Не плач, Maruti!

Розповісти друзям:

На определенных этапах развития многие страны пытались создать массовый, он же народный, автомобиль. Такбыло в предвоенных Германии и Италии, так было во Франции и в Советском Союзе.

Понятно, что народный автомобиль должен быть в первую очередь дешевым. Ради этого его создатели идут на компромиссы, к которым покупатель должен быть готов. Если в стране набирается достаточное число людей, согласных с лозунгом ’Лучше плохо ездить, чем хорошо ходить’, можно считать, что народный автомобиль состоялся.

Иногда он получается очень удачным - настолько, что Volkswagen, например, готовит к производству новый’Жук’, а Renault вернулась к Renault 4 CV, разработав по его мотивам концепт Fiftie. Но это были машины, сделанные с душой, - ностальгия, а не экономическая необходимость стала причиной их ’второго рождения’.

В странах, где массовому потребителю не до ностальгических переживаний, поступают проще - берут за основу какую-нибудь иностранную микролитражку, и получается, например, ’Ока’ (Daihatsu Kuore) или индийская Maruti. Они, конечно, ездят, но особой радости владельцу не доставляют.

Что такое автомобиль ’Ока’, россиянам объяснять не надо, поэтому мы решили познакомить читателей с ее индийским собратом. Прообразом Maruti стал Suzuki Alto образца 1982 года. Автомобиль для индийского народа получился недорогим (речь идет о покупке, а не об эксплуатации), с двигателем приемлемой мощности, с большим набором, нет, не опций, - компромиссов.

Итак, Maruti 800 DX. Банальная японская микролитражка 80-х. Угловатый, из плоских панелей, внешне весьма незатейливый автомобиль, напоминающий подросшую ’Оку’. Машина низенькая, маленькая, на колесикахR12.

Maruti выпускают во множестве вариантов кузова, вплоть до микроавтобуса. К нам на тест попала 5-двернаяверсия.

Очень тоненькие двери распахиваются на большой угол - при посадке на передние и на задние сиденья проблем не возникает. Они начинаются потом...

Водителю предложена почти вертикальная посадка. И несмотря на достаточное количество регулировок, сидеть придется, как в автобусе. Зато обзор с передних мест великолепный, к тому же у Maruti большая площадь остекления. Водителю надо быть весьма осторожным при манипуляциях рычагом КПП, чтобы не толкать пассажира. В дверях нет карманов для мелочей, на них просто не хватило места. Зато пространства над головой с запасом. Производитель категорично заявляет, что машина строго четырехместная - в это веришь безоговорочно.

Водительское место выглядит обыкновенно. Смещенные вправо педали с минимальными ходами (нажатие на них не требует особенных усилий), большой для такого автомобиля и удобный руль с двумя маленькими и еле заметными кнопочками звукового сигнала, на щитке - спидометр, указатели уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости, а также небольшой блок контрольных ламп. И печка. Рукоятки управления отопителем - самый большой дизайнерский изыск во всей машине, а алгоритм управления - самая большая сложность.

Очень практична обивка салона. Для торпедо использована приличного вида темно-серая пластмасса, зато пол выстлан светло-серым кожзаменителем, на вид уж слишком непрезентабельным. Грустные мысли приходят и при взгляде на пластмассовые сиденья и сверх дешевую обивку дверей. Зато у всего этого обилия несимпатичных пластиковых изделий есть одно редкое достоинство: машину можно мыть из шланга не только снаружи, но и внутри.

Пятая дверь (с обогревом заднего стекла, обмывом и дворником) открывается вверх быстро и без проблем. В открытом положении она удерживается двумя газовыми амортизаторами. Багажный отсек скромный. Чтобы расширить грузовые возможности машины, надо положить спинку заднего сиденья (подушка для трансформаций не предназначена) - получится нормальная грузовая платформа. Места хватит для перевозки среднего телевизора. Тяжести Maruti противопоказаны, поэтому мешки с цементом лучше не возить. Кстати, у машины такой дорожный просвет, что надо очень хорошо подумать, прежде чем съезжать с асфальта. Пусть задняя буксировочная петля не вселяет в душу владельца мечту о фаркопе. Она, как, впрочем, и передняя петля, предназначена только для вытаскивания Maruti из луж.

У всех легковых Suzuki и, соответственно, Maruti, эмблема на капоте выполняет роль кнопки замка. Нажал – и открывай капот. Под ним - трехцилиндровый двигатель объемом 796 см куб., карбюраторный, с привычным в нашей стране ручным подсосом и контактной системой зажигания. Мотор открыт всем ветрам - ни щитков, ни поддонов. Понятно, что конструкторы не хотели ухудшать тепловой режим двигателя в небольшом под капотном пространстве, но уж слишком мотор беззащитен. Если в сухую погоду он просто быстро пачкается, собирая пыль и мелкий мусор, то в мокрую обычная лужа может стать для Maruti серьезной неприятностью.

Заводится двигатель моментально.

И тут же вызывает панический вопрос: почему троит? Ах, да, он же 3-цилиндровый. Едет Maruti резвее, чем ждешь. Мотор раскручивается очень быстро, побуждая переключиться на следующую передачу. Так и едешь, постоянно переключаясь то вверх, то вниз - чтобы двигаться с общей для потока скоростью. И постоянно работая рулем. То яма, в которую нельзя упасть, так как подвеска короткоходная, то колодец, который нельзя пропускать между колес. Спереди у Maruti привычный MacPherson, но с мощным стабилизатором поперечной устойчивости, который выглядит так, что кажется - именно он и есть самая надежная деталь. Задняя подвеска торсионная, совмещенная с маловитковыми пружинами. Все дорожные неровности водитель и пассажиры прекрасно ощущают. Удовольствие небольшое, но это еще один компромисс, к которому владелец должен быть готов.

Maruti 800 - один из немногих автомобилей, пассажиров которого постоянно преследует чувство опасности.

Особенно оно усиливается, когда намного выше головы в окне проплывает ступица грузовика, а в пробке в лицо жарко дышит выхлопная труба МАЗа. Правда, почти от любого участника дорожного движения можно увернуться, ведь Maruti 800 - маневренный автомобиль с радиусом разворота всего 4,4 м.

Возможности машины сильно зависят от загруженности. С полным грузом ощутимо падает динамика и двигатель уже не так легко справляется с работой, да и тормоза утрачивают остроту реакций. Жесткость подвески становится труднопереносимой. Снова компромисс.

Эксплуатация Maruti довольно скоро ставит перед владельцем вопросы, к решению которых он не был готов. У многих агрегатов и частей небольшой ресурс, поэтому автомобиль нуждается в частом сервисном обслуживании даже при эксплуатации в Европе. Жизнь владельца Maruti в стране без специализированной сети техобслуживания еще сложнее.

Так что Maruti 800 скорее подойдет не для простого обывателя, а для йога, исповедующего полный аскетизм и способного сложить свое тело в любую фигуру. Кстати, один из сотрудников редакции наблюдал, как в середине 80-х, когда в Индии Maruti был еще в новинку, в него залезли аж 15 человек. А автомобиль еще и сумел тронуться…


Сергей Асланян, Александр Пикуленко

Оцініть статтюtable=infocar_main.td_mats&id=2742 (оцінок - 1, середній бал - 1) жах погано так собі добре супер

Відгуки про Maruti 800