Маленький умник

Розповісти друзям:

Автомобили, при всем своем многообразии, различаются не только типом кузова, объемом двигателя или размерами. Еще они отличаются друг от друга степенью своей функциональности и предназначением. Коммерческие модели, спортивные, престижные, компактные - вот далеко не полный список тех категорий, которые мы используем при обозначении тех или иных моделей. Естественно, что в каждой из категорий имеются свои лидеры и аутсайдеры, фавориты и неудачники. Конкуренция - вещь достаточно жестокая, поэтому фирмам-производителям необходимо постоянно улучшать и модернизировать свои модели. Но иногда, очень и очень редко, встречаются автомобили, при взгляде на которые понимаешь, что это - Шедевр! Да-да, именно так, шедевр с большой буквы. В наше время, когда в моде максимальная унификация всего подряд, а с конвейера сходят тысячи идентичных друг другу автомобилей, появление Шедевра - это очень редкое, я бы даже сказал, эпохальное событие. Именно таким событием и было появление сначала на подиумах автосалонов, а затем и на улицах европейских городов необычных автомобилей, несущих на себе логотип Smart.

Автомобили Smart, что в переводе с английского означает умный или умник, что больше подходит к имиджу автомобиля, действительно выглядят несколько, мягко выражаясь, необычно. Говорить о каком-то дизайне или стилистических решениях просто несерьезно - Smart такой, какой он есть: единственный и неповторимый. Он необычен во всем, начиная с истории его создания и заканчивая конструктивными особенностями и ценой. Кто бы мог подумать, что стремление корпорации DaimlerChrysler, тогда еще просто Mercedes-Benz, расширить модельный ряд за счет относительно доступных моделей приведет к появлению такого необычного автомобиля. Но это имено так. Производитель, известный своим консерватизмом, решился на производство необычной для него модели. Правда, имидж производителя шикарных и самых дорогих в своем классе автомобилей не позволил вывести на рынок новую модель под маркой Mercedes - автомобиль получил название Smart.

Правда, изначально Smart не являлся собственностью концерна, это было совместное со швейцарской часовой фирмой детище. Часовщики после проблем, возникших на начальном этапе, предпочли отойти от производства автомобилей, продав свою часть акций партнеру. Таким образом, став полноценным владельцем предприятия и тор-говой марки, Mercedes получил готовый к употреблению продукт. Но ’продукт’ этот получился настолько нетрадиционным и непривычным, что для него просто необходимо было придумать что-то необычное, в том числе и касающееся способа продаж. Изначально планировалось продавать Smart через Internet, но позже появилась другая, не менее замечательная идея: все Smart, реализуемые в Европе, продаются не через традиционные дилерские центры, а в специальных Smart-центрах, коих в столичных европейских городах уже несколько сотен.

Но если сейчас Smart повсеместно известен и популярен, то в самом начале производства у ’родителей’ этого проекта было достаточно проблем, каждая из которых могла стать достаточно веской, чтобы Smart никогда не пошел в производство. Начиналось все с розничной цены - если бы данный автомобиль выпускался каким-нибудь другим автопроизводителем, желательно корейским, то он бы стоил на уровне средней мощности японского мотоцикла, но раз за дело взялся известный всему миру производитель лимузинов, то и цена получилась соответствующая. В той же Германии Smart стоит как ’нормальная’ малолитражка, причем в нормальной комплектации и с достаточно мощным двигателем. Первые экземпляры пошли просто на ура, но в дальнейшем покупатели немного, как бы это выразиться, поостыли - спрос на модель был гораздо меньше ожидаемого. А тут еще, как назло, А-класс навернулся через крышу, и потенциальные покупатели, сравнивая ’архитектуру’ обеих моделей, приходили к мнению, что точно так же может перевернуться и Smart. Естественно, что Mercе-des не стал ждать, когда же со Smart что-то случится, и тут же отозвал все проданные экземпляры для модернизации. На машины начали устанавливать систему динамической стабилизации. И теперь все новые Smart, сходящие с конвейера, оснащаются также АБС и противобуксовочной системой, причем в стандартном оснащении - шаг беспрецедентный, особенно если учесть класс автомобиля.

Впрочем, несмотря на крошечные размеры, этот автомобиль ни в чем не уступает другим, даже более крупногабаритным автомобилям по части активной и пассивной безопасности. Более того - Smart, несмотря на всю несерьезность дизайна, является нормальным, полноценным автомобилем, отвечающим всем требованиям по безопасности. Отсюда, видимо, и цена автомобиля. Если бы он был создан, что называется, ’на коленке’, без серьезных испытаний и серии краш-тестов, то он действительно мог бы стать самым дешевым автомобилем за всю историю немецкого автопрома.

Но у создателей, видимо, были свои планы и задачи, и Smart соответствует их представлениям. Ведь они изначально видели Smart только в качестве дорогой игрушки, главное предназначение которой доставлять удовольствие своему владельцу, а не заменять или конкурировать с обычными автомобилями. Да и можно ли, если разобраться, всерьез рассматривать для покупки транспортное средство, которое по своей функциональности уступает туристическому мотоциклу? Объем багажного отсека, смешно сказать, составляет 150 дм куб., и даже при самом большом желании вы не сможете подвезти более одного пассажира. Правда, сейчас фирма представила несколько концептов, отражающих ее видение четырехместного длиннобазного Smart, но это, похоже, будет совсем другой автомобиль.

Нынешний же Smart интересен не только внешним дизайном или невероятно компактными размерами, но и техническими особенностями. Начнем с того, что двигатель размещен поперечно сзади, что значительно уменьшает объем багажного отсека. Не знаю, как до него будут добираться работники сервиса, но владелец может увидеть силовой агрегат только после следующих операций: откидываешь вверх стекло задней двери, опускаешь задний борт, поднимаешь багажную полку, открываешь моторную крышку и.... Вашему взору предстает фрагмент клапанной крышки мотора. Максимум, что можно сделать без дальнейшего разрушения автомобиля - проверить уровень масла. Кстати, ввиду отсутствия свободного места, изначально в Smart нет запасного колеса - его заменяет специальный баллончик с ’антипроколом’ и набор инструментов. Я сначала подумал, что небольшой багажный отсек будет и спереди, как это сделано у всех заднемоторных автомобилей, но у Smart его нет. Наверное, по соображениям пассивной безопасности: при таких размерах дорог каждый сантиметр свободного пространства, который можно отнести к зоне смятия. Кстати, Smart с этой точки зрения впечатляет: пол, изначально рассчитывавшийся на поглощение энергии удара, сделан в виде ’сэндвича’ - многослойной структуры со специальными слоями, позволяющими максимально уменьшить последствия аварии.

О ходовых качествах этого автомобиля говорить крайне сложно - сравнивать не с чем, а поэтому нельзя сказать, что здесь хорошо, а что плохо. Хотя, зная о щепетильности Mer-cedes в этих вопросах, можно предположить, что конструкторы приложили максимум усилий для того, чтобы сделать Smart максимально комфортным и безопасным. Двигатель, даром что имеет рабочий объем 0,6 литра, со своей задачей справляется вполне пристойно - разгон с места до 100 км/ч занимает 16,8 секунды. Много это или мало? Если сравнивать с каким-нибудь 2,5-литровым ’биммером’, то вроде бы много, но если в качестве соперника рассматривать малолитражку, то еще неизвестно, кто выйдет победителем в спринтерских состязаниях от светофора к светофору. Ведь разгонная динамика большинства микроавтомобилей, особенно если речь идет о модификациях с автоматической или полуавтоматической трансмиссией, тоже далеко не космос - в среднем они набирают ’сотню’ за 17-24 секунды.

Но сравнивать приходится в основном с утилитарными малолитражками, предназначение которых быть скорее первым транспортным средством в жизни их владельца, а не любимой игрушкой, коей является Smart. Автомобили малого класса оснащаются как минимум 900-кубовыми моторами, имеют ’полноценный’, четырех-пятиместный салон и достаточно традиционную внешность и цену. То есть получается, что противопоставить Smart в сравнительном тесте какой-то модели просто невозможно - за отсутствием оной.

Хотя нет, похоже, что я заврался немного - конкурент у Smart имеется, да еще какой! Он тоже двухместный, достаточно компактный, и даже выпускается в России, что позволяет ему иметь невероятно низкую, в сравнении со Smart, розничную цену. Те, кто подумал, что речь идет об ’Оке’, ошиблись, ибо то творение рук человеческих, которое язык просто не поворачивается назвать автомобилем, называется ’Кинешма’. Те, кто видел эту мотоколяску хотя бы на фото, до сих пор, наверняка, содрогаются при упоминании об этом ’транспортном средстве’ - дизайн, если очень мягко выражаться, там просто присутствует в некоторых элементах, но это совершенно не относится к дизайну кузова или интерьера. И сравнивать его по каким-то критериям с очаровашкой Smart просто невозможно, тем более предлагать его в качестве альтернативы данному автомобилю.

Для тех, кто еще не в курсе, мы специально помещаем фотографию ’Кинешмы’, дабы каждый мог самолично убедиться, насколько разными могут быть представления о дизайне автомобиля. Правда, цены у этих авто совершенно несопоставимые, но, по-моему, это как раз тот самый случай, когда доплачивать должен сам изготовитель, чтобы хоть кто-то ездил на их транспортном средстве.

Но если серьезно, то о конкурентах Smart, как бы ни странно это звучало, можно говорить бесконечно долго. Во Франции, к примеру, существует целая индустрия микроавтомобилей, причем ими не брезгуют заниматься такие ’монстры’, как, например, Aixam. Правда, там они автомобилями как бы и не считаются, потому что для управления таким транспортным средством достаточно ’мотоциклетной’ категории в ’правах’. Они тоже двухместные, но по своим характеристикам значительно уступают Smart, поэтому говорить о них как о прямых и явных конкурентах просто несерьезно. Тем более что нигде более, кроме своей родины и еще нескольких европейских стран, они большого распространения не получили. В отличие от Smart, который теперь успешно продается практически по всему миру. И продается весьма успешно: своевременная модернизация, связанная с переворотом Mer-cedes A-класса, а также расширение гаммы предлагаемых двигателей позволили предприятию не только удержать объемы производства в заданных пределах, но и расширять модельный ряд. Кстати, по информации, периодически поступающей от фирмы, вторая модель, которая станет выпускаться под маркой Smart, будет тоже весьма и весьма своеобразной. Это будет либо удлиненный Smart, либо компактный родстер, который несколько лет подряд демострировался на автосалонах.

Покупать Smart или не покупать - это дано решать только самому покупателю. И никакие рекомендации знакомых или специалистов не смогут привить любовь или, наоборот, заставить человека отказаться от этого автомобиля: он настолько неординарен как внешне, так и по сути, что подходить к нему с обычной системой мер просто невозможно. Проще говоря, если он кому-то не нравится, значит, это просто не его стиль, а уж если эта ’кроха’ кому-то запала в душу, то никакими статистическими данными или сравнительными тестами такого человека уже не переубедишь. Более того - переубеждать-то, по сути, невозможно хотя бы потому, что у Smart на нашем рынке нет конкурентов. Точнее, они существуют, но соперничать со Smart им просто не дано. Это вещь в себе...

Субъективное мнение:

(+) Очень оригинальный дизайн, достойное качество сборки, невероятная маневренность.

(-) Отсутствие дилера и возможные трудности с поставками запчастей.


Текст: Павел КОЗЛОВСКИЙ
Фото автора

Оцініть статтюtable=infocar_main.td_mats&id=1973 (оцінок - 0, середній бал - 0) жах погано так собі добре супер
  • Тест-драйв smart City: Крыша едет... Крыша едет...

    Нет, ’едет’ она не у нас, а у этого прикольного автомобильчика Smart, который оснащен складывающимся тканевым верхом производства Webasto. И именно Webasto, точнее, белорусский представитель этой всемирно изв ...
    Автогазета / N 17(363) от 10.05.02


Маленький умник (smart City) - фото 1 Маленький умник (smart City) - фото 2 Маленький умник (smart City) - фото 3 Маленький умник (smart City) - фото 4 Маленький умник (smart City) - фото 5 Маленький умник (smart City) - фото 6 Маленький умник (smart City) - фото 7 Маленький умник (smart City) - фото 8

Відгуки про smart City

Ольга
Украина, Киев
13.05.2009

Господа, машина класс!!! Первое, на что обращаешь внимание, - это размер машины. От "носа" до "хвоста" ровно 2, 5 метра - меньше, чем колесная база автомобиля среднего класса. Собст читати відгук

Автобазар InfoCar.ua

Продаж б/у smart City

smart City 2001 smart City 4500$ 2001