Почти иномарка

Розповісти друзям:

«Ну, как?!» - этот вопрос журналистам, прокатившимся на новой «Калине», задавали все. И соседи по дорожному потоку, и вазовские инженеры, и простые прохожие... «Почти иномарка!» - после небольшой паузы отвечали журналисты. На лицах тех, кто услышал ответ, расцветали улыбки.

Какой была прежняя Lada Kalina? Ни-ка-кой! Серенькая внешность, уродливые пропорции, кое-как собранный салон... Ездовые повадки? Говорят, что ниссановцы, которым из неказистой «Калины» поручили слепить Datsun, были шокированы и хотели поголовно сделать харакири: управляемость оказалась «резиновой», шумы и вибрации - ужасающими. Проект собирались свернуть. Но массового самоубийства удалось избежать только тогда, когда вазовцы пообещали, что обновлённая «ягодка» станет лучше. Да не просто пообещали, а начали работать. Так появилась Granta - улучшенная и одновременно удешевлённая Kalina-седан.

Фактически Kalina - это, как говорит Света из Иваново, «более лучшая» Granta. Дороже материалы, лучше шумоизоляция и мощнее моторы. Но куда ни посмотри - везде знакомые решения. Автоматическая коробка передач Jatco? Видели, ездили: на «Гранте» японский «автомат» появился чуть меньше года назад. Салон, сидения - есть отличия, но принципиального рывка вперёд, а тем более, желания переплачивать (в схожих комплектациях «Калина» будет дороже «Гранты» примерно на 15-18 тысяч рублей) нет. Хотя, если сравнить обновлённую машину со старой, прогресс очевиден.

Рулевое управление и подвеска

Низкая чувствительность, отсутствие внятного реактивного действия, ленивые реакции на повороты баранки - прежнюю «Калину» отличал никудышный ездовой характер. Этот самый характер пришлось буквально воспитывать: инженеры «укоротили» рулевую рейку (отныне руль от упора до упора делает приемлемые 3,1 оборота вместо прежних четырёх), вживили электроусилитель корейского производства (его калибровки несколько отличаются от «грантовских»), а ещё поработали над жёсткостью механизма - к кузову левая сторона рейки теперь крепится «намертво», без резиновой подушки.

Лучше всего управляется и более «породисто» проходит неровности Kalina, оснащённая «автоматом»: она не намного (примерно на 15 кг) тяжелее «механической» сестры, но зато оборудована более жёсткими передними амортизаторами.

По слухам, к началу следующего года на «Калинах» появится совершенно новая версия подвески, которую тольяттинским инженерам помогают создать специалисты из Renault.

Хочется верить, что машины, представленные на тест, обошлись без «специальной подготовки», а ездовые повадки, которые продемонстрировала «Калина» во время теста, сохранятся и на серийных машинах.

Подвеска обновлённому семейству досталась от «Гранты». Напомним, что создавая «Гранту», вазовские инженеры взяли за основу прежнюю «Калину», перенастроили амортизаторы, поставили более жёсткие пружины, увеличили толщину стабилизаторов, изменили углы установки колёс. И вот результат. Конечно, многие сочтут подобное сравнение святотатством, но мне новая Kalina напоминает «восьмёрку»... Давно хэтчбеки из Тольятти не ездили настолько задорно! Машину хорошо чувствуешь что на скоростной прямой, что на извилистых дорожках, и только отсутствие чёткого ноля заставляет употреблять уничижительное словечко «почти». Почти иномарка.

Салон собран сплошь из «жёстких» сортов пластика, но собран добротно. А поскольку передняя панель и дверные накладки состоят из меньшего количества элементов, то и скрипов станет меньше.

Обратите внимание на неприметную кнопочку под блоком управления светом: с её помощью открывается багажник. Помимо неудачного расположения отметим и низкую информативность самой кнопки - «для надёжности» нажимать клавишу приходится несколько раз.

И никакого ущерба энергоёмкости. Перед глубокими выбоинами можно сильно не тормозить - их «Калина» пролетает весело, задорно, будто подзуживая: «Ну, давай, заставь меня вздрогнуть!» В повороте, если «поймать» колдобину, вазовская малышка продолжит прописывать заданную траекторию. При этом рыскания и раскачка не сказать, что отсутствуют как категория, но вполне приемлемы и не вызывают явного дискомфорта. И только микронеровности «ладушка» не слишком любит, на каждой трещинке вздрагивает мелкой нервной дрожью. Впрочем, этот невроз наверняка смогут вылечить более «мягкие» покрышки.

Двигатели и коробки передач

Наконец! Наконец вазовские переднеприводники избавились от ужасной, нечёткой, ненадёжной десяточной «механики»! Новая КПП - это, прежде всего, стальные многоконусные синхронизаторы на шестернях первой и второй передач (взамен ненадёжных латунных), верхнее расположение механизма переключения передач (обещают, что течей масла теперь не будет) и тросовый привод. И хотя сами шестерни остались прежними, коробку не узнать.

Схема переключения передач на «механике» изменилась. Если раньше, чтобы «воткнуть» заднюю, нужно было перевести рычаг «влево и вверх», то теперь задняя передача расположена «напротив пятой». Притом по ошибке включить несуществующую шестую передачу не получится - предусмотрена блокировка.

Расположенный перед рычагом КПП подстаканник - не самое лучшее эргономическое решение. Если туда поставить пол-литровую бутылку, в неё будешь упираться рукой при включении нечётных передач.

Водитель будет благодарить вазовских конструкторов при каждом переключении. Рычаг перестал вибрировать, ходы заметно сократились, усилия уменьшились. В нейтрали отсутствие привычного «киселя» даже напрягает: я точно выключил передачу? В общем, работает механизм безукоризненно. Пару этой коробке передач составят 1,6-литровые двигатели: 87-сильный 8-клапанник (с облегченной шатунно-поршневой группой фирмы Federal Mogul), хорошо известный по «Гранте», и новая версия 16-клапанного мотора, которая отныне выдаёт не 98 «лошадей», а 106.

Сейчас «автоматические» «Лады» на конвейере редкость, но вазовцы уверены, что доля «двухпедальных» «Калин» составит не меньше 20%.

«Коробка переключит передачу вверх, и машина застрянет», - самое распространённое опасение тех, кто выбирает «механику», а не «автомат». К слову, опасения совершенно беспочвенные: водитель может «заблокировать» коробку, чтобы она не переключалась выше первой или второй передачи.

Нормативный срок службы гидромеханического «автомата» Jatco составляет 10 лет, но «АвтоВАЗ» обеспечивает гораздо более скромную гарантию - 3 года или 50 тысяч км.

Вопреки «иномарочной» традиции, менять положения селектора автоматической КПП можно, не выжимая педаль тормоза, что, пожалуй, не очень безопасно.

Последний оставил двоякое впечатление. Во-первых, разгонная динамика вообще не изменилась, так что ради чего будущий владелец вазовской ягодки будет платить больший транспортный налог, совершенно не понятно. Во-вторых, обещанное инженерами улучшение эластичности смогут оценить только знатоки продукции тольяттинского автогиганта: да, мотор лучше подхватывает со средних оборотов, нежели прежний 98-сильный агрегат, но это скорее «эффект плацебо», нежели кардинальное улучшение характеристик - мотору откровенно не хватает «низов». Так что оптимальный силовой агрегат для «Калины» - это сочетание 98-сильного мотора и «автомата».

Шумы и вибрации

«Тормози, мы забыли закрыть багажник!» Но нет, крышка закрыта, а задние пассажиры отчётливо слышат всё, что происходит снаружи. Как лупят по колёсным аркам песчинки и камушки, как шлёпают по лужам «скользкие» шины Amtel... А всё потому, что сзади попросту отсутствуют подкрылки! Неужели забыли поставить? Нет, не забыли, а сознательно отказались из-за тотальной экономии. Впрочем, вазовцы пообещали, что исправят ситуацию и будущим владельцам новых «Калин» не придётся покупать кустарные пластиковые «локеры».

Какофонии из посторонних звуков и скрипов, которой отличалась прежняя «Калина», на новой машине замечено не было, хотя на некоторых экземплярах сверчки - пусть пока маленькие и робкие - уже успели поселиться внутри салона.

Тех, кому довелось вдоволь поездить на иномарках, больше всего будет напрягать... звук переключающихся реле! Блок «релюшек» расположен под передней панелью и работает очень отчётливо.

В остальном новинка действительно притихла. Звук двигателя приглушили более эффективной шумоизоляцией на щитке передка, а также переделали... напольное покрытие - его материал и качество подгонки под конкретный автомобиль здорово влияют на акустический комфорт. Все технологические отверстия, через которые закачивают антикор внутрь скрытых полостей кузова, закрыли заглушками - так пытаются уменьшить резонансные колебания. Внутри средних и задних стоек, а также перед рамкой ветрового стекла появились вставки из пенополиуретана - в салон теперь попадает меньше уличного шума.

Объём багажника увеличился на 10 литров: до 260 литров у хэтчбека и 360 литров у универсала. Но это не главное! Хлипкие пластиковые уголки, на которых покоится полка багажника, уступили место мощным ложементам, которые сломать будет трудно (плюс более жёсткая конструкция гарантирует отсутствие «сверчков»).

На крышке багажника появился электрозамок. В люксовой версии открыть пятую дверь можно при помощи кнопки на ключе.

Задний диван складывается хоть целиком, хоть частями. Но перед этим придётся вытащить подголовники, а для этого важно выучить маленькую хитрость: нужно давить на задний край фиксатора, а не на его серёдку...

И вибраций меньше. Оказывается, при проектировании первой «Калины» конструкторы допустили серьёзный просчёт - не самым оптимальным образом расположили опоры силового агрегата, отчего водитель ощущал сильные вибрации на органах управления. Увы, полностью вылечить врождённый дефект не удалось, но новая команда докторов-инженеров постаралась уменьшить негативный эффект установкой новых кронштейнов. Получилось неплохо, но отнюдь не идеально.

Внешность и интерьер

Наконец, за внешность отечественного автомобиля больше не стыдно! Только крупные зеркала на хрупком тельце компактного кузова кажутся лишними, зато обзорность хорошая. Нет, мы не собираемся обсуждать особенности дизайна обновлённой «Калины» - смотрите и делайте выводы сами - но отметим, что машинка больше не смотрится «избушкой на курьих ножках»: большой клиренс остался (под пластиковым пыльником двигателя мы намерили около 170 мм, чему позавидуют иные кроссоверы), а кузов не кажется чрезмерно задранным.

На этой машине (в отличие от других тестовых «Калин») рамки дверей не оклеены чёрной плёнкой, хотя такая отделка здорово улучшает внешность машины, «облегчая» силуэт.

Обратите внимание на стационарные (а не вворачиваемые, как сейчас принято) буксировочные проушины, которые любят отечественные автомобилисты. По словам вазовцев, им пришлось немало потрудиться, чтобы сохранить данное решение.

По меркам иностранных производителей, Lada Kalina 2013 - практически кроссовер! Передний бампер от поверхности земли отделяют внушительные 20 см.

Знаете, под каким слоганом Lada Kalina 2013 выйдет на российский рынок? Никогда не догадаетесь! «Полный фарш!» Под «полным фаршем» маркетологи подразумевают, прежде всего, новую мультимедийную систему (её получат дорогие версии), в которой нет проигрывателя CD (!), зато есть разъёмы для SD-карточек и USB-флэшек. Управляется «шарманка» при помощи стильного блока кнопок на центральной консоли и экрана «touсh screen» - реагирующего на касания. Со временем «магнитола» научится работать навигатором, но звучит плоско и работает неважно: в части автомобилей через протокол bluetooth не удалось «подружить» штатную музыку и мобильник, а в некоторых этот процесс происходил мгновенно. Проблема предсерийных машин?

Геометрия салона не изменилась. Удобные по меркам бюджетных автомобилей сиденья радуют широкими диапазонами регулировок, так что водитель ростом около 190 см подберёт посадку без проблем, а потом вполне комфортно усядется сзади «за собой» - колени поджимать не придётся и над головой места достаточно.

Дефектов сборки нами замечено не было. Но есть конструктивные недочёты, самый заметный из которых - хлипкое крепление блока управления стеклоподъёмниками (хорошо виден на водительской двери). Стоит порезче потянуть клавишу, как блок мгновенно выскакивает из гнезда. Непорядок!

Если отвлечься от венчающего центральную консоль экрана мультимедийной системы, то салон напоминает грантовский. При его создании вазовцы плясали, в прямом смысле, от печки. Сначала инженеры спроектировали систему воздуховодов, а уже потом дизайнеры начали рисовать обводы передней панели. Так что климатическая установка на новой «Калине» работает эффективнее и, что самое главное, намного тише! При этом «климат» на дорогих версиях будет щеголять режимом «Auto»: водитель задаёт температуру, а электроника распределяет потоки воздуха, изменяя скорость вентилятора и управляя воздушными заслонками.

Первые проблемы

Дело происходило на вазовском полигоне, где для первого теста новой Lada Kalina конусами разметили небольшую трассу. Ничего особенного: короткая прямая для оценки разгона, коридор, где можно проверить эффективность тормозов, а ещё пологий поворот и змейка для оценки управляемости. Прохожу пологую дугу поворота и двигаюсь дальше - на змейку. Первый конус. Второй конус. Начинаю объезжать третий, и... руль встаёт колом! Ощущения - непередаваемые: машина передним бампером косит конусы, а я не могу повернуть баранку. Всем телом наваливаюсь на рулевое колесо - бесполезно.

Через несколько показавшихся бесконечностью секунд на панели приборов загорается лампочка, сообщающая, что электроусилитель неисправен, и рулевое «расклинивает» - руль тяжело, но вращается. Что это было?! Докатываюсь до финиша трассы. О произошедшем сразу рассказываю вазовцам:

- Может, вы слишком долго держали руль вывернутым до упора? - предполагают инженеры.

- На этой трассе негде вывернуть руль до упора!

- Наверное, вы слишком резко вращали рулём при полностью утопленнной педали акселератора...

- Что значит «слишком резко»? Может, в инструкции написать «нельзя слишком резко вращать рулём»?

От дальнейшего диалога вазовцы отказались, устранив проблему «перезапуском» системы - стоило только заглушить и снова завести двигатель, как лампочка на панели погасла, а электроусилитель ожил. Последующие попытки повторить ситуацию заканчивались ничем: «глючная» машина будто одумалась и не желала повторять неприятный фокус. Так что вопрос «что это было?» никуда не делся, хотя инженеры, создававшие «Калину», пообещали разобраться и публично объявить, что стало причиной произошедшего. По результатам проверки «АвтоВАЗ» пообещал не только прислать нам письмо, но и выпустить публичный пресс-релиз. Будем ждать!

Алексей Кованов
Фото автора и ОАО «АвтоВАЗ»

Джерело: Авто@Mail.Ru
  • Тест-драйв ВАЗ Lada Kalina: "КАЛИНА" - КИСЛАЯ ИЛИ СЛАДКАЯ? "КАЛИНА" - КИСЛАЯ ИЛИ СЛАДКАЯ?

    Осенью АвтоВАЗ запустит в производство свой первый автомобиль, по западным стандартам относящийся к компактному классу "B" (то есть аналог "Skoda Fabia", "Hyundai Getz" и "Peugeot 206&q ...
    Клаксон

  • Тест-драйв ВАЗ Lada Kalina: Эксплуатация Lada Kalina: Зимние сюрпризы Эксплуатация Lada Kalina: Зимние сюрпризы

    Зима стала серьезным испытанием для нашей редакционной «Калины». Несколько обидных поломок и неполадок были отчасти компенсированы исправной работой при -32 градусах. ...
    5koleso.ru

  • Тест-драйв ВАЗ Lada Kalina: План по кормам План по кормам

    В конце минувшего года на конвейер АВТОВАЗа взобралась последняя модель семейства «Калина» - универсал. Мы привыкли считать универсалы рабочими лошадками. Но модель модели рознь. Самые массовые из наших - вазовские «четв ...
    За рулем


Відгуки про ВАЗ Lada Kalina

Валентин
Украина, Черновцы
19.09.2009

Приобрел свою калинку 01.09.2009.Она у меня вторая, после 21043 2006 года .На четверке проехал 29000 км и все было нормально.На калинке проехал 1000км и политела шоколадка на генераторе, слава богу по г читати відгук

Валерий
Украина, Киев
09.02.2010

Проехал 27 тысяч. На первой тысяче накрылся задний дворник. На второй тысяче накрылся двигатель обдува радиатора, о перегреве увидел только по стрелке, не известно сколько так ехал. Очень шумная короб читати відгук

Автобазар InfoCar.ua

Продаж б/у ВАЗ Lada Kalina