Разведшкола

Розповісти друзям:

Мало кто знает, что самый первый скаут появился у нас ровно 105 лет назад. Но это был совсем не автомобиль...

30 апреля 1909 года в Павловском парке под Санкт-Петербургом вспыхнул костёр. Это был сигнал первого в нашей стране скаутского сбора - молодёжного движения, ставящего себе целью «воспитание в подрастающем поколении силы, выносливости, высоких моральных качеств и патриотизма». Девизом общества стал слоган «Будь готов!».

Для Octavia Scout подготовили палитру из 13 цветов. Причем четыре из них (включая новый Laser White) относятся к базовым, то есть не имеют эффекта «металлик».

Ничего не напоминает? Вы не ошиблись. После революции «пережитки» старого строя постарались полностью стереть из жизни и скаутинг постигла та же участь. Однако, его идеи и символы, вроде того же девиза или обязательного галстука, быстро переняли (слегка перекроив на свой лад) советские пионеры.

Но история циклична. Поэтому в наши дни скауты переживают второе рождение. Равно как и марка Skoda. Не исключаю, что в прошлом веке молодые «разведчики» могли наблюдать на улицах Москвы самобеглые экипажи чешской фабрики Laurin&Klement - в 1914 году их так активно начали продвигать в России, что даже устроили фотосессию на Красной площади. Но вскоре загремели залпы Первой мировой войны и будущее автомобильное подразделение концерна Skoda оказалось по другую сторону баррикад...

Кузов Octavia Scout на 70% состоит из высокопрочных и сверхвысокопрочных сталей. Поэтому, по сравнению с предшественником, новый универсал в среднем «похудел» на 29 кг.

Собственно, с ретроспективы как раз и началась презентация нового Scout. Хотя современная модель, естественно, так же далека от примитивных машин начала прошлого века, как мы с вами от господ Лаурина и Клемента. Да и возрожденные скауты стали совсем другими. Но глубокие исторические параллели их, похоже, и правда объединяют. Достаточно вчитаться в заповеди начинающих «разведчиков», чтобы понять - имя для внедорожного полноприводного универсала Skoda выбрала явно не случайно.

Ну а пока для самых нетерпеливых отвечу на главный вопрос - какой он, новый Scout? В принципе, все ключевые изменения в машине можно описать несколькими словами: полноприводный универсал стал вместительнее, тише, динамичнее и получил солидный комплект продвинутых опций. Но для тех, кто не был ранее знаком с творением чешских инженеров, опишу автомобиль подробнее. Он этого вполне заслуживает.

«Расти вверх, как мощный дуб, а не стелись по земле, как плакучая ива»

По большому счету, Scout - это «усиленная» версия обычной Octavia Combi 4?4 (которую, кстати, теперь продают и в России). Отличия сводятся к наличию у «Разведчика» пластиковой защиты днища, «внедорожного» обвеса кузова и увеличенного дорожного просвета. Дизайнерские моменты здесь в расчет не берем - на потребительские качества автомобиля они особо не влияют. Но в целом эта машина лучше приспособлена к плохим дорогам, что так важно для нашей страны.

Впервые Octavia Scout получила адаптивное шасси и возможность перевода ESP в спортивный режим.

Бездорожье? Обычно в подобных случаях принято говорить, что, мол, Scout выдержит разбитую грунтовку по пути на дачу и абстрактный «лёгкий off-road». И действительно, чудес от этой «Шкоды» ждать не стоит. Но на практике в умелых руках полноприводный универсал вполне способен поспорить с любым кроссовером. Заявляю это ответственно, как владелец прежнего Scout с двухлетним стажем. Главное - не атаковать препятствия в лоб и учитывать неважные параметры геометрической проходимости, по которым нынешний Scout явно уступает предшественнику в силу увеличенных габаритов. Правда еще есть надежда, что для России автомобиль успеют доработать (подробнее см. раздел «Техника»). Но пока в наших руках версия для европейского рынка с дорожным просветом в скромные 171 мм и внушительными свесами кузова. Под стать оказалась и подготовленная организаторами внедорожная трасса: ровная грунтовка с единственным поперечным уклоном и парой крутых подъёмов/спусков. В общем, в адрес этого трека журналисты отпускали эпитеты вроде «даже моя бабушка здесь проедет».

Octavia Scout в европейской спецификации имеет дорожный просвет 171 мм, однако «наш» универсал, возможно, приподнимут до 180 мм (кстати, столько же было у предшественника). Эта мера призвана хоть как-то компенсировать ухудшение геометрической проходимости, вызванное ростом колесной базы и общей длины на 101 мм.

Но и на таком хилом off-road нам удалось кое-что понять. Во-первых, Haldex в очередной раз подтвердил свое реноме производителя одной из лучших систем автоматического полного привода. Межосевая муфта действительно срабатывает превентивно - тебе не надо ждать, когда передние колеса начнут буксовать и сами себе раскопают яму. К примеру, мы попробовали остановиться на усыпанном щебенкой подъёме градусов в 30 крутизной и вновь тронуться с места. Scout выполнил это упражнение без проблем - при старте грести начали все покрышки одновременно.

А всё потому, что Haldex работает в тесной связке с ESP, получая от её датчиков информацию о положении автомобиля в пространстве. Порой на бездорожье система стабилизации и сама вступает в работу. Например, она способна штатными тормозами имитировать межколесные блокировки. Не спорю, сегодня такими функциями никого не удивишь. Они есть едва ли не у каждой модели с внедорожным уклоном. Но особенность «Разведчика» в том, что у него весь этот арсенал работает как надо, без сбоев. И это внушает уверенность. Можно спокойно сосредоточиться на выборе траектории. Повторюсь, именно для Scout это очень важно в свете его «геометрических» особенностей. Кроме того, на универсал так и не поставили простейшую функцию контроля скорости на спуске (она, к примеру, есть у соплатформенного кроссовера Yeti). Поэтому при движении вниз приходится быть аккуратнее - страховки на случай ошибки, по сути, нет.

Octavia Scout уже в базе имеет 17-дюймовые легкосплавные колесные диски с покрышками размерности 220/50 R17. Многие покупатели прежних «Разведчиков» жаловались на низкий профиль резины, но по личному опыту могу сказать - при аккуратной езде такие шины выдерживают без проколов даже убойные грунтовки раллийных допов. Правда раньше на Scout ставили жесткий Dunlop, а теперь - мягкий Michelin.

«Укрепляй свое тело и душу»

Однажды один из шкодовских фанатов поделился со мной идеей. Есть, говорит, у «Октавии» две классные версии - скоростная RS и внедорожная Scout. Вот бы взять и скрестить их! Представляешь, это же будет идеальная машина для России - по просёлкам с ветерком гонять. И как ещё в Skoda о такой очевидной вещи не догадались!?

Шкодовцы особенно гордятся тем, что тяговые возможности «Скаута» выросли на 25% и теперь машина способна буксировать двухтонный прицеп. Но для россиян важнее другое - похоже, о запахе паленого сцепления при выезде из сугробов можно будет забыть. Мокрые муфты «робота» DSG явно рассчитаны на более серьезную нагрузку, нежели ведомый диск на прежней «механике».

Догадались. Надо было только немного подождать. Я не скажу, чтобы к динамике прежнего «Скаута» были обоснованные претензии, но в новом поколении универсал и правда хорошенько раскачал свою «мускулатуру». Так, например, 150-сильный двухлитровый дизель в одночасье превратился в базовый вариант, которому положена только механическая коробка передач. А на роль флагмана выдвинули 184-сильный вариант этого мотора, который используется как раз на RS (дизельные RS у нас не продаются - нам положены только бензиновые RS, которые имеют 220 л.с.)

Как и любой современный автомобиль Skoda, полноприводный универсал получил набор «умных решений» вроде штатного скребка для льда, мусорного пакета, подставки под мобильный телефон и т.д. Кстати, обратите внимание, - на лючке бензобака наклейка, которая разрешает лить в машину с 1.8 TSI 95-й бензин. Прежде Skoda требовала от владельцев 98-й.

Поэтому проблема выбора модификации для тест-драйва отпала сама собой. Octavia Scout с «четвёркой» 1.8 TSI под капотом следует беспроигрышной на нашем рынке формуле: бензин - автомат - полный привод. Свершилось. Раньше такая версия шла только с механической коробкой, а теперь - с безальтернативным «роботом» DSG на шесть ступеней. Да и сам мотор серьёзно изменился - прибавил силёнок и теперь выдает внушительные 180 сил. Разгон до «сотни» - за 7,8 с.

Такой «Разведчик» и вправду получился довольно быстрым: резво стартует со светофоров, лихо выходит на обгоны, но особо ярких эмоций при этом не вызывает. Полка максимальной тяги в 280 Н?м у мотора настолько широка (простирается от 1 350 до 4 500 об/мин), что о подхватах можете забыть - набор скорости идет ровно и поступательно. Если только DSG не ошибётся с выбором передачи. Уж сколько лет выпускаются эти «роботы», а претензии к ним всё те же - периодические подергивания на малых скоростях и чрезмерная склонность к высшим ступеням, когда ради экономии топлива стрелка тахометра всеми силами загоняется чуть ли не в зону холостых оборотов. В результате при нажатии на газ коробка сначала задумывается, а потом, вдруг спохватишись, начинает перещелкивать передачи вниз. Получается раздражающе суетливо. Вывод - приходится чаще переводить селектор в положение Sport. Но если уж электроника взяла курс на набор скорости, с DSG мало кто сравнится в быстроте работы. Так что в целом эта версия «Скаута» показала себя сбалансированной. И новичкам будет проще - не придется палить нежное сцепление (увы, этим грешила прежняя модель) во время штурма off-road.

Ради интереса я прокатился и на дизельных универсалах. И в очередной раз должен сказать избитую фразу - жаль, что у нас таких машин не будет. К примеру, топовый дизель при одинаковых с бензиновой машиной показателях динамики воспринимается более спортивным! Крутящий момент здесь выше (целых 380 «ньютонов» в промежутке от 1 750 до 3 000 оборотов), эластичность лучше и потому такой «Разведчик» в пределах одной передачи разгоняется очень уверенно. И DSG тут работает несколько по-другому - жестче, как будто всегда включен спортивный режим. Дискомфорта пассажирам это не доставляет, а водителю приятно. Особенно когда он смотрит на экран борткомпьютера и понимает, что «отжиг» обходится всего в 6-7 л солярки на 100 км пути.

А базовый дизель «на ручке» еще экономичнее - 5 л по трассе для него не предел (в хорошем смысле)! И при этом он ничуть не менее азартный. Шестиступенчатая механика на такой машине работает прекрасно - ходы и четкость включения ступеней близки к эталонным. А сам мотор заставляет забыть, что такое турбояма и типичный для дизелей узкий рабочий диапазон. Отклик на газ всегда следует незамедлительно. Поэтому в заявленные 9,1 с до «сотни» веришь с трудом - кажется, что универсал едет быстрее.

«Где начинается стрельба, там кончается разведка»

А что пассажиры? У них все отлично. «Воздуха» в салоне универсала достаточно - не слишком рослые люди на втором ряду вполне могут сидеть, закинув ногу за ногу. Но это было ожидаемо - всё-таки колесная база и габариты кузова выросли существенно. Да и линия крыши идёт выше, чем, к примеру, на лифтбеке.

Кресла в «Скауте» могут обшиваться тканью или (за доплату, разумеется) «Алькантарой» в сочетании с кожей (как на фото). Цветовая гамма - классический чёрный цвет или он же в комбинации с коричневым.

В пресс-релизе целый абзац посвящен тому, как и на сколько выросли внутренние размеры машины начиная от длины салона и заканчивая его шириной на уровне плеч. Спорить не будем - в Octavia Scout и правда очень просторно.

А вот чем меня новый Scout приятно удивил, так это «молчаливостью». Этот автомобиль словно истинный разведчик перемещается проворно, но без лишнего шума. Причем шкодовцы добились такого результата не только простым усилением шумоизоляции. Чувствуется, что работа шла по многим направлениям. Например, Skoda сменила поставщика шин - раньше «Скауты» обували в Dunlop SP Sport 01, а теперь - в Michelin Primacy 3. На сцепных свойствах это особо не отразилось, но французские покрышки катятся мягче. А еще инженеры явно вылизывали аэродинамику. На безлимитном автобане было плотно, но мы все же смогли набрать порядка 200 км/ч - так вот, даже на такой скорости свист набегающего потока едва ощутим.

Панорамная крыша, камера заднего вида, шикарная мультимедийка... Octavia Scout по оснащению уже переигрывает флагманский Superb. Вопрос только в том, какую цену за все эти богатства придется заплатить...

И, кстати, движение почти на «максималке» для Octavia Scout - вполне себе штатный режим, не требующий от водителя особого геройства. А ведь поначалу ходовая часть универсала с облегченными на пару килограммов независимыми подвесками (МакФерсон спереди, многорычажка - сзади) воспринимается несколько грубой: серьёзные удары на кузов не приходят, но, к примеру, на брусчатке потряхивает ощутимо. Однако, эти настройки начинаешь ценить, когда понимаешь, что Scout благодаря такой плотности с ростом скорости начинает буквально липнуть к дороге. Причем качество покрытия особого значения не имеет - автобан или лесная грунтовка, не важно. Мы, например, немного прохватили по полю и только пару раз на особо жёстких подбросах сработали буфера отбоя - всё-таки ходы у подвесок остались «легковыми»...

А вот тормоза стали мощнее -«колхозить» механизмы от Audi владельцам «Скаутов» больше не придется. Машина и без того замедляется как надо.

«Не жди от других ничего, но сам отдавай все, что сможешь»

Отъездив пару лет на предыдущем «Разведчике», я привык к тому, что люди не сразу воспринимали его всерьез - мол, какой-то недокроссовер за огромные деньги. И только прокатившись на нём, оценив классный тяговитый мотор, всеядное шасси и достойную для своего класса проходимость, проникались к этому автомобилю уважением. Но первый шок обычно случался уже при посадке в машину. Когда скептики вдруг понимали, что с виду не особо интересный интерьер вдруг оказывался весьма удобным и дружелюбным.

Интерьер «Разведчика» - это, по сути, обычная Octavia в очень хорошей комплектации и с шильдиками Scout на руле, селекторе трансмиссии и порогах. Впрочем, внедорожный универсал от этого только выиграл. Зачем что-то кардинально менять, если в этом классе сложно найти более продуманный салон с точки зрения эргономики и практичности.

Практически уверен, что с новым «Скаутом» выйдет та же история. Во всяком случае, Skoda сделала всё возможное, чтобы устранить былые недочёты и сделать жизнь человека в пути еще более беззаботной. Вот, наконец, и пульт регулировки зеркал переехал в удобное место; и руль стоит ровно, не перекрывая приборы; и кресла не так навязчиво сжимают бока... Но даже если поставить себя на место того, кто совершенно не знаком с предыдущим «Скаутом», все равно найдёшь для себя много полезных и просто красивых вещей, начиная от сервопривода багажной двери и заканчивая огромной панорамной крышей. Бесключевой доступ, камера заднего вида, розетка на 220В, огромный тач-скрин с красочной навигацией и просмотром фоток - таким богатым Scout еще никогда не был.

Под полом багажника - полноценная «запаска». По размеру она чуть меньше основных колес, но ограничений по времени и дистанции движения нет. Набор инструмента тоже добротный - даже лампочки запасные есть.

Правда, чехи всё же нашли, где сэкономить. Дверные накладки - жёсткие, равно как и нижний пояс передней панели; обшивка багажной двери тонкая, словно фольга (кстати, оригинальный способ добавить отсеку объёма); подсветки зеркал в солнцезащитных козырьках нет; капот с тыльной стороны на бензиновой версии - вообще голое железо, да и газовый упор снова отсутствует - приходится подпирать панель по старинке кочергой... Но, увы, сейчас это стратегия концерна Volkswagen. Пускать пыль в глаза, пытаясь сэкономить на таких мелочах.

Багажник у Scout гигантский - он имеет правильную геометрическую форму и вмещает до 610 л поклажи. Отмечу - это в базовой конфигурации. Если сложите задний диван (теперь его фиксаторы размыкаются дистанционно), пространство расширится до 1 740 л. А убрав спинку правого переднего кресла, получите возможность перевозить грузы длиной почти три метра. Плюс к тому, здесь можно найти трансформируемый пол (шесть вариантов положения), двусторонний коврик (с обычной и влагостойкой поверхностями), такелажные сетки, крепление для шторки, крючки и прочие нужные приспособления. В общем, практичность, возведенная в абсолют.

Но меня больше интересовали не маркетинговые ходы, а «водительские» штучки, ведь «Разведчик» теперь может похвастать адаптивным шасси, системами контроля полосы, дистанции, активным круиз-контролем... И выяснилось вот что - «электронные» режимы езды, по большому счету, баловство. Кардинально поведение машины они не меняют. Я опробовал разные варианты и пришел к выводу, что лучше всего мотор оставить с нормальными настройками, а руль - со спортивными (коробка через меню не настраивается). Режим Individual такое сочетание позволяет. Активный круиз - вещь полезная: мягко разгоняет машину, плавно и без паники замедляет. А вот ассистент удержания автомобиля в полосе был мной отключен через пару километров пути. Потому как электроника порой стремится подруливать даже в штатных ситуациях! Представьте - на входе в вираж намечаешь траекторию (не пересекая линии разметки!), выруливаешь на неё, а «баранка» сама пытается довернуть или наоборот «распустится». Это не только раздражает, но и реально мешает.

На мой взгляд, Scout - самая красивая версия в линейке Skoda Octavia. Рельефные бамперы с имитацией защитных накладок, пластиковый обвес, крупные колеса смотрятся гармонично и придают скромному универсалу брутальности. Даже спортивное исполнение RS выглядит не столь интересно.

Хотя, боюсь, у нас вся эта продвинутая электроника обойдется в такую кучу денег, что большинство «Скаутов» будет идти без нее. Но это не страшно - главное, основа крепкая. С такой машиной в разведку идти можно. Проверено.

Техника

Skoda Octavia Scout теперь базируется на модульной платформе MQB, что определило компоновку машины. Силовой агрегат стоит поперек кузова c 12-градусным наклоном назад, а отбор мощности на заднюю ось ведется посредством многодисковой муфты Haldex пятого поколения (полный привод «в базе» имеют все модификации). Она компактнее и на 1,4 кг легче предшественника за счет упразднения гидроаккумулятора. Плюс к тому, работает быстрее. Впрочем, на медлительность и раньше никто не жаловался. Ведь управляющая электроника завязана помимо прочего еще и на систему стабилизации, что позволяет муфте заранее чувствовать скольжения колес и превентивно балансировать тягой, добиваясь лучшей реализации крутящего момента. Как и раньше, при движении по сухой дороге назад идет всего 4-5% тяги, однако при необходимости Haldex может сымитировать и межосевую блокировку, полностью сжав свои диски.

Водитель «Скаута», как и прежде, практически лишен возможности влиять на работу полного привода. Замыкание межосевой муфты, срабатывание электронных имитаций межколесных блокировок происходит автоматически. Можно лишь ослабить хватку противобуксовочной системы, что серьезно помогает на вязких и сыпучих грунтах, а также перевести ESP в спортивный режим. Раньше поскользить на «Скауте» могли только те люди, которые решались на программное отключение системы стабилизации у гаражных умельцев.

На первый взгляд, набор двигателей для Octavia Scout не изменился - двухлитровый турбодизель, да 1,8-литровый бензиновый турбомотор. Однако, это, по сути, новые поколения агрегатов модульных семейств EA288 и EA888: облегченных, экологичных (выдерживают стандарт «Евро-6»), рассчитанных на работу в составе «тележки» MQB. Впрочем, пользователей такие вещи обычно не интересуют - им нужны факты, реально влияющие на эксплуатацию автомобиля. Так вот, новая линейка двигателей сделала «Разведчика» в среднем на 20% экономичнее и при этом мощнее. К примеру, бензиновая версия, которая станет основной на нашем рынке, отныне имеет не 160 (или 152 в российской спецификации), а 180 сил. Кроме того, «четверку», похоже, избавили от повышенного масляного аппетита. Да и греться в холода она должна быстрее - систему охлаждения проектировали с учетом низкой теплоотдачи моторов с непосредственным впрыском топлива. Ну а двухлитровый дизель на 184 л.с., взятый от заряженной версии RS, на «Скауте» вообще прописался впервые.

На Scout помимо «механики» устанавливается только шестиступенчатый «робот» DSG с двумя мокрыми многодисковыми сцеплениями. К его надежности вопросов куда меньше, чем к капризной семиступенчатой «сухой» коробке.

Установленный под передним номерным знаком радар обеспечивает работу активного круиз-контроля и системы контроля дистанции. А вот функция поддержания полосы движения работает при помощи камеры на ветровом стекле.

История

Полноприводный универсал Scout появился в линейке Skoda Octavia относительно недавно - в 2007 году, когда уже вовсю выпускалась модель второго поколения. С тех пор концепция автомобиля не менялась, но зато существенно преображалась его начинка. Так, например, в 2009 году в ходе рестайлинга Scout получил не только новый дизайн, но и современный бензиновый турбомотор 1,8 л вместо двухлитрового атмосферника, а также множество новых электронных систем (эту модель мы испытали в путешествии по Корсике). Умельцы даже научились кодировать бортовые блоки, чтобы открывать различные приятные функции, не установленные с завода. В таком виде машина выпускалась до 2013 года. И, кстати, была весьма успешна для нишевой модели. За все время первый Scout нашел 53 600 покупателей, то есть едва ли не каждый десятый универсал Octavia шел именно в таком внедорожном исполнении. В России эта модель одно время даже была в дефиците и за ней выстраивались годичные очереди, словно за каким-нибудь бюджетным седаном. Причем популярность могла быть еще выше, но Scout подвели скромные квоты и отсутствие версии с автоматической коробкой - двухлитровый дизель с DSG быстро ушел с рынка, а бензиновая «четвёрка» 1,8 л сочеталась только с «механикой».

Место встречи

Гамбург - город суровый. Его исторический центр больше похож на склады или фабрику: строгие здания из красного кирпича, железные мосты через каналы, минимум зелени... Неудивительно, что именно здесь я наткнулся на скандальную анатомическую выставку Koerperwelten (Body Worlds), что в переводе означает «Миры тел». Подчеркну - человеческих тел. Её автор - немецкий учёный Гюнтер фон Хагенс, который в конце 70-х годов прошлого века изобрел технологию пластинации. Своего рода мумифицирования органов, дабы сохранить их в нетленном состоянии. Выглядит всё достаточно пристойно - словно на фестиваль восковых фигур попал. Немцы сюда даже с детьми приходят. Но оторопь берет, когда понимаешь, что перед тобой на расстоянии вытянутой руки не просто экспонаты, бездушные чучела, а в недавнем прошлом - живые люди: целиком и по частям. Даже младенцы разных периодов развития. В общем, настоящая жуть...

А кого з конкурентів оберете Ви? Клікніть на авто, яке обрали, та дізнайтесь його рейтинг!
Audi A4 allroad quattro (B8/8K)Audi A4 allroad quattroнема ціниVolkswagen Passat AlltrackVolkswagen Passatнема ціниVolvo XC70Volvo XC70нема ціниOpel Insignia Country TourerOpel Insigniaнема ціниCitroen C5 CrossTourerCitroen C5нема ціни
Subaru OutbackSubaru Outbackнема ціниSkoda Octavia A7 ScoutSkoda Octaviaнема ціни

Юрий Урюков
Фото автора и Skoda

Джерело: Авто@Mail.Ru
  • Тест-драйв Skoda Octavia: Хочу быть взрослой Хочу быть взрослой

    “Шкода-Октавия” привлекает солидной внешностью и кровным родством с концерном “Фольксваген”. ...
    Купи Авто

  • Тест-драйв Skoda Octavia: Только для своих Только для своих

    Достойна ли трех-пятилетняя "Октавия" того, чтобы переходить из рук в руки по наследству? ...
    Купи Авто

  • Тест-драйв Skoda Octavia: Время определиться Время определиться

    На первый взгляд, это "Шкода-Октавия". И на второй, кстати, тоже. ...
    Купи Авто


Відгуки про Skoda Octavia

Александр
Украина, Хмельницкий
03.02.2009

Отличная машина для поездок как в городском режиме так и по трассе. Супер экономичный авто, особенно, если сравнивать с динамическими характеристиками. читати відгук

Kirill
Украина, Киев
02.01.2013

Привет всем кто читаетэтот отзыв. Став счастливым облажателем А5 две недели назад хотел писать отзыв сразу, но решил все-такихоть чуть-чуть прехать, чтобы быть более объективным. Постараюсь коротко и читати відгук

Автобазар InfoCar.ua

Продаж б/у Skoda Octavia

Skoda Octavia 2016 Skoda Octavia 17800$ 2016