24 часа Ле-Мана - юбилейная гонка своими глазами

Поділитися:

В этом году легендарный суточный марафон отметил юбилей - 90 лет со дня проведения первой гонки на выносливость. Выносливость техники, гонщиков, команды, нервов и даже болельщиков. С того времени изменилось многое, а точнее - почти все!, неизменным осталось лишь главное правило: для победы болид команды должен продержаться на трассе полные сутки и прийти к финишу первым. Автору этих строк посчастливилось побывать на одном из самых знаменитых и популярных автомобильных соревнований в мире.

Как все начиналось...

Впервые "24 часа Ле-Мана" прошли в 1923 году, и гонка была задумана, как проверка одновременно и на скорость, и на выносливость. При этом машины должны были быть надежны, чтобы не проводить в боксах чересчур много времени. Победителем считался тот экипаж, который пройдет наибольшую дистанцию за сутки. Первая гонка прошла даже не на трассе Bugatti (короткий вариант трассы Сарте), а полностью по улицам общественного пользования вокруг города Ле-Ман. В одноименном автомобильном музее, которой находится сразу у входа на трэк, можно посмотреть видео этих заездов: смешные по нынешним меркам автомобили с большими и тонкими колесами мчаться по узким (зачастую грунтовым!) улицам, поднимая клубы пыли прямо перед домами горожан. Вскоре конфигурацию изменили, и теперь часть дистанции проходит по гоночному треку, а часть - таки по улицам пригорода Ле-Ман! Именно эта часть образует знаменитый прямик Mulsane длиной 6 км, на котором гонщикам удавалось развивать впечатляющие скорости за 300 км/ч. Со временем, в целях безопасности, было решено разбить прямую двумя "шиканами", чтобы сделать гонку более безопасной и интересной. Кстати, категория прототипов появилась почти сразу после основания самой гонки - в 1925 году фирма Chenard and Walcker выставила на соревнования свой Tank Z1 Special, который пришел к финишу десятым.

С тех пор помимо обычных спортивных автомобилей в Ле-Мане стали состязаться гоночные прототипы, значительно превосходящие их по мощности и скорости. С годами эта кагорта машин трансформировалась в класс LMP1, в котором сегодня сражаются лидеры мировой автоиндустрии. Особенный интерес они стали проявлять к суточному марафону после Второй мировой, соревнуясь в технологичности своих болидов. Например, некоторые команды перешли на дизельные двигатели, в том числе и безоговорочный лидер последних лет, команда Audi. Затем появились гибридные технологии, и вновь Audi не было равных. Потеснить немцев вызвались французы, которые вернулись в Ле-Ман в 2007, а уже в 2009 смогли прийти к финишу первыми, также, между прочим, используя дизельный двигатель. Но затем удача от них отвернулась, и после 2011 года было принято решение вовсе свернуть кольцевую гоночную программу. Но Audi не остались в гордом одиночестве - уже в 2012 году в Ле-Ман пришла Toyota, также использовавшая гибридную технологию в своих болидах. Их дебютная гонка не задалась, и обе машины команды сошли с дистанции, но в этом сезоне японцы были полны решимости. Главная борьба должна была развернуться именно между этими командами, причем вполне очевидным было преимущество Audi. Обе команды выставили модернизироанные версии своих гибридных (дизель-электрических) болидов: Audi R18 e-tron quattro, Toyota TS030 Hybrid. Но автоспорт вещь сколько интересная, столько и непредсказуемая, а поэтому делать однозначные прогнозы было рано.

Атмосфера

Но, помимо самой гонки, важная составляющая Ле-Мана - это сопутствующая ей атмосфера. Приготовления начинаются задолго до начала, причем готовятся как организаторы, так и болельщики с журналистами. Шутка ли, аккредитация последних заканчивается за два месяца до события! Поэтому мне пришлось сильно постараться, чтобы буквально накануне гонки попасть в эти списки. Спасибо за лояльность организаторов и французским друзьям! Сам праздник, а это именно праздник, начинается за неделю до основного старта. Проходят фотосессии команд, парад пилотов, всевозможные гонки поддержки, заезды прошлых триумфаторов Ле-Мана.

Ле-Ман и его окрестности наполняются болельщиками из разных стран, и тихий городок со 150-тысячным населением вырастает больше чем в три раза! Если не позаботиться о ночлеге заранее, то ночевать придется километров за 150 км или просто в машине. Последнее совершенно не пугает чопорных европейцев - ночью окрестные улицы были заполнены автомобилями со спящими внутри людьми. Кто-то пытается сложить задние сиденья и устроить что-то наподобие кровати, кто-то спит прямо на передних. Причем машины не самые для этого удобные, например, MINI. Более расчетливые либо разбивают палатку на окрестных полях в специальных лагерях, либо приезжают сразу на кемперах. Самые престижные места для них - специальный кемпинг буквально в тридцати метрах от трассы! И это учитывая, что над треком круглые сутки разносится очень сильный шум, от которого можно спастись только специальными наушниками. Не пустеет трасса и ночью. Кто-то остается здесь на сутки, устраиваясь насколько это возможно на ночлег, кто-то приходит специально после полуночи, потому как вход на любые трибуны в это время свободный, и можно занять классное место до утра.


Самая многочисленная армия болельщиков, по моим наблюдениям, прибывает из Великобритании. За ними следуют немцы и уже потом граждане других стран Евросоюза. Приезжают сюда не только на обычных авто, но и на дорогой, а порой и экзотической технике, включая и ретро-автомобили в отличном состоянии. А где ж еще себя показать, да других посмотреть? Поэтому на обилие всевозможных Porsche, Ferrari, Lamborghini, Lotus и других я насмотрелся еще на дальних подступах к треку.

После входа вы окунаетесь в атмосферу настоящего автомобильного праздника. Толпы фанатов, рев моторов, непрерывный монолог комментатора. Все это подкрепляется десятками магазинов со спортивными сувенирами, модельками, литературой и конечно же различными закусочными. Если надоели гонки, уж точно будет чем заняться! Но в основном сюда приходят, приезжают и прилетают настоящие фанаты - как те японцы, которые заняв места на трибунах напротив команды Toyota даже глубокой ночью продолжали болеть "за своих". Или как семьи, которые приходят сюда чуть ли не с грудными детьми и вечером и даже даже ночью! Действительно, любовь к автоспорту в Европе прививают с детства...

Стоит отметить, что "24 часа Ле-Мана" довольно лояльная гонка для болельщиков. Редко где можно попасть на пит-лейн и даже в боксы буквально за час до старта! И даже поглазеть на командные пункты, откуда очень скоро команды будут давать указания своим пилотам. Сами болиды, в дань традиции, выставлены елочкой на стартовой прямой. Многие годы после отмашки клетчатым флагом гонщики подбегали к своим машинам с противоположной стороны трека, заводили их и начиналась отчаянная борьба на трассе. И вот последние приготовления закончены, трибуны заполнены и болиды выезжают на старт.

Гонка

После прогревочного круга за машиной безопасности (Audi RS6 универсал) старт пелетону дается с ходу. И тут же первый сюрприз - начавший моросить дождь поливает трассу с удвоенной силой! Погода в Ле-Мане может меняться очень быстро, а часто и вовсе быть непредсказуемой, поэтому здесь надо быть готовым ко всему. Поэтому Toyota решает идти ва-банк и начинает атаковать болиды Audi, которые занимали три первых места и несколько сбавили скорость.


Но, к сожалению, старт юбилейной гонки 24 часа Ле-Мана был омрачен трагедией. Уже на четвертом круге датский пилот Allan Simonsen, пилотировавший Aston Martin Vantage V8 №95 вылетел с трассы в повороте Tertre Rouge, на полной скорости ударившись в ограждение. Из замершей машины пилот не вышел, а вместе с safety car на трассу выехал и автомобиль скорой помощи. Причем первой подоспела т.н. мобильная бригада на RS6, которая оказывает первую помощь до приезда "классической" скорой. Но, несмотря на все усилия медиков, 34 пилот умер в медицинском центре при трассе.

В итоге машина безопасности не покидала трек около часа - сначала извлекали пилота и убирали обломки, затем ремонтировали ограждение. Команда Aston Martin была готова прекратить гонку и снять все свои машины, но семья Симонсена, которую тут же поставили в известность, сказала, что не надо: "Он сам бы этого хотел". Увы, даже не смотря на суперсовременные технологии и продуманные меры безопасности, автоспорт остается смертельно опасным.

Буквально через 12 кругов лидеры догнали круговых (!) и началось самое интересное. И хотя они должны пропустить догоняющих, сделать это не всегда возможно физически. А когда догоняет сразу несколько лидеров! А затем началась волна питстопов, на которые в Ле-Мане заезжают довольно часто. Уже через два часа лидеры пошли на вторые заезды в боксы, а с неба вновь полило, как из ведра. После непродолжительной борьбы и посещения боксов, пилотам Audi удалось занять все три первых места, а болиды Toyota расположились на четвертом и пятом. Эта пятерка продолжала нарезать быстрые круги, держась очень близко один к одному и уже через полтора часа оторвалась от ближайших преследователей, команды Rebellion Racing на Lola-Toyota на один круг. И тут тойотовцы первый раз схватились за сердце - болид TS030, вторая машина заводской команды Toyota под номером 7 замерла на треке! Но, к великой радости фанатов, буквально через полминуты она продолжила гонку как ни в чем не бывало и даже не заехала в боксы. Эта же машина заставить понервничать всех еще больше уже перед финишем, но не будем забегать вперед!

Было жарко и в "младшем" классе GTE. Porsche 911 RSR пытался противостоять Aston Martin Vantage V8, что поначалу выходило не очень. Во втором эшелоне место под солнцем пыталась завоевать команда Corvette Racing на Chevrolet Corvette C6-ZR1. Именно эти машины порадовали болельщиков самым громким и сочным звуком своих V-образных "восьмерок". И снова хлынул дождь, заставляя пилотов довольно грубо срезать повороты через зоны безопасности, а порой и через гравийные ловушки. В повороте Dunlop чуть не случился настоящий завал, причем оба Chevrolet оказались на волоске от столкновения друг с другом! Но слава Богу обошлось, и все тут же вернулись на трассу. Через три часа гонки отставание лидеров "второго" класса LMP2 составляло четыре круга, а класса GTE и вовсе шесть кругов и больше. К вечеру ситуация стабилизировалась, хотя отрывы лидирующих в классах машин по прежнему были невелики. Первый три места по прежнему занимали Audi...


Ситуация начала меняться к ночи, когда лидер гонки - Audi R18 e-tron quattro под номером 1 был вынужден заехать в боксы и провести там более 35 минут! В итоге Toyota удалось прорваться на второе и третье места, а экипажу Audi под номером один пришлось распрощаться с мечтами о подиуме.

За 12 часов лидеры пелетона прошли 180 кругов, намотав на колеса более 2300 км. А ночью начала сказываться усталость и пилотов, и техники. Попадает в сильную аварию Lola под номером 30, эффектно оторвав задний мост, сходит Honda под номером 33. Чуть позже к ним "присоединяются" две Ferrari 458 Italia из класса GTE.

Ночная гонка - тема отдельного рассказа. Над трассой вспыхивают сотни прожекторов, а сами машины включают не только головной свет, но и подсветку "для красоты". Отлично подсвечиваются и бортовые номера. Так что болеть за любимую команду можно и ночью! Что, собственно, многие и делают. Да, трибуны заметно пустеют, редеют и толпы фанатов, но все примерно треть остается, и отчаянно подавляя сон, продолжают следить за гонкой.

C рассветом большая часть гонки остается позади и утром можно увидеть обновленный состав пелетона. Лидер, похоже уже определился - Audi R18 под номером 2 уверенно лидирует, опережая ближайшего преследователя - Toyota TS030 №7 - на целый круг. На третьем месте также продолжает удерживаться Toyota, причем с приличным отрывом от идущей четвертой Audi! В классе GTE также изменения - Porsche медленно, но уверенно теснит Aston Martin, прочно закрепившись на втором месте. Неплохо чувствовал себя и Nissan в классе LMP2, занимая два первых места.

...и снова дождь!

Но удача отвернулась от британцев совсем незадолго до финиша - сначала сошел 98 номер, а затем и лидировавший 99! Оставшийся в строю Vantage V8 отчаянно сопротивлялся двум наседавшим 911 RSR (№91 и 92).

На установившееся было равновесие нарушила ее величество погода. Меньше чем за полтора часа до окончания суточного марафона разразился сильный дождь, в одночасье выбивший из соревнований сразу несколько болидов. В их числе оказалась и злополучная Toyota №7 - вылет на гравийную ловушку, удар в ограждение и болид замирает с поврежденным носовым обтекателем. Да, пускай №7 занимал не призовую, четвертую позицию, но как обидно сойти перед самым финишем, пропустив вперед главного соперника. А ведь такое на Ле-Мане случается довольно часто, вспомним хотя бы недавние истории с Peugeot. Но японцы сдаваться не собирались! Выбравшись на трассу, поврежденная Toyota поковыляла в боксы. Вот тут то и пригодился гандикап в восемь кругов. Сыграла на руку и машина безопасности, которая замедлила пелетон в ожидании ликвидации аварии. Волею случая в это время я как раз оказался над боксами команды Toyota. Быстро установив дождевую резину на свою лидирующую машину, они принялись за реанимацию №7. Для этого ее даже можно полностью закатить в боксы. Вы бы видели, как старались изможденные механики! И таки успели!


В итоге тройка лидеров на финише (класс LMP1) выглядела так: Audi №2 (пилоты Kristensen, Duval, McNish), Toyota №8 (Davidson, Buemi, Sarrazin), Audi №3 (Gene, Di Grassi, Jarvis). Четвертой была Toyota, за ней Audi, а шестым, и последним добравшимся до финиша в классе стал болид №21 команды Strokka Racing (HPD ARX - Honda).

Финишная линейка класса LMP2 порадовала фирму Nissan, а также российских болельщиков, ведь тройка болидов-лидеров была оснащена двигателями Ниссан, а третье место заняла команда G-Drive Racing, один из пилотов которой россиянин Роман Русинов.

В классе GTE Porsche команды AG Team Mantley таки удалось прорвать оборону Aston Martin и завоевать первые две позиции, оттеснив последнего на "бронзовую" позицию. Свою победу команда Aston Martin Racing посвятила погибшему Алану Симмонсену. Команда Corvette Racing заняла четвертую (№73) и седьмую позицию (№74), в то же время Viper, вернувшийся на Ле-Ман после 13 летнего перерыва, так и не смог дать достойный бой Corvette, заняв лишь восьмую и девятую позиции.

В подклассе GTE Am победу праздновала местная команда IMSA (Porsche 911GT3 RSR), которая в прошлом году сошла с дистанции за четыре минуты до финиша из-за прокола колеса! Победа над AF Corse, занявшей второе и третье места и выступавшей на Ferrari 458 Italia, была хоть и убедительной, но далась непросто.

Как бы не хотелось, но закончить на мажорной ноте почему то не выходит. Жаль, очень жаль, что юбилейная гонка, которую посетило рекордное количество зрителей омрачилась трагедией. А ведь фатальных инцидентов на Ле-Мане не было уже больше десяти лет. Поэтому на подиуме не было традиционных брызг шампанского, которые, к слову, придумали здесь же, на Ле-Мане 1967 года. Тем не менее, команда Audi была довольна своими достижениями, и не скрывала радости, ведь это уже десятая победа четырех колец на 24 часах Ле-Мана! Было чему порадоваться и в стане Toyota - второй год участия и второе и четвертое места. И это при том, что в Toyota изначально признавали, что они слабее Audi. Или это был тактический ход? В любом случае, на следующий год организаторы готовят изменения в регламенте, и причем довольно существенные. Поэтому и следующая гонка обещает стать не менее интересной. Так что до следующего сезона!

27 июня 2013 года. , InfoCar.ua

Оцініть статтюtable=infocar_main2.mats__mats&id=8973 (оцінок - 35, середній бал - 5) жах погано так собі добре супер

Обговорення статті

0013 AA  

Гонка оставила шикарный след и запах от жженной резины в памяти мозга на долго, множество незабываемых впечатлений от автомобилей как принимавших участие в гонке так и от авто прибывших на гонку зрителей.

+1ВІДПОВІСТИ  
Алексей  

Хорошая статья, читал с удовольствием. Спасибо

+1ВІДПОВІСТИ  

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація

Також читайте:
  • Geely на автосалоне в Шанхае 2013Geely на автосалоне в Шанхае 2013

    Не будет откровением сказать, что на автосалоне в Шанхае главенствующее место занимали китайские автопроизводители. Один из них - Geely - компания, которая входит в тройку лидеров автомобильного рынка Китая. На внушитель ...

  • Новинки BYD на Шанхайском Автосалоне 2013Новинки BYD на Шанхайском Автосалоне 2013

    20 апреля открыл свои двери для прессы Шанхайский Автосалон. Конечно же, больше половины павильонов занимали китайские бренды, многие из которых давно представлены в Украине. Среди них одним из крупнейших был стенд с нов ...

  • Итоги Франкфурта-2013: Новинки для народаИтоги Франкфурта-2013: Новинки для народа

    Оперативную информацию из Германии читатели InfoCar.ua получали из наших новостей, однако нам хотелось бы поделиться не только технической информацией о новинках, но и личными впечатлениями от «общения» с дебютантами. И  ...

  • Итоги Франкфурта-2013: Заглядываем в будущееИтоги Франкфурта-2013: Заглядываем в будущее

    Серийные автомобили, представленные на автосалоне во Франкфурте, интересны нам тем, что многие из них в скором времени могут появиться в Украине. Категория концепт-каров, всегда вызывает восхищение полетом дизайнерской м ...

  • Итоги Франкфурта-2013: Быстрые и очень быстрыеИтоги Франкфурта-2013: Быстрые и очень быстрые

    Этой статьей мы завершаем рассказ об автосалоне во Франкфурте 2013 года. С представленными в Германии серийными автомобилями, и концепт-карами мы уже познакомились, настал черед суперкаров ...