Элементарная частица малайзийской экономики.

Розповісти друзям:

Предложение познакомиться с малайзийскими автомобилями меня удивило. Какие автомобили могут выпускаться в Юго-Восточной Азии, в этой бананово-лимонной глуши? В памяти всплыли кадры из каких-то фильмов - полуголые дикари в шляпах-конусах, тростниковые хижины и колонизаторы в пробковых шлемах. А еще вспомнилось из уроков географии, что основной доход Малайзии приносили каучуковые плантации, оловянные рудники и сбор чая. С этим интеллектуальным багажом я прибыл в офис московской фирмы, торгующей машинами загадочной марки Proton, и в ожидании чего-то среднего между Trabant и инвалидной коляской выложил свои познания ее работникам, которые заявили, что мои познания сильно отстали от времени. Пришлось наверстывать.

31 августа 1957 г. Малайзия обрела независимость, впрочем, мало изменившую прежний уклад жизни. Коренное население горбатилось на рудниках и плантациях, добывая в поту хлеб свой насущный, до тех пор пока к власти не пришел в 1981 г. коренной малайзиец, премьер-министр г-н Дато Сери Махатхир Мохамад, умный политик, сумевший в короткий срок радикально изменить экономику страны. Первым его шагом стала реализация программы создания национальной автомобильной промышленности. Многим это казалось утопией, но тем не менее 7 мая 1983 г. малайзийская государственная компания HICOM подписала договор о создании совместного предприятия по производству автомобилей с японской Mitsubishi Motor Corp. Новорожденное предприятие получило название Perusahaan Otomobil Nasional Berhad, сокращенно - Proton.

Немалую роль в создании и дальнейшем развитии компании Proton сыграл Яхая Ахмад (Yahaya Ahmad), который фактически стал некоронованным королем автомобильной промышленности страны. Сейчас он является председателем совета директоров и Proton, и HICOM, ему же принадлежит контрольный пакет акций Proton.

Первые 160 тыс. автомобилей Proton Saga, являвшихся копиями Mitsubishi Lancer первого поколения, были изготовлены методом отверточной сборки под контролем специалистов из Японии. Параллельно в городе Шах-Алам штата Селангор, вблизи столицы Куала-Лумпур, возводился огромный автозавод, запущенный 9 июля 1985 г.

В течение нескольких последующих лет машины марки Proton не только завоевали большую часть местного рынка легковых автомобилей, но вышли и на зарубежные рынки. Стремясь к независимости от иностранных поставщиков, малайзийцы сначала освоили выпуск значительного количества комплектующих, не потеряв при этом качество, а затем приобрели у японцев лицензию на производство Lancer второго поколения, названный Wira - ’Герой’.

Конечно, при захвате национального рынка большую помощь компании оказали протекционистские меры правительства, но и качество машин было на должной высоте.

Двухстороннее гальваническое покрытие кузова и окраска в электростатическом поле обеспечивают 6 лет гарантии на этот самый недолговечный элемент автомобиля. Прежде чем попасть на сборку, все детали конструкции проходят тщательную проверку: каждый двигатель, например, в течение более 8 часов мучают на компьютерном стенде, а готовые машины поголовно испытывают на безопасность, управляемость и чистоту выхлопа. Каждый автомобиль получает индивидуальный сертификат.

Качество малайзийских машин в сочетании с низкими ценами и выгодными гарантиями оценили даже англичане - компания Proton перехватила в Англии дилерскую сеть ’АвтоВАЗа’, а затем ее автомобили вытеснили с рынка и сам Lancer.

В конце прошлого года компания сделала стратегически очень важное приобретение, заполучив контрольный пакет акций знаменитого английского производителя Lotus. Это открыло малайзийцам, в общем-то пока новичкам в мировом автомобилестроении, доступ к технологии современных спортивных двигателей, таких, например, как совершенно новый мотор для Lotus Esprit. Ни во что практическое это пока не вылилось, но на франкфуртском автосалоне в сентябре 1997 года руководители Proton заявили, что к началу XXI века компания подготовит полностью новую гамму продукции, над которой сейчас активно работают дизайнеры Proton и Lotus. Пока малайзийцы выкатили только концепт Satria Cabriolet на базе модели Compact, созданный в сотрудничестве с американцами, однако уже в следующем году грозятся показать следующее поколение автомобилей высшего среднего класса.

На московском же ’Автосалоне-97’ потенциальным покупателям были представлены предлагаемые к экспорту в Россию модели Wira/Persona и Satria/Persona Compact. С ними нам удалось познакомиться. Признаем, знакомство шапочное, но даже это лучше, чем просто разглядывать и ощупывать автомобили на стенде.

Persona. В предыдущей жизни - Mitsu-bishi Lancer. Четырехдверный седан. Тот самый, выставочный экземпляр. Никто его специально не прихорашивал - обычная серийная машина с конвейера, только двигатель лаком покрыли да кузов полиролью натерли. Красный окрас, как показалось, - самый удачный во всей гамме заводских цветов, он придает автомобилю стремительность, даже когда тот неподвижен. Качество лакокрасочного покрытия таково, что даже при близком разглядывании оно кажется совершенно гладким: в него можно глядеться, как в зеркало. Не в каждом автомобиле удастся так отразиться.

Машинка на удивление ладненькая, гармоничная и пропорциональная, с округлыми, плавными очертаниями и кошачьим взглядом. Все кузовные панели плотно пригнаны друг к другу - это сразу создает впечатление добротно сработанной вещи. Широкие двери открываются очень легко, несмотря на увеличенный вес, ведь внутрь вставлены усилительные элементы, предохраняющие самую дорогую часть машины - человека - от неприятностей при боковом ударе.

Внутри по-домашнему уютно. Способствуют этому в первую очередь удобные, хотя и не обладающие множеством регулировок, матерчатые сиденья. Зато рычагом их можно подгонять по высоте, видимо, это своего рода адаптер ’Европа-Азия’. Сзади - не тесно, можно даже пристегнуться ремнями, благо они есть и там, а можно откинуть спинку или одну из ее неравных половинок и засунуть в багажник какой-нибудь длинномер.

Под торпедо две педали и площадочка для левой ноги - нам досталась версия с автоматической коробкой. Рычаг управления коробкой обычный, но рядом с ним установлен переключатель на спортивный режим. В качестве стандартного оборудования - гидроусилитель рулевого управления, регулируемая по высоте рулевая колонка, подушка безопасности для водителя, электростеклоподъемники, зеркала с электроприводом, кондиционер и автомагнитола Blaupunkt. Все органы управления хорошо понятны, символика не назойлива. Стрелочные приборы не перекрываются рулевым колесом, их шкалы забавно накладываются друг на друга, а от солнечных бликов их защищает широкий козырек.

Мотор работает тихо, мягко и совсем не агрессивно, при переводе рычага КПП в положение D (Drive) автомобиль с места не трогается, как это обычно бывает у машин с автоматической коробкой. Чтобы начать движение, надо слегка прибавить газу. Выкатываюсь на Мосфильмовскую улицу, кругом сплошные посольства, а значит, люди, к импортным автомобилям привыкшие. Ан нет - крутят шеями, значит, нравится машина.

Инжекторный 1,8 л двигатель охотно реагирует на педаль газа, автомобиль легко отрывается от суеты на светофорах, подвеска мягко глотает неровности асфальта.
vВключаю спортивный режим, Persona становится заметно шустрее, коробка дает добро на некоторую перекрутку двигателя. Понравилось - этот режим я в дальнейшем не выключал. Поносился туда-сюда по набережной, проверил работу АБС, тормознув на приличной скорости правыми колесами по луже, а левыми об асфальт, - жив.

Persona Compact. В основе - Mitsubishi Colt. Трехдверный хэтчбэк с укороченной базой. Маленькие машинки очень часто смотрятся выигрышнее больших. Две двери - первый намек на спортивный норов. Зачем спортсмену задние сиденья? - намек второй. Что, залезать туда сложно и коленки некуда девать?

Так ведь сиденья эти - для кубков и наград. На самом деле разместиться на них можно, хотя и без особого комфорта.

Салон похож на Persona, но оборудован по минимуму - это третий намек, причем довольно явный. Никаких кондиционеров, электропакетов и прочих необязательных вещей. АБС тоже нет.

Коробка честная, механическая, а потому не умеет думать за водителя. Ну что ж, если мы правильно поняли эти намеки, то сейчас отведем душу! Но что это, почему машина такая вялая? Оказалось, что это самая малолитражная модификация, всего 1,3 л (75 л.с.). В гамме есть еще две - 1,5 л (87 л.с.) и 1,6 л (95 л.с.), которые и будут к нам поставляться, а этот Compact, видимо, завезли в спешке - для автосалона.

Автомобиль хорош для разъездов по городу, благодаря малым габаритам его удобно парковать. Но ощущение от знакомства с ним осталось странное.

Непонятно, кому он предназначен. Если стильным девушкам, то почему такое спартанское убранство? А если юношам со взором горящим, то почему такой дохленький движок? Впрочем, с другим - более мощным - силовым агрегатом аккуратный Compact, наверное, понравился бы больше.


Алексей Стрелков

Оцініть статтюtable=infocar_main.td_mats&id=1109 (оцінок - 1, середній бал - 5) жах погано так собі добре супер

Элементарная частица малайзийской экономики. (Proton Persona) - фото 1 Элементарная частица малайзийской экономики. (Proton Persona) - фото 2 Элементарная частица малайзийской экономики. (Proton Persona) - фото 3 Элементарная частица малайзийской экономики. (Proton Persona) - фото 4 Элементарная частица малайзийской экономики. (Proton Persona) - фото 5 Элементарная частица малайзийской экономики. (Proton Persona) - фото 6

Відгуки про Proton Persona

Николай
Украина, Киев
28.02.2008

Proton 415 GLSi А\м очень надежен т.к. двыжок и все комплектующие от Mitsubishi очень резвый, несмотря на объем в 1, 5 литра, и АКПП, что очень приятно удивило, (на светофорах - один из первых). достат читати відгук

Автобазар InfoCar.ua

Продаж б/у Proton Persona

Proton Persona 1996 Proton Persona 1500$ 1996