Невыносимая легкость бытия.

Розповісти друзям:

Теперь, когда все позади, мой мозг спрессовал эти полдня в шипучую таблетку. В любой момент я могу извлечь ее с верхней полки моей ментальной «аптечки», бросить в пресную воду серого московского дня, и она моментально заискрится легкими пузырьками абсолютного счастья. На упаковке таблетки — надпись: «Opel Speedster, юг Португалии, горная дорога. Концентрат водительского наслаждения. Для тех, кто понимает».Да, теперь я понимаю...

А ведь раньше не понимал.
«Я вылез из-за руля, попрощался с малайцем и проводил взглядом серебристый Lotus Elise. Удовольствия, конечно, он доставил много. Но в ушах еще стоял шум мотора, тело еще зудело от мелких вибраций, а мускулы рук слегка ныли, словно после картинговых гонок...»
Так заканчивалась моя статья о коротком получасовом знакомстве со знаменитым британским родстером Lotus Elise (см. АР № 11, 1999). Дело было полтора года назад на испытательном треке малайзийского завода Proton. Родстер показался мне тогда неким гибридом гоночного карта и легкового автомобиля, причем картинговое начало в нем явно доминировало. Алюминиевый монокок, обвешанный стеклопластиковыми панелями, с простейшими двухрычажными подвесками и самым обычным 120-сильным моторчиком Rover серии K. Тесный, шумноватый, вибронагруженный, не самый быстрый, с довольно опасной тенденцией к резкому развороту при сбросе газа в предельном повороте....

Тогда я еще не знал, что в это же время британские инженеры уже испытывали модернизированный Lotus Elise II. А дизайнеры из Рюссельсхайма готовили на его базе родстер-«двойник» под названием Opel Speedster.
Кому пришла в голову идея использовать для постройки первого в истории фирмы Opel среднемоторного родстера именно Lotus Elise с его сверхлегким алюминиевым пространственным основанием?

«У хорошей идеи много отцов, — усмехается дизайн-директор рюссельсхаймского центра Мартин Смит. — Ребята из отдела маркетинга сейчас уверяют, что идея принадлежала им. Может быть, и так. А что касается дизайна, то его делали мы втроем — я и еще двое наших стилистов»...Результат их трудов стоял под высоким португальским небом и был похож на приземистый дорожный истребитель-невидимку Stealth. Кажется, стоит покрыть эти граненые поверхности специальной радиопоглощающей краской — и Speedster станет «невидимым» для полицейских радаров. Маленькие круглые приборы передней и задней оптики, прикрытые прозрачными колпаками, — словно пусковые установки ракет класса «воздух-воздух». Да еще и вертикальная «двустволка» выхлопных труб...Правда, при ближайшем рассмотрении Speedster кажется уже не столь воинственным. Все наружные детали сделаны из легкого стеклопластика и гнутся под рукой, словно игрушечные. В салоне — примитивно обработанный голый алюминий, недорогой пластик и собранные «с миру по нитке» детали самого разного происхождения. Как и в Elise, в переднюю панель Спидстера встроены круглые дефлекторы от Alfa Romeo 33, подрулевые переключатели позаимствованы у Вектры, а скромная комбинация приборов известной в спортивных кругах «инструментальной» фирмы Stack имеет только два основных циферблата. Мало того, вместо кнопочных переключателей головного освещения от гоночных моделей TVR, которыми щеголяет модернизированный Lotus, на Спидстере слева от руля стоит группа клавиш от той же Вектры.

«Вы, журналисты, просто не представляете всю финансовую сложность разработки такой мелкосерийной машины, — объяснял Мартин Смит. — Только одни затраты на специально разработанный переключатель освещения могли поставить на всем проекте жирный крест!»Садясь в родстер, открываешь маленькую легкую дверцу, подвешенную на одной огромной алюминиевой петле, перелезаешь через высокий пластиковый порог (под ним скрыта часть алюминиевой пространственной рамы) и осторожно помещаешь тело в узкое спартанское ложе. Сиденье тоненькое, словно кевларовое гоночное, но обшито кожей и снабжено пневматической «грушей» изменяемого поясничного подпора. Водительское кресло крепится прямо к алюминиевому полу через простенькие «салазки» продольной регулировки, а правое кресло вообще зафиксировано жестко. Зато под ногами у «штурмана» есть легкая переставляемая алюминиевая подножка. Педальный узел, простенький набалдашник рычага коробки передач, примитивные ручки системы микроклимата, рукоятки стеклоподъемников — все, что только можно, отштамповано, отфрезеровано и выточено из крылатого металла!

Опелевский силовой агрегат с атмосферным четырехцилиндровым двигателем объемом 2,2 л и пятиступенчатой коробкой передач, который уже знаком нам по автомобилю Astra Coupe 2.2, здесь установлен за сиденьями и приводит, естественно, задние колеса. Первое же нажатие на педаль газа легко срывает широкие покрышки в пробуксовку. На сухом асфальте! Разгон сумасшедший — как на лучших суперкарах, здесь приходится одновременно с набором скорости «ловить» автомобиль рулем, корректируя легкие повиливания! На второй передаче пробуксовка прекращается, но ускорение все равно впечатляет. Ай да Speedster!

Когда к динамике родстера привыкаешь, то начинаешь замечать другое. «Алюминиевый» грохот педалей, гулкие металлические звуки при переключениях передач... Но я вспоминаю Lotus Elise и понимаю: Opel Speedster намного тише! В английском родстере все эти звуки заглушал громкий мотор. А здесь басовитый баритон двигателя проникает в кокпит ровно настолько, чтобы наполнить твое сердце восхитительной музыкой Движения...

Неприятных вибраций почти нет: насколько кстати пришлись здесь балансирные валы, которыми снабжена эта опелевская «четверка»! И коробка работает достаточно четко, позволяя молниеносными движениями, без лишних усилий передергивать рычаг при быстрых переключениях.В городских пробках двигатель способен без проблем тащить легкий родстер весом менее тонны даже на холостых оборотах. Педаль газа отпущена, на тахометре 800 об/мин, включена пятая передача — а Speedster самостоятельно поддерживает 30 км/ч, охотно и гибко ускоряясь при малейшем нажатии на педаль газа. Вот это эластичность!

Кстати, подвеска оказалась не менее комфортной, нежели у испытанного на малайском полигоне британского родстера. Даже жуткую крупную асфальтовую «гребенку» (а в Португалии, оказывается, встречаются дороги не лучше наших!) Speedster «проглатывал» без проблем. И только когда под 17-дюймовые колеса попадали большие колдобины или канализационные люки, короткоходную подвеску «пробивало».

Но по-настоящему Speedster можно оценить только на свободной загородной трассе. Педаль в пол — и мотор поет, выдавая великолепное крещендо в диапазоне от 5000 об/мин до максимальных 6500 об/мин. Свист ветра над головой, шуршание шин Bridgestone Potenza в напряженных поворотах...Сейчас мне уже было совершенно наплевать, какие клавиши стоят в этой машине и почему здесь такая крохотная «багажная камера». Я испытывал абсолютное водительское счастье — и безмерную благодарность к Мартину Смиту и его коллегам, которые сотворили настоящее чудо. Взять сверхлегкий Lotus с его гоночной родословной, добавить великолепный двигатель, мощнейшие тормоза и «до звона» отточить управляемость — лучше и придумать было нельзя!

Кстати, изначально на Elise стояли покрышки Pirelli P Zero, причем иной размерности. Но управляемость британских родстеров наряду с восхищением вызывала и критику. «В пределе» легкий среднемоторный Lotus был очень непростым автомобилем — он мог резко сорваться в занос, который неминуемо переходил в неуправляемое вращение. И на малайзийском полигоне я, помнится, наряду со сладостью в полной мере вкусил и горечь плодов среднемоторной компоновки.

Но Opel Speedster оказался другим. Во-первых, усилие на руле намного меньше, чем на Лотосе, а в повороты Speedster заныривает легче и охотнее. Во-вторых, на Опеле совсем не страшно скользить! Поведение настолько сбалансированное, что с родстером можно делать все что угодно — ставить в занос под сброс газа, вести его тягой, в нужный момент «поймать» точным движением «острого» руля... Что же изменило характер автомобиля?

«У хорошей идеи много отцов». Немецкие инженеры приписывают славу «укрощения строптивого родстера» себе. Opel Speedster имеет удлиненную на 30 мм колесную базу, шины большей размерности и немного иные настройки подвески, нежели Lotus Elise второго поколения. Но у представителей фирмы Lotus иное мнение: всю работу по доводке управляемости обоих родстеров выполняли британские специалисты, а Opel только принимал их работу. И в последнюю версию верится как-то охотнее. Все-таки именно Lotus считается самой компетентной компанией в мире, когда речь заходит о доводке машин среднемоторной компоновки...

Чтобы сделать парочку Elise/Speedster более предсказуемой и простой в управлении, англичане не только перенастроили подвеску и сменили шины на специально разработанную модель Bridgestone Potenza RE040, но и уменьшили ширину протектора передних колес на 10 мм. И «в пределе» автомобиль теперь чуть раньше начинает скользить наружу передними колесами — вместо того, чтобы цепляться за асфальт до последнего, а потом резко сорваться в занос.

Но, как оказалось, британская медаль «за безопасную управляемость» имеет и обратную сторону. Пошел дождь. Пришлось срочно останавливаться, извлекать из-за спинок сидений скатанную в торбу матерчатую крышу и натягивать ее между рамками лобового и заднего стекол. Крыша, конечно, суррогатная — капли воды все равно просачиваются сквозь зазоры. Но это не беда. Хуже то, что на мокром асфальте Speedster коренным образом изменил характер — под тягой он неудержимо выскальзывал наружу поворота! Это «вышли боком» узенькие передние шины Bridgestone...Но когда дождь перестал, Speedster вновь претерпел чудесное преображение. Я остановился, убрал крышу, на мгновение прислушался к тишине португальских гор — и опять завертелась карусель поворотов. Чем светлее, подсыхая, становился асфальт, тем увереннее можно было бросать легкий и послушный Opel в крутые повороты горной трассы. Этот участок дороги я, наверное, буду помнить всегда — как один из самых лучших в моей жизни «ездовых» эпизодов. Свежий ветер близкой Атлантики, щебетание птиц, негромкий благородный голос мотора. И непередаваемое, неповторимое ощущение легкости бытия...


Л. ГОЛОВАНОВ
Фото автора

Комментари к фотоматериалам:

1. Руль Momo — диаметром всего 320 мм. Гидроусилителя нет. Но при этом усилие невелико, а информативность — потрясающая!

2. Двигатель пускается кнопкой, расположенной на передней панели над ручками системы микроклимата. В салоне каждого родстера укреплена табличка с порядковым номером шасси (справа от магнитолы).

3. Мне достался Speedster с номером 0023...

4. Приборы фирмы Stack Instruments: два циферблата, блок ламп и один маленький дисплей. Под цифрой запаса топлива высвечивается температура охлаждающей жидкости. На горной дороге она доходила до 107оС...

Оцініть статтюtable=infocar_main.td_mats&id=1433 (оцінок - 0, середній бал - 0) жах погано так собі добре супер

Невыносимая легкость бытия. (Opel Speedster) - фото 1 Невыносимая легкость бытия. (Opel Speedster) - фото 2 Невыносимая легкость бытия. (Opel Speedster) - фото 3 Невыносимая легкость бытия. (Opel Speedster) - фото 4 Невыносимая легкость бытия. (Opel Speedster) - фото 5 Невыносимая легкость бытия. (Opel Speedster) - фото 6

Відгуки про Opel Speedster

Автобазар InfoCar.ua

Продаж б/у Opel

Opel Zafira 2008 Opel Zafira 6000$ 2008