Как разбивали Volvo XC90 - наш репортаж со специального краш-теста

Поділитися:

- Разбить?!
- Разбить.
- Пол-литра?
- Пол-литра.
- Вдребезги?!
- Конечно, вдребезги.
- Да я тебе за это...

Эта цитата из знаменитого фильма Леонида Гайдая "Операция Ы" раз за разом прокручивалась у меня в голове, когда я наблюдал за тем, как новую Volvo XC90 готовят к краш-тесту... Абсолютно комплектный автомобиль с хорошим "фаршем", совсем "как настоящий", только выкрашенный в особый оранжевый цвет и под завязку напичканный электроникой через несколько минут разобьют на глазах у публики. Последней собралось немало - со всего мира! И это не преувеличение, - по приглашению Volvo съехалось порядка 300 автомобильных журналистов! Вот многочисленная делегация из США, а вон целая съемочная группа из Японии.

Действительно, безопасность всегда была у шведской компании в приоритете, и сейчас она продолжает совершенствовать это направление, ставя перед собой амбициозные цели. Посудите сами: программа Vision 2020 In Sight, реализация которой началась с данного мероприятия, подразумевает, что к 2020 году ни один из пассажиров/водителей Volvo, попавших в ДТП не должен серьезно пострадать, ни тем более погибнуть. Представьте себе - ни один! Я далек от мысли, что через 5 лет мы все будем передвигаться по воздуху в суперкапсулах, как это рисуют в фантастических фильмах, поэтому такое заявление выглядит очень многообещающе!

В "Канаву"!

Итак, вернемся к главному действу на полигоне. Как многим известно, самыми распространенными краш-тестами являются фронтальный и боковой. Это программа минимум, которая дополняется все новыми и новыми дисциплинами, по мере развития техники и технологий. Но главные "звезды" зарабатываются именно на них. Но перед тем, как попасть на финальные испытания в EuroNCAP и NHTSA автомобили проходят множество внутренних тестов. И у Volvo количество разнообразных дисциплин едва ли не самое большое.

Лень читать статью? Смотрите наш видеосюжет:

А для XC90 придумали еще одну - съезд в кювет, получившую название "Канава". Проанализировав статистику ДТП разработчики пришли к выводу, что это довольно распространенная ситуация. Более того, в США в результате съезда с дороги происходит половина всех ДТП со смертельным исходом. В Швеции на долю ДТП с участием одного автомобиля приходится треть всех столкновений, следствием которых является фатальный исход или тяжелые травмы. Усталость за рулем, резкий поворот, гололед - все это легко может оказаться причиной вылета с дороги. А как поведет себя автомобиль дальше? Есть ли у него, что противопоставить такой ситуации? Вот это мы сейчас и увидим!

Набрав скорость 80 км/ч, XC90 с тремя пассажирами на борту (двое взрослых и ребенок) вылетает в короткий кювет, в конце которого происходит встреча с суровым скандинавским ландшафтом. От приличного по силе удара кроссовер взлетает вверх метра на два, разбрасывая по сторонам обломки днища и подвески, и несколько раз подпрыгнув, замирает у земляного вала. Нам сразу же разрешают подойти поближе. В первом приближении вроде как ничего страшного: двери открываются, стекла целы, манекены живы-здоровы. Но самое страшное в этих ДТП - травмы от высоких вертикальных перегрузок.


Что же происходит в это время в салоне? Если электронике не удалось предотвратить вероятность съезда с дороги, а за этим как минимум следят система контроля полосы движения и система мониторинга водителя, автомобиль начинает готовиться "к худшему". Распознав, что машина слетает с дороги, автоматика первым делом натягивает ремни безопасности, как бы прижимая его к сидению и фиксируя в правильном положении. Происходит это очень быстро, практически мгновенно, со скоростью 1мм/мс. Таким образом, на 100 мм ремень подтягивается всего за 0.1 мс. И вот в таком положении ремень удерживает тело водителя или пассажиров все время, как бы долго автомобиль не кувыркался.

От удара в конец канавы срабатывают передние подушки безопасности, а затем, при приземлении вступают в работу специальные энергопоглощающие элементы внутри сидения. Они механически деформируются и поглощают вертикальные нагрузки, действующие на седоков. Затем раскрывается боковая подушка безопасности, причем в нашем случае с той стороны, с которой находилась канава. А после того, как автомобиль более-менее обретет контакт с поверхностью - задействуются тормоза.

Конечно, сам краш-тест новым XC-90 уже сдан, и данная попытка это демонстрационный вариант. Да, еще одну новую Volvo "разбили вдребезги" только для того, чтобы воочию показать журналистам. Всего же, во время отработки этого типа краш-теста было разбито 6 авто. Ну и плюс эти два. Но, справедливости ради, "наш" автомобиль также был нашпигован всевозможными датчиками и измерительной аппаратурой. Обратите внимание на белый провод, тянущийся за кроссовером. О таком радиоуправляемом автомобиле мечтает каждый мальчишка, но обладают им только инженеры Volvo!

Как закаляли Volvo

Конечно же, во время доводки безопасности новой XC90 она прошла с десяток различных испытаний, ведь три года из пяти, которые разрабатывалось и создавалось новое поколение кроссовера, были посвящены именно этому аспекту. Как вы думаете, сколько новеньких машин разбили за все это время? (Правильный ответ - в конце теста*).


Безусловно, начали с основы основ - кузова. В основе новинки лежит новая же модульная платформа SPA (Scalable Product Architecture), разработанная с нуля. Впервые ее показали на Volvo Concept Coupe, но в серию она пошел именно на XC90. Помимо прочего необходимо было учесть то, что кроссовер будет выпускаться как с обычным ДВС, так и с гибридной силовой установкой. Вес машины изменился мало, но сам кузов стал прочнее и повысил жесткость на кручение. Силовая клетка скомпонована таким образом, что простирается на все три ряда сидений, одинаково защищая как передних так и задних пассажиров. Красным цветом выделена ультрапрочная сталь, а оранжевым - "просто" прочная. Главное отличие гибридной версии в большем центральном тоннеле, где располагается батарея, а также в усиленных порогах и распорках днища.

Далее следовали наглядные примеры того, что случается с автомобилями после ДТП. Первый XC90 подвергся боковому удару о столб на скорости 35 км/ч, при этом основной удар приняла на себя передняя дверь. Замедленная съемка с нижнего ракурса отчетливо показывает, что батарея остается на своем месте, а если заглянуть в салон, то заметно, что центральный тоннель не сместился, но дверь прилично вошла в салон. Тут свою функцию выполнили боковые подушки безопасности и подушки-шторки.

Конечно, выглядят разбитые автомобили слегка жутковато, по видимому срабатывает условный рефлекс, связанный с авариями. Но эта серьезность мероприятия не помешала моим коллегам-шутникам с Балканского полуострова залезть внутрь разбитой машины и "притворяться" водителем. Так вот, судя по тому, как свободно он себя чувствовал на водительском месте, на чью сторону и пришелся удар, пространство там уменьшилось не сильно.

Еще одно моделирование аварийной ситуации - это наезд на автомобиль сзади. Причем в данном случае сзади по условиям теста "ехала" не легковушка, а среднетоннажный грузовик. Особая гордость проектировщиков - это то, что XC90 сумел защитить пассажиров и третьего ряда. Ведь этот автомобиль позиционируется как полноценный 7-местный. Невооруженным взглядом видно, что запас жизненно важного пространства остался и после удара, а кузов деформировался не сильно. И судя по семье манекенов, безмятежно сидящей рядом, досталось им не сильно. С одной стороны, это просто слова, но с другой, если в Volvo не боятся показывать результаты своих краш-тестов автожурналистам со всего мира, то это многое значит!


По возвращению многие спрашивали меня - а можно ли попасть внутрь испытываемых автомобилей? На мой удивленный взгляд друзья парировали: но это же Volvo, ну и они все рассчитали, да и показывать не боятся! Значит безопасно! Ну, лично я бы ни за какие коврижки внутрь не сел, но вот почувствовать на себе работу одной из систем не подвергаясь при этом риску можно было вполне. Речь идет об автоматическом преднатяжении ремней, о котором я писал в первой части статьи. Срабатывает оно молниеносно и притягивает к кресло очень плотно! Тут же рядом само кресло в разрезе, где отчетливо видны специальные поглощающие энергию удара элементы - в подушке и в месте ее стыковки со спинкой. Казалось бы мелочь, но именно они призваны уберечь от серьезных травм основу организма человека - позвоночник.

На страже безопасности

Но давайте взглянем на целые автомобили! Вот белоснежный XC90 уткнулся носом в большой проекционный экран. Сажусь внутрь - что тут у нас? Ага, это мы якобы движемся по улочкам одного из европейских городов, и тут внезапно на дорогу выскакивает пешеход! Инстинктивно тянусь к педали тормоза, но виртуальная Volvo уже затормозила сама! Точно так же происходит, когда резко останавливается впередиидущая машина, или когда моя виртуальная Volvo не пропустила встречную при левом повороте на перекрестке. Все это - демонстрация работы системы City Safety, которая является базовым оборудованием. Она идентифицирует все объекты на пути следования автомобиля (встречный и попутный транспорт, мотоциклистов, велосипедистов, пешеходов) и в случае опасности столкновения с ними может сама остановить автомобиль. Отвечает за это целый радарный комплекс, укрепленный под лобовым стеклом за зеркалом заднего вида. Справедливости ради добавлю, что это не абсолютная новинка и она уже устанавливается на последние модели Volvo. А вот работает действительно впечатляюще! Впрочем, есть и ограничения. Автомобиль должен ехать не медленнее 15, но не быстрее 30 км/ч, а водитель должен либо действовать сам (тормозить, отворачивать и т.д.), либо полностью довериться электронике и не вмешиваться в процесс.

Ну и сложно себе представить европейского производителя, не проявляющего заботу о детях. Volvo в этом плане едва ли не впереди планеты всей. Ведь именно шведы в 1964 году изобрели детское кресло, а с 1967 начали внедрять его в серийное производство. Правда, оно было совсем не таким, как мы его знаем сейчас. Для его получения необходимо было развернуть пассажирское кресло задом наперед, а к спинке приладить специальную накладку. Затем, в 1972 году, последовала модель самостоятельного кресла, а ближе к 80-м годам оно стало обретать знакомые нам формы.

Но самый важный момент заключается в том, что как можно дольше, а это значит до 3 или даже 4 лет, детское кресло должно быть установлено против хода! Представители Volvo, работающие над вопросом детской безопасности, акцентировали на этом особое внимание! При этом с гордостью добавляя, что в Швеции подобная "разъяснительная работа" ведется постоянно, поэтому статистика ДТП с участием детей у них самая лучшая в Европе - количество травм минимально. И обратите внимание - с момента своего появления, кресло все время установлено задом наперед. И в краш-тестовом XC90, который били на наших глазах - тоже.


На десерт знакомство с топовой Volvo XC90, являющейся на сегодня особой гордостью компании - гибридной модификацией T8, которую шведы также с гордостью именуют Twin Engine. Пока только в статике - ездовая презентация намечена на февраль будущего года. Его силовая установка состоит из 2-литрового турбодвигателя мощностью 318 л.с. и электромотора мощностью 82 л.с. Таким образом, суммарная мощность составляет 400 "лошадок" и 640 Ньютонов крутящего момента. Она позволяет XC90 T8 разогнаться до сотни всего за 5.9 секунд, а в самых экономичных режимах потреблять всего 2.5 литра на сотню километров. Этих самых режимов предусмотрено аж пять. Помимо "Электро", "Полноприводного", "Гибридного" и "Мощностного", существует весьма интересный "Сохранение". В нем заряд батареи расходоваться не будет, что позволит использовать его в будущем (например, в центре города) при режиме "Электро". Исключительно на электротяге, по заявлениям производителя, новый XC90 может проехать около 40 км. Что же, не терпится проверить!

Уезжая из исследовательского центра, который, к слову, занимает огромную территорию, включающую в т.ч. и испытательный полигон, я думал о том, что новое поколение Volvo XC90 еще не проходило тест ни по методике EuroNCAP, ни по NHTSA. Сможет ли шведский кроссовер показать результат? Уверен, что да. Ведь в Volvo придерживаются философии, что безопасность - это не получение звезд и победа в рейтингах, а предупреждение ДТП и сохранение жизни и здоровья водителя пассажиров, если вдруг оно случилось.

P.S. А детское кресло в своем автомобиле я сразу же переставил.

* В общей сложности в краш-тестах побывало 120 автомобилей.

11 декабря 2014 года. , InfoCar.ua

За кадром

В декабре европейские города уже вовсю примеряют на себя нарядное рождественское убранство, и шведский Гетеборг не исключение. Вот только погода стояла совсем не зимняя: +5 градусов! Это второй по величине город в Швеции, но население его невелико - чуть более полумиллиона человек. В центре довольно уютно, а большой залив, делящий город на две части, и каналы, с перекинутыми через них мостами придают этому шведскому городу особый шарм. По своей архитектуре Гетеборг выглядит достаточно сдержанно, но во всем чувствуется добротность и свой стиль.


Оцініть статтюtable=infocar_main2.mats__mats&id=9455 (оцінок - 38, середній бал - 5) жах погано так собі добре супер

Обговорення статті

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація
x-bow3  

Вольво действительно молодцы! Обращают внимание на правильные вещи! Спасибо за статью

+6ВІДПОВІСТИ  
0013 AA  

Одним словом величество Volvo

+5ВІДПОВІСТИ  
Intruder  

Правильно вольво делает, безопасность прежде всего!

+6-1ВІДПОВІСТИ  
shor60  

Зачёт!

+1ВІДПОВІСТИ  
Кто тут  

дорого нынче безопасность (( но жизнь дороже

+3-1ВІДПОВІСТИ  
Vydybay_Uran  

Це весь тест драйв?

-1ВІДПОВІСТИ  

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація

Також читайте:
  • Просто о сложном. Что такое система динамической стабилизации?Просто о сложном. Что такое система динамической стабилизации?

    На фоне недавней статьи об истории компании Bosch и ее достижения в автомобильной индустрии, в редакции InfoCar.ua родилась идея простым и доступным языком рассказать об одном из ключевых изобретений Bosch – электронной  ...

  • Пешеход. Инструкция по выживаниюПешеход. Инструкция по выживанию

    Пешеход всегда прав – в корне неверное утверждение. Хотя бы потому, что вседозволенности не позволяют пешеходу Правила дорожного движения. Пешеход, который думает, что ему незачем заглядывать в ПДД – потенциальный труп.  ...

  • Краш-тесты: Чьи «звездочки» сияют ярче?Краш-тесты: Чьи «звездочки» сияют ярче?

    С каждым годом вопросам безопасности автомобилей уделяется все больше внимания. Сегодня ни одна модель не сможет добиться сколь-нибудь серьезного коммерческого успеха, а порой и вовсе не поступит в продажу, если не пройд ...

  • Торможение двигателем. Разыскиваем «за» и «против».Торможение двигателем. Разыскиваем «за» и «против».

    Водительское мастерство — вещь сугубо индивидуальная. Однако базируется она на многочисленных базовых приемах, выработанных десятилетиями. Один из таких приемов — торможение двигателем. Кто-то убежден в том, что гасить с ...

  • Опасности подушек безопасностиОпасности подушек безопасности

    По статистике, сработавшая подушка безопасности снижает смертность в ДТП примерно на 25-30%. На сегодняшний день она является неотъемлемой частью любого современного автомобиля и многие водители безоговорочно ей доверяют ...