SUMOист

Розповісти друзям:

Каждый мальчишка в детстве мечтает быть космонавтом или летчиком, в крайнем случае - просто военным. TATA Sumo, утилитарный ’настоящий’ внедорожник, похоже, мечтал служить в пехоте. Или представлял себя слоном...

С чего это я вдруг про армию? Просто, получив на тест индийский внедорожник ТАТА Sumo, я сразу задался мыслью найти ему прямого конкурента. И нашел: наш родной, горячо любимый ’козлик’ - УАЗ-469 и все его последующие ’производные’. Сходство автомобилей, русского и индийского, просто потрясающее. Не во внешности, конечно, а по конструкции: та же предельная функциональность, тот же простоватый армейский стиль. Разница лишь в том, что русский ’проходимец’ изначально создавался как автомобиль для армии и лишь затем, несколько лет спустя, поступил в продажу, а ТАТА Sumo - это ’эволюционная’ модель, полученная в результате использования платформы и некоторых узлов заднеприводного универсала ТАТА Sierra (название для внутреннего рынка - Gurkha). Хотя и он тоже активно используется в армии, в индийской, естественно.

Залог успеха

Чтобы успешно бороться с бездорожьем, внедорожник должен иметь как минимум полноприводную трансмиссию, а как максимум - возможность блокировки одного или нескольких дифференциалов. Обязательным также является наличие понижающей передачи - демультипликатора. Все это имеется в Sumo. Управление режимами работы трансмиссии, кстати, осуществляется не тугими напольными рычагами, как в ’уазике’ или других внедорожниках, а невзрачным переключателем на центральной консоли. Режимы стандартные: задний привод, полный привод и полный привод с включением понижающей передачи и блокировкой межосевого дифференциала. Переключаться с заднего привода на полный можно на ходу, на скорости до 60 км/ч. А вот для перехода на пониженную передачу или обратно, необходимо полностью остановить автомобиль.

Поспешай не торопясь

Прежде чем начать описание ’ездовой’ части, хочется сначала обрисовать вкратце, как ’звучит’ TATA Sumo во время движения. Начнем с того, что мотор слышно всегда, вопрос лишь в громкости его звука. На холостых оборотах он просто урчит (довольно тихо), на высоких - ревет. Причем чем больше его ’крутишь’, тем сильнее он начинает давить на уши. Далее, в салоне постоянно присутствуют еще какие-то звуки механического происхождения: поскрипывания, побрякивания, дребезжание. Они возникают и пропадают, снова возникают и снова пропадают - ничего ’криминального’, просто вот такая особенность. Еще в салон Sumo передается довольно много, особенно в сравнении с другими иностранными внедорожниками, шумов и вибраций. Дрожит рычаг КПП, сама машина тоже немного ’вибрирует’, и все это сопровождается шумом работающего мотора. Ну да ладно...

С места Sumo уходит легко: ’газ’ можно и не трогать. Выручает хороший крутящий момент на ’низах’. Но дальше такая ’халява’ не пройдет: вытянуть тяжелый автомобиль с холостых оборотов на второй передаче двигатель уже не в состоянии. Приходится ’поддавать’, причем основательно. Чтобы Sumo не потерял ход, перед переключением передачи его нужно как следует разогнать. И так - на каждой передаче. Чуть проморгал - и на низких оборотах мотор отказывается ехать, начинает резонировать по всему кузову, вызывая низкочастотный гул. Обычно от такой ’особенности’ избавляешься легко: просто едешь на высоких оборотах, рассчитывая постоянно держать стрелку воображаемого тахометра в зоне средних оборотов. Но не тут-то было, так ехать на ТАТА тоже не получается. Мотор просто не хочет ’крутиться’ как следует: хорошо получается только на средних оборотах. Чуть выше средних, и он начинает стонать, грохотать, реветь - делает все, лишь бы перестали издеваться над ним. Тогда же к шуму работы двигателя примешивается ’свист’ турбины - негромкий, но явно различимый.

Движение по трассе шквала положительных эмоций также не вызывает: шумно, тряско, некомфортно. В этом ’виновата’ конструкция автомобиля: высокий центр тяжести, зависимая подвеска, короткая колесная база и т.д. Хотя, нужно отдать автомобилю должное, даже в этой, чуждой ему, стихии он чувствует себя довольно уверенно. Хорошо, опять же с поправкой на конструкцию, ’держит’ дорогу, неплохо слушается руля. Так называемый ’лосиный тест’ я сделать не рискнул - машина все-таки очень высокая, можно и ’навернуться’. Но зато пару раз попробовал зайти в поворот с явно завышенной скоростью, и... И ничего: крены великоваты, страшно - аж жуть, но машина при этом ведет себя предсказуемо. Про скольжения даже не заикаюсь...

А вот на бездорожье ситуация иная: так уверенно ’в полях’ я себя давно не чувствовал. И дело даже не в том, что полноприводная трансмиссия с блокировкой межосевого дифференциала дает преимущество как раз на вязких грунтах, это само собой разумеется, важнее другое: преодолевая препятствия, не боишься повредить автомобиль. У Sumo нет хрупких пластиковых бамперов, низко висящих ’противотуманок’, ’декоративных’ хромированных подножек и т.д. Зацепиться чем-то и оторвать это ’что-то’ невозможно по той простой причине, что хрупких выступающих деталей попросту нет! Все, как и полагается настоящему внедорожнику, сделано из стали: прочно и удобно. Отсюда и великолепная проходимость.

Нюансы эксплуатации

Забавно, но, наверное, впервые за годы работы в ’АГ’ мне удалось протестировать автомобиль с ’дрожащими’ наружными зеркалами. Еще удивил ремень безопасности на передних сиденьях. По высоте его крепление не регулируется, и если пристегиваешься, то лямка ремня идет не через плечо, как положено, а по левой руке. Интересно, как такой ремень ’поможет’ в случае аварии?

Кстати, насчет аварии - это не просто информация, а реальное предостережение для лихачей. Тормоза ТАТА Sumo - это отдельная история. Начнем с того, что педаль расположена под таким углом, который даже при желании невозможно назвать оптимальным. Во-вторых, она очень длинноходная. Для активизации тормозной системы обязательно приходится отрывать ногу от пола. Но самое интересное в том, что практически весь ход педали тормоза -’холостой’, а ’рабочая’ зона начинается где-то далеко внизу и составляет при этом примерно сантиметра три. Три сантиметра на то, чтобы остановить высоченную, почти двухтонную махину, с барабанными задними тормозами! Поначалу такая ситуация шокирует: нажимаешь на педаль тормоза, а машина продолжает ехать как ни в чем не бывало. Внутри все холодеет, потому что впереди идущая машина уже находится в опасной близости, жмешь педаль гораздо энергичнее... Вот она, ’рабочая’ зона - сопротивление педали резко возрастает, и машина, ’клюнув носом’, резко останавливается.

На самом деле все это, конечно, придирки: и к тормозам быстро привыкаешь (просто не ’висишь’ за легковушками), и ремнем безопасности у нас еще пользоваться не принято. И все эти недостатки становятся еще более ничтожными, когда узнаешь стоимость TATA Sumo - чуть больше одиннадцати тысяч долларов! За полноразмерный пяти-дверный семиместный внедорожник с полноприводной трансмиссией, турбодизельным мотором и даже кондиционером! Другого такого предложения на нашем рынке просто нет. Все внедорожники, даже самые жалкие ’паркетники’, стоят как минимум на пять-шесть тысяч дороже. При этом за такую цену в машине может не быть ни кондиционера, ни полноприводной трансмиссии. Не говоря уже о дизельном или турбодизельном двигателе.

А если серьезно, то цена и проходимость - вот основные козыри ТАТА Sumo перед всеми остальными полноприводными внедорожниками, официально предлагаемыми на белорусском рынке. И хотя практически таким же ’набором’ обладает и российский УАЗ, индийскому ’слону’ бояться его не приходится: российская марка уже давно сама себя дискредитировала потрясающей ненадежностью. Именно поэтому солидный покупатель, желающий приобрести внедорожник для поездок на охоту, не пойдет за ’козликом’ - деловому человеку некогда лежать под машиной, перетягивая все хомуты и крепления за ’старательными’ работниками конвейера. ТАТА - другое дело. Нормальный сервис, нормальная гарантия, нормальные цены - есть чем заинтересоваться. Хотя, с другой стороны, если приобретать автомобиль для воскресных экстремальных выездов, логичнее было бы обратить свой взор на пятидверный пикап Telcoline: и дешевле, и симпатичнее, и гораздо функциональнее.

Итоговый рейтинг

Что говорить, ТАТА Sumo - это весьма, как бы это поточнее выразиться, специфический автомобиль. Не просто машина на каждый день, удобная и многофункциональная, а сугубо утилитарный и строго ’профессиональный’ вседорожник. Проще говоря - дизельный кондовый ’проходимец’, предназначенный прежде всего для эксплуатации в тяжелейших условиях. Без сервиса, без нормального топлива, без дорог...

МНЕНИЕ ’АГ’:

Имеет право на жизнь - настоящие ’проходимцы’ всегда пользовались спросом на нашем рынке.
+Сравнительно низкая стоимость
+Просторный салон
- Шум от трансмиссии двигателя
- Вибрирующие на скорости наружные зеркала
- Посредственные характеристики мотора

Текст: «Автогазета»

Оцініть статтюtable=infocar_main.td_mats&id=2380 (оцінок - 1, середній бал - 4) жах погано так собі добре супер

SUMOист (Tata Sumo/Spacio) - фото 1 SUMOист (Tata Sumo/Spacio) - фото 2 SUMOист (Tata Sumo/Spacio) - фото 3 SUMOист (Tata Sumo/Spacio) - фото 4 SUMOист (Tata Sumo/Spacio) - фото 5 SUMOист (Tata Sumo/Spacio) - фото 6 SUMOист (Tata Sumo/Spacio) - фото 7 SUMOист (Tata Sumo/Spacio) - фото 8

Відгуки про Tata Sumo/Spacio