Тест Nokian Hakkapeliitta 8 SUV и другие приключения InfoCar.ua в Лапландии.

Поділитися:

Финны - народ неторопливый и спокойный. Суета для них пуще катастрофы, а потому все, что они делают, они делают заранее, чтобы в случае чего-то непредвиденного осталось время для маневра. Таков их образ жизни, и мы в этом убедились, когда еще в начале года отправились за Северный полярный круг, чтобы познакомиться с новинками компании Nokian Tyres для зимнего сезона 2014-2015. Самым интересным пунктом программы был тест новенькой модели Hakkapeliitta 8 SUV в родных для этих шин условиях. Но финны приготовили нам еще несколько сюрпризов. В результате, поездка едва ли не на край света получилась для InfoCar.ua не только познавательной, но и невероятно увлекательной.

Вместо предисловия

Прежде, чем рассказать о главном, позволю себе немного лирики. Если вы никогда не были в Финляндии, вам непременно следует внести посещение этой страны в список того, что нужно успеть в жизни. Здесь нет величественной европейской архитектуры, нет романтики Франции и темперамента Италии или Испании. Здесь есть нечто большее - удивительное ощущение умиротворенности, уюта и уединения. Это то место, где можно по-настоящему отдохнуть, привести в порядок мысли, насладиться великолепными пейзажами и отменной кухней.

Побывать в Финляндии и не отведать оленины – преступление. Финны этих парнокопытных возвели в ранг культа, и определенно умеют их готовить. Пристального внимания заслуживает и ароматная лососевая уха. А вот с дегустацией лося и медвежатины спешить не стоит - на любителя. И кстати, будьте готовы к тому, что мясо вам предложат со сладким джемом из лесных ягод. С ним в Финляндии едят практически все, включая кровяную колбасу. Ну, а если возникнет желание выпить чего-то горячительного, у финнов всегда найдутся всевозможные настойки, ликеры и, естественно, водка.

Только мой вам совет: если надумаете лететь на север Финляндии, проложите свой маршрут так, чтобы он не пролегал через московский аэропорт Домодедово. Хотя, если у вас стальные нервы, вам нравится быть регулярно посылаемым от одной стойки регистрации к другой, из сектора «А» в сектор «В», от гейта 16 к гейту 20, тогда Домодедово – ваш выбор. В качестве бонуса там могут предложить отсутствие вашего рейса в базе, из-за чего вы полчаса проторчите на паспортном контроле, или, например, возможность «зачекиниться» с помощью терминала, а потом все равно отстоять очередь, чтобы распечатать билет, потому что у терминала с этим возникли какие-то проблемы.

Другое дело – аэропорт Ивало, куда мы прилетели чартерным рейсом из злополучного Домодедово. Небольшое здание с обилием дерева в интерьере, минимум людей, все просто и понятно, почти по-домашнему. И много-много снега вокруг. Вот она, настоящая зимняя сказка! Но жить эти несколько дней нам предстояло не в Ивало, а километрах в 30 от него - в маленьком и очень симпатичном туристическом городке Саариселка, по соседству с горнолыжным спуском. Впрочем, нам до него дела нет. Уже на следующее утро нас ждало то главное, ради чего мы проделали этот путь в две с лишним тысячи километров.

По дорогам и лесам

Принято считать, что в Лапландии едва ли не круглый год стоит адский мороз. Я тоже так думал, но это чистой воды выдумка. В тот день, когда в Киеве температура опустилась почти до 20 градусов ниже нуля, а в Москве и вовсе до 25, в районе Ивало градусник показывал приятные -10 по Цельсию. И это прекрасно, потому что при -40 для сугреву пришлось бы чего-нибудь принять, а после этого за руль уже нельзя, что было бы ужасно, потому что с самого утра группу журналистов ждала колонна из полдюжины BMW X3 и Audi Q5, «обутых» в первые серийные образцы новых шипованных шин Nokian Hakkapeliitta 8 SUV. В общих чертах мы вам о них уже рассказывали. Теперь поведаем все подробности.

Главное, чем Hakkapeliitta 8 SUV отличается от аналогичной шины для легковых автомобилей, это жесткость конструкции. Особенно боковины, которая в странах со сложными дорожными условиями, как в Украине, часто подвергаются внешним воздействиям. И если повреждения протектора можно устранить, то проблемы с боковиной, как правило, не решаются, и шину приходится выбрасывать. Дабы максимально снизить риск такого развития событий, инженеры Nokian Tyres применили в конструкции боковин арамидное волокно – композитный материал, используемый в авиационной и оборонной промышленности. Он укрепляет резиновую смесь, делая ее более жесткой, что увеличивает устойчивость боковины к разрыву, а также к давлению закраины обода колеса. Как показали тесты, проведенные специалистами финской компании, при наезде на 12-сантиметровое препятствие на скорости 60 км/час с Hakkapeliitta 8 SUV ничего не происходит, тогда как шины некоторых других марок в аналогичных условиях подвергаются предельным нагрузкам и не всегда их выдерживают.


Первая часть нашего теста должна была продемонстрировать, каких успехов создатели шипованной Hakkapeliitta 8 SUV добились с точки зрения шумности. Многие автомобилисты обращают на этот параметр особое внимание, хотя я считаю его таким же бессмысленным, как, например, существование Джастина Бибера. Когда в шину вкручено больше сотни железяк, они не могут не шуметь. Все остальное зависит от типоразмера шины, от свойств дорожного покрытия, от шумоизоляции колесных арок и от того, знаете ли вы, что такое ушные палочки. Главное, что я выяснил – шумка арок у BMW X3 лучше, чем у Audi Q5. Однозначно!

На крупнозернистом финском асфальте Hakkapeliitta 8 SUV шумит так же, как шумит любая другая шипованная шина (пара дБ разницы ухом не воспринимается). Другое дело, что в Nokian Tyres умудрились втиснуть в рамки норм европейского законодательства значительно больше шипов, чем на любой другой шине конкурирующих марок. Это касается и норм по шуму, и норм по воздействию на асфальт. В типоразмере 235/65 R17, например, 190 (!) шипов, то есть более 80 шипов на один погонный метр протектора. И ларчик, как оказалось, заперт был не так уж сильно. Под каждым шипом Hakkapeliitta 8 SUV есть смягчающий (амортизирующий) слой резиновой смеси, который поглощает часть энергии от соприкосновения шипа с асфальтом. Все это называется системой Eco Stud и, конечно же, запатентовано, так что конкурентам, если они захотят повторить достижение Nokian, придется придумать что-то оригинальное.


По укатанному снегу, ясное дело, шума от Hakkapeliitta 8 SUV значительно меньше, чем на асфальте, и ведут они себя на таком покрытии превосходно, обеспечивая стабильный «держак» и на скорости, и во время разгонов, и на торможениях. Никаких сюрпризов. За счет того самого очень большого количества шипов, которые, к тому же, распределены так, чтобы ни один шип в пятне контакта не перекрывал собой другой, автомобиль словно прилипает к дороге. Свою роль в стабильности шины на торможении сыграли и так называемые тормозные усилители с зазубренным рисунком на задних кромках шашек протектора. Это едва заметная деталь, на которую можно и не обратить внимания, но она, судя по всему, действительно эффективна.

За два часа мы успели поездить и по заснеженным, и по расчищенным до асфальта дорогам, но большая часть маршрута пролегала через бесконечный лес с узкой колеей. Несмотря на то, что Солнце в Лапландии почти не выползает из-за горизонта (световой день здесь короткий, а полярные ночи – нормальное явление), даже его не слишком яркого света бывает достаточно, чтобы превратить снежный покров в сплошное белое пятно, в котором трудно понять, где колея переходит в глубокие сугробы. Двадцать сантиметров в сторону, и машину всасывает в снег по самое не могу. И я в это ловушку попался. Выбраться из нее самому на BMW X3 нереально. Volkswagen Amarok, ехавший прямо передо мной, оказался очень даже кстати.

Но если совсем уж честно, то ни солнце, ни что-либо другое в том, что мой X3 оказался в сугробе, не виновато. Вместо того чтобы расслабиться, я зачем-то очень напрягся, слишком сконцентрировав свое внимание на колее – и вот результат. Хотя коллеги страшно обрадовались тому, что произошло. Повыпрыгивали из машин, и давай веселиться, щелкая затворами фотоаппаратов. А знаете почему? Потому что финскими пейзажами нужно наслаждаться в пеших прогулках. За рулем они вгоняют в сон своей монотонностью. В прямом смысле слова. Во второй половине маршрута я даже подумывал: «А не закопать ли мне машину еще разок, чтобы взбодрить себя и народ?» Тем более что в первый раз я проделал это с X3, а теперь-то еду на Q5… Потом передумал. Не хотелось злить организаторов. Они еще утром предупредили, что каждый, кто закопает машину, вечером, в качестве наказания, будет нырять в прорубь с ледяной водой. В шутку, конечно, предупредили, но прорубь действительно имела место быть, и я в нее прыгнул. Дважды. По доброй воле. Теперь вот пишу эти строки, глотая парацетамол и не выпуская из рук носовой платок.

Но это было потом. А тогда, завершив первую часть теста и отдав машины другой группе, мы отправились на замерзшее озеро Пасасьярве, где еще недавно располагалась школа зимнего вождения Porsche. Почти километр ширины, более 5 км длины и 65 см толщины льда – идеальное место для испытаний шин. Разгон, торможение, боковое скольжение, лосиный тест, змейка – все это мы многократно проделали с Hakkapeliitta 8 SUV, но об этом чуть позже. Сейчас предлагаю немного отвлечься от основной темы.

По лезвию бритвы

На озере Пасасьярве нас ждало сразу несколько приключений, с помощью которых финны хотели дать нам возможность почувствовать, что значит управлять автомобилем по льду на грани возможного. Первым пунктом программы стал заезд на специально подготовленном Audi RS6, за рулем которого в марте 2013 года тест-пилот Nokian Tyres Янне Лайтинен установил мировой рекорд скорости на льду – 335,7 км/час. Как и в тот знаменательный для компании день, поджидавший меня синий немецкий монстр был «обут» в шины Nokian Hakkapeliitta 8 размерностью 255/35 R20 (97 T XL). За рулем, правда, сидел другой тест-пилот, но это, как говорят, не суть. Мне в любом случае была уготована лишь роль пассажира. Водрузив на голову шлем и плотно затянув ремни безопасности, я приготовился ощутить то, что прежде не мог себе и представить.


Рыкнув мотором, RS6 медленно направился к точке старта на длинной ледяной прямой. Само собой, где-то там, почти у горизонта, дежурил автомобиль спасательной службы, чтобы в случае необходимости помощь была оказана оперативно, хотя в те секунды думать об опасности предстоящего мероприятия как-то не хотелось. Но волнение, признаюсь, было. Впрочем, и следа от него не осталось в тот момент, когда по рации прозвучало разрешение начинать заезд. Я просто доверился тому парню, который сидел за рулем. А когда увидел как на скорости за 200 км/час он филигранно и совершенно невозмутимо отлавливает норовящий пойти боком автомобиль, понял, что доверился не зря. В итоге мировой рекорд мы, конечно, не повторили (длины озера Пасасьярве для этого недостаточно), но до отметки 290 км/час все же добрались. Непередаваемые скажу я вам ощущения, когда кажется, что все, не может уже быть никакого сцепления шин со льдом на такой скорости, какие бы там ни были шипы, но нет – автомобиль продолжает ехать прямо и ускоряться. И это на серийных, а не каких-то особенных шинах! Просто фантастика!

Едва выдохнув после ярких эмоций, я отправился к другой Audi, уже RS4, за рулем которой можно было поупражняться в прохождении поворотов различной крутизны в режиме свободного скольжения. Но это была лишь затравка и разогрев перед еще более интересным заездом по импровизированной трассе на раллийных Volkswagen Polo и Golf. Стареньких, но от этого ничуть не менее притягательных. Каркас безопасности, ковши, спортивные руль и рычаг КПП – все эти атрибуты присутствовали, но главным элементом были все же специальные раллийные шины с 4-миллиметровыми шипами, обеспечивавшими на льду такой держак, что пройти поворот в боковом скольжении нужно было еще постараться. На таких шинах относительно не сложно быть быстрым, но для этого нужно преодолеть психологический барьер - перестать аккуратничать на торможениях, смелее работать рулем и газом. Если с этим справиться, удовольствие будет гарантировано. А вместе с ним можно получить еще и очень ценные навыки чувства автомобиля.


Последние штрихи

Развлечения развлечениями, а день подходил к концу, поэтому пришлось оставить кокпит раллийной машины и вернуться за руль Audi Q5, чтобы успеть оценить некоторые аспекты управляемости Nokian Hakkapeliitta 8 SUV. Причем, на подсознательном уровне мне все-таки хотелось найти в новой шине какие-то недостатки. И так и сяк выписывая змейки, разгоняясь и оттормаживаясь, резко разворачиваясь, снова и снова повторяя лосиный тест, я к своему стыду так и не обнаружил повода для придирок.

«Как же так? Что вы сделали, чтобы шина так уверенно вела себя при маневрировании?» - спрашиваю у технического директора Nokian Tyres Матти Морри, буквально выгоняющего меня из машины, потому что программа испытаний давно закончилась. «Наш секрет – это 3D-ламели, - говорит Матти. - Мы использовали два типа таких ламелей. Диагональные в центральной зоне усиливают конструкцию шины и позволяют быстро реагировать на повороты руля, а самоблокирующиеся в плечевой зоне при контакте с дорогой фиксируют шашечные блоки, соединяя их в одно целое, что положительно влияет на управляемость при движении по дуге и маневрах на трассе».

Матти так увлеченно говорит о шинах, что ему невозможно не верить…


Вердикт InfoCar.ua: Nokian Hakkapeliitta 8 SUV – если не лучшая, то совершенно точно одна из лучших зимних шин для кроссоверов и внедорожников. Она продемонстрировала стабильность во всех основных видах испытаний. При том же уровне шума, что и у конкурентов, Hakkapeliitta 8 SUV оснащена большим количеством шипов, благодаря чему обеспечивается превосходное сцепление как на снегу, так и на льду.

17 октября 2014 года. , InfoCar.ua

Оцініть статтюtable=infocar_main2.mats__mats&id=9426 (оцінок - 21, середній бал - 5) жах погано так собі добре супер

Обговорення статті

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація
yakum  

Главное в этих шинах МАДЕ ИН ФИНЛАНД! Только такие покупайте! Все остальные заводы производители нокиан шин не придерживаются строжайших технологий финов.

+3ВІДПОВІСТИ  
Pluto73  

Годная рекламка, старались.

+2ВІДПОВІСТИ  
Auto_User  

Реклама, но читать очень интересно, спасибо!

+2ВІДПОВІСТИ  
0013 AA  

от Финляндских морозов, аж мурашки по коже, а машинам тоже наверно очень холодно

+1ВІДПОВІСТИ  
0013 AA  

покрышки Hakkapeliitta 8 SUV как Оповиржении народной пословицы как корова на льду

+1ВІДПОВІСТИ  

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація

Також читайте:
  • Под грифом секретно. Как проводятся стендовые испытания шинПод грифом секретно. Как проводятся стендовые испытания шин

    Снова и снова отправляясь в Финляндию, мы неизменно возвращаемся из этой прекрасной страны с багажом новых знаний и подросшим уровнем понимания того, что же представляет собой автомобильная шина. ...

  • Тест летних новинок Nokian Tyres: Hakka Black SUV и Hakka Blue SUVТест летних новинок Nokian Tyres: Hakka Black SUV и Hakka Blue SUV

    Nokian Tyres постарается удивить владельцев кроссоверов и внедорожников, предложив им самые передовые свои разработки, воплощенные в моделях Hakka Black SUV и Hakka Blue SUV ...

  • Тест летних шин Nokian Hakka BlueТест летних шин Nokian Hakka Blue

    Летняя шина Nokian Hakka Blue вышла на рынок еще в 2012 году и с тех пор многократно принимала участие во всевозможных тестах. Причем, почти всегда она если не выигрывала, то занимала высокие места, на равных соперничая  ...

  • Пять новинок к юбилею: Презентация шин Nokian в ЛапландииПять новинок к юбилею: Презентация шин Nokian в Лапландии

    Ровно 80 лет назад, в 1934 году, компания Nokia, тогда еще мало кому известная и только потом переименованная в Nokian Tyres, представила первую в мире шину, способную противостоять морозам. С тех пор именно финны вполне ...

  • Зима пришла: Учимся «читать» маркировку шин и дисковЗима пришла: Учимся «читать» маркировку шин и дисков

    Межсезонье, особенно затянувшееся, как в этом году – время, когда вопрос замены шин стоит особенно остро. Оглянуться не успеем, как на дорогах прочно обоснуются гололедица и снег. К этому моменту (если по какой-то нелепо ...