Под небом голубым...

Рассказать друзьям:

Иногда, двигаясь в потоке автомобилей, замечаешь большую и изящную машину, которая похожа на кошку, изготовившуюся к прыжку.

Легко узнаваемая в любой модификации и любом возрасте, эта машина благодаря стремительным очертаниям, уверенному движению, отличной динамике и некоторым особенностям, которые хочется назвать грацией, вполне соответствует своему гордому имени Jaguar. Это, пожалуй, самая известная в России после Land Rover британская марка.

Популярность и высокую репутацию эти автомобили завоевали своей прекрасной конструкцией, качеством, мощностью и изысканностью, которая присуща многим английским моделям, но в Jaguar проявляется особенно ярко. Об автомобилях Jaguar можно писать долго и много, слагать стихи и поэмы. На этот раз в связи с наступлением лета и открытием сезона кабриолетов мы представляем XJSC.

Jaguar XJS Cabriolet был сделан на базе купе XJS, пришедшего на смену легендарному Jaguar E-type. Автомобиль рождался в тяжелейших условиях кризиса в британском автомобилестроении и нефтяного во всем мире, вызванного войной 1973 года на Ближнем Востоке. В тот период само существование фирмы Jaguar было под вопросом, потому что при резком росте цен на бензин производители автомобилей с 12-цилиндровыми двигателями переживают не самые лучшие времена. Тем не менее выпуск новой машины признали целесообразным, и мир получил еще один автомобиль, который спустя 20 лет с начала производства был признан классическим.

Главным козырем изготовителей XJS при обсуждении вопроса о производстве новой машины было наличие готового серийного двигателя объемом 5,3 литра, являвшегося по меркам тех лет верхом совершенства, на конструирование которого уже были потрачены немалые деньги. По элементам подвески и трансмиссии новое купе было максимально унифицировано с уже выпускавшимся седаном ХJ6. Оставалось лишь изготовить оригинальный кузов и выпустить автомобиль на рынок.

Представленная на автосалоне 1975 года новинка от Jaguar вызвала шок. Журналисты изощрялись в изобретении уничижительных эпитетов в адрес автомобиля, говорили, что по обе стороны Атлантики еще не было столь уродливой машины, обвиняли дизайнеров в отступлении от традиций, отсутствии единства стиля, в нарушении пропорций и прочих смертных грехах. Между тем XJS обладал очень низким коэффициентом аэродинамического сопротивления - 0,39, по-настоящему мощным и добротным двигателем - 285 л. с. и прекрасной динамикой - 7 сек. до 100 км/ч. А с необычными формами потребители быстро смирились, разглядев их изящество и пропорциональность.

Единственным справедливым упреком в адрес Jaguar, который не опровергло время, оказалось утверждение, что с рождением XJS фирма поставила крест на производстве спортивных автомобилей. Потому что ’спортивное’ купе предлагалось только с автоматической коробкой передач. Точнее говоря, версии с ’механикой’ существовали, но это была даже не опция, а спецзаказ. Что неудивительно, ведь машина была ориентирована прежде всего на американский рынок, где принята автоматическая трансмиссия, и ручные коробки устанавливались на единичные машины в основном для того, чтобы обозначить их присутствие в гамме или предоставить механическую версию на соревнования и испытания дотошным журналистам, формирующим образ марки.

После проведения в 1976 году рестайлинга XJS не слишком подходящий для этой машины 3-ступенчатый автомат от Borg-Warner был заменен на GM ТНМ400, точно такой же, как на Rolls-Royce, а механическая коробка была предложена в качестве опции. Впрочем, на конъюнктуру это никак не повлияло, и на 10.000 проданных автомобилей пришлось всего 200 с ручной КПП.

В 1981 году в связи с очередным повышением цен на топливо и ужесточением норм токсичности усовершенствованию подвергся знаменитый 12-цилиндровый 5,3 л. двигатель. Были модернизированы головки цилиндров, улучшена система впуска и повышена степень сжатия, а сам мотор стал изготавливаться на прецизионном оборудовании. В результате мощность увеличилась до 300 л. с., динамика до 6,5 сек., а расход топлива уменьшился на 12,5%. Форсированный двигатель получил обозначение НЕ - High Efficiency (высокоэффективный).

Начиная с 1983 года, часть автомобилей Jaguar XJS стали оснащать 6-цилиндровыми двигателями 3,6 л. В 1991 году объем 6-цилиндровых увеличили до 4 л, а 12-цилиндровых - до 6 л, но классическим все же считается 5,3 V12.

До 1985 года Jaguar XJS выпускался только с кузовом купе. Англичане давно были готовы к выпуску кабриолета, но основным потребителем этих машин была Америка, а федеральные нормы по безопасности на дорогах США запрещали эксплуатацию открытых машин. В 1985 году нормы были изменены, чем немедленно воспользовались автопроизводители, в числе первых - Jaguar, моментально предложивший свою машину. Успех кабриолета превзошел все ожидания. XJS topless стал пользоваться бешеной популярностью, и лишь немалая цена помешала ему стать культовой машиной Америки наряду с Corvette и Mustang.

Мы долго искали этот автомобиль для тест-драйва, и вот повезло - он перед нами. Первое впечатление - до чего же маленький, просто котенок по сравнению со стоящим рядом Daimler Six (аналог Jaguar XJ6). Впрочем, впечатление обманчиво, XJSC совсем не маленькая машина, просто очень низкая - даже с поднятым тентом взрослому человеку всего по пояс. Кабриолет, в отличие от купе XJS 2+2, строго двухместный автомобиль, но от базовой версии он унаследовал длинные двери, поэтому посадка на очень удобное, хотя и низкое кресло проблем не вызывает. Эргономика отличная, тело занимает единственно правильное положение.

Сиденья обиты мягкой кожей, имеют две стандартные регулировки, плюс пневматическую подкачку подушек и поясничной области спинки.

Покидать их совсем не хочется.

Первым делом, конечно, необходимо откинуть тент. Две защелки на верхней рамке лобового стекла открываются вручную, затем клавишей на центральной консоли приводится в действие электропривод - крыша секунд за двадцать бесшумно складывается за спиной. Если задержать палец на кнопке, то вслед за тентом убираются задние боковые стекла вместе с символическими центральными рамками. Стеклоподъемники в дверях тоже электрические.

Руки на руль, ноги на педали, взгляд вперед. Баранка обтянута кожей, на ощупь теплой и бархатистой, сечение - оптимальное, диаметр - что надо, а спицы не мешают обзору приборов. Перед глазами спидометр, оцифрованный до 260 км/ч, и тахометр - до 7000 оборотов, между ними четыре указателя параметров работы двигателя с оригинальными вертикальными шкалами. Все цифры на приборах прорисованы четко, читаются очень легко. Управление светом осуществляется с помощью вращающейся ручки возле рулевой колонки. На приборной панели очень ярко - так что видно даже на солнце - высвечиваются символы, соответствующие включенным потребителям. Подрулевые переключатели управляют: левый - поворотниками, правый - стеклоочистителем.

Педали искать не надо, они расположены идеально. В центральной части передней панели, под дефлекторами отопителя находится дисплей бортового компьютера.

Еще ниже располагается гнездо для аудиосистемы внушительных размеров и с таким обилием проводов, что возникают сомнения: автомобиль это или студия звукозаписи? Усиливаются они при виде внушительного набора огромных динамиков, находящихся за сиденьями. К сожалению, магнитолы в машине не было, и оценить качество акустики мы не смогли. Справа и слева от музыкального центра - вращающиеся регуляторы климатической установки с автоматическим и ручным режимами. На горизонтальной части центральной консоли расположен селектор автоматической коробки передач, две пепельницы и упомянутые выше клавиши управления тентом и стеклами. Вся отделка передней панели выполнена из дерева с ярко выраженной красивой фактурой.

Ознакомление с органами управления занимает несколько секунд, подгонка кресла и зеркал заднего вида ненамного больше. Не очень легко оказалось вытянуть ремень безопасности. Для этого приходится повернуться всем корпусом назад, т. к. укреплен ремень далеко за спинкой сиденья. Это должно дисциплинировать, потому что пристегнуться на ходу, заметив гаишника, в этой машине невозможно.

Мотор заводится мгновенно, басовитый рокот услаждает слух. При нажатии педали акселератора звук не становится громче, лишь слегка меняется тональность: чем выше обороты, тем выше тембр. Плавно трогаюсь с места, сначала хочется ’прикататься’, почувствовать машину. Jaguar послушно откликается на малейшие движения рулем и педалями, однако ведет себя очень солидно, не провоцируя на стремительный разгон, но давая понять, что многое ему по плечу. Поскольку 80% крутящего момента двигатель развивает уже при 1500 об./мин., самое незначительное ускорение становится похожим на рывок. Попетляв по узким улочкам, выкатываю на прямую пустынную дорогу. Вот теперь настало время ’оторваться’.

Педаль в пол, меня вдавливает в спинку кресла. Свист ветра в ушах заглушает все остальные звуки. Воздушный поток врывается в легкие, не позволяя сделать выдох. Полное ощущение свободного полета. И ускорение вполне сопоставимо с падением. Деревья по краям дороги сливаются в одну сплошную полосу, попутные машины проносятся справа с такой скоростью, словно едут навстречу. Большого труда стоило отвести глаза от дороги и взглянуть на спидометр. Стрелка завалилась за 200. Это, пожалуй, уже слишком! Ведь задача нашего теста - не установить рекорд скорости для российских дорог или испытать свой организм на ветроустойчивость, а ощутить всю прелесть поездки на открытой машине в теплый солнечный денек. Сбрасываю до 90 км/ч.

В салоне все еще гуляет ветер. 80 - скорость оптимальная. При ней поток воздуха отсекается лобовым стеклом без завихрений и внутри автомобиля сквозняков нет. Становится различимым звук двигателя, но громче всего шумят шины. Вполне оправдано наличие огромных аудиоколонок - чтобы при откинутой крыше послушать музыку, она должна быть громкой и звучать отчетливо. Неторопливо проплывает городской пейзаж (’за окном’ тут не подходит).

Солнце припекает. Пропадает желание куда-то нестись, пришпоривать двигатель и рассекать пространство со свистом. Хочется неторопливо двигаться, наслаждаясь комфортом, и растянуть удовольствие. На обратном пути погода немного испортилась, и возвращаться пришлось с поднятым верхом. В этом случае автомобиль ничем не отличается от варианта hardtop. В салоне тишина, нарушаемая только рокотом мощного двигателя, при любой скорости ни единой струйки воздуха не прорывается через уплотнения, а заднее стекло (настоящее, да еще и с обогревом) обеспечивает хороший обзор.

Ходовые качества Jaguar выше всяких похвал. Энергоемкая подвеска великолепно обрабатывает все неровности дороги. Ни вибрация, ни толчки на глубоких выбоинах кузову не передаются. Двигатель и трансмиссия работают настолько слаженно, что автомобиль разгоняется ’в едином порыве’, почувствовать переключения невозможно. Управляется машина легко и уверенно: когда мы попали на импровизированный автодром с размеченной ’слаломной’ трассой, Jaguar проходил ее в полтора раза быстрее остальных машин (не самых плохих). Мощные и эффективные тормоза делают этот автомобиль абсолютно безопасным при движении на любых (конечно, разумных) скоростях.

Одним словом, это машина для удовольствия, для прогулок с любимой девушкой, когда только небо над головой, для поездки за город, когда ничто не мешает насладиться пейзажем и вдохнуть аромат свежего воздуха. И в то же время это серьезный и очень мощный автомобиль с ярко выраженным спортивным характером - что бы там ни говорилось про автоматическую КПП.


Евгений Романтовский

Источник: Журнал "Мотор"
Оцените статьюtable=infocar_main.td_mats&id=2722 (оценок - 1, средний бал - 5) ужасно плохо так себе хорошо супер

Отзывы про Jaguar XJS

Автобазар InfoCar.ua

Продажа б/у Jaguar

Jaguar XJ 2004 Jaguar XJ 15500$ 2004