Заполярные fокусы.

Розповісти друзям:

Вернеру Шмидту скоро шестьдесят. Есть о чем вспомнить.
— Когда я впервые приехал сюда двадцать лет назад, городок Рованиеми был типичным финским захолустьем. Это сейчас здесь от туристов проходу нет. А тогда был один задрипанный отель, и в нем никто не останавливался, кроме этих чертовых автомобильных инженеров...
Последние слова Вернер произносит с доброй самоиронией. Ведь и сам Шмидт, полжизни проработавший на фирме Ford, и его коллеги, англичане Джим Метем и Йан Макалей из отдела доводки экспортной техники — как раз и есть «эти чертовы автомобильные инженеры», которые давно облюбовали заполярную Финляндию для «холодных» тестов. На этот раз они испытывают здесь Ford Focus, предназначенный для сборки в России.


«ЧЕРТОВЫХ автомобильных инженеров» в Рованиеми действительно много.
— Привет! — салютует Шмидт парням в красных куртках, идущим навстречу по коридору отеля. И поясняет: — Это фольксвагеновцы. А в соседней гостинице живут опелевцы и, кажется, ребята с Мерседеса. Тоже все чего-то испытывают...

Каждую зиму Ford арендует в Рованиеми большой гараж на несколько автомобилей, в котором монтируют и налаживают тестовую аппаратуру. Мне, журналисту, в гараж путь заказан: сейчас проходит испытания Fiesta следующего поколения, которую пока еще прячут от посторонних глаз. Зато четыре тестовых Фокуса прятать уже не от кого — их спокойно ставят на ночь перед отелем, и снаружи от обычных машин они отличаются только белыми трубочками температурных датчиков на крышах. В рамках доводки Фокусов для российской сборки в Финляндию пригнали машины со всеми типами кузовов, которые будут сходить с конвейера во Всеволожске, — пятидверный хэтчбек, седан и универсал с двигателями объемом 1,6 л, 1,8 л и 2,0 л. Причем хэтчбеков даже два...

В салонах всех машин — какие-то провода, за сиденьями лежат блоки аппаратуры. Всю правую часть передних панелей занимают большие кронштейны, на которых закреплены цифровые указатели температуры, давления топлива и разрежения во впускном коллекторе.

— Извини, мы хотели продемонстрировать тебе процедуру холодного пуска, но природа против, — смеется инженер-электронщик Йан Макалей, садясь за руль одной из машин и подсоединяя к бортовой сети обычный ноутбук. — Сейчас ноль градусов, так что будешь следить за прохладным пуском...На экране ноутбука появляются цифры.

— Компьютер считывает и запоминает массу информации — напряжение в бортовой сети, обороты двигателя, температуру масла, охлаждающей жидкости...

Йан поворачивает ключ в замке зажигания; двигатель запускается (кто бы сомневался!), и ноутбук начинает следить за динамикой прогрева.

— Сейчас мотор запустился всего за 0,7 секунды, но даже когда мороз доходит до 25 градусов, пуск занимает не более двух секунд. Поскольку на Фокусах для России стоят аккумуляторы увеличенной емкости, то нижней температурной границей зоны уверенного запуска мы считаем минус 35. При таком морозе любой из трех двигателей семейства Zetec обязан запуститься максимум через шесть секунд после поворота ключа в замке зажигания. Кстати, для «обычных» европейских Фокусов нижняя граница уверенного запуска — минус 29 градусов. Определяем эту границу мы долго и кропотливо. Сначала проверяем надежность запуска при –15оС, потом при –16оС — и так, градус за градусом, опускаемся вниз. Делаем мы это, как правило, в Кельне, в климатической камере — там мы не зависим от капризов погоды, как здесь, в Финляндии... Но ты не думай, мы в Рованиеми не баклуши бьем — тут не всегда ноль градусов, как сейчас!

Седовласый Шмидт, который в своей синей вязаной лыжной шапочке напоминает уроженца Рованиеми Санта-Клауса, подхватывает финскую тему:

— В 1980 году, когда я впервые приехал в Рованиеми на арктические тесты, ударил настоящий мороз: градусов 35, не меньше! После ночной стоянки завелась лишь одна Granada, мотор которой был оснащен экспериментальной системой впрыска. А все карбюраторные машины — ни в какую! Так этой Гранадой мы на буксире таскали все остальные...

Коллега Шмидта и Макалея, смешливый инженер-двигателист Джим Метем приехал в Рованиеми, чтобы еще раз проверить эффективность системы отопления Фокуса.

— Видишь, от двери до двери, между средними стойками кузова, натянута бахрома проводов? — Огромный Джим, пригибая голову, влезает в салон через заднюю дверь. — Это не для красоты: каждый проводок заканчивается термодатчиком. Еще такие датчики расположены на специальных пластинах, которые мы кладем на пол всех пассажирских мест. Все провода сходятся в жгут, который ведет к блоку памяти в багажнике. Все это позволяет нам следить за динамикой прогрева салона после запуска.

Условия внутрифирменного фордовского теста на эффективность отопления довольно мягкие. Испытания проводят при температуре –18оС по следующему циклу: холодный запуск, полчаса езды со скоростью 50 км/ч, полчаса — со скоростью 100 км/ч и еще полчаса работы мотора на холостом ходу. После этих полутора часов температура в салоне должна быть не ниже 34—38оС.— Focus проходит такой тест без проблем, — смеется Джим. — А вот мы... Через час в машине такая жара, что хоть в снег окунайся!

Меж тем, российские стандарты предусматривают для системы отопления совсем другое испытание, намного более жесткое. Во-первых, тест проходит при температуре –25оС. Во-вторых, автомобиль перед тестом основательно проветривается — стоит с распахнутыми дверьми, но с прогретым работающим мотором. Потом двери закрывают, отопитель включают на полную мощность, а через 15 минут измеряют температуру в салоне — она должна быть не ниже +15оС. Но если фордовский тест позволяет получить комплексную оценку машины (здесь на результат влияет и скорость прогрева двигателя, и эффективность системы отопления), то российский стандарт оценивает только производительность «печки».

Что же касается Фокуса, то Джим клянется, что в рамки российского теста вписывается даже автомобиль в европейской спецификации: через 15 минут температура в зоне головы водителя достигает уже 16оС. Поэтому на «российских» Фокусах система отопления и вентиляции оставлена без изменений.

Но зачем тогда вновь проводить ее испытания, если Ford Focus давно пошел в серию?— Конечно, все возможные испытания уже завершены, — объясняет Джим. — Но автомобили, предназначенные для выпуска в России, все же немного отличаются от «европейских» Фокусов. Что касается двигателей, то во Всеволожск будут поставляться точно такие же моторы, как и на европейские автосборочные заводы. Вернее, почти такие же — потому что для российской гаммы мы заменили новейший двигатель 1.6 Zetec SE на мотор предыдущего поколения Zetec E. Почему? Из соображений надежности. Максимальная мощность предыдущего двигателя меньше — 95 л.с. против 101 л.с. у нового. Зато блок цилиндров не алюминиевый, а чугунный. Вдобавок, это выгоднее из соображений унификации — два других мотора объемом 1,8 л и 2,0 л тоже принадлежат к «чугунному» семейству Zetec E. А самое главное для нас то, что электронные блоки управления моторов для России будут немного другими. В вашем бензине много металлосодержащих антидетонационных присадок, которые очень быстро выводят из строя свечи зажигания. Причем в бензине с октановым числом 92 этих присадок заметно меньше, чем в 95-м, да и стоит «девяносто второй» дешевле. Поэтому по нашему заказу инжиниринговая фирма Ricardo, которая занималась процессами сгорания в моторах Zetec, адаптировала программу «мозгов» так, чтобы все двигатели Фокусов могли без проблем работать на 92-м бензине. И мы на всякий случай проверяем — вдруг неадаптированные машины станут медленнее прогреваться?

А чем в Рованиеми занимается фордовский ветеран Вернер Шмидт? Название последней должности Шмидта за его тридцатилетнюю фордовскую карьеру звучит примерно так: «наставник отделения настройки шасси автомобилей сегмента С». Дипломированный инженер, Шмидт начинал работу специалистом по контролю качества. А сейчас он считается на фирме одним из «подвесочных гуру», и в его обязанности входит финальная субъективная оценка всех модификаций фордовских автомобилей гольф-класса (раньше это был Escort, теперь — Focus).

— Моя задача — испытать автомобиль в нормальном режиме на дорогах общего пользования, — рассказывает Шмидт. — Никаких «переставок» или других экстремальных маневров: для этого мы отправляемся или на наш бельгийский полигон в Ломмеле, или в испанский испытательный центр IDIADA под Барселоной. Я должен вести машину так, словно я — обычный владелец Фокуса. Но, конечно, оценки я выставляю намного придирчивее.

После тестовой поездки Шмидт заполняет фирменный бланк оценок — плавность хода, управляемость, разгонная динамика, четкость переключения передач, уровень шумов и вибраций... Система оценок — почти такая же, как и у нас в Авторевю. Разница лишь в том, что фордовцы выставляют их по десятибалльной шкале. Единица — «неприемлемо», десятка — «претензий нет».

— Оценку «десять» я поставил лишь один раз в жизни, — вспоминает Шмидт. — Однажды, в начале 90-х годов, когда разрабатывали большой Ford Scorpio второго поколения, мы устроили ходовые испытания представительских седанов, среди которых были Mercedes S-класса и Lexus LS400. И больше всего меня поразила тогда четкость работы «автомата» большого Лексуса: рывков при переключениях вообще не чувствовалось! Тогда-то я и поставил той трансмиссии «десятку».Что касается управляемости, то высшей оценки у Шмидта не удостаивался никто — ни Focus, ни Peugeot 306, на который фордовцы ориентировались при доводке ходовых качеств.

— Европейский Focus со спортивной подвеской и на низкопрофильных шинах я оцениваю на 8,5. Управляемость Фокусов для России не столь отточена, но все равно хороша: 7—7,5. В подвесках автомобилей для сборки во Всеволожске мы применили измененные опоры пружин, которые увеличивают дорожный просвет на 25 мм. Чтобы автомобиль с более высоким центром тяжести не сильно проигрывал в управляемости, нам пришлось перекалибровать амортизаторы, чуть увеличив сопротивление при ходе сжатия. Кстати, на Focus с кузовами седан и хэтчбек мы ставим простые двухтрубные амортизаторы без газового подпора — их делает испанская фирма АРА. Причин, по которым мы отказались от модных сейчас «поддутых» газонаполненных амортизаторов, две: себестоимость и надежность. Ведь обычная «гидравлика» не только дешевле в производстве, но и дольше служит: у газонаполненных амортизаторов уплотнения штоков быстрее выходят из строя из-за забивающейся грязи.

Правда, в задних подвесках универсалов мы все-таки применяем газонаполненные «двухтрубники» — они помогают лучше держать дорогу под нагрузкой. Между прочим, если ты хочешь, то можешь поездить на машинах со всеми тремя типами кузовов...Долго меня уговаривать Шмидту не пришлось. Вот только дороги в окрестностях Рованиеми быстро разочаровали. Прямые, хорошо расчищенные трассы. Неровностей — никаких. Поворотов — тоже. Что здесь можно испытывать? Не подвески — только тоску. К тому же зимние шины на всех автомобилях были разными: и Nokian Hakkapeliitta 1, и Michelin Ivalo, и ContiWinterContact...

А почему бы автомобили, предназначенные для России, не испытывать на российских дорогах, качество покрытия которых отличается от финского как небо и земля?

Ответ прост. Поди-ка затащи западных инженеров на несколько месяцев в немытую Россию! А в Финляндии — и «российские» морозы в 30—35 градусов, и вся нормальная европейская инфраструктура. Дороги, отели, сервис. Бары с ирландским «Гиннессом»... И не надо оставлять таможне бешеные залоги под «обязательство об обратном вывозе».

А главное — Focus уже прошел и все возможные внутрифирменные испытания, и российское крещение. Сразу после европейской премьеры несколько машин были отправлены в Москву и уже успели намотать несколько десятков тысяч километров наших дорог. И судя по той уверенности, с которой Шмидт и его коллеги говорили о Фокусах, степень готовности машин к сборке во Всеволожске даже до испытаний в Рованиеми составляла не менее 99%. А так ли это, мы узнаем совсем скоро: пуск завода под Санкт-Петербургом запланирован на нынешнюю осень.


Л. ГОЛОВАНОВ
Фото автора

Комментарии к фотоматериалам:

1. Вернер Шмидт работает в кельнском центре фирмы Ford тридцать лет. Двадцать из них он занимается субъективной экспертизой ходовых качеств автомобилей. «Иногда бывают случаи, когда нежелательные шумы, вибрации или отклонения в поведении автомобиля не «ловит» даже точнейшая аппаратура — их может зафиксировать только опытный эксперт»...

2. Двигателист Джим Метем, как и его коллега Макалей, приехал в Рованиеми из британского фордовского центра в Дантоне. С помощью термодатчиков (красные провода, натянутые между средними стойками и на площадках, которые помещают в ногах пассажиров) он следит за динамикой прогрева салона.

3. Под капотом «российских» Фокусов есть одно заметное изменение: воздухозаборник системы питания расположен не у радиатора, а сбоку, за батареей. Его пришлось перенести, так как при встречных разъездах по российским лужам вода могла попасть в двигатель и спровоцировать гидроудар.

4. Шотландец Йан Макалей — инженер по настройке бортовых систем. В Рованиеми он проверяет надежность холодного запуска двигателей «российских» Фокусов.

5. Всю информацию (показания многочисленных термодатчиков, обороты двигателя и т.д.) записывает многоканальный блок памяти в багажнике.

6. Датчик температуры наружного воздуха укрыт от полярного солнца пластиковой трубочкой.

Оцініть статтюtable=infocar_main.td_mats&id=1170 (оцінок - 0, середній бал - 0) жах погано так собі добре супер
  • Тест-драйв Ford Focus: Издание третье, исправленное Издание третье, исправленное

    Внешность нового Focus уже ни для кого не секрет. Корма и профиль изменились незначительно… А вот передок стал совершенно иным... ...
    carclub.ru

  • Тест-драйв Ford Focus: Ford Focus II наносит повторный удар Ford Focus II наносит повторный удар

    В списке самых продаваемых иномарок в России Focus стоит на первом месте. Причем так уверенно, что лидерству этого автомобиля в ближайшее время ничего не грозит. Интересно, за что, кроме цены, Focus разбирают с прилавков ...
    Autonews.ru

  • Тест-драйв Ford Focus: Теплый кабриолет для зимы Теплый кабриолет для зимы

    Пока всеволожские рабочие в очередной раз бастовали, ожидающим из числа очередников на Ford Focus снова приходилось гадать, насколько задержатся их машины. Хотя выход из этой ситуации есть – купить такой Ford Focus, кото ...
    Autonews.ru


Заполярные fокусы. (Ford Focus) - фото 1 Заполярные fокусы. (Ford Focus) - фото 2 Заполярные fокусы. (Ford Focus) - фото 3 Заполярные fокусы. (Ford Focus) - фото 4 Заполярные fокусы. (Ford Focus) - фото 5 Заполярные fокусы. (Ford Focus) - фото 6

Відгуки про Ford Focus

Дмитрий
Украина, Киев
13.07.2012

Проехал 90 тыс. Кроме расходников заменил по гарантии амортизатор задней двери, без гарантии на 80 тыс. - стойки передних амортизаторов (поставил не оригиналы - в разы дешевле). Сейчас (90 тыс.) нужно читати відгук

Александр Benell
Украина, Киев
13.08.2019

Добрый день! В далеком, докризисном 2007 году было принято решение о покупке автомобиля. Начались муки выбора. Подробно не буду расписывать, т.к. это уже наверное никому не интересно :) Основными читати відгук

Автобазар InfoCar.ua

Продаж б/у Ford Focus

Ford Focus 2015 Ford Focus 9000$ 2015