 год

… а спустя всего несколько недель Bugatti сделала сенсацию на Токийском автосалоне 1999 года, показав концепт Bugatti EB 18/4 Veyron, получившего имя в честь победителя Ле Манн 24 Пьера Вейрона, подготовленный дизайн-центром Volkswagen. Проектом руководил Хартмут Варкусс (Hartmut Warkuss), дизайн интерьера выполнен Йозефом Кабаном (Jozef Kaban).

Bugatti EB 18/4 Veyron, 1999 годBugatti EB 18/4 Veyron, 1999 год

В 2000 году на мотор-шоу в Детройте, Париже и Женеве Bugatti Automobiles S.A.S. демонстрирует новый концепт - Bugatti EB 16/4 Veyron с 8-литровым 16-цилиндровым двигателем мощностью 630 л.с.

Bugatti EB 16/4 Veyron, 2000 годBugatti EB 16/4 Veyron, 2000 год

А уже в следующем, 2001 году, на Международном автошоу во Франкфурте был представлен предсерийный Bugatti 16.4 Veyron с 8-литровым двигателем оснащенном четырьмя турбинами, мощностью 1001 л.с. и крутящим моментом 1250 Нм.

На подготовку серийного производства и доводку модели ушло несколько лет. 29 апреля 2005 года в тестовых заездах на Bugatti 16.4 Veyron была зафиксирована максимальная скорость свыше 400 км/ч.

И в сентябре 2005 года с конвейера завода-студии в Молсхайме сошли первые серийные образцы Bugatti 16.4 Veyron.

Первый серийный Bugatti 16.4 Veyron, 2005 годПервый серийный Bugatti 16.4 Veyron, 2005 год

В августе 2008 года на автомобильном конкурсе элегантности Pebble Beach Concours d'Elegance в Калифорнии была представлена открытая версия (родстер) Bugatti 16.4 Veyron Grand Sport поступившая в продажу в 2009 году. На аукционе Gooding & Company, автомобиль под номером 1 был продан за 3,2 миллиона долларов США.

Bugatti 16.4 Veyron Grand Sport, 2009 годBugatti 16.4 Veyron Grand Sport, 2009 год

В честь 100-летнего юбилея компании, в сентябре 2009 года, на вилле d'Este Concorso d'Eleganza были представлены четыре автомобиля Bugatti 16.4 Veyron в специальной версии Centenaire. Автомобили были окрашены в гоночные цвета стран внесших наибольший вклад в развитие автомобиля и автоспорта и получили собственные имена в честь великих гонщиков: синий – Жан-Пьер Вимилль (Jean-Pierre Wimille), Франция; красный – Акилле Варци (Achille Varzi), Италия; зеленый – Малькольм Кэмпбелл (Malcolm Campbell), Великобритания и белый – Херманн Лайнинген (Hermann Leiningen), Германия.

Bugatti 16.4 Veyron Centenaire, 2009 годBugatti 16.4 Veyron Centenaire, 2009 год

В 2010 году необычным способом была представлена модернизированная версия - Bugatti 16.4 Veyron Super Sport. Автомобиль в присутствии представителей немецкого агентства технической инспекции (T?V) и представителей Книги рекордов Гиннесса впервые был продемонстрирован на гоночном треке, где на нем были выполнены заезды на рекорд скорости. По результатам двух заездов была зафиксирована максимальная скорость 431.072 км/ч, что сделало Super Sport самым быстрым серийным спортивным автомобилем в мире. Правда, не обошлось без курьезов. В скором времени, Книга рекордов Гиннесса лишила Bugatti Veyron Super Sport этого рекорда, на том основании, что серийные автомобили имеют активированный ограничитель скорости, чем отличаются от участвовавшего в заезде автомобиля. Но через несколько дней, после ряда независимых экспертиз, оставила присуждение рекорда за Bugatti 16.4 Veyron Super Sport, признав, что ограничитель скорости не меняет дизайн автомобиля, настройки шасси и трансмиссии и параметры двигателя.

Bugatti 16.4 Veyron Super Sport, 2010 годBugatti 16.4 Veyron Super Sport, 2010 год

Рекордный автомобиль был показан широкой публике в начале лета 2010 года на автомобильном конкурсе элегантности Pebble Beach Concours d'Elegance в Калифорнии. Характеристики автомобиля – мощность 1200 л.с., крутящий момент – 1500 Нм и время разгона до 100 км/ч за 2,5 сек произвели сильное впечатление на публику.

Через два года, на Женевском автосалоне 2012 года, была показана аналогичная модернизация родстера - Bugatti Veyron 16.4 Grand Sport Vitesse, способного разгоняться до 410 км/ч, что делало его самым быстрым серийным родстером в мире.

В апреле 2013 года был официально зарегистрирован рекорд скорости – 408,84 км/ч для родстера со снятой крышей установленный на Bugatti Veyron 16.4 Grand Sport Vitesse.

Bugatti Veyron 16.4 Grand Sport Vitesse, 2012 годBugatti Veyron 16.4 Grand Sport Vitesse, 2012 год

В том же, 2013 году, читатели и редакционная коллегия Британского автомобильного журнала Top Gear (BBC) проголосовали за Bugatti Veyron, как за "самый выдающийся автомобиль последних 20 лет" (the greatest car of the past 20 years). В голосовании приняли участие 100000 человек сделавших свой выбор из 50 представленных на конкурс моделей.

Последний Bugatti Veyron весной 2015 года был представлен на Женевском автосалоне в прощальной версии родстера Grand Sport Vitesse La Finale.

Bugatti Veyron 16.4 Grand Sport Vitesse La Finale, 2015 годBugatti Veyron 16.4 Grand Sport Vitesse La Finale, 2015 год

С 2005 по 2015 года Bugatti Veyron разошелся тиражом 450 экземпляров по средней цене в 2,3 миллиона евро. Начальная стоимость более дешевого купе стартовала от 1 миллиона евро, а родстера – от 1,4 миллиона евро. При этом "базовая" комплектация включала всего лишь шесть подушек безопасности, легкосплавные диски размером 20 дюймов, би-ксеноновые фары, высококлассную отделку салона, ABS, EBD, ESP, премиальную аудиосистему Puccinni, двухзонный климат-контроль, электростеклоподъемники и лаунч-контроль.

Но уже весной 2016 года, на Женевском автосалоне, был представлен наследник - Bugatti Chiron — новый серийный гиперкар компании.

Bugatti Chiron, сконструированный Ахимом Аншайдтом (Achim Anscheidt), оснащается 8,0 литровым квадротурбированным двигателем W16, обладает мощностью 1500 л. с. и крутящим моментом 1600 Нм. Он позволяет развить 100 км/ч за 2,4 секунды, 200 км/ч — за 6,1 секунды, 300 км/ч — за 13,1 секунды, а 400 км/ч — за 32,6 секунды.

Максимальная скорость Bugatti Chiron ограничена на уровне 420 км/ч, а без ограничителя автомобиль способен развивать 465 км/ч.

Bugatti Chiron, 2016 годBugatti Chiron, 2016 год

Первые 200 автомобилей Bugatti Chiron при стартовой цене 2,4 миллиона евро были проданы до начала официальных поставок. Всего запланировано к выпуску 500 автомобилей этой модели.

На Франкфуртском автошоу 2017 года, Bugatti объявила об установлении нового рекорда в ускорении 0-400-0 км/ч за 41,96 сек. Заезды проводились на скоростном треке Эхра-Лесен (Ehra-Lessien), управлял автомобилем знаменитый гонщик Formula 1 – колумбиец Хуан Пабло Монтойя (Juan Pablo Montoya).

Bugatti Chiron и Хуан Пабло Монтойя, 2017 годBugatti Chiron и Хуан Пабло Монтойя, 2017 год

01 октября 2017 года компания Koenigsegg заявила о побитии рекорда Bugatti Chiron. При тестировании перед отправкой клиенту своего автомобиля Koenigsegg Agera RS, пилотом Никласом Лилья (Niklas Lilja) был проведен заезд по циклу 0-400-0 км/ч на бетонной взлетно-посадочной полосе в Ванделе (Vandel), Дания. Зафиксированное время разгона составило 36,44 сек. Однако, для мирового рекорда требуется два заезда во встречных направлениях. Поскольку это требование не было соблюдено, мировой рекорд остался за Bugatti Chiron.

На Женевском мотор-шоу 2018 года была продемонстрирована новая, облегченная, версия Chiron - Bugatti Chiron Sport. Технически, модель идентична базой версии, но благодаря широкому применению деталей из углеволокна стала легче на 18 кг. Также, Chiron Sport получил новые настройки шасси и рулевого управления.

В 2018 году компания Bugatti рассчитывает установить на Chiron Sport новый мировой рекорд скорости. Сейчас самым быстрым серийным автомобилем является американский гиперкар Hennessey Venom GT разогнавшийся в варианте купе до 435 км/ч, а в варианте родстера — до 427,3 км/ч.

Bugatti Chiron Sport, 2018 годBugatti Chiron Sport, 2018 год

Стартовая цена Bugatti Chiron Sport – от 2,65 миллиона евро. Первые покупатели смогут получить свои машины в конце 2018 года.

По словам президента Bugatti Automobiles S.A.S. Стефана Винкельманна (Stephan Winkelmann): "Для нас важно сохранить уникальный характер Bugatti, его сочетание максимальной мощности, ускорения и максимальной скорости с роскошью, комфортом и повседневной практичностью".

Т.е. спустя более чем 100 лет, дело начатое Этторе Бугатти продолжается ….

26 марта 2018 года. , специально для InfoCar.ua

Оцініть статтюtable=infocar_main2.mats__mats&id=10032 (оцінок - 9, середній бал - 5) жах погано так собі добре супер

Обговорення статті

Darkngs  

Обожаю эти ваши статьи!

+5ВІДПОВІСТИ  
OlegPogrebniakFM  

Класс!

+1ВІДПОВІСТИ  
OlegPogrebniakFM  

Вы лучшие

+1ВІДПОВІСТИ  

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація

Також читайте:
  • TESLA - человек, автомобиль, космический корабль.TESLA - человек, автомобиль, космический корабль.

    Все началось с идеи пришедшей в голову американского инженера-электрика и предпринимателя Мартина Эберхарда (Martin Eberhard). Мечтая иметь собственный спортивный автомобиль, он решил, что в его "идеальном" автомобиле не ...

  • Lamborghini. Месть по-ИтальянскиLamborghini. Месть по-Итальянски

    Впечатленный своим открытием (что многие детали точно такие же, как и в тракторах) и оставаясь обиженным от нанесенного ему оскорбления, Ферруччо Ламборгини принимает решение отомстить Феррари и "создать лучший Ferrari,  ...

  • Мазерати. Сплав скорости, техники и искусстваМазерати. Сплав скорости, техники и искусства

    История Maserati, это история семьи машиниста железной дороги Родолфо Мазерати и его жены Каролины Лози, в которой было семеро сыновей: Карло, Биндо, Альфьери, Альфьери, Марио, Этторе и Эрнесто ...

  • Практичный не значит скучный. История рождения хот-хэтчаПрактичный не значит скучный. История рождения хот-хэтча

    Горячие хетчбэки – это в первую очередь автомобили, которые отличаются от стандартных моделей динамическими характеристиками, но при этом сохраняют практичность «базовых» хетчбэков ...

  • Вальтер де Сильва. Властелин линийВальтер де Сильва. Властелин линий

    Что общего между Volkswagen Up! и Bugatti Veyron? А что же может быть общего между городским супермини и дорожным суперкаром – удивятся одни. Они производятся одним концерном – справедливо заметят другие ...