Opel: Все начиналось со швейных машин...

Поділитися:

В немецком городке Россельсхайм перед офисом компании Opel стоит памятник Адаму Опелю – отцу-основателю фирмы. Позеленевшая бронза памятника будто лишний раз напоминает о том, что корни Opel уходят в глубь веков. Одна из самых старых автомобильных компаний в Германии и Европе появилась в 1862 г. Поначалу это было вовсе не автомобильное производство, а фабрика по выпуску швейных машин, которые экспортировались во многие страны, в том числе – и в Россию.

Параллельно с выпуском швейных машин Адам Опель запустил производство колес для конных экипажей, а чуть позже начал собирать велосипеды. К 1890 году Опель становится одним из крупнейших производителей велосипедов в Германии. В семейном бизнесе активное участие принимала жена Софи и пять сыновей Адама, на счету которых были сотни побед в велосипедных гонках. Они займутся сборкой автомобилей уже после смерти главы семейства в 1895 г.

Поскольку выпуск авто - дело более высокотехнологичное, чем производство велосипедов, братья Опель не стали заниматься собственноручной сборкой своей первой машины или разборкой чужих моделей для изучения технических нюансов. Они купили патент на уже выпускавшуюся модель у некоего Фридриха Луцмана, который победил на ней в одной из гонок в Берлине, чем и привлек внимание братьев. Автомобильчик, который назвали “Opel Patent Motor Car, System Lutzmann”, обладал одноцилиндровым мотором объемом 1,5 литра, развивал скорость 20 км/ч и заводился путем раскручивания вручную маховика двигателя. Производился он недолго с 1899 по 1901 г. и особой популярности не снискал (всего было выпущено 65 автомобилей).

В 1901 г. Генрих Опель одержал первую победу в автомобильных гонках K?nigsstuhl hill climb. А также был подписан контракт с французской фирмой Automobiles Darracq S.A. для выпуска лицензионных автомобилей, поскольку дальнейшее сотрудничество с Луцманом не сложилось. После этого, в 1902 году, началась сборка Opel Darracq c 9-сильным двигателем. Шасси модели поставлялись фирмой Darracq, а кузова ставили уже на заводах Opel. В том же году был налажен выпуск 10-12-сильных моделей, построенных полностью «Опелем». В 1904 г. модельный ряд расширился до автомобилей с двигателями в 16, 18 л.с. и был разработан первый 4-цилиндровый двигатель Opel. Также, возвращаясь к своему двухколесному прошлому, «Опель» начинает выпускать мотоциклы.

К 1906 году уже тысяча автомобилей вышла из ворот предприятия. Открывается дочерний завод в Берлине. Автомобили Opel представлены на Берлинской автомобильной выставке. Через год, специально разработанный гоночный автомобиль мощностью 60 л.с. выигрывает гонку на приз Кайзера, получает звание «лучший немецкий автомобиль», «Опель» получает контракт на поставку автомобилей для монаршего двора.

Обратив свое внимание на людей среднего класса, таких, как врачи, юристы, мелкие торговцы, в 1909 г. Opel создает недорогую, простую и надежную модель, которая была прозвана «Doktorwagen». Стратегия была выбрана успешно, и вскоре объемы продаж значительно выросли. К этому времени на предприятии выпускалось 500 автомобилей в год.

В 1911 г. на «Опеле» разрабатывают первый авиационный двигатель собственной конструкции, который устанавливают на биплане Эйлера. Компания также налаживает выпуск моторизованных плугов для сельского хозяйства. Но в этом же году случается крупный пожар, который уничтожает большую часть завода. Пожар поставил точку в производстве швейных машин марки Opel. До этого момента их было выпущено около миллиона единиц. Возможно, пожар сыграл свою роль в том, что через год «Опель» начал собирать пожарные машины. Продолжаются и спортивные победы команды «Опеля». В гоночных машинах компания применяет такие прогрессивные инновации, как верхнее расположение распредвала и наличие четырех клапанов в каждом цилиндре.

В 1914 г. «Опель» выпускает ставшую популярной модель, получившую название Puppchen («кукла»). Также, в связи с началом Первой мировой войны, армия начинает получать 3-тонные военные грузовики марки Opel. В 1919 г. компания открывает под Россельсхаймом свой первopel 1906 first hundredый (и первый в Германии) гоночный трек. Такие известные треки, как берлинский AVUS и Нюрбургринг, появятся позже.

Для повышения объемов производства, в 1924 г. «Опель» вкладывает миллион марок в его модернизацию. На заводах появляется конвейерная сборка. И первой моделью, произведенной таким способом становится легендарный Opel Laubfrosch («древесная лягушка»). Конвейеры помогли существенно снизить затраты на производство и, соответственно, цены для потребителей. «Лягушка» стала доступна широким слоям населения.

К 1928 году компания держала 37% автомобильного рынка Германии и стала ее крупнейшим производителем. На треках, «Опель» начинает эксперименты с гоночной программой RAK, в рамках которой, выпускались автомобили на реактивной тяге. Фрицу Опелю удается достичь скорости в 238 км/ч на автомобиле RAK-2. А RAK-3, запущенный по рельсам, установил мировой рекорд скорости движения по рельсам – 254 км/ч. В том же году компания начинает сборку люксовой модели Opel Regent Luxus Limousine с 6-цилиндровым рядным двигателем. Эта модель получила приз за красоту на конкурсе в Баден-Бадене.

В 1929 г. компания General Motors становится владельцем 80% акций «Опеля», потратив на их покупку около 26 млн. долларов. «Опель» первый среди немецких производителей открывает свою страховую компанию. Также появляется OpelBank, в задачу которого входило кредитование покупки автомобилей. Этот год был отмечен и другим важным событием, Фриц Опель совершил первый полет на самолете с реактивной тягой.

Ставший знаменитым благодаря Второй мировой войне грузовик Opel Blitz, начал сходить с конвейеров в 1930 г. Впоследствии, он станет одним из самых распространенных грузовых автомобилей в войсках вермахта. Первая модификация была внешне похожа на полуторку ГАЗ-АА, да и грузоподъемность ее составляла 1,5 т. Линейка за все время выпуска претерпела несколько серьезных изменений и производилась до 1975 г.

В 1931 г. General Motors становится единственным владельцем «Опель», выкупив оставшиеся 20 % акций компании.

Еще одна легендарная модель Opel Olympia появилась в 1935 г. У нее был несущий кузов без рамы, компактные размеры, проработана аэродинамика, большое внимание было уделено безопасности. С изменениями эта модель выпускалась до 1953 г. Olympia во многом послужила образцом при создании советского аналога – Москвич-400. В 1936 г. начинается сборка Opel Kadett – модели во многом аналогичной Олимпии, отличающейся некоторыми элементами кузова и двигателем.

В 1937 г. «Опель» выпускает две массивные флагманские модели – Opel Admiralc двигателем 3,6 л и Opel Super 6 (двигатель – 2,5 л). Через год компания презентует Opel Kapitan – последнюю свою предвоенную модель. В ее внешности просматривалось некоторое влияние американской школы автомобильного дизайна. Что касается конструкции, она была довольно прогрессивной для своего времени – несущий кузов, передняя независимая подвеска. Линейка выпускалась до 1970 г. К 1939 г. «Опель» становится самым крупным автопроизводителем Европы, на заводах которого трудится свыше 25 000 служащих.

С началом войны производство гражданских автомобилей практически полностью останавливается на заводах «Опель». Компания переходит на производство военной продукции. К концу войны бомбардировки авиации союзников приводят к сильным разрушениям заводов в Россельсхайме и Бранденбурге. В послевоенное время производственные линии по сборке OpelKadett были демонтированы и отправлены в СССР в качестве репараций. В июле 1946 с конвейера сошел первый послевоенный Opel Blitz. А через год возобновилась сборка Opel Olympia, еще через год – Opel Kapitan.

В 1953 г. компания начинает выпуск Opel Rеkord – первой своей модели с кузовом понтонного типа (когда крылья, фары и капот составляют единое целое). Автомобиль был представлен на Международном автосалоне во Франкфурте. Годовой объем производства компании составил 100 000 авто. В этом году, а затем в 1958 и 1959 гг., произошло несколько обновлений модели Kapitan, которая все больше эволюционировала в сторону люксового сегмента.

К своему столетию в 1962 г. компания открывает новый завод в г. Бохум, на котором начинается выпуск обновленного Opel Kadett. К модернизированной линейке моделей Admiral и Kapitan присоединяется еще одна люксовая модель – Opel Diplomat. Эта тройка становится флагманскими моделями компании, которые пользуются большим спросом у покупателей. В 1966 г. конвейер завода в Бохуме покидает миллионный Opel Kadett. Открывается также новый испытательный полигон компании в Дуденхофене. В 1967-68 гг. появляются несколько спортивных моделей, таких как Opel Commodore и Kadett B LS, а также стоящий особняком Opel GT. Эта двухместная модель была близка по концепции к Porsche, Ferrari и Chevrolet Corvette. По узлам и агрегатам GT была во многом унифицирована с Kadett B и выпускалась с двумя вариантами двигателей – 60 и 90 л.с., с механической или автоматической коробкой передач.

1970 г. был отмечен презентацией Opel Ascona, Manta и модифицированного Commodore с электронным впрыском. Десятимиллионный Opel был собран в 1971 г. на заводе в Россельсхайме. Это была модель Rekord с кузовом универсал. На спортивном Opel GT с дизельным двигателем было установлено несколько рекордов, в том числе и мировых. На всех моделях Opel ремни безопасности становятся стандартным обрудованием. В 1974 г. гонщики Вальтер Рёрль и Йохен Бергер на Opel Ascona A получают чемпионское звание после победы в Европейском ралли. Opel Monza и Opel Senator в 1978 г. оснащаются одним и тем же 6-цилиндровым двигателем мощностью 180 л.с. Еще через год появляется первый переднеприводный Opel, это была модель Kadett D.

В начале 80-х компактный Corsa был представлен покупателям в трех- и пятидверной версии, с кузовами хэтчбек, седан, универсал, с дизельными и бензиновыми двигателями. Corsa стала самым продаваемым автомобилем в своем классе. В 1984 г. новый Kadett E в GSi версии, с оптимизированным коэффициентом лобового сопротивления 0,30, становится рекордсменом в своем классе по показателям аэродинамики. Kadett получает звание «Автомобиль года». В 1986 г. Автомобили Opel первыми в Германии начинают оборудоваться каталитическими нейтрализаторами. К концу 80-х компания вводит в свой каталог Opel Omega с 5-ю вариантами двигателей, бестселлер – модель Vectra, которая отличалась большим выбором двигателей, комплектаций и небольшой ценой, и Opel Calibra с наилучшим в мире коэффициентом лобового сопротивления – 0,26.

 

В 1991 г. компания выпускает свой первый внедорожник – Opel Frontera, который в течение года лидирует на европейском рынке в этом классе. Через год этот сегмент пополнится моделью Monterey, многое в которой, было заимствовано у джипов Isuzu. В 1997 г., впервые на европейском пассажирском авто, покупателям предлагался 3-цилиндровый двигатель объемом 1 л на модели Opel Corsa B. Также появилась штатная навигационная система на моделях Vectra и Omega.

Компактный микровен Agila с экономичным двигателем, который позиционировался как идеальное городское транспортное средство, был представлен в 2000 г. В 2001-2002 гг. «Опель» презентует и коммерческие автомобили – такие как Opel Combo и Opel Vivaro. Компания продолжает испытания Opel Zafirac водородным двигателем, на немецком рынке также появляется Opel Astra station wagon 1.6 CNG с газовым силовым агрегатом. В 2003 г. на автосалоне во Франкфурте «Опель» демонстрирует посетителям обновленные модели Astra, Vectra-универсал, люксовый седан Insignia. К 2004 г. общее количество выпущенных компанией автомобилей составляет около 60 млн. Приз «Золотой руль» за лучший микровен получает модель Zafira в 2005 г. Новый седан Insignia представлен в 2008 г. Он буквально напичкан такими новшествами, как передняя камера с системой распознавания дорожных знаков, система предупреждения о пересечении линий дорожной разметки, фары с девятью режимами работы, сиденья с системами, которые заботятся о здоровье спины. В 2010 г. на конкурсе Plus X Award модели Astra и Meriva побеждают в семи категориях, а компания «Опель» названа «Самым инновационным брендом 2010 г.». Opel Corsa, образца 2001 г. оснащается новым экономичным дизельным двигателем объемом 1,3 л и мощностью 95 л.с., который потребляет всего лишь 3,5 л топлива на 100 км. В этом же году на 64-м Франкфуртском международном автосалоне Opel представляет четыре мировых премьеры: купе Astra GTC с ярким дизайном, Zafira Tourer, новейшее поколение Combo и экспериментальный автомобиль RAK E.

На сегодняшний день «Опель», вместе со своим британским партнером Vauxhall, продает автомобили на более чем 35 европейских рынках, имеет в различных странах 13 заводов по производству авто и комплектующих, а во всех подразделениях «Опель» работает около 47 000 человек.

15 мая 2012 года. Олег Мамчиц, специально для InfoCar.ua

Оцініть статтюtable=infocar_main2.mats__mats&id=8364 (оцінок - 20, середній бал - 5) жах погано так собі добре супер

Обговорення статті

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація
алекс  

Отличная статья! Спасибо автору!

+5ВІДПОВІСТИ  
Олег  

Очень интересная статья. Оказывается General Motors владелец фирмы с 1931 года. На права собственности не повлияла даже война? В нашей стране нонсес, вся собственность в относительно короткий мирный промежуток времени , перешла во владение 2-3 олегархических кланов !!!

+5ВІДПОВІСТИ  
Termit  

Получил море удовольствия и полезной информации. Сам являюсь поклонником опель-качества...

+5ВІДПОВІСТИ  
Nordus  

Очень интересно

+1-1ВІДПОВІСТИ  
BorschR  

Жаль, что объединились с пежо-ситроен, но это глобализация...

+1ВІДПОВІСТИ  

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація

Також читайте:
  • Toyota. Качество - превыше всего или Что такое «андон» и «джидока»Toyota. Качество - превыше всего или Что такое «андон» и «джидока»

    Молодой рабочий всего лишь не успел закрутить гайку или надеть шайбу. И у него есть полное право дернуть за андон (специальный шнур) и остановить весь конвейер, чтобы все-таки сделать свою работу. И сделать ее качественн ...

  • Андре Ситроен: Гений «пиара»Андре Ситроен: Гений «пиара»

    В те годы Андре Ситроен был широко известной и влиятельной личностью. О нем ходила слава гения рекламы, связей с общественностью и – мечтателя, для которого нет ничего невозможного. ...

  • Audi. История четырех колецAudi. История четырех колец

    Итак, первая компания, созданная Хорьхом, пошла своим путем уже без его участия, а Audi – его второе детище, начала самостоятельный выпуск автомобилей. Пройдет время и дорожки этих компаний тесно переплетутся, но это про ...

  • Volkswagen. От фюрера - народуVolkswagen. От фюрера - народу

    История основания концерна Volkswagen весьма необычна. Все началось с идеи создания немецкого «народного» автомобиля. Причем, идея эта принадлежала самому Гитлеру. Выступая с трибун, он громогласно хвастался, что скоро р ...

  • Peugeot. Путешествие во времениPeugeot. Путешествие во времени

    В середине 19 века невозможно было найти человека, который бы знал что-либо о такой автомобильной марке, как «Пежо». Автомобилей с таким названием тогда попросту не существовало. Зато многим людям была известна другая пр ...