Торможение двигателем. Разыскиваем «за» и «против».

Поділитися:

Водительское мастерство — вещь сугубо индивидуальная. Однако базируется она на многочисленных базовых приемах, выработанных десятилетиями. Один из таких приемов — торможение двигателем. Кто-то убежден в том, что гасить скорость таким способом безопаснее. Другие считают, что это еще и помогает экономить топливо. А третьи, в противовес, уверяют, что торможение двигателем вредит силовому агрегату и трансмиссии. Какие из этих утверждений верны, а какие ошибочны, знает InfoCar.ua.

Что это такое?

Для начала давайте разберемся с тем, что вообще такое торможение двигателем и в каких ситуациях его использование оправдано. Если коротко, то, торможение двигателем — это действие, возникающее в момент, когда двигатель сопротивляется нагрузке, стремящейся увеличить обороты вращения коленчатого вала. Ну, а если попробовать объяснить этот процесс более детально, то торможение двигателем возникает, когда водитель отпускает педаль акселератора (при включенном сцеплении), то есть подача топлива к мотору сводится если не к нулю, то к минимуму, а сам силовой агрегат превращается уже не в отдающий энергию, а в принимающий ее от трансмиссии, работающей по инерции. В этот момент и возникает то самое сопротивление, замедляющее вращение коленвала и, соответственно, снижающее скорость автомобиля.

Важно также понимать, что заметный эффект от торможения двигателем есть не всегда, а лишь в определенных условиях. Чтобы понять этот процесс, нужно вспомнить достаточно простые вещи. Нажав на педаль акселератора, водитель увеличивает обороты коленчатого вала, а отпуская ее, заставляет двигатель уменьшать их. Трансмиссия же служит для регулирования силы, которую двигатель передает на колеса автомобиля. На пониженных передачах эта сила велика, но скорость с которой движется автомобиль, маленькая. На повышенных передачах автомобиль движется быстрее, но увеличивать скорость движения двигателю сложнее, ведь он не может прилагать те же усилия, что и на пониженной передаче. Соответственно, на пониженной передаче динамика движения более заметна. Автомобиль быстрее ускоряется и быстрее замедляется.

Одно из главных преимуществ торможения двигателем заключается в том, что оно повышает устойчивость автомобиля к заносу, поскольку колеса не блокируются тормозными колодками, как при торможении с помощью рабочей тормозной системы. По этой причине торможение двигателем является одним из важных контраварийных приемов вождения. Хотя, есть ему применение и в спокойных ситуациях. Например, когда горит красный сигнал светофора и впереди достаточно пространства, чтобы подкатиться к нему, не прибегая к активной помощи педали тормоза. Незаменимым торможение двигателем будет также на скользкой/мокрой дороге и на длительных спусках. В первом случае это, опять же, не даст колесам заблокироваться, а во втором — убережет тормозную систему от перегрева и выхода из строя.

На затяжных спускат тормоза могут перегреться и выйти из строя, а на скользкой дороге легко заблокировать колеса. Именно в таких ситуациях рекомендуется снижать скорость с помощью торможения двигателем.На затяжных спускат тормоза могут перегреться и выйти из строя, а на скользкой дороге легко заблокировать колеса. Именно в таких ситуациях рекомендуется снижать скорость с помощью торможения двигателем.

Безопасность — наше все

Если тормоза все-таки отказали, торможение двигателем становится, по сути, единственным безопасным способом снизить скорость до минимума. Главное в данной ситуации - не растеряться. Даже если непредвиденная ситуация произошла на длительном спуске. Конечно, полностью остановить автомобиль одним лишь двигателем в этом случае будет весьма затруднительно, но это не значит, что и пытаться не стоит. Можно, например, использовать комбинацию торможения двигателем и контактного торможения. Для этого нужно постараться уравнять свою скорость со скоростью автомобиля, идущего впереди, и упереться в его задний бампер, подавая сигналы с просьбой об остановке. Поверьте, последствия таких действий будут куда более щадящими, чем закончить свой путь в кювете или при встрече с ограждением дороги.

Увы, как у любой медали есть две стороны, так и у торможения двигателем не все идеально. Дело в том, что, снижая скорость без участия рабочей тормозной системы, Вы не подаете соответствующих сигналов соседям по потоку. Проще говоря, стоп-сигналы на Вашем автомобиле не загораются. Следовательно, тот, кто едет позади, может не успеть вовремя среагировать на Ваше торможение. Особенно плохо скорость и дистанция ощущаются в темное время суток. Последствия такой дезориентации в пояснениях не нуждаются, а потому, думая о своей безопасности, не забывайте и о безопасности окружающих. Прежде, чем выполнять торможение двигателем на дорогах общего пользование, потренируйтесь на закрытой площадке, изучите свои возможности и возможности своего автомобиля.

В странах Европы к торможению двигателем относятся ответственно. Там, где это может быть опасно, установлены запрещающие знаки.В странах Европы к торможению двигателем относятся ответственно. Там, где это может быть опасно, установлены запрещающие знаки.

Как правильно выполнять?

Специалисты говорят, что приемов торможения двигателем существует более двух десятков, однако наиболее распространены два-три из них. Впрочем, грамотно пользоваться даже этим минимумом умеют далеко не все водители. Чтобы исправить сию досадную ситуацию, попробуем изложить, что называется, пошаговую инструкцию по применению торможения двигателем и дать несколько полезных рекомендаций. Итак...

Обычно торможение двигателем начинается с отпускания педали акселератора и включения пониженной передачи — третьей в большинстве случаев, поскольку на четвертой и выше эффект от торможения двигателем минимален. Затем, когда скорость заметно упала, включается вторая, а после и первая передачи. Но в этой пошаговой нисходящей поступи важно выбирать оптимальные моменты для переключения. В противном случае, несоответствие передачи оборотам коленвала приведет к чрезмерному тормозящему усилию — дискомфортному «клевку носом», который, к тому же, малоприятен для двигателя, трансмиссии и всего автомобиля в целом. Чтобы избежать таких рывков, а момент переключения передачи можно поднять обороты коленвала нажатием на педаль «газа», а потом снова отпустить ее, продолжив торможение двигателем.

Обратите внимание!
Ни при каких обстоятельствах нельзя переключаться с третьей-четвертой передачи сразу на первую. В этом случае автомобиль может сорвать в занос, развернуть или вынести на полосу встречного движения. К тому же, это может стать причиной серьезной поломки и дорогостоящего ремонта автомобиля.

И еще один важный нюанс. Если дорога скользкая/мокрая, со сцеплением нужно обращаться предельно аккуратно. Если бросить его резко, это может привести к блокировке ведущих колес. Специалисты же рекомендуют на секунду задерживать педаль сцепления в моменте «подхвата».

Спорные моменты

Эффективность торможения двигателем сильно зависит от сочетания множества факторов — от самого водителя, от его автомобиля, от дороги, от ситуации, в конце концов. И если с водительскими навыками и дорожными условиями мы более или менее разобрались, то на технических моментах стоит остановиться отдельно, чтобы развеять некоторые мифы и расставить все точки над «i».

Все, о чем мы говорили выше, касалось торможения двигателем на автомобиле с механической коробкой передач. А как обстоит ситуация с АКПП? Этот вопрос волнует многих, и он весьма непрост, поскольку эффективность торможения двигателем и методика выполнения этого приема во многом зависит от типа «автомата» (подробнее о типах АКПП читайте в отдельной статье), от его электронной начинки и от доступных водителю режимов работы коробки передач. Одни автоматические трансмиссии дают возможность последовательно переключать передачи вручную (подрулевыми «лепестками» или рычагом на центральном тоннеле), другие предлагают выбор фиксированных диапазонов работы (L, 2, 3, OD), а третьи лишены и того, и другого. А бывает и так, что даже при наличии «лепестков» коробка не позволяет сбрасывать передачи, если ей кажется, что это в данный момент времени неуместно или может привести к поломке. Чтобы точно знать, как правильно тормозить двигателем Вашего автомобиля, загляните в его инструкцию по эксплуатации. Как правило, производители отдельно и достаточно подробно описывают этот процесс, указывая, как делать нужно, и что делать нельзя.

Автомобили с автоматической коробкой передач могут тормозить двигателем не хуже машин с механикой.Автомобили с автоматической коробкой передач могут тормозить двигателем не хуже машин с механикой.

В чем сомнений нет, так это в том, что торможение двигателем в автомобилях с АКПП в любом случае возможно, что бы там ни говорили. Причем, в теории оно может быть даже более эффективным и безопасным, чем в случае с «механикой», поскольку автоматика намного быстрее аккуратнее работает со сцеплением. Более того, некоторые производители (Volkswagen, например), начали устанавливать на свои автомобили системы EBC (Engine Braking Control), которые предотвращают блокировку колес в случае слишком резкого сброса “газа” и в целом контролируют процесс торможения двигателем.

Кстати, еще один технический момент, который нужно учитывать при торможении двигателем, это наличие в автомобиле системы ABS. Если она есть, то в экстренной ситуации (гололед - исключение) торможение двигателем — потеря драгоценных секунд и лишние метры тормозного пути. Поверьте, в большинстве случаев ABS справится со своей работой намного лучше, чем водитель.

Есть мнение, и оно имеет право на существование, что дизельный двигатель тормозит эффективнее бензинового, поскольку степень сжатия топливной смеси в его цилиндрах примерно в 1,5 раза выше. Возможно, если напрямую сравнить два одинаковых автомобиля, но с разными моторами, разницу в эффективности торможения двигателем можно почувствовать, но принципиального значения это все равно не имеет, потому что в чистом виде торможение двигателем большого эффекта замедления не дает и переоценивать его не стоит.

И последнее, но не в последнюю очередь, о чем хотелось бы сказать в этом разделе, - о распространенном мнении, что торможение двигателем благоприятно сказывается на расходе топлива. Спорить с этим фактом мы не будем. Подача топлива при отпущенной педали акселератора на современных автомобилях (с “механикой” так уж точно) действительно снижается до нуля, но экономия от этого не так велика, как многим хотелось бы, и сама по себе не может принципиально повлиять на снижение расхода. Для этого нужно применять целый комплекс мер, о чем InfoCar.ua уже рассказывал.

Если Ваш автомобиль оборудован бортовым компьютером, показывающий моментальный расход топлива, Вы легко заметите, что в момент торможения двигателем расход равен нулю.Если Ваш автомобиль оборудован бортовым компьютером, показывающий моментальный расход топлива, Вы легко заметите, что в момент торможения двигателем расход равен нулю.

Вредит ли автомобилю?

Автору этих строк, как и многим другим автомобилистам, интересующимся особенностями торможения двигателем, часто доводилось слышать от знакомых и читать на всевозможных форумах о том, что это вредно для двигателя и трансмиссии. Мол, повышается износ поршневых колец, увеличивается расход масла, страдают синхронизаторы коробки передач и другие детали. На самом же деле, черт не так страшен, как его малюют. Если выполнять торможение двигателем правильно, о чем мы говорили выше, никакого вреда своему автомобилю Вы не нанесете. Да и, в конце концов, во всем нужно знать меру. Не имеет смысла тормозить двигателем при каждом удобном случае. Только тогда, когда это действительно нужно по соображениям безопасности.

Удачи на дорогах!

Пользуетесь ли Вы приемом торможения двигателем?
и узнать результаты опроса

23 января 2013 года. , специально для InfoCar.ua

Оцініть статтюtable=infocar_main2.mats__mats&id=8821 (оцінок - 37, середній бал - 5) жах погано так собі добре супер

Обговорення статті

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація
Valyha  

Статья полезна для тех, кто только начал водительскую дорогу!!!

-2ВІДПОВІСТИ  
Vlad Mtsh  

Да не скажите! Очень много таких, кто и с большим стажем и опытом любит катиться на нейтрали...

+5ВІДПОВІСТИ  
Гість  

это разве что на карбюраторных жигулях. А те, кто, хоть не много знают принцип работы инжектора - на нейтралке не ездят

-2ВІДПОВІСТИ  
Показати ще 2
vvv  

хочу добавить к статье то, что используя торможение двигателем в паре с педалью тормоза, эфективность торможения (преимущественно на больших скоростях) увеличивается в двое.

+3ВІДПОВІСТИ  
Siter  

Верно

+3ВІДПОВІСТИ  
vya4ek  

а зачем на высоких скоростях тормозить без двигателя? на нейтралке чтоли или с выжатым сцеплением?.. зачем?

+1-1ВІДПОВІСТИ  
Показати ще 1
Audi fan  

Хорошая полезная статья, хотелось бы добавить, что двигаясь на затяжном спуске на включенной передаче без нажатия на педаль акселератора можно действительно сэкономить топливо (для киевлян пример: м. Дорогожичи - Телиги - Кириловская церква - 5-я передача, даже средний расход падает прилично)

+1ВІДПОВІСТИ  
Роман  

В принципе изложено практически в том же виде как меня учил инструктор, использую торможение двигателем всегда перед светофорами, да и при спуске по скользкой заснеженной дороге. Данная статья подтвердила правильность моих действий.

+2ВІДПОВІСТИ  
tazatt  

повезло вам, а мой инструктор только ныл что его убитую семерку гроблю)

+3ВІДПОВІСТИ  
Макс  

Я с горки люблю катится на нейтральной, но когда нужно, то торм двигателем полезная штука. меня раз спасло. Ехал на деда семерке. А перед этим дед на главном целиндре поменял шланг один и небыло хочута у него. он намотал немного изоленты и надел. оказывается он когда надевал шланг, то фишка пласмасовая лопнула и когда я тормозил со времене вооще оторвало и вся жидкость ушла. И в городе на перекрестке понял что нет томозов и офигел. хорошо что никого небыло. скинул скорость двигателе ехал потехонь. ручником не помогал, т.к. небыло никого на перекрестке. домой доехал потехоньку и на спуске помог ручником немного. Так хотел сказать деду "спасибо", но решил позже.

+1ВІДПОВІСТИ  
Александр  

О полезности торможения двигателем рассуждать нет смысла. Личный опыт-лучшее доказательство. Кто в сомнениях - попробуйте на загруженном автомобиле проехаться с горки хотя бы в Крыму. Надышавшись гари от тормозных колодок (в лучшем случае) избавитесь и от сомнений

+2ВІДПОВІСТИ  
БОБ  

научился на крымских серпантинах, тепнрь пользуюсь всегда.

-1ВІДПОВІСТИ  
tazatt  

при обкатке нового автомобиля или двигателя и коробки после ремонта торможение двигателем не рекомендуется.

+2ВІДПОВІСТИ  
tazatt  

и еще заметил что автомобили (было много только мех КПП) по разному тормозят двигателем. думаю это от того что у некоторых передачи длинные, а других короткие.

+1ВІДПОВІСТИ  
Вадим  

Раньше была ужасная привычка выжимать сцепление где только возможно либо переключаться на нетралку... Сейчас езжу только со включенной передачей. На тормаза стал жать в два раза реже. На спусках скорость можно регулировать также передачью. Перед светофорами убрать ногу и докатиться. Эфект от предидущего вождения спалиные колодки с пробегом 18 тыс и поменяное сцепление на 90. С нынешнем колодки уже стоят почти полтиник и топливп хоть и не намного но кушать стала меньше.

+1ВІДПОВІСТИ  
valicek  

Полностью согласен, с автором статьи. Торможение двигателем, особенно полезно при поездках в Крым.

+2ВІДПОВІСТИ  
жиГГан  

Почему автор написал, что расход топлива соменителен при торможении двигателем? Подача топлива прекращается, автомобиль то продолжает движение. Следовательно падает и средний расход топлива.

+2ВІДПОВІСТИ  
Саша  

Только на передаче всегда езжу. Нейтральная - только перед остановкой на "клумбе", перекрестке, светофоре при скорости от 20 км/ч до 0 км/ч.

+2ВІДПОВІСТИ  
diesotto  

знак 'Engine braking prohibited' не имеет ничего общего с тем, о чем говорится в статье. несмотря на то, что информация дельная. знаки этот из США и там его ставят в основном в населенных пунктах и тоннелях. он предупреждает водителей грузовиков о том, что на участке запрещено использовать engine brake, он же jake brake. связано это с тем, что тормоз этот издает очень громкий "бубнящий" звук. всего-то

+2ВІДПОВІСТИ  

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація

Також читайте:
  • Краш-тесты: Чьи «звездочки» сияют ярче?Краш-тесты: Чьи «звездочки» сияют ярче?

    С каждым годом вопросам безопасности автомобилей уделяется все больше внимания. Сегодня ни одна модель не сможет добиться сколь-нибудь серьезного коммерческого успеха, а порой и вовсе не поступит в продажу, если не пройд ...

  • Опасности подушек безопасностиОпасности подушек безопасности

    По статистике, сработавшая подушка безопасности снижает смертность в ДТП примерно на 25-30%. На сегодняшний день она является неотъемлемой частью любого современного автомобиля и многие водители безоговорочно ей доверяют ...

  • Ремни безопасности: пристегиваться или нет?Ремни безопасности: пристегиваться или нет?

    Просто поразительно, как часто люди подвергают себя риску, пренебрегая простыми и доступными средствами защиты. Например, водители и их пассажиры настойчиво не пользуются ремнями безопасности. Причина тому — непонимание  ...

  • Пешеход. Инструкция по выживаниюПешеход. Инструкция по выживанию

    Пешеход всегда прав – в корне неверное утверждение. Хотя бы потому, что вседозволенности не позволяют пешеходу Правила дорожного движения. Пешеход, который думает, что ему незачем заглядывать в ПДД – потенциальный труп.  ...

  • Как разбивали Volvo XC90 - наш репортаж со специального краш-тестаКак разбивали Volvo XC90 - наш репортаж со специального краш-теста

    Пожалуй, впервые за многие годы знакомство с новой моделью началось не с ездовой презентации, а с семинара по ее безопасности. По приглашению компании Volvo мы отправились на ее полигон в Гетеборге, чтобы самим увидеть к ...