«Лысая» зима. Чем опасны изношенные шины?

Поділитися:

В конце февраля InfoCar.ua рассказывал о самом северном полигоне для испытания шин. Так вот, в Ивало мы летали не только для того, чтобы поглазеть на «Белый ад». Одним из ключевых пунктов программы нашего пребывания в Лапландии было прямое сравнение новых и изношенных, а также полноценных зимних и всесезонных шин на скользком покрытии. Результаты получились весьма занимательными.

Местом эксперимента был трек №6, оборудованный на одном из трех использующихся в «Белом аду» замерзших озер. Трек состоит из двух участков – линейного для отработки экстренных торможений и пилотажного кольца. Конфигурация пилотажного кольца не сложная, но с парочкой коварных мест, где риск «потерять» автомобиль особенно велик. В одном случае это почти 180-градусная шпилька, перед которой следует сбросить скорость до минимума, в другом – вираж под 90 градусов, в третьем – торможение после скоростной дуги, где даже с учетом запорошенного снегом льда удается разогнаться до 80-90 км/час. В любом случае, скольжения гарантированы. Вопрос лишь в том, при какой скорости автомобиль теряет устойчивое сцепление, насколько возникшее скольжение поддается контролю и как быстро удастся остановить автомобиль в экстренной ситуации? В каждом из этих аспектов шины играют ключевую роль.

Первая пара дуэлянтов – новенький комплект шин Hakkapeliitta 8 и старые Hakkapeliitta 5 с глубиной канавок протектора примерно 4 мм. Обе модели шипованные и обе установлены на хэтчи Volkswagen Golf с механическими коробками передач. Сначала пробую «восьмерку» на пилотажной трассе. Первые круги прохожу осторожно - привыкаю к сколькому покрытию и изучаю повороты. На скорости до 30 км/час новые шипованные шины ведут Golf как по рельсам. Немного освоившись, начинаю прощупывать повороты один за другим - чуть позже торможу, чуть раньше открываю «газ». Скорость постепенно растет, а вместе с ней приходят и первые ошибки. К ним-то я для чистоты эксперимента и стремился! Достаточно небольшого перебора со скоростью, чтобы Golf стащило с траектории, но Hakkapeliitta 8 все еще обеспечивает контроль над машиной. До определенного порога, конечно. Стоило мне чуть переоценить ситуацию в шпильке, попробовать пройти ее быстрее, да еще и лихо крутанув руль, и тут уж никакие шины не спасут. Корма обогнала передок. Разворот.

В целом должен констатировать, что за рулем я чувствовал себя вполне уверенно и после десятка кругов с энтузиазмом свернул на линейный участок для замера тормозного пути. По инструкции мне нужно было разогнаться до 75 км/час и в строго обозначенном месте положить педаль тормоза «в пол». Делаю несколько попыток – 51-52 метра.


Интересно, как же в аналогичной ситуации поведут себя изношенные Hakkapeliitta 5? Тут же пересаживаюсь во второй Golf, разгоняюсь до 75 км/час, торможение и… 65 метров! Разница минимум в три корпуса – это очень много! Но еще веселей оказалось на пилотажном кольце. Веселей – в прямом смысле слова. Фактически любое движение рулем на скорости выше 30 км/час приводило к скольжению. И чем выше скорость, тем труднее с этим скольжением справиться. На закрытом ледяном треке такое поведение автомобиля приносит массу удовольствия, но я бы не хотел оказаться в подобной ситуации в городском потоке. Совершенно не горю желанием общаться ни с полицией, ни со страховщиками, ни с рихтовщиками.

Думаю, вы не удивитесь, если скажу, что примерно такая же разница в эффективности наблюдается между зимними шипованными шинами и «всесезонками». Чтобы почувствовать ее, я поочередно обкатал два полноприводных Audi Q5, «обутых» в Hakkapeliitta 8 и Rotiiva AT. Даже с учетом неотключаемого ESP и его непрерывного вмешательства в процесс управления автомобилем, всесезонные шины по всем статьям проиграли шипованным Hakkapeliitta 8, не обеспечив даже близкого уровеня сцепления, управляемости и тормозных свойств. Там, где финская «восьмерка» тормозит на льду с 75 км/час до полной остановки за 60 метров, не менее финская «всесезонка» едва справляется за 75 метров. И пусть более справедливым было бы сравнение всесезонных шин с фрикционными, а не шипованными зимними, выводы, тем не менее, очевидны.


Есть в жизни такие вещи, которые не терпят наплевательского отношения, потому что цена его может оказаться слишком высокой. Одна из таких вещей – шины вашего автомобиля. Конечно, времена нынче непростые, далеко не у всех есть возможность купить лучшие и самые дорогие модели, но это не значит, что можно махнуть рукой и ездить на чем попало, подвергая риску себя и окружающих. Всегда можно найти решение и выбрать шины с меньшим ценником, но подходящими характеристиками. Зимой на автомобиль должны быть установлены зимние шины, летом – летние. И всегда глубина их протектора должна быть достаточной для безопасного вождения – не меньше 4 мм. Ремонт автомобиля, как правило, дороже нового комплекта шин, жизнь и здоровье – бесценны.

Берегите себя!

23 марта 2016 года. , InfoCar.ua

Оцініть статтюtable=infocar_main2.mats__mats&id=9693 (оцінок - 10, середній бал - 5) жах погано так собі добре супер

Обговорення статті

vittiv  

Я серьезно отношусь к вопросу замены шин по сезонам. Думаю статья будет полезна для тех несерьезных водителей, которые своей безответственностью могут создать аварийные ситуации на дорогах. Всегда слежу за состоянием резины на своем авто.

+1ВІДПОВІСТИ  

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація

Також читайте:
  • Welcome to Hell! Самый северный полигон для испытаний шинWelcome to Hell! Самый северный полигон для испытаний шин

    Welcome to Hell! White Hell! Такими словами приветствуют журналистов сотрудники Nokian Tyres у ворот знаменитого испытательного полигона «Белый ад» в Ивало. ...

  • Тест зимних шин Nokian Hakkapeliitta R2Тест зимних шин Nokian Hakkapeliitta R2

    Два с лишним года назад, осенью 2013-го, компания Nokian Tyres вывела на рынок шину Hakkapeliitta R2 и нанесла тем самым серьезный удар по конкурентам. После первых же испытаний эксперты в один голос заявили, что Hakkape ...

  • Зима пришла: Учимся «читать» маркировку шин и дисковЗима пришла: Учимся «читать» маркировку шин и дисков

    Межсезонье, особенно затянувшееся, как в этом году – время, когда вопрос замены шин стоит особенно остро. Оглянуться не успеем, как на дорогах прочно обоснуются гололедица и снег. К этому моменту (если по какой-то нелепо ...

  • Тест летних шин Nokian Hakka Green 2Тест летних шин Nokian Hakka Green 2

    Первое поколение летних шин Nokian Hakka Green пользовалось большим спросом. Что неудивительно, ведь при достаточно демократичной для шин премиального бренда цене, они обладали низким сопротивлением качению и вели себя н ...

  • Тест летних шин Nokian Hakka BlueТест летних шин Nokian Hakka Blue

    Летняя шина Nokian Hakka Blue вышла на рынок еще в 2012 году и с тех пор многократно принимала участие во всевозможных тестах. Причем, почти всегда она если не выигрывала, то занимала высокие места, на равных соперничая  ...