Fisker. Игры с кармой

Поділитися:

Автомобили американской компании Fisker для Украины - самая настоящая диковинка. Многие вообще никогда об этой марке не слышали и уж тем более не видели гибридный премиум-седан Fisker Karma на наших дорогах. InfoCar.ua точно знает, что как минимум одна такая машина в Украине есть. И пусть формально Fisker обанкротилась в 2013 году, в ее истории не так давно произошел крутой поворот, который позволяет надеяться, что марка не только выживет, но и порадует нас новыми моделями. А пока давайте вспомним, откуда взялась компания Fisker и как она прожила свою короткую “первую жизнь”.

Хенрик всемогущий

Если взглянуть на список автопроизводителей, добрая половина из них носит имя своего основателя. И в этом нет ничего предосудительного. Особенно если основатель – человек достойный и заслуженный. Такой как Хенрик Фискер. Получив образование дизайнера, в 1989 году датчанин устроился на работу в мюнхенскую дизайн-студию BMW. Вскоре его старания и талант заметили, доверив создание облика концепт-кара Z07, а после и серийной версии родстера Z8 – того самого, на котором Пирс Броснан в роли Джейма Бонда спасал мир в одной из серий Бондианы («И целого мира мало»).

Успех модели привел к тому, что Хенрик Фискер пошел на повышение, возглавив подконтрольную BMW компанию Designworks USA, специализировавшуюся на индустриальном дизайне. Но что-то в этой работе датчанину не понравилось или у рекрутеров Ford нашлись такие предложения, перед которыми Хенрик не смог устоять, но ровно через год, то есть в 2001 году, Фискер стал шеф-дизайнером Aston Martin, потом возглавил глобальную дизайн-студию Ford в калифорнийском Ирвине и даже вошел в состав совета директоров Aston Martin.

Хенрик Фискер и одно из его творений - купе Thunderbolt на базе Aston Martin VanquishХенрик Фискер и одно из его творений - купе Thunderbolt на базе Aston Martin Vanquish

Все это время Фискер не переставал рисовать. Его перу принадлежат потрясающе красивые Aston Martin DB9 и Vantage. И тут, неожиданно для многих своих коллег, в 2004 году Хенрик покидает насиженное место и вместе с таким же бывшим сотрудником BMW и Ford, но из конструкторского отдела, немцем Бернардом Келером, уже в январе 2005-го открывает в Штатах компанию Fisker Coachbuild.

Молодые и амбициозные, Фискер и Келер мечтали самостоятельно строить автомобили. Над ними подшучивали, в них не верили, а они взяли, да сделали.

Своя дорога

Первым автомобилем, несшим на себе имя Хенрика Фискера, стал кабриолет с жестким верхом Tramonto, построенный на базе Mercedes-Benz SL55 AMG. Было бы слишком самонадеянно сразу браться за разработку всех компонентов машины, поэтому за основу была взята готовая конструкция, доработанная с помощью партнеров. В результате чего, в частности, мощность 5,5-литрового бензинового V8 довели до 610 л. с., что позволило кабриолету «выстреливать» с места до 100 км/час за 3,8 секунды. Ну а дизайн, конечно же, принадлежит перу Хенрика. Датчанин как всегда угадал потребности и ожидания потенциальных клиентов, а потому нет ничего удивительного в том, что интерес к Tramonto появился незамедлительно. Хотя, по факту, из 150 запланированных экземпляров кабриолета реально было построено лишь 15. Зато каждый из них уникален. Особенной последний, под капот которого по желанию клиента установили не V8, а V12, выдающий 700 л. с. мощности.

Fisker TramontoFisker Tramonto

Как бы там ни было, первый успех окрылил Хенрика, и тот взялся за работу над следующей моделью (вернее, работа над обеими моделями велась параллельно). На этот раз за основу было взято уже другое шасси – от BMW 6-й серии, а результатом стала не «открытка», а купе, получившее имя Latigo CS. Трехдверка отличалась специфическим в некотором отношении дизайном с узкой оптикой, но взгляды она притягивала неизменно. И спрос на нее оказался выше, чем на Tramonto. Во всяком случае, 150 запланированных экземпляров компания Fisker Coachbuild продала и даже подготовила рестайлинговую версию модели, с еще более узкими задними фонарями и весьма оригинальным оформлением переднего бампера.

Fisker Latigo CSFisker Latigo CS

Но все это было лишь разминкой перед рождением главной модели в истории компании Fisker.

В шаге от успеха

В 2007 году Хенрик Фискер основал новую компанию - Fisker Automotive. Только отныне его партнером выступал не только Бернард Келер, но и компания Quantum Technologies (один из мировых лидеров в создании гибридных автомобилей), а также несколько частных инвесторов. Сделано это было для того, чтобы привлечь дополнительные ресурсы и средства, в том числе государственные гранты, для реализации масштабного проекта по созданию гибридного премиум-седана. Когда все сложилось воедино, родилось многозначительное название Karma, и уже через год на автосалоне в Детройте Хенрик представлял концепт автомобиля, который, по его мнению, должен был произвести фурор.

Машина получилась - загляденье! И по дизайну, и по оснащению всевозможными “девайсами”, и по отделке кожей, алькантарой и прочими премиальными материалами. И по технологиям, конечно, ведь движущей силой Karma выступает силовая установка Q-Drive, состоящая из 260-сильной 2-литровой бензиновой «четверки» с турбонаддувом и прямым впрыском, а также двух вращающих задние колеса электромоторов мощностью 74 л. с. каждый. Суммарная отдача гибридной системы составляет 408 «лошадок», которые обеспечивают автомобилю разгон с места до 100 км/час за 5,8 секунды при максимальной скорости в 200 км/час. При этом Karma может передвигаться, используя только электротягу, но запас хода в этом случае не превышает 80 км. Но даже при использовании ДВС средний расход топлива на 100 км пути впечатляет – всего 2,4 литра.

Fisker KarmaFisker Karma

Из прочих интересных технических особенностей автомобиля стоит отметить оригинальную конструкцию выхлопной системы - выходные отверстия выведены наружу за передними колесами. Как утверждают создатели седана, это помогло оптимизировать аэродинамику и снизить массу автомобиля, что очень важно для гибрида.

Хенрик Фискер был уверен, что его компания легко справится с производством 15 тысяч седанов Karma  в год, а уж за покупателями дело и вовсе не заржавеет. Еще в 2008 году, до презентации серийной версии модели, у датчанина на руках было пять сотен заказов. А когда перед публикой предстал полностью готовый к производству экземпляр, Хенрик с гордостью заявил, что все машины, которые изготовят до лета 2010 года, уже проданы. Но по факту процесс производства на заводе Valmet в финском местечке Уусикаупунки начался лишь в начале 2011 года, да и планы свои Фискеру пришлось скорректировать. Речь шла уже не о 15, а о 7 тысячах машин в год. В компании, конечно, объяснили это необходимостью постепенно наращивать объемы производства, чтобы гарантировать высокое качество, но в реальности дело было совершенно в другом.

Финансовое здоровье Fisker Automotive оказалось не самым крепким. Слишком много средств ушло на разработку и доводку Karma, на подготовку производства, на маркетинг, офисы, зарплаты сотрудникам и прочее. Дебет с кредитом едва сходились. А тут еще, как назло, компания Tesla Motors подала на Фискера в суд, обвиняя его, ни много ни мало, в краже интеллектуальной собственности. Именно Хенрику компания Илона Маска в свое время доверила нарисовать концепт WhiteStar, который потом превратился в Model S. За свою работу датчанин получил 875 тысяч долларов, но результатом в Tesla оказались недовольны. Более того, там заявили, что Фискер, мало того что нарисовал некрасивую машину, еще и прихватил с собой технические секреты, которые реализовал в своей Karma. Естественно, Хенрик все отрицал и позже доказал свою невиновность, но осадочек-то остался. На некоторое время судебное разбирательство выбило его из колеи и не самым благоприятным образом отразилось на делах Fisker Automotive.

Tesla, в итоге, переделала дизайн WhiteStar (Model S) и благополучно запустила свой электромобиль в производство, сделав его едва ли не символом всего “зеленого” автомобилестроения. Первые экземпляры Fisker Karma тоже со временем добрались до своих владельцев, но карма у автомобиля к тому моменту оказалась изрядно подпорчена. Проект был многообещающим, но по совокупности причин он с треском провалился. Не помогли ни многочисленные премии, ни обещания расширить модельный ряд хэтчбеком Surf и “открыткой” Sunset, ни перспективы производства седана Atlantic (рабочее название - Project Nina), который, в отличие от Fisker за 100 тысяч долларов, должен был стать куда более доступным и массовым. Все было напрасно. Управленческие ошибки, волна негативных отзывов о Karma, проблемы с тяговыми батареями и прочие неурядицы добили Fisker Automotive.

В общей сложности компания изготовила 2450 экземпляров Karma, 346 из которых уничтожил ураган Сэнди.

Банкротство и возрождение

Своим примером Хенрик Фискер доказал, что не каждый талантливый дизайнер способен стать успешным менеджером. Профукав больше миллиарда долларов, датчанин завершил свое американское приключение в ноябре 2013 года, когда Fisker Automotive, будучи в долгах как в шелках, объявила себя банкротом. Хенрик больше не имел к своему детищу никакого отношения. Он занялся тюнингом, проектированием мотоциклов и попытками внедриться с новыми бизнес-проектами теперь уже в индийскую автоиндустрию. Пока безуспешно.

Fisker Automotive, тем временем, перешла под контроль крупнейшего в Китае поставщика автомобильных комплектующих, группе Wanxiang, заплатившей за это 149,2 миллиона долларов, то есть в три раза больше, чем предлагала компания Hybrid Tech Holdings гонконгского миллиардера Ричарда Ли. Вместе с интеллектуальной собственностью Fisker китайцам достался и бывший завод General Motors в Уилмингтоне. и компания A123 Systems - поставщик тяговых батарей для Karma. Соответственно, не трудно предположить, что Wanxiang не просто так сделала все эти покупки, а с совершенно четкой целью доделать то, что не доделал Хенрик Фискер. Причем, китайцы нацелены не только на воскрешение Karma, но и на выпуск моделей Surf и Atlantic. А там, чем черт не шутит, дойдет и до кабриолета Sunset. Не исключено, кстати, что на свет все они появятся уже под новым брендом (звучал вариант Elux). Время покажет.


Пока же известно лишь то, что китайцы на 11 лет арендовали завод в калифорнийском городе Марено-Валли и взяли в партнеры компанию VL Automotive, одним из основателей которой является бывший вице-президент General Motors Боб Лутц. И это партнерство не случайно. Еще в 2013 году VL Automotive демонстрировала общественности переименованный в Destino седан Karma с 6,2-литровым V8 от Chevrolet Corvette ZR1, намекая, что не гибридом единым...

14 августа 2015 года. , InfoCar.ua

Оцініть статтюtable=infocar_main2.mats__mats&id=9576 (оцінок - 15, середній бал - 5) жах погано так собі добре супер

Обговорення статті

3074  

Спасибо за статью, о фирме слышал , но только в общих чертах! Я здесь даже фотографии посмотрел!

+2-1ВІДПОВІСТИ  
British  

интересно

+1ВІДПОВІСТИ  

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація

Також читайте:
  • Alpina. Больше чем BMWAlpina. Больше чем BMW

    В 2015 году компания Alpina, известная тем, что превращает серийные BMW в почти эксклюзивные спортивные «снаряды», отпраздновала свой полувековой юбилей. Но если Вам когда-нибудь повезет побродить по сборочным цехам фабр ...

  • Bosch. Бойцы невидимого фронтаBosch. Бойцы невидимого фронта

    Чтобы понимать, насколько велик вклад Bosch в автоиндустрию, достаточно сказать, что практически во всех современных автомобилях есть системы и устройства, изобретенные инженерами этой немецкой компании. ...

  • Элвис, рок-н-ролл и CadillacЭлвис, рок-н-ролл и Cadillac

    Король рок-н-ролла и покоритель женских сердец на веки вечные вошел в историю музыки, став воплощением американской мечты о сказочно богатом человеке. Своими песнями он доводил до исступления десятки миллионов людей, но  ...

  • Автомобили Мэрилин Монро. Made in USAАвтомобили Мэрилин Монро. Made in USA

    Никто не даст ответа на вопрос, сколько «железных коней» было у Монро, зато доподлинно известно, что ее почти не интересовали европейские эксклюзивы, вроде Ferrari, Bentley или Rolls Royce. ...

  • Бунтарь. Джон Леннон и его автомобилиБунтарь. Джон Леннон и его автомобили

    У всех гениальных людей есть странности. Одни любит разглядывать чужие ладони, другие опускают голову в таз с ледяной водой, прежде чем сесть за сочинение музыки, третьи, напротив, выпивают стакан горячей воды, написав о ...