ГАЗ 442 дня до Новой Эры.

Розповісти друзям:

Ехал я в Нижний Новгород с настороженно-пессимистическими настроениями. Еще свежа была в памяти прошлогодняя презентация Волги ГАЗ-3110, которая оставила гнетущее ощущение безысходности. ’Через три года мы поставим на конвейер совершенно новый переднеприводный автомобиль’, — говорил главный конструктор ГАЗа. Серийный ГАЗ-3111 должен выглядеть точно так же, как этот прототип, построенный на базе Волги ГАЗ-3110

Я не верил и, слушая под характерный треск волговского выпуска его пренебрежительные суждения об испытаниях на управляемость, думал: разве могут люди, которые ценят в шинах прежде всего возможность держать удары от колдобин, создать что-то еще, кроме ’баржи’ (с ударением на последней букве этого прозвища Волги)?
Центральная проходная завода встретила электронным табло с крупными цифрами 442. Нет, речь здесь не о начале 2000 года. Табло ведет обратный отсчет дней, оставшихся до 25 декабря 1999 года — до наступления для ГАЗа новой эры. В этот день должна быть запущена в серийное производство Волга ГАЗ-3111 — заднеприводная модель, прототип которой, выкрашенный в темно-красный ’металлик’, был одним из трех шоу-автомобилей на выставке.

Подобное табло, но поменьше, висит и в корпусе УКЭР — Управления конструкторско-экспериментальных работ. Длинный коридор четвертого этажа оканчивается большим залом, разгороженным кульманами и допотопными шкафами на маленькие закутки, каждый — человек на четырех, не более. Это и есть отдел легковых автомобилей ГАЗа. А в конце зала, отгороженный самым большим шкафом, за самым большим столом сидит главный конструктор легковых автомобилей ГАЗа Сергей Батьянов. Именно он возглавляет группу создателей тех трех машин, что произвели фурор.

Главный конструктор легковых автомобилей Сергей Батьянов: ’Пока под капотами новых машин — двигатели ЗМЗ-406’ — Ни для кого не секрет, что ныне выпускаемый автомобиль ГАЗ-3110 — это модернизация конструкции более чем тридцатилетней давности. Волга в том виде, что есть сейчас, давно устарела. Вот почему мы в компании создали три прототипа новых Волг — с задним, передним и полным приводом...
Постойте. Не ослышался ли я — Батьянов называет Горьковский автомобильный завод компанией? Где я, в Нижнем или в Детройте? Белая рубашка, галстук, уверенный голос... Сейчас Батьянову сорок один, а выглядит он еще моложе.

Однако в будущем году исполнится двадцать лет с начала его деятельности на заводе — он пришел сюда в 1979-м, окончив Горьковский политехнический институт по специальности Автомобили и тракторы. А всего шесть лет спустя, в 1985 году, стал главным конструктором совершенно нового для ГАЗа полноприводного автомобиля ГАЗ-3105 с восьмицилиндровым двигателем.

— К сожалению, работу над этим интересным проектом пришлось прекратить в начале девяностых, когда мы сделали уже несколько опытно-промышленных партий машин. Но опыт не пропал даром, и нынешние три автомобиля-демонстратора, которые вы видели на выставке, можно считать преемниками ГАЗ-3105. Белый ГАЗ-3103 — это переднеприводный автомобиль, абсолютно новый для компании. Темно-зеленый ГАЗ-3104 — это результат дальнейшего развития ’ноль третьей’, автомобиль с постоянным приводом на все колеса.
Белый переднеприводный ГАЗ-3103 и темно-зеленый полноприводный ГАЗ-3104 выглядят одинаково.

Но по технологическим и финансовым соображениям сначала в производство пойдет заднеприводный ГАЗ-3111...
Похоже, что в глубине души Батьянов едва ли доволен этим компромиссным вариантом. Но на интеллигентном лице Сергея не отражается ни тени эмоций, и речь его подчеркнуто официальна, словно складывается из хранящейся в его голове конструкторской документации. (’Он же главный конструктор нашего отдела, ему положено быть серьезным. Но в душе Батьянов — такой же фанатик автомобилей, как и мы все’, — объяснили потом его коллеги.)

— В автомобиле ГАЗ-3111 мы оставили от нынешней Волги и задний мост на листовых рессорах, и старую трансмиссию. Но коробка передач будет только пятиступенчатой. А что касается задней подвески, то мы ее модернизируем — увеличим колею задних колес, установим амортизаторы не под наклоном, а почти вертикально, что улучшит условия их работы.

Появится задний стабилизатор поперечной устойчивости, который одновременно будет служить дополнительным направляющим элементом, ограничивающим нежелательное перемещение заднего моста. Правда, тормоза останутся барабанными.
Что же, идея понятна — малой кровью улучшить управляемость нового автомобиля. Однако, как оказалось, основные новшества ’одиннадцатой’ машины скрыты в передней части.

Сравнение компоновок автомобилей ГАЗ-31029 и ГАЗ-3104. Двигатель перспективной машины установлен продольно, но смещен вперед (это видно и на фото внизу). При почти той же габаритной длине и колесной базе салон стал длиннее на 300 мм — В моторном отсеке мы реконструируем всю планировку — раздвигаем лонжероны, изменяем силовую структуру, ставим силовой агрегат и рычаги подвески на подрамник. Это, кстати, и улучшает поведение автомобиля, и облегчает сборку, что снижает себестоимость.

Базовым двигателем для ’одиннадцатой’ будет служить шестнадцатиклапанный ЗМЗ-406. Но мы рассчитываем подкапотное пространство так, чтобы туда можно было установить и V-образные двигатели — восьмицилиндровый объемом 3,5 л, который почти готов к производству, и ныне разрабатываемую ’шестерку’.

Ну, с силовыми агрегатами понятно — пока ГАЗ вынужден ориентироваться только на Заволжский моторный завод. А что с передней подвеской?
— Передняя подвеска будет новой. Она останется двухрычажной, но с разнесенными рычагами — верхний мы переносим выше. Такая схема обеспечит лучшую кинематику, нежели ’качающаяся свеча’ McPherson. Плюс реечный рулевой механизм с гидроусилителем, который должен освоить Борисовский завод автоагрегатов. Рулевое управление станет точным, с малым числом оборотов руля от упора до упора, поэтому характер автомобиля должен стать более спортивным. А в автомобилях ГАЗ-3103 и 3104 мы будем использовать почти такой же передний модуль с подрамником, подвеской, рулевым управлением и двигателем — конечно, с изменениями, касающимися привода на передние колеса...

Любопытно... Получается, что ГАЗ-3111 — этакий переходный гибрид. Задняя подвеска и трансмиссия у него от ’десятой’ машины, а передний модуль — такой же, как и у будущих передне- и полноприводных. Кстати, а что насчет задней подвески перспективных машин?

— Задняя подвеска автомобилей ГАЗ-3103 и 3104 — независимая и пока сделана на косых треугольных рычагах. Но если испытания на управляемость выявят, что ее качеств недостаточно для скоростных автомобилей, какими будут новые Волги (как приятно слышать это из уст газовца! — Л. Г.), то мы начнем разрабатывать многорычажную подвеску, несмотря на то, что она сложнее и дороже в производстве...

РУЧНАЯ РАБОТА

Остальные подробности я узнал от коллег Батьянова.
Дизайн всех машин и интерьеров разрабатывали два ведущих стилиста отдела легковых автомобилей — Сергей Плотников и Игорь Безродных. Каждому из них тоже около сорока, и они тоже выпускники Политеха — той же кафедры Автомобили и тракторы. В тот день Безродных был в командировке, и секреты дизайнерской ’кухни’ мне открывал Плотников. Рассказал он столько интересного, что к этому мы еще вернемся — в следующем номере Авторевю.
А что касается истории создания прототипов, то картина складывалась такая.

Группа разработчиков перспективных легковых автомобилей — Батьянов, Безродных, Плотников, Медведев и несколько их помощников — первоначально готовила к производству переднеприводную и полноприводную машины (ведь главный конструктор ГАЗа Кудрявцев год назад упоминал именно о переднеприводной Волге!). Поэтому и кузова белого ГАЗ-3103 и темно-зеленого ГАЗ-3104 — цельнометаллические и сварены заводскими жестянщиками. У них было на это время.

Но в начале 1997 года бывший технический директор завода постарался изменить концепцию. Состоялось эпохальное совещание, на котором приняли компромиссное решение — готовить в серию более традиционный заднеприводный ГАЗ-3111. И в апреле началось создание прототипа заднеприводного автомобиля. Поэтому красный выставочный ГАЗ-3111 делали в Америке на фирме Venture — не потому, что сами газовцы не могли этого сделать, а из-за нехватки времени.Математическая модель автомобиля была передана на фирму Venture в Детройт.

Потом туда же отправилась обычная Волга ГАЗ-3110. Американцы срезали с нее все ’лишнее’ и по газовским чертежам смонтировали на кузове изготовленные ими стеклопластиковые панели. В салоне сделали то же самое, а сиденья адаптировали от серийного американского автомобиля. Плотников уверяет, что их кресла, которые они закажут американской фирме Lear, будут удобнее.

А интерьеры белой и темно-зеленой машин делали в Нижнем — стеклопластиковые панели салона, обтянутые тканью и винилискожей, готовили на местной тюнинговой фирме Селеста. И нижегородская работа выглядит получше американской! Дело в том, что в Селесте, как и во многих других нижегородских тюнинговых конторах (Техносервисе, Техноволге), теперь работают лучшие специалисты, которые ушли из ПАМСа — Производства автомобилей малых серий. Раньше они вручную делали Чайки, а теперь неплохо зарабатывают тюнингом.

ЗАПЛАНИРОВАНА РЕВОЛЮЦИЯ

А как ГАЗ думает избавляться от дурной славы производителя самых ненадежных автомобилей в России?

Во-первых, путем сотрудничества с зарубежными поставщиками. К примеру, почти вся оптика трех прототипов сделана по газовским чертежам фирмами Hella и Bosch. Красивую комбинацию приборов заказали у известной немецкой фирмы VDO. Фирма Bosch уже подготовила антиблокировочную систему — ее планируется устанавливать за доплату, чтобы не повышать стоимость базового автомобиля.

Про сиденья Lear уже упоминалось. Надувные подушки безопасности — сначала только фронтальные, а потом и боковые — будет поставлять шведский Autoliv...
А что с качеством сборки? Проблема ГАЗа в том, что основная технологическая цепочка сохранилась практически неизменной со времен производства ГАЗ-21. Каждый автомобиль проходит не одну, а три сборочные линии — кузова, салона и целого автомобиля.
Но для производства новой Волги завод собирается закупить и смонтировать новые автоматизированные линии для сварки, антикоррозионной обработки и окраски кузовов. И соединить их закрытыми тоннелями со сборочным конвейером. Поначалу для отладки предполагается пустить по новой технологической цепочке нынешнюю Волгу, а потом вдобавок и ГАЗ-3111. Именно вдобавок, поскольку на модернизированном конвейере можно будет собирать одновременно до четырех моделей автомобилей.

Более того — на ГАЗе планируют ввести систему сборки автомобилей по индивидуальным заказам, как на западных автозаводах. А для сбора заказов развить и перестроить сеть дилерских центров.Да это настоящая революция!

— Открытый рынок — вот к чему мы готовимся. Если рынок будет закрытым, то незачем и особенно стараться, верно? — с усмешкой сказал Батьянов во время нашего разговора. — У ГАЗа есть некоторые преимущества, и их надо развивать. Уже сейчас конкуренция обострена, а с появлением множества сборочных предприятий усилится еще больше. Мы хотим, чтобы наши машины не оказались чужими в компании нормальных, качественных, симпатичных автомобилей.

Если подходить к ситуации на заводе с цивилизованными мерками, то что в этих словах удивительного? Предприятие анализирует ситуацию на рынке, готовит конкурентоспособную модель, договаривается с западными поставщиками качественных комплектующих, занимается перевооружением производства...

Но необычно то, что завод, который до сих пор выпускает автомобили с конструкцией более чем тридцатилетней давности, при взгляде изнутри произвел впечатление динамично развивающейся компании. Руководители во главе с президентом Николаем Пугиным решились на серьезные изменения в жизни завода. Хотя неясно, откуда у ГАЗа такие деньги — чтобы реализовать все вышеописанное, нужно более полутора миллиардов долларов!

А двигает работу над новыми автомобилями десяток грамотных и инициативных инженеров. Они занимаются и постановкой на конвейер заднеприводной машины, и разработкой передне- и полноприводных ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104, и планируемым обновлением ныне выпускаемого ГАЗ-3110. А еще им нужно готовить к возможному производству полноприводный пикап Атаман, доделывать почти готовый универсал на базе ’десятки’ с модернизированным салоном, работать над будущим газовским внедорожником...

Теперь, после знакомства с этими людьми, я могу и хочу верить в их успех.
Конечно, ГАЗ не может измениться мгновенно. Но мне показалось — луч надежды осветил эти бесконечные коридоры с бесчисленными застекленными дверьми, за которыми совсем недавно текли бесцветные, бледные и одинаковые дни, словно синьки с одного неудачного чертежа...


Л. ГОЛОВАНОВ
Фото автора

Комментарии к фотоматериалам:

1. Просторно? Передне- и полноприводная машины имеют такую же длину салона, как длиннобазный (!) Mercedes W140 S-класса!

2. Интерьер ГАЗ-3111 отличается продуманной эргономикой. Однако сиденья и баранка будут другими.

3. Интерьер передне- и полноприводных машин будет более современным, чем у ’классики’.

Оцініть статтюtable=infocar_main.td_mats&id=1644 (оцінок - 2, середній бал - 5) жах погано так собі добре супер
  • Тест-драйв ГАЗ 3111 Волга: «Волга». Этюд в печальных тонах. «Волга». Этюд в печальных тонах.

    Признаюсь, встречи с «одиннадцатой» я ждал давно. Уж больно разнообразные и противоречивые отзывы слышал о ней от друзей и знакомых, профессионалов-транспортников и любителей. И вот она состоялась. Потребовалось немало в ...
    Журнал "Автомобили"

  • Тест-драйв ГАЗ 3111 Волга: Как жаль. Как жаль.

    Ровно два года назад, 28 декабря 1999 года, в Нижнем Новгороде торжественно съехали с конвейера три новые Волги ГАЗ-3111. Это было для галочки. Потому что мелкосерийное производство худо-бедно удалось наладить лишь год ...
    Газета «Авторевю»

  • Тест-драйв ГАЗ 3111 Волга: Волга, Волга... Волга, Волга...

    Слухи об этом автомобиле ходили давно - еще перед показом на Московском автосалоне 1998 года первого из предсерийных образцов новой ’Волги’. Тогда ’одинадцатая’, как восставшая из пепла птица Фени ...
    Автогазета / N 13(359) от 10.04.02


ГАЗ 442 дня до Новой Эры. (ГАЗ 3111 Волга) - фото 1 ГАЗ 442 дня до Новой Эры. (ГАЗ 3111 Волга) - фото 2 ГАЗ 442 дня до Новой Эры. (ГАЗ 3111 Волга) - фото 3 ГАЗ 442 дня до Новой Эры. (ГАЗ 3111 Волга) - фото 4 ГАЗ 442 дня до Новой Эры. (ГАЗ 3111 Волга) - фото 5 ГАЗ 442 дня до Новой Эры. (ГАЗ 3111 Волга) - фото 6 ГАЗ 442 дня до Новой Эры. (ГАЗ 3111 Волга) - фото 7

Відгуки про ГАЗ 3111 Волга

Автобазар InfoCar.ua

Продаж б/у ГАЗ