Он сказал: «Поехали!».. и завел спорткар

Поделиться:

12 апреля 1961 года телетайпы информационного агентства ТАСС отстукивали сообщение с пометкой «Молния»: «...Советский Союз вывел на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту». Спустя несколько минут сенсационная новость облетела всю планету. Улицы советских городов наполнились ликующим людом. Однако, наперекор всем протоколам и предписаниям, над стихийными толпами советских граждан красовались не официальные портреты лидеров коммунистического режима, а жизнерадостный парень с широкой улыбкой. Звали этого парня, как вы, наверное, уже догадались, Юрий Гагарин.

Вероятно, Гагарин тогда не осознавал, что по возвращении на Землю перед ним откроются колоссальные возможности. Что он станет героем СССР, что его именем назовут родной город Гжатск, что посетит десятки стран, что перед ним будут открыты любые двери. Там, в бескрайних просторах космоса, где 27-летний молодой человек, мечтавший всего лишь стать хорошим летчиком, провел 108 исторических минут, он думал о том научном прорыве, который происходил на его глазах и при его непосредственном участии.

Да вот прелюбопытный факт – герой, так лихо покоривший космос, совершенно не умел водить автомобиль, что, согласитесь, не очень-то солидно. Осознавая это, Гагарин побежал в автошколу и просто обязан был сдать экзамены, потому что в гараже его уже дожидался щедрый подарок от советского правительства - новенький ГАЗ-21 с номерным знаком «78-78 МОД». Обыкновенная черная «Волга» имела необыкновенный небесно-голубой цвет внутренней отделки.

Смею утверждать, что Гагарин был на редкость аккуратным водителем. Но, как не бывает правил без исключений, так и первый космонавт однажды все-таки угодил в аварию. Зазевавшись на дороге, он приложил свою «Волгу» к старенькой «Победе». Сбежавшиеся отовсюду постовые окружили космонавта, расспрашивая его о причинах столкновения, ну а хозяин несчастной «Победы» стоял возле своей машины и… улыбался. Его автомобиль разбил сам Гагарин!

Еще одна забавная история произошла с Гагариным в Чернигове, куда в 1962 году он вместе с Андрияном Николаевым (первым космонавтом, работавшим на орбите без скафандра) приехал на очередное протокольное мероприятие. Все шло по строго расписанному сценарию, когда среди организаторов вдруг началось волнение. Оказалось, что для проезда космонавтов вокруг стадиона забыли подготовить кабриолет. Начальник ГАИ Черниговской области получил приказ «разбиться в лепешку, но найти автомобиль». На улице около стадиона он заметил одиноко стоящий ГАЗ-69 с брезентовым верхом. Недолго думая, они его угнали, сняли тент, забросали капот цветами и вывели на стадион. Естественно, потом автомобиль вернули на место, да так искусно, что его хозяйка, председатель областного радиокомитета, ничего не заподозрила.

Вообще, Гагарин много путешествовал не только по Советскому Союзу. В составе всевозможных делегаций он облетел полмира. Одна из таких поездок – во Францию - закончилась для первого космонавта неожиданным, но очень приятным сюрпризом.

К середине 60-х годов ХХ века французская фирма Matra занимала одну из ведущих позиций среди производителей ракетно-космической техники и располагала мощнейшим исследовательским центром. А в октябре 1964 года, с приобретением небольшой фирмы Automobiles Rene Bonnet, Matra начала выпуск под своим именем спортивных автомобилей. Гагарин побывал во всех подразделениях Matra, но именно автомобильное произвело на него самое сильное впечатление. Что, собственно, не удивительно, поскольку космические технологии Советского Союза считались на тот момент передовыми, а вот с автомобильной промышленностью в СССР все, мягко говоря, не клеилось.

Вернувшись в Москву, Гагарин отправился на прием во Французское посольство, где у ворот его ждал удивительный подарок – сверкавшая от солнечных лучей Matra/Bonnet DJet V S. Заднемоторный спорткар с кузовом из полиэфирной слоистой пластмассы, способный, несмотря на относительно скромные 90 л. с. 4-цилиндрового мотора Renault разогнаться до 195 км/час, казался жителям «совка» космическим пришельцем. Но именно такой автомобиль и подобало иметь первому человеку, побывавшему в космосе. Гагарин свой восторг скрывать не стал, тут же завел мотор и прокатился по московским улицам.

Никто тогда не понимал, что Юрию Гагарину был презентован уникальный, можно сказать эксклюзивный автомобиль. Дизайном кузова он походил на знаменитую Alpine-Renault A110, которая к тому времени уже снискала себе славу в национальных французских ралли. Но сходство двух автомобилей было не только внешним. Многие узлы для DJet Рене Бонне позаимствовал у той же Renault, скомпоновав их, правда, по-своему. Так, у Alpine-Renault мотор располагался в свесе за задними колесами, а у DJet же он находился прямо за сиденьями в пределах колесной базы, и вместе с коробкой передач был повернут на 180 градусов, благодаря чему автомобиль выигрывал в управляемости и реакции на действия водителя. Но здесь же кроется и недостаток – высокий уровень шума в салоне, который легко переносится гонщиком в шлеме, но доставляет неудобства обычному водителю.

Однако покупатели Matra/Bonnet DJet имели возможность выбрать двигатель в зависимости от того, где должна была эксплуатироваться машина. Компания предлагала два варианта – стандартный агрегат Renault объемом 1,1 литра (со штанговым приводом верхних клапанов), выдающий 72 л. с. при 5000 об/мин, и форсированный Renault-Gordini, с тем же объемом, но на 18 л. с. мощнее, с полусферическими камерами сгорания и карбюратором Solex C40PHH, вместо стандартного ZENITH 32 NDIX.

Стальная хребтовая рама DJet была простой, но, в то же время, прочной, составляя основу независимой подвески на треугольных рычагах и винтовых пружинах. Бонне предполагал, что это тоже даст определенное преимущество. И не ошибся, поскольку на некоторых раллийных трассах DJet действительно опережала своих прямых конкурентов.

За четыре года производства под покровительством Matra, Рене Бонне построил чуть более полутора тысяч экземпляров DJet, каждый из которых теперь представляет собой особую ценность. Коллекционеры готовы расстаться с огромными суммами, ради удовольствия обладать такой жемчужиной.

К большому сожалению, история не сохранила впечатления Гагарина от управления французским автомобилем. Известно только, что Matra/Bonnet DJet V S крайне редко покидала отведенный ей московский гараж. Наверное потому, что в глубине души Гагарин по-прежнему оставался простым советским парнем, который мечтал стать летчиком. И черный ГАЗ-21 в этой связи казался ему более родным. А может он чувствовал, что не способен совладать с тем нетипичным нравом, которым наделен подаренный ему автомобиль?

27 марта 1968 года Гагарин погиб. Во время тренировочного полета его МиГ-15 резко ушел в штопор и рухнул вблизи деревни Новоселово во Владимирской области. С тех пор прошло 48 глет, но до сих пор никто не может назвать истинную причину трагедии. Гагарин ушел внезапно, оставив после себя одну из самых больших загадок советской эпохи.

Что же касается автомобилей, то столь любимая Гагариным черная «Волга» после его смерти была отправлена в Гжатск (с 1968-го – Гагарин), где под стеклянным колпаком хранится до сих пор. А французская Matra/Bonnet DJet V S, до начала 90-х служившая экспонатом в Звездном городке, сейчас находится в руках одного известного литовского коллекционера, который явно понимает объективную ценность этого автомобиля.

1 апреля 2016 года. , InfoCar.ua

Оцените статьюtable=infocar_main2.mats__mats&id=9709 (оценок - 19, средний бал - 5) ужасно плохо так себе хорошо супер

Обсуждение статьи

Димитриус  

Хорошая статья.Спасибо.

ответить  

Кто ты? Входи!
Или регистрируйся


Читайте также:
  • Бунтарь. Джон Леннон и его автомобилиБунтарь. Джон Леннон и его автомобили

    У всех гениальных людей есть странности. Одни любит разглядывать чужие ладони, другие опускают голову в таз с ледяной водой, прежде чем сесть за сочинение музыки, третьи, напротив, выпивают стакан горячей воды, написав о ...

  • Автомобили Мэрилин Монро. Made in USAАвтомобили Мэрилин Монро. Made in USA

    Никто не даст ответа на вопрос, сколько «железных коней» было у Монро, зато доподлинно известно, что ее почти не интересовали европейские эксклюзивы, вроде Ferrari, Bentley или Rolls Royce. ...

  • Элвис, рок-н-ролл и CadillacЭлвис, рок-н-ролл и Cadillac

    Король рок-н-ролла и покоритель женских сердец на веки вечные вошел в историю музыки, став воплощением американской мечты о сказочно богатом человеке. Своими песнями он доводил до исступления десятки миллионов людей, но  ...

  • Bosch. Бойцы невидимого фронтаBosch. Бойцы невидимого фронта

    Чтобы понимать, насколько велик вклад Bosch в автоиндустрию, достаточно сказать, что практически во всех современных автомобилях есть системы и устройства, изобретенные инженерами этой немецкой компании. ...

  • Пять забытых гениев автомобилестроенияПять забытых гениев автомобилестроения

    Мало кто знает инженеров, конструкторов, изобретателей, чьи имена и лица не мелькали на страницах журналов, чьими фамилиями не называли автомобили и целые компании, но чьи достижения навсегда изменили автомобильный мир. ...