Вездеходы.

Розповісти друзям:

«Ульяновский автозавод — производитель российских вездеходов для настоящих мужчин!» Теперь, после знакомства с двумя самыми дорогими ульяновскими внедорожниками, можем подтвердить: каждое слово в этом рекламном слогане — чистая правда. И про настоящих мужчин, и про вездеходы. Они и впрямь везде ходят. Именно так — ходят, а не ездят...

«ЗИП будете брать?» — спросили нас в автосалоне, откуда мы забирали первый УАЗ. Конечно, будем! Там ведь два набора гаечных ключей, монтировка и самый главный инструмент — молоток. Без этого ни один водитель «уазика» даже за хлебом в соседнюю булочную не поедет. А ведь мы собрались гонять длиннобазный бензиновый УАЗ-3159 по прозвищу Барс и новый дизельный УАЗ-3160 по всему Дмитровскому полигону. Правда, теплилась надежда, что новенькие «люксовые» внедорожники все же проявят себя лучше обычных «козликов». Не зря же за каждый просят по $12000! А если быть совсем уж точными, то в ценнике длиннобазного вездехода УАЗ-3159 Барс стояла цифра $11684. Дизельный УАЗ-31604-016 (именно таков заводской индекс машины, оказавшейся у нас на испытаниях) был дороже на $386. Очень дорого. Или нет?

Барс хорош. За тридцать лет, что прошли с начала выпуска УАЗ-469, эти мужественные черты не устарели. И уже не устареют никогда. Это классика, «это наше все», как Пушкин. Барс — это воплощенная мечта многих поколений «уазистов», которые раньше видели расширенные крылья, мощные бамперы, молдинги и подножки только во сне или на «итальянских» УАЗах, которые переделывались на фирме Martorelli. Как здорово, что на это сподобился сам Ульяновский автозавод!На Барсе стоят новая пружинная передняя подвеска и колесные редукторы, которые позволяют увеличить дорожный просвет (ранее они использовались только на армейских УАЗах). С редукторами стала шире колея, а клиренс увеличился до 30 см — это больше, чем у любого импортного внедорожника, исключая разве что Hummer.

В багажнике «длинного» Барса размещены две откидные скамейки, что позволяет владельцу такой машины перевезти восьмерых пассажиров. Причем даже с неким комфортом, поскольку салон «люкс» предусматривает матерчатую ворсистую обивку, сдвижные окна вместо маленьких форточек, передние кресла с регулировками и складывающееся по частям заднее сиденье. Да и передняя панель из черного пластика смотрится куда лучше, нежели голый металл на обычных «козликах». Правда, Барс унаследовал от них и древние приборы, и отсутствие «бардачка».

Новый УАЗ-3160 выглядит иначе. Словно незаконнорожденное дитя невесть как оказавшегося в Симбирске Ниссана Террано. Выглядит «шестидесятый», конечно, современнее обычных «уазиков», но к шедеврам дизайна явно не относится. А агрегаты здесь самые обычные, которые ставят и на старые УАЗы.

Зато интерьер уже отдаленно напоминает легковые автомобили. Дверные ручки не столь архаичны, а изнутри на дверях — формованная обивка. В более современной передней панели есть и «бардачок» с подсветкой, и комбинация приборов от ВАЗ-2107. Рулевое колесо регулируется по высоте, а на передних креслах есть даже настройка поясничного подпора.
Но... О боги, с каким чудовищным качеством все это сделано! С какой нелюбовью к тому, кто будет ездить на этой машине!

Особенно огорчил Барс. Назначение многих кнопок, рычажков и лампочек, лишенных внятной индикации, приходится постигать методом тыка. Педали сделаны так, что при нажатии нога неизбежно давит не только на площадки, но и на рычаги. Огромная неказистая баранка настолько возвышается над передней панелью, что невысокий водитель обречен смотреть на дорогу сквозь «дырку от бублика». И не успели мы похвалить Барс за дополнительный регулятор цикличности взмахов «дворников», как обратили внимание на сами щетки. Они настолько коротки, что едва ли очищают треть всей площади плоского лобового стекла!

А при попытке изучить возможности трансформации салона Барса нам пришлось лезть в ЗИП за инструментами. Сложить спинки задних сидений удалось только усилиями двух человек и только с помощью монтировки, пассатижей, молотка и постоянного поминания небезызвестной матери...УАЗ-3160 получше, но ненамного. Здесь более удачные «дворники», баранку можно отрегулировать по высоте, спинки раздельных задних кресел имеют бесступенчатую регулировку угла наклона, а рычаги педалей не столь сильно впиваются в подошвы ботинок. Но и этот автомобиль сделан так, что после него качество сборки салона вазовской «десятки» покажется просто идеальным! Кстати, сносными оказались лишь те детали, которые перекочевали сюда с вазовских легковушек (например, на обоих УАЗах стоят «восьмерочные» подрулевые переключатели).

Трансмиссии обоих вездеходов почти одинаковы — пятиступенчатая коробка и «раздатка» с возможностью жесткого подключения переднего моста и с понижающей передачей. Но под капотом Барса стоит 133-сильный бензиновый шестнадцатиклапанник ЗМЗ-409, а УАЗ-3160 оснащен 2,5-литровым турбодизелем мощностью 105 л.с. итальянской фирмы VM Motori.
На холостом ходу бензинового мотора почти не слышно. А вот дизель своим рокотом сразу же начинает давить на уши и вдобавок заставляет вибрировать руль и рычаг коробки передач.

Вперед! Под невообразимый вой низкооборотного шестнадцатиклапанника Барс лихо срывается с места. Мотор моментально выкручивается до максимальных оборотов, разгоняя машину до 40 км/ч. Вторая позволит столь же быстро достигнуть 55 км/ч. Третью можно раскрутить до 80 км/ч. На четвертой темп разгона снижается. Впрочем, для двухтонной машины динамика вполне приличная, а при замерах «максималки» Барс лишь немного не дотянул до заявленных в паспорте 140 км/ч. И если почаще переключать передачи, то в городе УАЗ-3159 не будет тормозить транспортный поток. Правда, орудовать неказистым рычагом коробки непросто — усилия явно рассчитаны на «настоящих мужчин». А страшный вой трансмиссии постоянно напоминает о ЗИСах времен Великой Отечественной войны с прямозубыми шестернями в коробках.

УАЗ-3160 с итальянским «сердцем» явно проигрывает в динамике. До 2000 об/мин дизель вообще ни рыба ни мясо, потом чуть бодрее раскручивается до начала красной зоны тахометра (4200 об/мин), после чего стрелка вяло доходит до пяти тысяч. И в результате разгон до 100 км/ч занимает полминуты! Иных флегматиков, возможно, это устроит. Но вот какофонию, которую устраивают голосистый дизель на пару с дико завывающей трансмиссией, выдержит или глухой, или человек со стальными нервами. (Тоже «настоящий мужчина»?)

Но это цветочки. Ягодки пойдут, когда придет время тормозить. Такое понятие, как «следящее действие», к работе тормозной системы Барса вообще не применимо. Создается впечатление, что перемещение педали тормоза и усилие на ней никак не связаны с интенсивностью замедления. А запаздывания... Немного нажимаешь педаль тормоза — и никакого эффекта. Усиливаешь давление на педаль — тот же результат. А тормозить-то надо! Продавливаешь педаль глубже, и только тут УАЗ с огромным запаздыванием резко клюет носом.

Как же здесь плавно притормаживать? Правильно, привычка нужна. Нажимать на педаль надо заранее и на некую глубину, определяемую путем проб и ошибок. А потом ждать. И верить, что торможение все же наступит.

А тормозить на УАЗе интенсивно, экстренно вы пробовали? А вот нам довелось. К счастью, не на дороге общего пользования, а при замерах тормозной динамики. Бедный Барсик клевал носом и шарахался в сторону так, что приходилось отпускать педаль, корректировать рулем начинающийся занос и снова тормозить. Страшно — аж жуть. Ведь если довести дело до бокового скольжения, то высокий Барс, скорей всего, опрокинется! А при прерывистом торможении остановочный путь оказывается почти вдвое длиннее, чем у «нормальных» автомобилей.

Схожий по силе эмоционального воздействия шок вызывает и первый же поворот руля на Барсе. Баранка совершенно «пустая» — никакого намека на реактивное действие у гидроусилителя нет и в помине. Да и после поворота руля ничего не происходит — Барс как шел прямо, так и идет. Руки инстинктивно доворачивают руль. И тут «уазик» просыпается и шарахается в сторону. Да так резко, что приходится тут же откручивать баранку до появления обратной реакции. Помните, как орудовали рулем шоферы грузовиков в старых черно-белых фильмах? Туда-сюда, туда-сюда... Так и на УАЗе. Причем с 80 км/ч Барс начинает «плавать» по дороге так сильно, что становится не по себе. А когда идешь на обгон при 100 км/ч, ситуация становится просто критической — того гляди или встречного бортом зацепишь, или автомобиль справа «подвинешь».

«Шестидесятый» оказался немного лучше — должно быть, сыграли свою роль более короткая база, иные шины и передние дисковые тормоза. Новый «уазик» меньше рыскал, лучше держал траекторию, да и тормозить было проще. Но общая картина вышла примерно та же, что и с Барсом.
Иной читатель скажет: страшно далеки вы от народа. Как декабристы. Витаете в облаках, смакуете нюансы управляемости. А народу важно другое — прочность, надежность, проходимость, ремонтопригодность...

Что касается проходимости, то на настоящем бездорожье оба УАЗа и впрямь хороши. Особенно Барс, что немудрено при его колесных редукторах. Там, где высоко посаженный УАЗ-3159 проходит без проблем, «шестидесятый» уже начинает задевать за грунт мостами. Лучше проявил себя на бездорожье и бензиновый мотор. Там, где дизелю не хватало крутящего момента на «низах», шестнадцатиклапанник уверенно тянул.

А если при пробуксовке задних колес УАЗ «закапывался» в грунт по самый мост, то стоило выйти из машины, заблокировать колесные муфты, а потом передвинуть рычаг «раздатки» в положение 4L, задействуя полный привод и демультипликатор, — и вездеход без проблем снимался с места. Правда, средств против диагонального вывешивания здесь не предусмотрено — межколесных блокировок нет. Но вывесить колеса при таких огромных ходах подвески, как на Барсе, надо еще умудриться! Да и УАЗ-3160 тоже не промах — пусть его подвеска не столь длинноходна, зато это с лихвой компенсируется преимуществами короткой базы.

А что до надежности... В ходе внедорожных упражнений мотор Барса стал греться. Открыли капот — вроде все в норме, расширительный бачок полный. Но под пробкой радиатора оказалась... пустота. Послали гонца за тосолом, залили радиатор под пробку — и все тут же вытекло через патрубок, который должен был подходить к отопителю, а на самом деле болтался в воздухе. Оказывается, еще при сборке на патрубок забыли надеть хомут! Пришлось вновь посылать гонца — за хомутом и второй канистрой тосола.

На этом неприятности не кончились. Вернувшись на асфальт, мы почувствовали, что на Барсе появилась новая неприятная «трансмиссионная» вибрация. Оказалось, что повреждена промежуточная опора дополнительного карданного вала, которым снабжают длиннобазные УАЗы. Причиной тому вовсе не контакт днища с грунтом, а конструктивный дефект — когда при включенной понижающей передаче в трансмиссии «гуляют» высокие крутящие моменты, карданные валы от напряжения выворачивают опору.

Хотите еще примеры «надежности»? На дизеле заедало привод газа и не работал тахометр. Замки багажников на обеих машинах не открывались — как сказали продавцы, это типично для УАЗов...Впрочем, покупатели обычных ульяновских внедорожников к этому наверняка привыкли. Но и стоят простые «уазики» $2500—3500. А ведь Барс и дизельный УАЗ-3160 вчетверо дороже!Но вернемся к ездовым свойствам. Конечно, учитывая реалии российской жизни, об удовольствии за рулем мы даже заикаться не будем. Человек, который покупает российский вездеход для настоящих мужчин, должен отдавать себе отчет в том, что управление УАЗом — это неприятный и весьма тяжелый труд. Но главная проблема даже не в этом, а в активной безопасности. Вернее, в активной опасности этих автомобилей!

И в пассивной, похоже, тоже. Похвально, что все пять кресел на обоих УАЗах снабжены ремнями безопасности. Но много ли от них толку, если между грудной лямкой и грудью водителя оказывается зазор в пять сантиметров!

Какой напрашивается вывод? Да, УАЗ — это настоящий вездеход. Рожденный везде ходить. Но не ездить. С таким «развинченным» характером это просто опасно. Таких надо перевоспитывать!Но вряд ли это произойдет. Пока есть люди, готовые покупать подобные машины за $12000, ничего не изменится. А таких немало. Потому что на бескрайних российских просторах слишком много мест, куда не ступала нога торговцев иномарками и запчастями к ним. Как правило, там очень плохие дороги, и там тоже встречаются состоятельные люди, которые желают купить «люксовый» внедорожник.А самое главное — мы теперь знаем, как себя вести при встрече с новыми «уазиками». Если такой маячит в зеркале заднего вида — ни в коем случае резко не тормозить. А если обгоняет, то надо держаться подальше, как минимум в метре. Не ровен час, заденет...


А. ДИВАКОВ
О. РАСТЕГАЕВ
Фото О. Растегаева

Комментарии к фотоматериалам:

1. Двери Барса изнутри обшиты ворсистыми панелями, а вместо форточек здесь сдвижные стекла.
2. Есть подвод воздуха к ногам задних пассажиров.
3. Чтобы подключить передний мост, сначала нужно вручную замкнуть колесные муфты.
4. Мощные кронштейны педалей постоянно впиваются в подошвы ботинок .
5. Чтобы откинуть спинку, «настоящим мужчинам» придется приложить силу и достать инструмент из ЗИПа.
6. Длиннобазный Барс можно превратить в настоящий фургон.
7. Складывая задние сиденья, передние придется отодвинуть до упора вперед.
8. На откидных лавках Барса могут усесться четверо пассажиров.

Оцініть статтюtable=infocar_main.td_mats&id=1662 (оцінок - 0, середній бал - 0) жах погано так собі добре супер

Вездеходы. (УАЗ 3159) - фото 1 Вездеходы. (УАЗ 3159) - фото 2 Вездеходы. (УАЗ 3159) - фото 3 Вездеходы. (УАЗ 3159) - фото 4 Вездеходы. (УАЗ 3159) - фото 5 Вездеходы. (УАЗ 3159) - фото 6 Вездеходы. (УАЗ 3159) - фото 7 Вездеходы. (УАЗ 3159) - фото 8

Відгуки про УАЗ 3159

Автобазар InfoCar.ua

Продаж б/у УАЗ

УАЗ 31514 2001 УАЗ 31514 5300$ 2001