Шестая Маздаскорость

Розповісти друзям:

Турбомотор объемом 2,3 литра с непосредственным впрыском бензина, привод на все колеса, самоблокирующийся задний дифференциал, шестиступенчатая «механика». И все это — в изящном кузове седана Mazda 6 MPS. Автомобиль-мечта, автомобиль-поэма!

Я ждал этой встречи с Парижского автосалона 2002 года, где Mazda 6 MPS была концептуальным хэтчбеком. И вот теперь это предсерийный седан, за руль которого можно сесть на японской кольцевой трассе TI Circuit Aida, затерянной где-то между Осакой и Хиросимой.

АВТОБУС бесконечно долго ползет по узким дорожкам японской глубинки. Поросшие лесом холмы, рисовые поля, бамбуковые заросли, декоративные речушки — и аккуратные деревеньки, плотно составленные из маленьких сереньких домиков-коробочек...

Я далеко не первый раз на Островах, но, вдыхая этот воздух, пропитанный влагой и каким-то специфическим пряным запахом, открываю Японию заново. Вот и сейчас мне в новинку, что знакомая по учебникам Хиросима, где располагается фирма Mazda, на самом деле произносится как Хирошима. А Mazda — на самом деле Мацуда, в честь основателя фирмы Джуджиро Мацуды. Просто в свое время Мацуда решил адаптировать название своих автомобилей для американцев — и упростил свою фамилию до Мазды. К тому же попутно оказалось, что Ахура Мазда — это бог мудрости у зороастрийцев...

Сами японцы как бы проглатывают звук «у», делая сильное ударение на первом слоге. Получается — Мац’да.

Кстати, Mazda 6 на самом деле тоже пишется по-другому — Mazda6. Именно так, без пробела. Это якобы для того, чтобы избежать недоразумений с людьми из Audi по поводу сходства индексаций. Но, видимо, рекламщики на Мазде вошли во вкус слитных, беспробельных написаний. Как вам такое название — Mazdaspeed6? «Маздаскоростьшесть»!

Полноприводный турбоседан Mazda 6 (мы все-таки будем разделять буквы и цифры, так привычней) на рынке США будет называться именно так — Mazdaspeed6. В Японии он же — Mazdaspeed Atenza. Ведь Mazdaspeed — это известная в Японии и США отдельная торговая марка программы заводского тюнинга автомобилей Mazda. А вот в Европе, в Австралии и Новой Зеландии словосочетание «Маздаскорость» неизвестно и неуместно. И поэтому на этих рынках турбоседан будет носить иное название — Mazda6 MPS, Mazda Performance Series.

Кстати, а почему седан? Ведь концепт-кар Mazda6 MPS в 2002 году был хэтчбеком.

— Концепт-кар был сделан в нашей франкфуртской дизайн-студии на основе близкого европейцам хэтчбека. Но серийная Mazda 6 MPS создавалась здесь, в Японии, и инженеры выбрали седан — из соображений жесткости кузова...

Мой собеседник — Ивао Коизуми, один из ведущих дизайнеров фирмы и «отец» проекта Mazda6.

— Alfa Romeo? Да, я использовал некоторые альфовские мотивы, но Вальтер де Сильва и Alfa Romeo 156 здесь ни при чем. Для нас Mazda 6 была всего лишь развитием идей, которые мы заложили в автомобиль Mazda Xedos 6 в начале 90-х годов. Вам нравится Mazda 6? Спасибо, приятно слышать. Мы зовем наш стиль Emotion in Motion, «эмоция в движении». А как вам Mazda 6 MPS? По сравнению с концепт-каром мы немного изменили дизайн передней части. Поскольку инженеры хотели сохранить половинную развесовку по осям, то радиатор интеркулера турбонаддува пришлось расположить не в переднем свесе, а над двигателем. Из-за этого мы на 35 мм подняли линию капота, пришлось переделывать крылья и сопряжение со стойками лобового стекла...

Так вот в чем дело — в интеркулере. Это из-за него «скоростная» Mazda выглядит несколько горбоносо и тяжеловато. Хорошо хоть, что обошлось без «ноздри» на капоте, как у Subaru. Или без «окон», какие имеет на капоте Lancer Evolution.

Кстати, знаете, кто сейчас «рулит» дизайном фирмы Mazda? Морэй Кэллам, родной брат шеф-дизайнера фирмы Jaguar Йэна Кэллама. Милейший человек, который очень аккуратно относится к творческому наследию японской компании. Может, ему следует более настойчиво «европеизировать» Мазду?

Но Ford, который фактически имеет контроль над фирмой из Хиросимы (33,4% акций), не настаивает на европеизации. Более того, уровень творческой свободы и независимости, который имеет Mazda, просто поражает!

— Haldex? Да, концерн Ford и, в частности, Volvo использует муфты Haldex, но мы и не думали об этом. В нашей системе полного привода мы применили гораздо более простую фрикционную муфту с электромагнитным приводом...

В конструкции «скоростной» Мазды — ни следа фордовского инжиниринга! Все самостийное, японское. Во-первых, двигатель. Инженерам из Хиросимы показалось неинтересным просто снабдить двигатель турбонаддувом, как это делают Subaru и Mitsubishi, — им хотелось чего-то «более утонченного». И они дополнили турбонаддув непосредственным впрыском бензина — решение, которое до них применил только Volkswagen на новейшем 200-сильном турбомоторе 2.0 TFSI. Если бы вы видели все графики и диаграммы, которыми японцы сопровождают объяснения своих решений! Все расписано по мелочам, все разложено по полочкам. Почему применен непосредственный впрыск, как он повлиял на мощность и на расход топлива... Шестиступенчатая механическая коробка передач фирмы Aisin AW, кстати, тоже разработана по фольксвагеновским мотивам — она трехвальная, с двумя главными передачами (как на полноприводных мощных машинах гольф-платформы).

И наконец, система полного привода Active Torque Split All-Wheel-Drive. На самом деле, полноприводная Mazda 6 уже выпускается — это универсал с «автоматом» и автоматически подключаемым приводом на задние колеса. Так вот, на «скоростном» турбоседане стоит та же самая трансмиссия, только усиленная. Муфта привода задних колес управляется электроникой по трем программам — «нормальной», «спортивной» и «снежной». Переключение происходит автоматически — компьютер анализирует скорости вращения колес, работу рулевым колесом и газом, продольные и угловые ускорения... При этом приоритет в «нормальном» и «снежном» режимах отдается курсовой устойчивости.

А в «спорте»? Если как следует надавить на газ, то Mazdaspeed6 обязана дать жару! Ведь не зря задний дифференциал здесь самоблокирующийся. И неспроста нас привезли не на маленький полигон фирмы Mazda в Миоши, а на гоночный трек TI Circuit Aida, где когда-то бывала даже Формула-1...

Японцы проявили чудеса толерантности. Хочешь надевать шлем? Надевай. Не хочешь? Подпиши бумажку — и езжай на трассу так. Никаких «сопровождающих» на пассажирском сиденье, никаких заклинаний ездить потише и не отключать систему стабилизации. Вместо этого, наоборот, маздовцы предложили сделать побольше кругов по трассе — чтобы как следует прочувствовать zoom-zoom spirit. Это — еще одна придумка рекламщиков. Мол, когда дети катают машинки, они бормочут про себя «zoom-zoom». А Mazda делает такие автомобили, которые заставляют взрослых увлечься — и снова «делать зум-зум», снова играть в машинки, получая от этого массу удовольствия.

Правда, с зум-зумом маздовцы немного переборщили. Он был повсюду — на щитах вдоль трассы, на всех пресс-материалах... Даже песенка из динамиков доносилась специальная, про зум-зум. А когда пресловутый «зум-зум спирит» упоминали японцы, в их устах это звучало особенно забавно. «Зума-зума». Как будто это некое синтоистское или зороастрийское божество, которое способно повелевать драйверскими эмоциями.

Садясь за руль Маздыспидшесть, я тоже произнес короткое обращение к корпоративному божеству.

О великий дух Зума-Зума! Послужи на благо скорости. Вдохни лишние пол-атмосферы во впускной тракт в помощь турбокомпрессору Hitachi, впрысни еще бензина в камеры сгорания, напряги мощный электромагнит — пусть он сожмет пакет «мокрых» фрикционов муфты заднего привода, пусть исключит пробуксовку при старте...

Первый ознакомительный круг за машиной безопасности был медленным. И Mazda 6 MPS очень понравилась. Рафинированный, эстетский автомобиль! Легкий и «линейный» руль, «мягкие» педали, передачи можно менять двумя пальчиками... И при этом — безукоризненная послушность.

А если побыстрее?

На старте великий дух Зума-Зума действительно зажимает муфту заднего привода — электроника делает это превентивно, не дожидаясь пробуксовки. Раскручиваю двигатель до 5000 об/мин, сбрасываю сцепление... Мощный старт! Но короткий миг наслаждения «жесткой» связью полноприводной трансмиссии сменяется какой-то неуверенностью — словно электроника, побоявшись возможного заноса, ослабила хватку муфты. И похоже, это действительно так. Дюжина кругов по трассе в самых разных режимах показала, что полный привод здесь «непостоянен». Иногда машина вообще кажется переднеприводной — например, при сбросе газа или в напряженном вираже, который проходишь в скольжении. А все потому, что «трехпрограммная» электроника постоянно решает, какой из режимов применять в данный момент и насколько, с точки зрения алгоритма, привод на задние колеса может повредить активной безопасности. Поворот руля, к примеру, компьютер воспринимает как сигнал о том, что хватку муфты заднего привода неплохо бы «ослабить», чтобы не создавать паразитных нагрузок в трансмиссии и не мешать вкатыванию в вираж...

Эх, сюда бы честный самоблокирующийся межосевой дифференциал! Особенно с электронным управлением, как на Evo. Но, увы, маздовский Active Torque Split All-Wheel-Drive — это система «квази-постоянного» полного привода. Правда, и ее можно настроить по-боевому — я прекрасно помню, какие чудеса творил на заснеженной горной дороге автополигона простенький Volkswagen Golf 1.8 4Motion со 125-сильным моторчиком и муфтой Haldex. А на гораздо более мощном Audi S3 ехать было страшно — потому что из опасения потери курсовой устойчивости инженеры Audi настроили Haldex более «переднеприводно».

Какова на снегу будет Mazda 6 MPS, мы пока не знаем. Но на асфальте это — быстрый, комфортабельный и безопасный автомобиль. Но не более того.

Двигатель хорош, но ему не хватает характера. Неплохая тяга «на низах» (все-таки объем в 2,3 литра) и отзывчивость на педаль газа облегчают трогание с места, после 2500 об/мин следует мягкий, плавный турбоподхват — и уверенная раскрутка вплоть до 5000 об/мин. Но дальше, до максимальных 7000 об/мин, крутить мотор бессмысленно, поскольку темп набора оборотов стихает. При работе на бензине АИ-98 двигатель развивает 260 л.с. и 380 Нм, но блок управления имеет две «обходные» программы на случай, если в баке окажется низкооктановое топливо. Например, на бензине АИ-95 мотор немного потеряет в мощности. А «девяности второй» — это уже аварийная программа.

Настройка шасси — скорее комфортная, нежели боевая. В виражах Mazda 6 MPS кренится и рановато «плывет» — в основном наружу, хотя под сброс газа по-переднеприводному уходит в плавный, но глубокий занос. Под полным газом машина просто едет чуть шире — чтобы творить чудеса на асфальтовых виражах в стиле Evo, тяги турбомотора и «жесткости» полного привода не хватает.

И полностью разочаровали тормоза. Их хватало только на один круг! А дальше начиналась «острая тормозная недостаточность» — мягкость педали, снижение замедления, скрип колодок, вибрации от покоробленных дисков...

Зато Mazda 6 MPS отличилась превосходной плавностью хода. Ты зашел в вираж слишком рано, на выходе тебя выносит на поребрик и ты уже готов ощутить жесткую вибрацию всего кузова... Но автомобиль просто пролетает над поребриком, словно на воздушной подушке — даже в нагруженном состоянии подвеска безропотно «проглатывает» все удары!

Словом, Mazda 6 MPS и, к примеру, Lancer Evolution имеют между собой очень мало общего. Впрочем, Lancer и Impreza — автомобили вообще другого класса. А Mazda 6 MPS — это скорее аналог и конкурент таким машинам, как Subaru Legacy B4, BMW 330Xi или Audi S4.

Но если конкуренты имеют мощные версии в разных кузовах — и седаны, и универсалы, — то Mazda 6 MPS будет выпускаться только с четырехдверным кузовом. И это будет не массовый автомобиль. Где, к примеру, полноприводный универсал Mazda 6 2.3 AWD с «автоматом»? Теоретически он есть, выпускается уже около года. А практически в Европе его никто не видел — даже журналисты, не говоря о дилерах. Сами японцы говорят об универсале неохотно: мол, для европейских дорог он не подходит из-за неудачных характеристик четырехступенчатого «автомата».

Серийный выпуск «Маздыскорости» начнется через полгода. За это время японские инженеры могут довести автомобиль до блеска. Уменьшить крены, подкорректировать алгоритмы управления полным приводом и передаточные числа «растянутой» трансмиссии, модернизировать тормоза. Но когда Mazda 6 MPS докатится до России, сколько она будет стоить? Не повторит ли она судьбу полноприводного универсала?

Хорошо, что простая 166-сильная Mazda 6 2.3 с передним приводом — прекрасный автомобиль, красивый и быстрый. Когда в руках есть такая синица, полноприводного журавля в небе можно и подождать.


Комментарии к фотографиям

Концепт-кар Mazda 6 MPS с Парижского автосалона 2002 года имел обычную линию капота и красивые зеркала на «ножках». На серийной машине — другой передок и обычные зеркала

Изменения интерьера минимальны — металлические накладки на педалях, другое оформление шкал приборов (спидометр размечен до 280 км/ч) и более массивные кресла

Шестиступенчатая коробка отличается превосходной четкостью переключений

Компактная шестиступенчатая коробка передач Aisin AW отличается модной нынче трехвальной конструкцией (такие же имеют некоторые автомобили Volkswagen и Mini). Угловому редуктору отбора мощности для привода задних колес японцы уважительно дали собственное название — Power Take-Off, «Отбор Мощности». Но из-за близости выпускного коллектора и турбокомпрессора Отбор Мощности перегревается, и его пришлось снабдить... собственной жидкостной системой охлаждения (показана стрелкой)! Недешевое решение конструктивной проблемы...

Муфта привода задних колес устроена просто — по сигналу компьютера мощный электромагнит поворачивает винтовую обойму и сжимает пакет «мокрых» фрикционов, работающих в масляной ванне. Производит эту муфту одно из отделений фирмы Toyota — точно такой же узел имеют и многие автомобили Toyota, и Nissan X-Trail, и полноприводный универсал Mazda 6 2.3 AWD. Но для турбоседана несущую способность муфты усилили — с 700 Нм до 1300 Нм. Задний механический самоблокирующийся дифференциал типа Torsen (Tochigi Fuji) — такой же, как на купе Mazda RX-8

Обратите внимание на «трехсоставной» карданный вал с двумя промежуточными опорами — он снижает уровень вибраций и положительно влияет на пассивную безопасность. У турбоседана повышена жесткость пружин (передних — на 25%, задних — на 37%) и амортизаторов, увеличен диаметр прутка стабилизаторов поперечной устойчивости (на 1 мм спереди и на 2 мм сзади). Но несмотря на более жесткую подвеску, плавность хода хороша

Архитектура системы полного привода Active Torque Split All-Wheel-Drive на первый взгляд кажется сложной. На самом деле все просто — компьютер анализирует данные датчиков и управляет муфтой привода задних колес, выбирая по ситуации одну из трех программ (Normal, Snow или Sport)

Эти изменения (на рисунке выделены дополнительные и усиленные элементы) позволили увеличить жесткость кузова на 50%! Масса автомобиля возросла на 140 кг — за счет полноприводной трансмиссии, более тяжелого турбомотора и усиленного кузова

За спицами красивых колес итальянской фирмы Fondmetal — неадекватно слабые тормозные механизмы

Новый двигатель MZR 2.3 DISI Turbo, в отличие от «непосредственных» моторов Mitsubishi GDI или Volkswagen/Audi FSI, работает не на обедненной смеси, а на обычной стехиометрической. В основном здесь используется только охлаждающий эффект от испарения бензина, распыляемого непосредственно в объем камеры сгорания — это позволило совместить турбонаддув с типично «атмосферной» (9,5) степенью сжатия и на 10% поднять крутящий момент. Двигатель построен на основе блока цилиндров обычного бензаддувного мотора MZR 2.3, но блок (с чугунными «сухими» гильзами) и новая головка отлиты под давлением и отличаются повышенной прочностью, коленвал — кованый стальной. Как и у безнаддувного мотора, здесь есть балансирные валы для снижения вибраций и механизм плавного изменения фаз газораспределения на впуске, а еще — вихревые заслонки в половине из впускных каналов

Интеркулер, помещенный над двигателем для соблюдения «правильной» развесовки, обусловил необходимость переделки передка — капот пришлось приподнять на 35 мм


Текст: Леонид ГОЛОВАНОВ
Фото: автора и фирмы Mazda

Оцініть статтюtable=infocar_main.td_mats&id=1837 (оцінок - 0, середній бал - 0) жах погано так собі добре супер
  • Тест-драйв Mazda 6: Для Mazda 6 пришло время стать японцем! Для Mazda 6 пришло время стать японцем!

    Хоть и были мы в стране чужеземной, а представление новинки начали по российской традиции – по одежке. И правильно сделали, потому как выглядит шестерка что надо! Главный дизайнер Mazda 6 Ёити Сато, который впервые за до ...
    Autonews.ru

  • Тест-драйв Mazda 6: «Айс» или «не айс»? «Айс» или «не айс»?

    На улицах, в журналах и на телевидении становится все больше картинок с новой Mazda6. Но и без этого нашлось немало поклонников марки, которые оформили покупку ещё до первого декабря - именно на это число пришёлся старт ...
    AutoWeek

  • Тест-драйв Mazda 6: Заявка на лидерство Заявка на лидерство

    В середине октября текущего года мы уже рассказывали о европейской презентации этого автомобиля, но тогда полноценного тест-драйва не было – на практическое ознакомление с автомобилем журналистам было отведено всего 1,5 ...
    avto.ru


Шестая Маздаскорость (Mazda 6) - фото 1 Шестая Маздаскорость (Mazda 6) - фото 2 Шестая Маздаскорость (Mazda 6) - фото 3 Шестая Маздаскорость (Mazda 6) - фото 4 Шестая Маздаскорость (Mazda 6) - фото 5 Шестая Маздаскорость (Mazda 6) - фото 6 Шестая Маздаскорость (Mazda 6) - фото 7 Шестая Маздаскорость (Mazda 6) - фото 8

Відгуки про Mazda 6

АЛЕКСАНДР
Украина, Запорожье
16.05.2009

всем привет!!мазда это то что надо.надежность экономичность безопасность!проехал 106тыс.кроми Т.О.не делал вообще ничево.росход по городу максимум 9.1, по трасе опускал до 7.9.притензий нет вообще!! читати відгук

Vasyl
Украина, Киев
25.05.2011

Машинка супер! Наиболее оптимальный вариант! Посмотрите на нее: она же симпатюлечка :) читати відгук

Автобазар InfoCar.ua

Продаж б/у Mazda 6

Mazda 6 2015 Mazda 6 10600$ 2015