НЕСТРАШНЫЙ СУД

Розповісти друзям:

Судья: Встать, суд идет! Клянитесь говорить правду и только правду.

Все по очереди кладут руку на каталог Automobil Revue: Клянемся.

Судья: Слово — представителю обвинения.

Прокурор: Я обвиняю автомобиль под названием Saab 9-2Х. И не просто в бэдж-инжиниринге, который благодаря современным нравам, увы, не считается преступлением. Нет, я требую для этого автомобиля позора и забвения — за то, что в том виде, в котором он предстал перед нами, Saab 9-2X оскверняет лучшие чувства поклонников легендарной марки Saab!

Судья: Ну-ну, поменьше патетики, уважаемый...


Прокурор: Хорошо, давайте обратимся к логике. Что такое бэдж-инжиниринг? Это попытка продавать один автомобиль под другим бэджем, то есть под другим именем. Это само по себе уже подозрительно. Зачем честному человеку второй паспорт на другое имя? Он нужен только мошеннику, который с преступными целями хочет выдать себя за другого. А когда Subaru Impreza выдает себя за Saab 9-2Х — это что, не попытка подлога? Не мошенничество?

Адвокат: Это маркетинг. Когда на магазинной полке рядом стоят два чайника, похожие друг на друга как две капли воды, но под разными марками Bosch и Siemens, вы ведь не называете это мошенничеством? В конце концов, это все равно гуманнее, чем продавать в бутылках Warsteiner пиво, сваренное в пивоварне турецкой фирмы Efes на улице Подольских Курсантов. И вообще, концерн General Motors имеет колоссальный опыт бэдж-инжиниринга. Сколько десятилетий многие модели Chevrolet, Buick или Oldsmobile отличались друг от друга только эмблемами? И ничего.

Прокурор: Как ничего? Это свело Oldsmobile в могилу!

Судья: Это к делу не относится. Есть ли у вас свидетельские показания?

Свидетель обвинения: Я прилетел в Сан-Диего из Лос-Анджелеса на маленьком турбовинтовом самолете авиакомпании American Eagle. У трапа залюбовался — было в форме самолетного фюзеляжа нечто гармоничное, свойственное летательным аппаратам. А потом, уже в полете, достал из кармашка инструкцию по безопасности — и увидел на ней буквы SAAB. Я летел на свидание с Саабом на СААБе! Но вы чувствуете разницу? Самолет — это SAAB. Шведское акционерное авиастроительное общество, которое десятилетиями выпускало не только самолеты, но и автомобили — совершенно не похожие на другие, с уникальным инжинирингом и дизайном. А Saab 9-2X — это даже не Saab 9000, разработанный на общей платформе с автомобилями Fiat Croma и Lancia Thema. Это не Saab 900/9-3 и 9-5, созданные на базе опелевских Вектр. Это просто Subaru Impreza, которую переделали в Saab. Не стыдно ли так поступать с фирмой, которая с конца 40-х до конца 80-х только и делала, что гордилась своей самобытностью?

Прокурор: Да-да, превращение Subaru в Saab — это акт бэдж-инжиниринга, совершенный с особым цинизмом, да еще и в извращенной форме! Свидетель, расскажите им...

Свидетель обвинения: Видит Бог, я летел в Сан-Диего на встречу с автомобилем под названием Saab 9-2Х, лелея надежду. В конце концов, как справедливо было замечено в одном эпистолярии, Impreza — все-таки не Таврия какая-нибудь. Это весьма достойный автомобиль, наделенный безусловной технической самобытностью. Оппозитные двигатели, полный привод, турбонаддув. Кстати, мы с коллегами недавно ездили на турбоуниверсале Subaru Impreza WRX. Так вот, отмеченные мной минусы той машины — вычурный дизайн, тугие педали, жесткая на малой скорости подвеска и глубокая «турбояма» на низких оборотах. А теперь представьте такой же быстрый полноприводный автомобиль, но с более «моментным» турбонаддувом, со взвешенным шведским дизайном, с дорогим интерьером, который традиционно напоминает самолетный кокпит, со знаменитыми саабовскими креслами... И вы поймете, что теоретически идея «поженить» Saab и Subaru отнюдь не плоха. Более того, она просто хороша! Но когда я открыл дверь автомобиля под названием Saab 9-2Х, в ноздри шибанул резкий запах пластмассы. В Европе так не пахнут даже салоны корейских машин. Однако запах выветрится, а вот дизайн интерьера... Все ли из вас помнят, каков изнутри типичный Saab? Так вот — кроме эмблемы на руле, ничего саабовского в интерьере автомобиля под названием Saab 9-2X нет вообще. Ни капли. Ни кокпитной асимметрии панели, ни фирменного овала комбинации приборов... Салон Импрезы практически не изменился — Saab отличается только тканью (или кожей), которой обтянуты каркасы сидений и вставки дверных панелей. Особенно шокировали руль и рычаг коробки на базовой версии Saab 9-2X Linear, отлитые из скользкой резиноподобной пластмассы. Ощущение однозначное — ты сидишь в маленьком недорогом японском автомобиле. Но при чем тут Saab?

Прокурор: Вот видите — даже бэдж-инжинирингом это назвать нельзя. Это бэдж-рестайлинг! Шведы взяли Импрезу с кузовом универсал, изначально очень похожую сзади на Saab 9-5 Wagon, поменяли дизайн передка — и выставили ее как Saab 9-2X. Кстати, седана Saab 9-2X не будет именно потому, что сзади четырехдверная Impreza с ее задними фонарями вразлет не имеет с Саабом ничего общего, — объем переделок был бы слишком велик.

Судья: Но может быть, Saab 9-2X намного лучше едет? Может быть, у него более мощный двигатель или лучше настроена подвеска?

Свидетель обвинения: Увы, ваша честь. Вся техника тоже осталась без изменений. Просто Subaru Impreza с четырехцилиндровым атмосферным «оппозитником» 2.5 мощностью 165 л.с., которая продается в Штатах, переименована в Saab 9-2X Linear, а 227-сильная Impreza WRX — в Saab 9-2X Aero. Плюсов по сравнению с Subaru я отметил только два — Saab 9-2X тише и отличается лучшей плавностью хода. Менее заметен шум ветра, не так слышен двигатель, подвеска молча «проглатывает» стыки бетонных плит на фривэях и отлично отрабатывает выбоины и волны на сельских дорожках возле мексиканской границы... Вообще, дороги в окрестностях Сан-Диего совершенно нетипичны для Штатов — узкие извилистые трассы между поросшими редкой зеленью холмами, по которым в Америку по ночам пробираются нелегалы-мексиканцы. Очень похоже на Португалию. Но если в Португалии по этим серпантинам сломя голову носятся местные Хуаны-Пабло Монтойи на своих фиатиках, то здесь из-за закрытого поворота то и дело степенно выплывает или массивный Cadillac STS, за рулем которого восседает пенсионер в ковбойской шляпе, или огромный пикап, осторожно ведомый пожилой дамой...

Судья: Свидетель, не отвлекайтесь!

Свидетель обвинения: Извините, ваша честь. Это я к тому, что дороги в Сан-Диего отличные, почти европейские, что для Штатов не характерно, и поэтому ездить по ним американцы толком не умеют. Вот и мой напарник, журналист из Детройта, тоже оказался тот еще ездок. Сперва, конечно, хорохорился, гордился своим уникальным умением ездить с «палкой» (у американцев рычаг механической коробки называется stick). И даже начал визжать шинами в поворотах. Но после того, как не рассчитал скорость и в закрытом вираже выплыл своим боком на встречную полосу, чудом разойдясь с двумя пикапами, сразу поутих. Оно и к лучшему — для активной езды Saab 9-2X не приспособлен вовсе! Руль «легкий» и неточный, реакции запаздывают — словно передние колеса связаны с баранкой через компьютер, который чуть «тормозит» при подаче каждой команды. На прямой машина слегка «плавает», на кривую заходит в два приема, с доворотом — судя по всему, слишком активно подруливает задняя подвеска. Я попробовал бросить Saab 9-2X в крутой вираж с легкой провокацией — и машина немедленно отправилась в раннее и затяжное скольжение, словно шины изношены до предела. И это был самый мощный Saab 9-2X Aero!

Прокурор: То есть фактически Impreza WRX!

Свидетель обвинения: Но от европейской турбо-Импрезы автомобиль под названием Saab 9-2X Aero отличается как небо и земля. «Турбояму» словно еще немного углубили; до 3000 об/мин двигатель откровенно не тянет: на любых подъемах приходилось переходить на третью, а лучше — сразу на вторую передачу. Но и после 3500 об/мин никакого турбовзрыва не происходит — просто двигатель наконец-то начинает заниматься своим делом, ровно раскручиваясь до максимальных 7200 об/мин. И это при заявленных «американских» 227 л.с.! Скромная версия Linear с безнаддувной «четверкой» объемом 2,5 л понравилась больше, чем Aero, — она не быстрее, но управлять тягой здесь гораздо проще. Моментный двигатель без проблем тянет на «низах», быстрее откликаясь на подачу топлива. И звук «вкуснее» — нажимаешь на газ, и в салон проникает приглушенное «оппозитное» ворчание. На Aero мотор просто шумит на «верхах», и все.

Прокурор: А как же типичный саабовский свист двигателя — помните, у старых «девятисотых»?

Свидетель обвинения: Да о чем вы... Я же говорю, что общего с Саабами у автомобиля под названием Saab 9-2X — только внешний дизайн, лучшая плавность хода и хорошая развязка от шумов и вибраций.

Оказывается, Saab 9-2X делали всего полтора года — с ноября 2002 года по январь нынешнего. Об этом мне лично рассказывал саабовский инженер-подвесочник Пер Янссон — он был в числе тех трех шведских инженеров, которых отправили в Японию на Subaru курировать все технические изменения, вносимые в конструкцию Импрезы. Да-да, с саабовской стороны в работе участвовали всего три инженера — подвесочник, специалист по NVH (noise, vibration, harshness, то есть шум и вибронагруженность) и эксперт по пассивной безопасности. Стоит ли удивляться тому, что изменений в машине — минимум? Дополнительная шумоизоляция пола, крыши и моторного щита, доработанная задняя опора силового агрегата, перенастроенные амортизаторы и шины Bridgestone Potenza Re92 в «специальной» малошумящей версии. Это все! И никто не озаботился тем, что Impreza при трансформации в Saab напрочь утратила «драйверские» качества — за счет улучшенного комфорта.

Адвокат: Позвольте мне высказаться. Более высокий комфорт — это именно то, чем Saab 9-2X должен отличаться от Subaru. И то, что у японцев со шведами это получилось за столь короткий срок, можно считать достижением!

Прокурор: Видите ли, уважаемый, снижение уровня внутреннего шума на 2,5 дБ и улучшенная плавность хода — это действительно неплохо. Но не настолько, чтобы требовать за это лишние $5000! Если Impreza Wagon в Штатах стоит от $18000, то Saab 9-2X Linear — от $23000. Причем Saab позиционирует полноприводный универсал с мощным мотором как молодежную модель для активного образа жизни. Но, улучшив комфорт, создатели модели 9-2Х должны были хотя бы управляемость оставить на уровне Subaru. А если кто-нибудь из новоиспеченных владельцев 9-2X Aero решит похвастать перед приятелями возможностями полного привода, как тот журналист из Детройта? Меж тем, системой стабилизации Saab 9-2X, равно как и Impreza, не оснащается...

Судья: Может ли что-нибудь добавить защита?

Свидетель защиты: Я могу. Вспомните, как ездят в Штатах. Не быстрее 70 миль в час. В основном — по прямым, относительно ровным дорогам. Я проделал 160 миль обратного пути из Сан-Диего в Лос-Анджелес не на самолете, а на Саабе 9-2Х Linear. Едешь себе в потоке со скоростью 110 км/ч, никто никого не обгоняет... Через полчаса понимаешь, что единственное желание — это откинуться в кресле и включить музыку. Кстати, аудиоустановка в Импрезе... простите, в Саабе, звучит на удивление детально и ярко — прекрасно отыгрывает джаз и классику, которые в изобилии передают в калифорнийском FM-диапазоне. А управляемость... К чему она в Штатах? Правда, даже на прямом «интерстейте» из-за «пустоты» руля в околонулевой зоне и из-за рысканий машину приходилось все время ловить, что было неприятно.

Прокурор: А если перед Саабом 9-2Х на дороге произойдет экстренная ситуация, которая потребует объездного маневра?

Свидетель обвинения: Врежется, как пить дать. С такими «скользкими» шинами, с таким «вялым» рулем... Когда я рассказывал обо всем этом саабовскому подвесочнику, он только смущенно отмалчивался в ответ. Как собака, которая все понимает, но сказать не может. А под конец сознался, что да, мол, Saab 9-2X в Европе продавать не будут ни в коем случае — хотя бы из-за того, что управляемость не соответствует европейским требованиям...

Адвокат: Господа! При чем здесь Европа? Вспомните, что Saab 9-2 X, равно как и внедорожник Saab 9-7X, будут продавать только в США и Канаде. И поймите, что сам Saab от этого не в восторге, но... В саабовском пресс-релизе приведена интересная цитата — слова Боба Лутца, топ-менеджера General Motors. Сказал он буквально следующее: «Когда Saab обратился к нам за содействием в кооперации с Fuji Heavy Industries, мы не стали возражать — ведь Saab и Subaru с их авиационными корнями и оригинальными инженерными школами весьма близки, и их сотрудничество выглядит естественно...» Звучит однозначно: Saab просил о помощи. Маленькой убыточной фирме для выживания необходимо расширять модельный ряд, который пока что состоит всего из двух (!) машин — это 9-3 и 9-5. Так что Impreza и TrailBlazer махом помогают увеличить гамму практически вдвое! При этом саабовцы прекрасно понимают, что предлагать 9-2X и 9-7X в Европе подобно самоубийству — удар по имиджу и репутации будет сильнее мимолетной выгоды от возможного роста продаж. А вот американцам можно продать все, что угодно, — это еще О’Генри устами Джеффа Питерса говорил. Хоть микстуру от кашля под видом эликсира бессмертия, хоть Subaru под видом Сааба. Вы только посмотрите на местную телерекламу — сплошные «магические массажеры для моментального похудения всего за $99». Так неужели среди трехсот миллионов американцев не найдется десятка тысяч простачков, которые купят «настоящий полноприводный Saab всего за $22990»? Перефразируя Жозефа де Мейра, я скажу: каждый народ имеет такой Saab, какого заслуживает. Ущерб для имиджа? В Штатах к бэдж-инжинирингу относятся спокойно. А рост продаж на 10% — это весомо. Но главное, для чего нужны 9-2Х и 9-7Х, — это проба рынка. Маркетологи из GM хотят посмотреть на реакцию посетителей автосалонов — насколько такие машины нужны Саабу в принципе?

Свидетель защиты: Шведы мне так и сказали: мол, вы не думайте, что эти два автомобиля мы будем выпускать долго. Нет, всего по 10—12 тысяч машин ежегодно в течение полутора-двух лет. И намекнули, что главная миссия этих двух Саабов — подготовить почву для грядущих аналогичных моделей...

Адвокат: Возможно, что сейчас Subaru и Saab совместно разрабатывают новый автомобиль — это будет Impreza/9-2X другого поколения, обе ипостаси которой будут «разведены» по технике и дизайну гораздо серьезнее еще на уровне проектирования. Здесь Saab, кстати, пригодится японцам — хотя бы своим опытом в области пассивной безопасности и турбонаддува низкого давления. А Subaru предоставит свои полноприводные технологии и оппозитные моторы. Кстати, помните Saab 96, который выпускался в 60-х годах, — маленькая машинка с покупным фордовским двигателем V4? В некотором роде «девяносто шестой» можно считать предтечей модели 9-2Х. Не правда ли?

Прокурор (сурово): Неправда. За исключением двигателя, Saab 96 был полностью оригинальным автомобилем. А как он стоял на любых дорогах — как влитой, несмотря на святую простоту конструкции и узенькие шины!

Адвокат: Да, но куда привела фирму эта оригинальность? Все эти Саабы 96, 99, 900... В тупик! На грань выживания! Поэтому я прошу оправдать Saab 9-2X — как попытку фирмы Saab выйти из сложного положения. В конце концов, те позор и забвение, которых требует обвинитель, только убьют марку. Неужели вы хотите, чтобы Saab умер?

Прокурор: Нет, но... Что лучше — прожить короткую, но яркую жизнь или сто лет питаться мертвечиной? Все мы помним марки, которые ушли в небытие красиво, в расцвете сил, — Bugatti, Hispano-Suiza, Duesenberg... Они не прогибались под изменчивый мир, они ушли непобежденными — и рано или поздно воскреснут. А есть другие примеры — тот же Oldsmobile, который умирал долго, мучительно и бесславно. Какой исход лучше? Последний «настоящий» Saab 900, снятый с производства в 1993-м, мог бы сказать нынешнему Саабу 9-2Х: «Я славно пожил, я видел небо — ты не увидишь его так близко».

Адвокат: Это лирика. Я протестую!

Судья: Протест принят. Суд удаляется на совещание.

Все покидают зал. И в него неслышно входит настоящий судья, с седыми висками и мудрыми глазами. Это Время. Его приговора нам придется подождать...


Комментарии к фотографиям

1. Приборы — как у Subaru

2. Так выглядит изнутри Subaru Impreza в американской версии, а теперь — еще и Saab 9-2X. На снимке — турбоверсия Aero (от $26950) с кожаными рулем, рычагом коробки и креслами. Отличия Сааба — иная эмблема и другая материя обивки дверей. Четырехступенчатый «автомат» — за доплату

3. Простенькие сиденья американской Импрезы просто обтянуты немного по-другому. Но никакого «саабовского» ощущения это, конечно, создать не может

4. Вести Saab 9-2X Aero по извилистой дороге в окрестностях Сан-Диего — удовольствие небольшое. Провал тяги на «низах» заставляет все время крутить двигатель, но быстро ехать при этом трудно — из-за запаздывающих, неточных реакций и ранних переходов в скольжение

5. Impreza и Saab 9-2X в Америке продаются с двумя четырехцилиндровыми «оппозитниками» на выбор — или атмосферный мотор 2.5, ворчливый и тяговитый (сверху), или двухлитровый 227-сильный двигатель с глубокой «турбоямой»

6. Снимок модельного ряда фирмы Saab 2004 года. Обратите внимание на цветовую дифференциацию: Saab 9-3 Cabrio, Saab 9-5 Wagon, Saab 9-3 и Saab 9-3 Sport Sedan представлены в серебристом «металлике», а новоиспеченные Saab 9-2X и внедорожник Saab 9-7X (Chevrolet TrailBlazer) — черные

7. Объем изменений, которых потребовал Chevrolet TrailBlazer для переделки в Saab 9-7X, оказался больше. В салоне — хотя бы стилизованная под Saab панель и замок зажигания на тоннеле. А помимо пружин и амортизаторов, перенастройке подверглись стабилизаторы поперечной устойчивости, рулевое управление, тормоза, все сайлент-блоки в подвеске...


Текст: Леонид ГОЛОВАНОВ

Оцініть статтюtable=infocar_main.td_mats&id=1804 (оцінок - 0, середній бал - 0) жах погано так собі добре супер

НЕСТРАШНЫЙ СУД (Saab 9-2X) - фото 1 НЕСТРАШНЫЙ СУД (Saab 9-2X) - фото 2 НЕСТРАШНЫЙ СУД (Saab 9-2X) - фото 3 НЕСТРАШНЫЙ СУД (Saab 9-2X) - фото 4 НЕСТРАШНЫЙ СУД (Saab 9-2X) - фото 5 НЕСТРАШНЫЙ СУД (Saab 9-2X) - фото 6 НЕСТРАШНЫЙ СУД (Saab 9-2X) - фото 7 НЕСТРАШНЫЙ СУД (Saab 9-2X) - фото 8

Відгуки про Saab 9-2X

Автобазар InfoCar.ua

Продаж б/у Saab

Saab 9-3 1998 Saab 9-3 2500$ 1998